Организации продолжают задавать вопросы по постановлению № 713


Очередные разъяснения МАРТ содержат ответы на 14 наиболее часто задаваемых вопросов о механизме формирования цен импортерами, производителями и розницей.

 

Письмо МАРТ Республики Беларусь от 07.03.2023 № 20-02/1675К «О применении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713»

 

В связи с поступающими обращениями по вопросам применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен» (далее – постановление № 713) Министерство антимонопольного регулирования и торговли в пределах компетенции разъясняет следующие вопросы:

1. В каком порядке осуществляется реализация товаров юридическим лицам из розничных торговых объектов по розничным ценам

Основные требования к организации и осуществлению торговли установлены Законом Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (далее – Закон о торговле).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о торговле:

оптовая торговля – вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, если иное не предусмотрено законодательными актами (подпункт 1.14);

розничная торговля – вид торговли, связанный с приобретением и продажей либо продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено законодательными актами (подпункт 1.21).

Таким образом, продажа товаров одним субъектом хозяйствования другому субъекту хозяйствования является оптовой торговлей.

Согласно абзацу третьему пункта 23 постановления № 713 требования указанного постановления не распространяются на отношения, связанные с реализацией товаров, приобретаемых для собственного пользования, производства и (или) потребления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением товаров, указанных в пункте 7 постановления № 713, а также отношений, связанных с реализацией этих товаров в рамках государственных закупок. Товары, приобретенные для собственного пользования, производства и (или) потребления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и не использованные на эти цели, могут реализовываться иным субъектам хозяйствования только на эти же цели по цене не выше цены приобретения.

Согласно части второй пункта 20 постановления № 713 реализация потребительских товаров, указанных в абзаце третьем пункта 23 постановления № 713, по ценам выше цены их приобретения и (или) на иные цели, чем предусмотрено в указанном абзаце, является нарушением установленного порядка установления и применения цен.

В действующем законодательстве отсутствует запрет на реализацию товаров юридическим лицам, в том числе для целей дальнейшей реализации населению, из розничных торговых объектов по ценам, равным по величине ценам, сформированным на такие товары при их продаже населению через эти торговые объекты.

В случае продажи таких товаров из торговых объектов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (для целей дальнейшей реализации) при заполнении товарно-транспортных накладных и товарных накладных указывается вся необходимая информация в соответствии с абзацем третьим пункта 12 постановления № 713. При заполнении иных документов МАРТ рекомендует указывать всю необходимую информацию, которая позволит юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при дальнейшей перепродаже таких товаров применять надбавку, по совокупности не превышая установленных ограничений.

При этом обращаем внимание, что при формировании регулируемых цен необходимо соблюдать также нормы Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 6 августа 2021 г. № 55 (далее – Инструкция), в части, не противоречащей нормам постановления № 713.

 

Справочно:

В соответствии с частью третьей пункта 10 Инструкции производители (импортеры) имеют право при реализации товаров предоставлять субъектам торговли, осуществляющим оптовую торговлю, оптовые скидки с отпускных цен в размере, определяемом по соглашению сторон. Дальнейшая реализация товаров, приобретенных на условиях предоставления оптовой скидки, субъектами торговли, осуществляющими оптовую торговлю, осуществляется по отпускным ценам, установленным производителем (импортером), без применения оптовой надбавки.

В соответствии с частью второй пункта 15 Инструкции при приобретении товаров у субъекта торговли, осуществляющего оптовую торговлю, получившего товар на условиях предоставления оптовой скидки, торговая надбавка применяется к отпускной цене, установленной производителем (импортером).

Применение торговых надбавок на товары, приобретенные на условиях предоставления оптовой скидки и реализуемые субъектами оптовой торговли в собственную торговую сеть, урегулировано нормами пункта 11 и части третьей пункта 15 Инструкции.

