Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Что делать в 2010 году законопослушным бухгалтерам, чтобы правильно определить налоговые затраты, которые нормировались в 2009 году при расчете налога на прибыль?

С 1 января 2010 г. в целях налогового учета не должны нормироваться (так как не поименованы в ст. 131 Особенной части Налогового кодекса РБ) расходы:
– на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги (в 2009 г. нормировались в соответствии с Указом Президента РБ от 15.06.2006 № 398 (далее – Указ № 398));
– содержание служебного легкового автотранспорта (в 2009 г. нормировались на основании постановления Совета Министров РБ от 03.05.1999 № 638 (далее – постановление № 638)).
Ни в Указ № 398, ни в постановление № 638 изменения внесены не были. Сложилась неоднозначная ситуация: Указ № 398 имеет высшую юридическую силу, но почему-то его нормы и нормы других нормативных документов, противоречащих кодексу, не осовременили. Соответственно возникают вопросы: следует ли нормировать указанные расходы с 1 января 2010 г.? почему в инспекциях МНС рекомендуют пока нормировать, а потом пересчитать? что в этот раз помешало своевременно внести изменения в нормативные документы (окончательный срок сдачи отчетности за январь (20 февраля) не за горами)? И все-таки

 

ЧТО ДЕЛАТЬ В 2010 ГОДУ ЗАКОНОПОСЛУШНЫМ БУХГАЛТЕРАМ, ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ НАЛОГОВЫЕ ЗАТРАТЫ, КОТОРЫЕ НОРМИРОВАЛИСЬ В 2009 ГОДУ ПРИ РАСЧЕТЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ?

 

 
Специалист МНС:
– Расходы на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги следует нормировать в пределах лимитов, установленных Указом № 398, а затраты на содержание служебного легкового автотранспорта – по постановлению № 638. Позже, когда законодательство изменится, данные расходы необходимо будет пересчитать нарастающим итогом и представить в инспекции уточненные декларации.
Специалист Минэкономики:
– Непонятно, чем продиктован этот вопрос. Можно подумать, что за январь лимиты, установленные Указом № 398, были полностью исчерпаны! Все 7,5 % от размера выручки (по расходам на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги)?! Если же бухгалтеры интересуются вопросом "в принципе", отвечу: законопослушные, как всегда, соблюдают действующее законодательство, иные ищут в нем несоответствия…
Специалист Минфина:
– Нами подготовлен и внесен на рассмотрение руководства республики проект указа, согласно которому для целей налогообложения устанавливаются только нормы представительских расходов. Иные расходы в проекте предложено не нормировать. Но в периоде, предшествующем подписанию нового указа, у организаций есть возможность определять налоговые затраты по нормам, установленным в 2009 г., которые действуют и сейчас.
Специалист Минюста:
– При решении подобных вопросов мы не являемся субъектом законодательной инициативы. Поэтому даже при очевидном несоответствии нормативных правовых актов можем только рекомендовать разработчикам привести их в соответствие. А пользователям – действовать строго по букве закона!
Наталья, аудитор:
– Вступление в силу Особенной части Налогового кодекса РБ –  событие ожидаемое и предсказуемое, именно поэтому возникшая коллизия законодательства вызывает как минимум недоумение. Тем более что автором кодекса и Указа № 398 выступает одно и то же ведомство (а то и одни и те же специалисты). Остается только гадать, почему же необходимая синхронизация законодательства не была предпринята вовремя.
Елена Васильевна, главный бухгалтер:
– Раньше законодательством был определен ряд случаев, когда затраты учитывались при налогообложении. Сегодня с этим вопросом нет никакой ясности: никто не может сказать, что можно нормировать, а что нельзя. Как рассчитать рентабельность, сформировать цены, заплатить налоги? В налоговой говорят: в случае чего потом пересчитаете… А кто же тогда будет делать текущую работу, подготавливать и сдавать годовой отчет? Пора бы уже законодателям определиться!
Подготовила Лариса Некрасова, редактор "ГБ"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.