О регулировании цен на средства защиты растений и кормовые добавки (Разъяснения о порядке применения постановления № 623)


Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь совместно с Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь письмом от 12 декабря 2022 г. № 03-2-15/12653/17-02-09/950К разъясняют порядок применения норм постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 сентября 2022 г. № 623 «О временном регулировании цен» (далее – постановление № 623) по наиболее часто задаваемым вопросам.

1. Распространение действия постановления № 623.

Действие постановления № 623 распространяется исключительно на импортеров средств защиты растений и кормовых добавок (за исключением кормовых добавок для кошек, собак, декоративных грызунов, декоративных птиц и других непродуктивных животных), а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оптовую торговлю данными товарами. При формировании цен указанные субъекты обязаны соблюдать ограничения, установленные постановлением № 623, а также руководствоваться Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 6 августа 2021 г. № 55 (далее – Инструкция № 55).

Вместе с тем постановлением № 623 не установлены ограничения на формирование розничных цен на средства защиты растений и кормовые добавки.

Следовательно, при розничной продаже средств защиты растений и кормовых добавок юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе самостоятельно или по согласованию с покупателем установить цену на товар (абзац второй статьи 12 Закона Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-3 «О ценообразовании»).

2. Определение термина кормовые добавки.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 2 июля 2010 г. № 161-3 «О ветеринарной деятельности» (далее – Закон) корма и кормовые добавки – продукты растительного, животного, минерального, химического и микробиологического происхождения, включая их смеси, используемые для кормления животных всех видов или как компоненты для производства кормов.

В соответствии со статьей 2 технического регламента Республики Беларусь «Корма и кормовые добавки. Безопасность» (TP 2010/025/BY), кормовая добавка – это природные и (или) искусственные вещества или их комбинации, добавляемые в корма (к кормам) или вводимые в корма на стадии их производства для придания кормам определенных свойств и (или) сохранения их качества.

Исходя из вышеизложенного продукты растительного, животного, минерального, химического и микробиологического происхождения, включая их смеси, используемые для кормления животных, добавления в корма (к кормам) или введения в корма на стадии их производства, являются кормовыми добавками.

Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 27 Закона обращение кормовых добавок осуществляются при условии их государственной регистрации в одном из государств – членов Евразийского экономического союза в установленном законодательством порядке.

3. Формирование цены импортером.

В соответствии с частью первой пункта 5 Инструкции № 55 отпускные цены на ввезенные в республику товары, предназначенные для дальнейшей продажи на территории республики, устанавливаются импортерами исходя из контрактных цен, расходов по импорту (таможенные пошлины и сборы, страхование груза, проценты по кредитам (займам, гарантиям), транспортные расходы, другие расходы в соответствии с законодательством), с учетом конъюнктуры рынка и ограничений, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов).

Также в соответствии с частью четвертой пункта 5 Инструкции № 55 расходы по фасовке (стоимость упаковочных материалов по цене приобретения, заработная плата работников, производящих фасовку, с отчислениями на социальные нужды, амортизация оборудования) в одноразовые упаковочные материалы, использование которых допускается техническими нормативными правовыми актами, относятся импортером на увеличение отпускной цены, сформированной в соответствии с частями первой и второй пункта 5 Инструкции № 55.

Кроме того, обращаем внимание, что в соответствии с частью первой пункта 7 Инструкции № 55 отпускные цены формируются импортером с учетом и (или) без учета расходов по их доставке.

4. Порядок пересчета контрактных цен, установленных в иностранной валюте.

Контрактные цены, установленные в иностранной валюте, пересчитываются по официальному курсу Национального банка на дату установления цены (часть третья пункта 5 Инструкции № 55).

Инструкция № 55 не содержит норм, регулирующих периодичность установления цен.

5. Формирование цены субъектом торговли, осуществляющим оптовую торговлю.

В соответствии с пунктом 12 Инструкции № 55 субъекты торговли, осуществляющие оптовую торговлю товарами, в отношении которых они не являются производителями (импортерами), формируют цены путем применения оптовых надбавок к отпускным ценам производителей (импортеров) в размерах, не превышающих установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов).

При приобретении товаров у производителя (импортера) по отпускным ценам, сформированным без учета расходов по доставке, субъекты торговли имеют право относить сумму фактических расходов по доставке товаров на увеличение отпускных цен (часть вторая пункта 7 Инструкции № 55).

Суммы расходов, перечисленных в части второй пункта 7 Инструкции № 55, включаемые в отпускные цены, должны быть подтверждены документально либо обосновываться расчетами, если уплата по ним отсрочена (часть третья пункта 7 Инструкции № 55).

Соответственно, расходы субъекта торговли, осуществляющего оптовую торговлю товарами, цены на которые регулируются государственными органами, осуществляющими регулирование цен, по доставке от субъекта торговли, осуществляющего оптовую торговлю, до покупателя не относятся на увеличение цен субъекта торговли, осуществляющего оптовую торговлю.

Кроме того сообщаем, что расходы субъекта торговли, осуществляющего оптовую торговлю, по перемещению товаров между объектами одного юридического лица, не относятся на увеличение цен.

В целях правильного формирования цены на средства защиты растений и кормовые добавки (за исключением кормовых добавок для кошек, собак, декоративных грызунов, декоративных птиц и других непродуктивных животных) с учетом ограничений, установленных постановлением № 623, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим оптовую торговлю данными товарами, необходимо иметь информацию об отпускной цене производителя (импортера) и (или) уже примененной оптовой надбавке (если товар приобретался не напрямую у производителя (импортера)). Указанная информация может быть запрошена непосредственно у производителя (импортера).