 

2. В соответствии с частью четвертой пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 2022 г. № 713(2) «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713» (далее постановление № 713(2)) цены на товары, указанные в пунктах 6, 11, 37, 170, 205, 233, 239, 247, 263, 286, 302, 312 и 321 приложения 1 к постановлению № 713, ценовое регулирование на которые устанавливается постановлением № 713(2), подлежат приведению в соответствие с требованиями постановления № 713 в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу постановления № 713(2).

В случае наличия у предприятия остатков товаров из указанных пунктов, сложившихся по состоянию на 26 октября 2022 г., нового поступления таких же товаров не было, обязано ли предприятие провести переоценку остатков таких товаров либо имеет право продавать такие товары без проведения переоценки остатков

В соответствии с частью первой пункта 16 постановления № 713 остатки потребительских товаров, сложившиеся у импортеров и субъектов торговли на 26 октября 2022 г., реализуются:

до нового поступления таких же товаров – по ценам, не превышающим уровень, сложившийся на дату принятия постановления № 713;

при новом поступлении таких же товаров после 26 октября 2022 г. – по ценам, не выше сформированных в соответствии с постановлением № 713 на вновь поступившие потребительские товары.

При приобретении у субъектов торговли, осуществляющих оптовую торговлю, остатков потребительских товаров, сложившихся на 26 октября 2022 г., торговые надбавки (без учета оптовой надбавки), не превышающие указанные в приложении 1, могут применяться субъектами торговли, осуществляющими розничную торговлю, к ценам приобретения при условии, что до 19 октября 2022 г. в отношении этих товаров не осуществлялось государственное регулирование цен путем установления максимальных оптовых (торговых) надбавок (часть вторая пункта 16 постановления № 713).

В дальнейшем субъекты торговли, осуществляющие розничную торговлю, вправе проводить дооценку остатков потребительских товаров до уровня отпускных цен на вновь поступившие такие же товары. При этом розничные цены формируются ими путем применения предельной максимальной торговой (с учетом оптовой) надбавки к дооцененным отпускным ценам (часть третья пункта 16 постановления № 713).

Таким образом, части первая и вторая пункта 16 постановления № 713 применяются в отношении остатков потребительских товаров, цены на которые регулируются по состоянию на 26 октября 2022 г.

Остатки товаров, указанных в пунктах 6, 11, 37, 170, 205, 233, 239, 247, 263, 286, 302, 312 и 321 приложения 1 к постановлению № 713, сложившиеся по состоянию на 10 февраля 2023 года, реализуются по ценам, сформированным в соответствии с постановлением № 713.

 

Справочно:

В соответствии с частью первой пункта 11 постановления № 713 торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) на потребительские товары применяются в значениях не выше, установленных в приложении 1 к постановлению № 713.

К отпускным ценам производителей (импортеров), субъектов хозяйствования, осуществляющих хранение потребительских товаров из стабилизационных фондов, заготовительных организаций, физических лиц применяются предельные максимальные оптовые надбавки, торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки), указанные в приложении 1 (часть вторая пункта 11 постановления № 713).

 

3. Какие расходы относятся к иным расходам импортера в рамках формирования его цены в соответствии с пунктом 5 постановления № 713

С учетом позиции заинтересованных и компетентных государственных органов поясняем.

Вопросы взимания и уплаты утилизационного сбора в отношении транспортных средств в Республике Беларусь регулируются Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее – НК Республики Беларусь).

В соответствии с пунктом 3 статьи 301 НК Республики Беларусь виды и категории транспортных средств, являющихся объектами обложения утилизационным сбором, определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Таким образом, утилизационный сбор является обязательным платежом в отношении транспортных средств, являющихся объектами обложения утилизационным сбором.

С учетом того что обязанность по маркировке унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации предусмотрена Указом Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243 «О маркировке товаров», то расходы субъекта хозяйствования по маркировке унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации являются обязательными.

В отношении расходов субъектов хозяйствования по оплате услуг в области таможенного дела обязательным является только размещение в зоне таможенного контроля.

