AA

Что изменилось в порядке внесения платы оператору за сбор отходов потребления?

(Комментарий к отдельным нормам постановления Совета Министров № 388 [1] и Положения о плате оператору [2])

Импортеры и производители обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и упаковки (далее – обязанность по обеспечению сбора отходов) способами, определенными Указом № 16 [3] |*| (вступил в силу с 1 июля 2020 г.). Один из них предусматривает заключение договора с государственным учреждением «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее – оператор) и внесение платы за организацию сбора, обезвреживание и (или) использование отходов.

* Текст Указа № 16

Постановление № 388  урегулировало некоторые вопросы, возникавшие ранее при внесении платы оператору.

Правила расчета суммы платы, вносимой на счет оператора

Расчет суммы платы, подлежащей внесению на специальный счет оператора за отчетный период (календарный квартал), осуществляется производителями и поставщиками (далее – плательщики), как и ранее, исходя:

– из количества товаров и упаковки, в отношении которых возникла обязанность по обеспечению сбора отходов в отчетном периоде, или их стоимости;

– размеров платы, установленных в отношении соответствующих товаров и упаковки и действующих на дату возникновения обязанности по обеспечению сбора отходов (п. 3 Положения о плате оператору).

Справочно: постановлением № 388 скорректирована типовая форма договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки, заключаемого производителями и поставщиками с оператором. Договоры, заключенные до 1 июля 2020 г., подлежат приведению в соответствие до 1 октября 2020 г. До приведения в соответствие договоры будут действовать в части, не противоречащей Указу № 16 |*| (п. 5 постановления № 388 ).

* Комментарий к Указу № 16

Порядок определения даты возникновения обязанности по сравнению с нормами Указа № 313 также не изменился:

– по произведенным товарам и упаковке датой возникновения обязанности является дата их отгрузки (реализации);

– по ввозимым товарам и упаковке – дата их выпуска в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта либо дата их принятия на учет, если таможенное декларирование и выпуск не производятся.

Справочно: при расчете суммы платы исходя из стоимости товаров и упаковки, как и ранее, согласно Указу № 313 [4]:

– поставщик использует стоимость ввезенных товаров согласно внешнеторговому договору без учета НДС, таможенных платежей и транспортных расходов (по официальному курсу, установленному Нацбанком на дату возникновения обязанности, если в договоре она указана в иностранной валюте);

– производитель использует полную себестоимость произведенных товаров (прямые и распределяемые переменные косвенные затраты, непосредственно связанные с производством этих товаров, без учета платы).

Если плательщик в отчетном периоде применял собственную систему сбора отходов, но количества собранных и переданных на обезвреживание и (или) использование отходов недостаточно для выполнения обязанности, то у него возникает обязанность внесения платы оператору. Сумма платы в данном случае будет рассчитываться исходя из уменьшенного количества товаров и упаковки с учетом частичного выполнения обязанности путем применения собственной системы сбора отходов. Формулы для определения количества товаров и упаковки, за которые необходимо дополнительно внести плату, приведены в п. 5 Положения о плате оператору .

Отметим, что фактически по сравнению с постановлением № 708 [5], которое было принято в целях реализации норм Указа № 313 и действовало до 1 июля 2020 г., подходы для расчета суммы платы при частичном выполнении обязанности путем применения собственной системы сбора отходов не изменились: плата рассчитывается пропорционально недовыполнению установленных нормативов сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки.

Для плательщиков в отношении товаров (кроме упаковки), за которые необходимо дополнительно внести плату, количество будет определяться по следующей формуле:

КТ × (1 – КО / НО),

где КТ – количество товара, в отношении которого возникла обязанность в отчетном периоде;

КО – количество собранных и переданных на обезвреживание и (или) использование отходов потребления в отчетном периоде;

НО – количество отходов потребления, подлежащих сбору, обезвреживанию и (или) использованию в отчетном периоде (исходя из нормативов сбора).

Для плательщиков в отношении упаковки порядок расчета будет немного отличаться за счет дополнительно предусмотренной возможности сбора собственных отходов упаковки.

Если плательщик собирает собственные отходы упаковки, в отношении которых нормативы сбора не устанавливаются, то количество таких отходов, собранных и переданных на обезвреживание и (или) использование, просто вычитается из количества товара, в отношении которого возникла обязанность в отчетном периоде, а далее, если осуществлялся сбор также отходов потребления, то расчет осуществляется по аналогии с другими товарами. Таким образом, количество упаковки, за которое необходимо дополнительно внести плату, будет определяться следующим образом:

1) при сборе только собственных отходов упаковки:

КУ – СО,

где КУ – количество упаковки, в отношении которой возникла обязанность по обеспечению сбора отходов в отчетном периоде;

СО – количество собранных и переданных на обезвреживание и (или) использование собственных отходов упаковки в отчетном периоде;

2) при сборе собственных отходов упаковки и отходов потребления или только отходов потребления:
(КУ – СО) × (1 – КО / НО),

где КО – количество собранных и переданных на обезвреживание и (или) использование отходов потребления в отчетном периоде;

НО – количество отходов потребления, подлежащих сбору, обезвреживанию и (или) использованию в отчетном периоде (исходя из нормативов сбора).

Также важным изменением является возможность переноса количества товаров и упаковки, по которым возникли правовые основания для освобождения от обязанности, на следующие отчетные периоды (для уменьшения суммы платы в будущем), если в текущем периоде количество льготируемых товаров и упаковки превысило количество произведенных и реализованных или ввезенных плательщиком товаров и упаковки (п. 6 Положения о плате оператору). Такая возможность не исключает право плательщика на возврат суммы платы, внесенной ранее при производстве или ввозе этих товаров и упаковки, если право на льготу |*| возникло после ее внесения. Плательщик сам выбирает, как поступить с льготируемым количеством товара и упаковки – перенести на следующий период или вернуть плату, если она ранее вносилась.

* Порядок выполнения обязанности по сбору отходов при ввозе стеклянных бутылок, предусмотренный Указом № 313

 

Определена возможность переноса срока внесения платы, выпадающего на выходной или праздничный день

Важным изменением для плательщиков, предусмотренным постановлением № 388 , является перенос (продление) срока внесения платы по сравнению с Указом № 313.

Плата должна быть внесена не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 Положения о плате оператору).

Справочно: до 1 июля 2020 г. плата вносилась не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Перенос срока в случае его окончания в нерабочий день не предусматривался.

Как и ранее, если подлежащая внесению сумма платы составляет менее 1 базовой величины в течение года (нарастающим итогом), то внесение платы может осуществляться плательщиками 1 раз – не позднее 31 января следующего календарного года.

Документы к статье

[1] постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2020 № 388 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16» (далее – постановление № 388)

[2] Положение о порядке расчета суммы и сроках внесения платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки, порядке возврата излишне внесенной (взысканной) платы и пеней, утвержденное постановлением № 388 (далее – Положение о плате оператору)

[3] Указ Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки» (далее – Указ № 16)

[4] Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее – Указ № 313)

[5] постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313» (да-лее – постановле-ние № 708).

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup