С 2015 года права налоговых органов по корректировке цен и доначислению налога на прибыль существенно расширились (Комментарий к ст. 30-1 Налогового кодекса РБ, в редакции Закона РБ от 30.12.2014 № 224-З)


Положения, которые в 2015 г. остались без изменения

Не изменилась суть налогового контроля за трансфертным ценообразованием: налоговый орган может не согласиться с величиной налоговой базы по налогу на прибыль, отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете) по этому налогу исходя из цены, примененной сторонами сделки, и откорректировать эту цену до величины, определенной налоговым органом самостоятельно с учетом рыночных цен.

Также неизменными остались следующие положения:

1) применить рассматриваемую меру налоговый орган вправе только в ходе выездной проверки;

2) доначислить можно только налог на прибыль. Корректировка налоговой базы по иным налогам и сборам (в т.ч. НДС, акцизам) не предусматривается;

3) корректировка цены производится, только если в ее результате увеличиваются налоговая база и сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет. Например, при продаже плательщиком товара по цене, отклоняющейся от рыночной цены в сторону повышения, налог пересчитан не будет;

4) не изменились случаи, когда налоговый орган не вправе подвергать сомнению примененные плательщиком цены и корректировать их.

 

Положения, которые принципиально изменились в 2015 г.

1. Контроль будет касаться не только примененных плательщиками в сделках цен на товары, но и тарифов на любые работы и услуги.

2. Контролю будут подлежать цены в сделках не только по реализации товаров (работ, услуг), но и по их приобретению.

То есть налоговый орган сможет как увеличить выручку по сделкам по реализации товаров (работ, услуг), так и уменьшить "затратную" часть налоговой базы по налогу на прибыль (в 2014 г. допускался контроль только за ценами в сделках по реализации).

Так, если цена, примененная в сделке по приобретению товаров (работ, услуг), превысит максимальное значение определенного налоговым органом установленными методами диапазона рыночных цен, то для целей налогообложения будет принята цена, которая соответствует этому значению, а не примененная плательщиком.

3. При сохранении для внешнеэкономических сделок 20%-го норматива отклонения цены от рыночной значительно (с 60 до 1 млрд. руб.) снижен норматив цены сделки (нескольких сделок с одним лицом, заключенных в течение года), при которой налоговый орган вправе скорректировать налоговую базу по налогу на прибыль и доначислить этот налог.

Таким образом, с 2015 г. корректировка цены будет возможна при наличии следующих оснований (достаточно одного из них):

– если было реализовано (не важно, какому лицу: белорусскому или иностранному) недвижимое имущество и цена сделки отклоняется в сторону понижения более чем на 20 % от рыночной цены на объекты недвижимости на дату реализации недвижимого имущества;

– товар продан (работа выполнена, услуга оказана) иностранному юридическому или физическому лицу (в т.ч. на основе договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров) или товар (работа, услуга) приобретены у такого лица и цена сделки (нескольких сделок с одним лицом в течение года) превышает 1 млрд. руб. на дату реализации или приобретения товара (работы, услуги) и при этом цена сделки отклоняется более чем на 20 % от рыночной цены на дату реализации или приобретения.

4. Перечень имеющихся в распоряжении налоговых органов методов определения рыночных цен дополнен методом сопоставимой рентабельности.

Подробнее читайте в электронном «Главном Бухгалтере», 2015, № 3, с. 44.

Максим Коршекевич, юрист

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.