Законодательство не содержит норм, предусматривающих обязанность субъектов хозяйствования обращаться за оказанием услуг в области таможенного дела (за исключением размещения в зоне таможенного контроля) к таможенному представителю, владельцу склада временного хранения или владельцу таможенного склада при импорте товаров. Услугами таможенного представителя, владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада субъект хозяйствования может воспользоваться по своему усмотрению.

Расходы по обязательной сертификации относятся к иным расходам, связанным с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров в случае, если обязательность выполнения этих процедур для осуществления импорта потребительских товаров установлена законодательством (при наличии подтверждающих документов).

Акциз, уплачиваемый на таможне, относится к иным расходам, связанным с выполнением установленных законодательством требований при импорте.

Таким образом, утилизационный сбор, маркировка унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации, расходы на размещение в зоне таможенного контроля, расходы по обязательной сертификации и акциз, уплачиваемый на таможне, относятся к иным расходам, связанным с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров (при наличии подтверждающих документов).

Вместе с тем ксерокопирование, оформление электронного документа, согласование условий грузовых операций, хранение на открытой площадке, автоуслуги торгово-логистического центра; транспортная упаковка для реализации через маркеплейсы в соответствии с законодательством не являются обязательными расходами для осуществления импорта потребительских товаров и относятся импортерами к расходам, возмещаемым за счет надбавки импортера.

4. Могут ли к расходам по фасовке (стоимость упаковочных материалов по цене приобретения, заработная плата работников, производящих фасовку, с отчислениями на социальные нужды, амортизация оборудования) в одноразовые упаковочные материалы дополнительно быть добавлены не поименованные в части девятой пункта 11 расходы на скотч, расходные материалы, услуги сторонних организаций по упаковке (фасовке)

В соответствии с частью девятой пункта 11 постановления № 713 на увеличение цены могут относиться следующие расходы по фасовке: стоимость упаковочных материалов по цене приобретения, заработная плата работников, производящих фасовку, с отчислениями на социальные нужды, амортизация оборудования. Перечень расходов по фасовке является закрытым.

Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности упаковки», утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 769, упаковочный материал – материал, предназначенный для изготовления упаковки.

Следовательно, скотч и расходные материалы могут включаться в расходы только в случае, если они используются в качестве материалов, предназначенных для изготовления упаковки, при осуществлении фасовки потребительских товаров.

При осуществлении услуги по фасовке сторонней организацией на увеличение цены может относиться только стоимость упаковочных материалов по цене приобретения при ее документальном подтверждении.

Ответственность за достоверность представленной сторонней организацией информации о расходах по фасовке несет субъект хозяйствования, включающий их в цену.

5. Чем руководствоваться импортеру при формировании цены набора товаров (в дополнение к вопросу 7 письма МАРТ от 02.11.2022 № 20-02/158К)

При установлении цен на наборы, которые формируют непосредственно субъекты торговли, а также импортеры, следует руководствоваться следующими правилами:

надбавку на каждый регулируемый товар из включенных в набор следует устанавливать исходя из ограничений, установленных постановлением № 713;

цену на набор из нескольких потребительских товаров в последующем формировать путем суммирования стоимостей потребительских товаров, включенных в набор, и стоимости упаковки.

6. Распространяются ли требования части десятой пункта 11 постановления № 713 на случаи реализации в порядке оптовой торговли потребительских товаров, полученных субъектом оптовой торговли от производителя (импортера) по договору комиссии

Частью десятой пункта 11 постановления № 713 определено, что субъекты торговли реализуют потребительские товары, переданные им по договорам комиссии, по розничным ценам, сформированным производителем (импортером) исходя из отпускных цен и торговых надбавок, установленных в соответствии с приложением 1 к постановлению № 713.

Указанные требования не распространяются на поставщиков, получивших потребительские товары в соответствии с договором комиссии и осуществляющих их реализацию субъектам торговли, осуществляющим розничную торговлю, на основании договоров, предусматривающих поставки таких товаров. При этом также обращаем внимание, что в рассматриваемой ситуации цена реализации от поставщика субъекту торговли, осуществляющему розничную торговлю, не будет являться розничной ценой.

