Общий порядок и сроки подачи обращений изложены в Законе № 300-З [1]. Особенности обжалования ответов налоговых органов при несогласии с ними разъяснило МНС (разъяснение опубликовано 27 мая 2025 г. на сайте МНС в разделе «Новости»).
Сразу в суд нельзя
При несогласии с ответом налогового органа на обращение обжаловать его в судебном порядке можно только после обжалования в вышестоящий налоговый орган.
В какие сроки подается жалоба?
В течение 3 лет со дня, когда юрлицо или гражданин узнали или должны были узнать о нарушении своих прав, свобод и (или) законных интересов (часть первая п. 2 ст. 11 Закона № 300-З).
Три года – срок не малый, но если он пропущен по уважительной причине, то его можно восстановить. Для подтверждения уважительности причин (например, тяжелое заболевание, длительная командировка и др.) представьте подтверждающие документы.
Как подать жалобу на ответ?
В письменной (нарочным (курьером), по почте, в ходе личного приема), электронной (посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц) или устной (в ходе личного приема) форме.
Не подавайте жалобы на ответы налоговых органов через личный кабинет плательщика: они не рассматриваются.
Когда ждать решения по жалобе?
Срок рассмотрения жалобы – 15 календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы, требующей дополнительного изучения и проверки, – месяц (п. 3 ст. 17 Закона № 300-З).