Постановка иностранных организаций на налоговый учет: новации 2014 года (Комментарий к подп. 2.6 п. 2 ст. 66 Налогового кодекса РБ и отдельным положениям постановления Совета Министров РБ от 31.12.2013 № 1189)


С 1 января 2014 г. иностранная организация, которая на основании договора (договоров) с органом государственного управления РБ, юридическим, физическим лицом, в т.ч. индивидуальным предпринимателем, на территории Республики Беларусь выполняет работы (оказывает услуги), осуществляет иную не запрещенную законодательством деятельность, должна подать заявление в налоговый орган по месту осуществления деятельности на территории Республики Беларусь до начала деятельности по такому (таким) договору (договорам) (подп. 2.6 п. 2 ст. 66 НК в редакции 2014 г.).

К заявлению нужно приложить следующие документы (оригиналы и их копии):

– справку налогового органа страны местонахождения иностранной организации о ее регистрации в качестве плательщика в этой стране с указанием кода плательщика или аналога кода плательщика;

– договор (договоры), согласно положениям которого (которых) иностранная организация на территории Республики Беларусь выполняет работы и (или) оказывает услуги в течение периода, превышающего сроки, установленные пп. 3 и 4 ст. 139 НК, осуществляет иную не запрещенную законодательством деятельность;

– доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя иностранной организации на территории Республики Беларусь на совершение сделок, иных юридически значимых действий от имени иностранной организации, включая полномочия на представление ее интересов в отношениях, регулируемых налоговым законодательством.

Кроме указанных документов иностранной организации надо также представить:

– копию выписки из торгового регистра страны ее местонахождения или иное эквивалентное доказательство ее юридического статуса в соответствии с законодательством страны ее местонахождения, выданное не позднее 3 месяцев до дня представления документов для постановки на учет в налоговом органе;

– копии своих учредительных документов.

Из вышеизложенных изменений, а также новой редакции понятия постоянного представительства (в нем отсутствует положение о необходимости осуществления предпринимательской и иной деятельности иностранной  организации в Беларуси через ее обособленное структурное подразделение (учреждение) в Беларуси) следует, что иностранная организация, планирующая осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь, сможет стать на учет в налоговых органах в качестве постоянного представительства  без открытия представительства в МИД РБ.

То есть в настоящее время факт постановки на учет в налоговых органах не связан с необходимостью открытия (регистрации) представительства на территории Республики Беларусь. Это значит, что иностранная организация может не иметь открытого на территории Республики Беларусь представительства и при этом состоять на учете в налоговых органах РБ.

Более того, Положением о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2013 № 1189, определено, что представительство коммерческой иностранной организации может быть открыто только в целях осуществления представительством от имени и по поручению представляемой им иностранной организации деятельности подготовительного и вспомогательного характера, если иное не установлено международными договорами, заключенными Республикой Беларусь, или законодательными актами РБ.

Справочно: документы, выданные на территории другого государства, представляемые для постановки плательщика на учет в белорусском налоговом органе, должны быть оформлены в соответствии с законодательством этого государства. В налоговый орган должны быть представлены оригиналы и (или) в установленных законодательством случаях копии документов, удостоверенные компетентными органами иностранных государств (либо судами, либо нотариусами, либо иными компетентными органами иностранных государств). Эти документы (оригиналы, в установленных случаях - копии документов) должны быть легализованы в дипломатических представительствах или консульских учреждениях РБ, если иное не предусмотрено международными договорами РБ.

Требования о необходимости перевода документов, составленных на иностранном языке, на белорусский или русский язык остались прежними, как и то, что верность перевода или подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы нотариально либо дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями РБ (п. 5 ст. 66 НК).

 

Подробнее читайте в журнале «Главный Бухгалтер», 2014 № 12, c. 48

Татьяна Филатова, экономист

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.