7. Будет ли считаться нарушением требований постановления № 713, если комиссионер предоставил покупателю торговую скидку с розничной цены, установленной комитентом в соответствии с пунктом 11 постановления № 713

При реализации потребительских товаров, переданных по договорам комиссии, по розничным ценам, сформированным производителем (импортерам) исходя из отпускных цен и торговых надбавок, установленных в соответствии с приложением 1 к постановлению № 713, не допускается реализация товаров по ценам ниже цен, установленных комитентом.

8. Какие товары относятся к пункту «283. Лакокрасочные материалы» приложения 1 к постановлению № 713 для целей применения этого постановления

К пункту «283. Лакокрасочные материалы» приложения 1 к постановлению № 713 относятся все товары, поименованные в постановлении Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 5 июня 2018 г. № 46 «Об установлении перечня товаров розничной и оптовой торговли и форм уведомлений» (далее – постановление № 46) в виде товаров «Лакокрасочные материалы» в группе товаров «Товары бытовой химии», за исключением красок:

 

Товары бытовой химии

Лакокрасочные материалы: лаки алкидные, алкидно-уретановые, мочевиноалкидные, нитроцеллюлозные, на сополимерах винилхлорида, на хлорированной, поливинилхлоридной смоле; олифа натуральная и полунатуральная; грунтовки алкидные, акриловые, эпоксидные, полиуретановые, на сополимерах винилхлорида, на хлорированной, поливинилхлоридной смоле, водно-дисперсионные; эмали алкидные, меламиноалкидные, акриловые, эпоксидные, полиуретановые, на сополимерах винилхлорида, на хлорированной, поливинилхлоридной смоле, кремнийорганические, масляные, смоляные, эфироцеллюлозные, асфальтобитумные; шпатлевки; спиртовые политуры и лаки, полировочная вода, паста шлифовочная и полировочная; сухие пигменты (включая металлические порошки и хлопья); наполнители; сиккативы; растворители и разбавители; средства для удаления лакокрасочных материалов; сажа сухая; мел- побелка; побелочные составы; тонирующие и пропиточные составы; морилки

 

9. Какие товары относятся к пункту «287. Товары хозяйственные из пластмассы и металла» приложения 1 к постановлению № 713 для целей применения этого постановления

К пункту «287. Товары хозяйственные из пластмассы и металла» приложения 1 к постановлению № 713 относятся все товары, прямо поименованные в подгруппе «Хозяйственные изделия из пластмасс» и подгруппе «Хозяйственные изделия из металла» постановления № 46, изготовленные из соответствующего материала.

10. Какие товары относятся к пункту «289. Изделия замочно-скобяные» приложения 1 к постановлению № 713 для целей применения этого постановления

К пункту «289. Изделия замочно-скобяные» приложения 1 к постановлению № 713 на основании подгруппы «Приборы для окон и дверей (замочно-скобяные изделия)» постановления № 46 относятся следующие товары:

 

Хозяйственные товары

Приборы для окон и дверей (замочно-скобяные изделия)

Замки врезные и накладные, висячие, защелки для дверей, петли для окон и дверей накладные и врезные, крючки дверные и оконные, накладки дверные, ручки для окон и дверей (ручки-скобы, ручки-кнопки, ручки фалевые), задвижки и завертки накладные и врезные, шпингалеты дверные и оконные, крепежные и установочные детали для штор, автоматические устройства для закрывания дверей, прибор фрамужный, закрыватель дверной, пружина дверная, фиксатор, глазок дверной, цепочка дверная, упор дверной и оконный, угольник, нагель, дюбеля, заготовки ключей, ввертные крюки, кольца, петли.

Фурнитура мебельная: задвижки, защелки, замки с ключами, ключевины, ручки, кронштейны, стяжки, петли, полозки, пластинки, опоры, сегменты, ключи, крючки, полкодержатели, ролики

 

11. Подлежат ли государственному ценовому регулированию, установленному постановлением № 713, рыболовные принадлежности

Перечень регулируемых потребительских товаров, определенный постановлением № 713, содержит раздел «ТОВАРЫ ДЛЯ СПОРТА И ТУРИЗМА», в котором указаны пункты «295. Товары для физкультуры и спорта» и «296. Товары для туризма».