6. Надбавка импортера и оптовика (суммируется или нет).

В соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 3 Инструкции № 55:

импортер – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие ввоз товара на территорию Республики Беларусь для его дальнейшей реализации;

оптовая надбавка – надбавка к отпускной цене, применяемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении оптовой торговли товаром, в отношении которого оно или он не является производителем (импортером).

Исходя из изложенного, одновременное применение импортером надбавки импортера и оптовой надбавки не допускается: импортер применяет только надбавку импортера, субъект торговли, осуществляющий оптовую торговлю, – только оптовую надбавку.

7. Отражение информации в товаросопроводительных документах.

Товаросопроводительные документы (товарно-транспортная накладная и товарная накладная (далее – ТТН-1 и ТН-2)) на товары, цены на которые регулируются, должны быть оформлены в соответствии с пунктом 291 Инструкции № 55 для последующего правильного формирования цены субъектами торговли.

В ТТН-1 и ТН-2 указываются сведения, связанные с установлением регулируемых цен на товары: отпускная цена, вид скидки (с отпускной цены, оптовая), оптовая надбавка и иная информация о структуре цены, в соответствии с частью второй пункта 5 Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 июня 2016 г. № 58.

Отсутствие необходимой информации может привести к нарушениям законодательства (в частности, превышению предельной максимальной оптовой надбавки, установленной постановлением № 623), ответственность за которые предусмотрена статьей 13.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

8. Приведение цен на остатки товаров в соответствие с нормами постановления № 623.

В соответствии с пунктом 1 статьи 392 Гражданского кодекса Республики Беларусь договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством.

При этом пунктом 2 статьи 392 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что, если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством.

Следовательно, реализация остатков товаров (средств защиты растений и кормовых добавок (за исключением кормовых добавок для кошек, собак, декоративных грызунов, декоративных птиц и других непродуктивных животных)) после вступления в силу постановления № 623 должна осуществляться по ценам, сформированным с применением надбавок не выше установленного предельного уровня (для импортера не более 25 %, для субъекта оптовой торговли не более 20 %).

9. Отгрузка товаров за пределы Республики Беларусь.

Действие постановления № 623 распространяется на товары, реализуемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь.

10. Давальческие услуги.

В соответствии с абзацами пятым и шестым пункта 3 Инструкции № 55:

отпускная цена – цена, устанавливаемая производителем на произведенный (в том числе произведенный по договору подряда) товар, а также импортером на ввезенный им в Республику Беларусь товар для дальнейшей его реализации;

производитель – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющее производство товаров, выполнение работ, оказание услуг или являющиеся собственниками товара, произведенного по договору подряда.

Организация-заказчик, передающая сырье для последующего производства готовой продукции другой организации в соответствии с заключенным договором подряда с сохранением права собственности на готовую продукцию, подпадает под определение термина «производитель» в соответствии с Инструкцией № 55.

В этой связи на произведенные по договору подряда средства защиты растений и кормовые добавки (за исключением кормовых добавок для кошек, собак, декоративных грызунов, декоративных птиц и других непродуктивных животных) ценовое регулирование, установленное постановлением № 623, не распространяется.

Однако при дальнейшей реализации продукции (средств защиты растений и кормовых добавок (за исключением кормовых добавок для кошек, собак, декоративных грызунов, декоративных птиц и других непродуктивных животных)), в том числе изготовленной на давальческих условиях, организациям, осуществляющим оптовую торговлю, необходимо руководствоваться нормами постановления № 623.

11. Исполнение ранее заключенных договоров.

Особенности исполнения договоров, в том числе заключенных в рамках процедур государственных закупок, закупок за счет собственных средств, биржевых торгов, постановлением № 623 не установлены, в связи с чем необходимо руководствоваться общими требованиями законодательства.

В отношении договоров, заключенных до 22 сентября 2022 г., необходимо учитывать следующее.

Поставки, осуществленные до 22 сентября 2022 г., подлежат оплате по цене, сформированной по результатам проведенной процедуры государственной закупки, закупки за счет собственных средств, биржевых торгов.

С 22 сентября 2022 г. реализация средств защиты растений и кормовых добавок (за исключением кормовых добавок для кошек, собак, декоративных грызунов, декоративных птиц и других непродуктивных животных) должна осуществляться с учетом ограничений, установленных постановлением № 623. Договоры в этой части подлежат приведению в соответствие с нормами указанного постановления посредством оформления дополнительного соглашения к ним.

При этом любые изменения условий договора возможны только по соглашению сторон либо в судебном порядке. В случае недостижения согласия об изменении условий договора он может быть расторгнут по соглашению сторон.

Если же одна из сторон не соглашается на изменение условий договора или его расторжение по соглашению сторон, вторая сторона вправе обратиться в суд с требованием об изменении или расторжении договора.

12. Документальное оформление расчета оптовой надбавки. Нужно ли составлять расчет субъекту розничной торговли.

В соответствии с частью третьей пункта 28 Инструкции № 55 экономические расчеты по обоснованию уровня применяемых оптовых и торговых надбавок не составляются.

Так как на средства защиты растений и кормовые добавки в розничной торговле применяются свободные цены, составление расчета с указанием размера применяемой торговой надбавки к отпускной цене производителя (импортера) не является обязательным.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup