Продвижение продукции: аспекты исчисления НДС (Комментарий к отдельным нормам гл.12 Налогового Кодекса РБ)

03 июня 2013

При заключении договора на оказание рекламных услуг с иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговых органах РБ, необходимо изучить некоторые нормы Налогового кодекса РБ (далее – НК) с целью определения необходимости исчисления НДС.

При реализации услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Беларуси через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные работы, услуги. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст. 21 и 22 НК (ст. 92 НК).

Местом реализации рекламных услуг исходя из подп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе (далее – Протокол) и подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК признают территорию покупателя. Поэтому если стороной договора на оказание рекламных услуг является иностранная организация, не состоящая на учете в налоговых органах РБ, то у белорусской организации, приобретающей такие услуги, возникает необходимость исчисления НДС при оплате стоимости услуг.

Следовательно, налоговой базой является стоимость рекламных услуг, указанная в договоре. При этом налог начисляется на налоговую базу, т.е. стоимость услуг не содержит НДС.

Стоимость услуг обычно устанавливают в договоре в иностранной валюте. Ее требуется перевести в белорусские рубли. При определении налоговой базы НДС по договорам, предусматривающим реализацию услуг за иностранную валюту, пересчет иностранной валюты в белорусские рубли производится по официальному курсу Нацбанка, установленному на момент фактической реализации услуг или на дату фактического осуществления расходов, оплаты (п. 2 ст. 97 НК).

В свою очередь, моментом фактической реализации услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, признается (за исключением случая, установленного частью второй п. 5 ст. 100 НК), день оплаты, включая авансовый платеж, либо день иного прекращения обязательств покупателями (заказчиками) этих услуг (п. 5 ст. 100 НК).

Таким образом, стоимость рекламных услуг нужно пересчитать в белорусские рубли по курсу, установленному Нацбанком на дату их оплаты исполнителю. В отчетном периоде, на который приходится этот день, должен быть исчислен НДС.

Наталья Нехай, экономист

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.