В приложении 1 к постановлению № 46 в группе товаров «Товары для физической культуры, спорта и туризма (кроме спортивной одежды и обуви)» указаны рыболовные принадлежности, соответственно требования постановления № 713 будут распространяться на рыболовные принадлежности, прямо поименованные в постановлении № 46:

 

Товары для физической культуры, спорта и туризма (кроме спортивной одежды и обуви)

Рыболовные принадлежности: леска, крючки, блесны, удилища, спиннинги, подсачки, колокольчики, карабины, катушки с леской, поплавки, рыболовные сети

 

12. Какие товары относятся к пункту «294. Корма для домашних животных, птиц и рыб» приложения 1 к постановлению № 713 для целей применения этого постановления? Относятся ли к данному пункту лакомства для домашних животных, корма и комбикорма для сельскохозяйственных животных

Пункт «294. Корма для домашних животных, птиц и рыб» приложения 1 к постановлению № 713 включает готовые корма для собак и кошек, в том числе сухие, прочие продукты, используемые в качестве кормов для домашних животных, при этом к позициям «корм для птиц» и «корм для рыб» следует относить корма для птиц и корма для рыб (в том числе аквариумных) соответственно.

Пункт «294. Корма для домашних животных, птиц и рыб» приложения 1 к постановлению № 713 также включает лакомства для домашних животных, птиц и рыб.

При этом готовые корма и комбикормовая продукция для сельскохозяйственных животных (свиней, крупного рогатого скота, домашней птицы, пушных зверей, рыб) в указанный пункт не включены.

13. На основании каких критериев можно отнести изготовленное мучное изделие к кондитерскому изделию либо к хлебобулочному изделию. Например, какими нормативными или иными документами следует руководствоваться, чтобы определить, к какому из указанных видов изделий относятся круассан, кекс, пирог, штрудель, маффин, капкейк, сладости мучные, заварные изделия, коржи бисквитные

Для отнесения мучных изделий к кондитерским изделиям можно руководствоваться действующими техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации в области кондитерской промышленности.

Вместе с тем действующие технические нормативные документы не отражают современные тенденции развития в мучной кондитерской отрасли. Так, например, отсутствуют термины и определения на такие изделия, как «Штрудель», «Маффин», «Капкейк».

Вместе с тем с учетом ранее действовавшего стандарта СТБ П 2399-2015 «Изделия кондитерские и полуфабрикаты кондитерского производства. Термины и определения» и в соответствии с его требованиями «Кекс», «Маффин» (тот же кекс), «Сладости мучные», «Коржи бисквитные» и иное подобное можно также отнести к кондитерским изделиям.

Следовательно, на круассан, штрудель, маффин, капкейк, сладости мучные, коржи бисквитные ценовое регулирование в соответствии с постановлением № 713 не распространяется, так как они не являются хлебобулочными изделиями и не входят в перечень регулируемых кондитерских изделий.

Одновременно сообщаем, что при отсутствии в нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации классификации мучного изделия возможно руководствоваться документами изготовителя (например, техническими условиями).

14. В части распространения ценового регулирования в соответствии с постановлением № 713 на отдельные товары

МАРТ сообщает, что с учетом позиции заинтересованных и компетентных государственных органов:

– точилка для карандаша косметического не относится к пункту «304. Точилка, ластик» приложения 1 к постановлению № 713. Ценовое регулирование в соответствии с постановлением № 713 не распространяется на точилку для карандаша косметического;

– кожа искусственная, замша искусственная являются текстильными материалами и относятся к пункту «127. Шелковые, из химических волокон и нитей, из химических волокон и нитей с другими волокнами» приложения 1 к постановлению № 713. Ценовое регулирование в соответствии с постановлением № 713 распространяется на кожу искусственную, замшу искусственную.

 

Министр                                                                                                                                  А.И. Богданов

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup