AA

Можно ли доработать то, чего нет?

Ситуация

Доработана программа, которая не числится в учете

Организация использует для осуществления своей деятельности программу, которая не учитывается на счете 04 «Нематериальные активы» |*|, а была полностью списана на затратные счета со сче-та 97 «Расходы будущих периодов», поскольку была приобретена до 2013 г.

* Понесенные расходы – это нематериальные активы или затраты

Организация понесла затраты на доработку данной программы в 2020 г.

Куда следует отнести понесенные затраты по доработке программы?

По мнению автора, такие затраты нужно включить в состав текущих расходов организации. Приведем обоснования такой позиции.

Упоминание про 2013 г. в вопросе не случайно. С 1 января 2013 г. вступила в силу Инструкция № 25 [1]. В постановлении, утвердившем этот документ, отсутствовало требование о переводе программ, числящихся на счете 97, на счет 04.

Если бы программа была учтена в составе нематериальных активов, то расходы по ее доработке, вложения, связанные с внесением изменений в нематериальный актив, изменили бы стоимость нематериального актива (п. 10 Инструкции № 37/18/6 [2]).

Однако, поскольку программа ранее была учтена на счете 97 и нематериальный актив у организации на момент ее доработки в учете отсутствовал, затраты на ее доработку не могут быть учтены на счете 04. Не предусмотрено действующим законодательством относить данные затраты и на счет 97.

Обратимся к норме п. 32 Инструкции № 102 [3].

Так, расходы признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором признаны соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним.

Расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, признаются в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены.

По мнению автора, в рассматриваемой ситуации затраты на доработку программы отражаются в бухгалтерском учете организации в составе текущих расходов организации:

Д-т 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» и др. – К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
 

Многое зависит от правильного составления первичного документа

Отметим, что правильный бухгалтерский учет хозяйственных операций зависит от корректного составления первичных учетных документов.

Так, в отдельных случаях разработчики программного обеспечения создают по заданию заказчиков, по сути, новые версии программных продуктов либо отдельные программные продукты, а не осуществляют доработку старых. При этом они оформляют первичные учетные документы как на доработку, что создает сложности бухгалтерским службам заказчиков при отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

В таких случаях сторонам следует рассмотреть вопросы правильности оформления первичных учетных документов, а заказчикам – постановки на учет нематериальных активов.

Так, согласно п. 4 Инструкции № 25  организацией в качестве нематериальных активов принимаются к бухгалтерскому учету активы, не имеющие материально-вещественной формы, при выполнении следующих условий признания:

– активы идентифицируемы, т.е. отделимы от других активов организации;

– активы предназначены для использования в деятельности организации, в т.ч. в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления в пользование;

– организация предполагает получение экономических выгод от использования активов и может ограничить доступ других лиц к данным выгодам;

– активы предназначены для использования |*| в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;

* Изменения в начислении амортизации нематериальных активов

– организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;

– первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена.

Документы к статье

[1] Инструкция по бухгалтерскому учету не-материальных активов, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25 (далее – Инструкция № 25)

[2] Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Мин-экономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6)

[3] Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102)

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup