Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Изменения в сфере административной ответственности субъектов хозяйствования

Вадим Самарин, юрист

28 декабря 2009 г. Президент РБ подписал Закон № 98-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые Кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности" (далее – Закон). Этот Закон вносит значительные изменения в Кодекс РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП) и вступает в силу 23 февраля 2010 г. Большинство изменений Особенной части КоАП затрагивают ответственность юридических лиц, а также их работников. Рассмотрим, за совершение каких деяний теперь юрлица и их работники не будут привлекаться к административной ответственности; какие деяния приобретут характер административного правонарушения; за какие правонарушения размер административного взыскания изменится.

МАКСИМАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ШТРАФОВ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПО-НОВОМУ

Произошли изменения в правилах определения максимально налагаемого размера штрафа, исчисляемого в базовых величинах, в случае совершения нескольких административных правонарушений. Так, уточнен перечень правонарушений, за которые на физическое лицо может быть наложен штраф, который не должен превышать 1 000 базовых величин (далее – БВ) (общее правило – 100 БВ).
Кроме нарушений законодательства о труде и порядка управления к ним отнесены и нарушения законодательства в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования (п. 1 ч. 2 ст. 7.4 КоАП).

Пример 1

В суде установлено, что физическим лицом совершено несколько правонарушений в сфере предпринимательской деятельности. В таком случае суд должен назначить административное взыскание за каждое правонарушение. Затем он складывает назначенные основные наказания, ипри этом общий размер штрафа, исчисляемого в БВ, не должен превысить 1 000 БВ.
 
Максимальный размер штрафа, исчисляемого в БВ, который может быть наложен на юридическое лицо в случае совершения нескольких административных правонарушений, теперь составит 2 000 БВ (п. 12 ч. 2 ст. 7.4 КоАП). Соответственно данное правило не распространяется на случаи наложения взыскания в виде штрафа, исчисляемого в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо доходу, полученному в результате сделки.

Пример 2

По результатам проверки деятельности организации специалисты городской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды составили протокол об административных правонарушениях. В протоколе отражено, что организацией были нарушены требования экологической безопасности при вводе в эксплуатацию промышленного объекта (ст. 15.2 КоАП), законодательство об обращении с отходами (ст. 15.63 КоАП), а также выявлен факт невыполнения требований по оснащению стационарных источников выбросов газоочистительными установками и автоматизированными системами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ст. 15.49 КоАП) и самовольного проведения гидротехнических работ (ч. 2 ст. 15.52 КоАП).
 
Учитывая существенный вред, причиненный организацией окружающей среде, начальник городской инспекции природных ресурсов и окружающей средырешил применить за каждое правонарушение максимальные размеры штрафов, предусмотренные соответствующими статьями КоАП (500 + 1 000 + 300 + 300 = 2 100 БВ). По новым нормам п. 12 ч. 2 ст. 7.4 КоАП окончательно административное взыскание будет определено путем частичного сложения и составит в совокупности 2 000 БВ.

Закон позволяет в случае признания лицом своей вины, согласия на применение к нему административного взыскания и возмещение вреда применить к нему нижний предел штрафа, даже если совершенное лицом правонарушение может влечь административную ответственность юридического лица (ч. 7 ст. 6.5 КоАП).

Тем самым устранена возможность двоякого понимания нормы проверяющими. Если, например, главный бухгалтер нарушит срок подачи налоговой декларации (ч. 1 ст. 13.4 КоАП), признает себя виновным в этом и будет согласен на применение к нему административного взыскания, то на него должны будут наложить административное взыскание в виде штрафа в размере 2 БВ несмотря на то, что эта же статья Особенной части КоАП предусматривает ответственность и для юридического лица. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица не составляется, а сразу выносится постановление о наложении административного взыскания.

Закон, внося изменения в ст. 7.6 КоАП, увеличивает перечень правонарушений со сроком наложения административного взыскания 3 года с момента их совершения и 6 месяцев со дня их обнаружения (общее правило – не позднее 2 месяцев со дня совершения). К таким правонарушениям теперь будут относиться: нарушение законодательства о книге замечаний и предложений (ст. 9.24 КоАП), нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов (ст. 20.1 КоАП), ряд административных правонарушений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, благоустройства и пользования жилыми помещениями.

Увеличены с 1 месяца до 2 сроки для наложения административного взыскания при новом рассмотрении дела о совершенном административном правонарушении в случае отмены постановления по делу об административном правонарушении со дня отмены постановления (ч. 2 ст. 7.6 КоАП), а также в случае отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения проверки и разъяснения заявителю права возбудить в суде уголовное дело частного обвинения либо прекращения предварительного расследования по уголовному делу или уголовного преследования, но при наличии в деяниях признаков совершенного административного правонарушения.

Правда, в последнем случае срок исчисляется со дня принятия соответствующего решения и ограничивается 3 годами со дня совершения административного правонарушения (ч. 3 ст. 7.6 КоАП).

Наилучшим образом данную ситуацию можно описать на примере незаконной предпринимательской деятельности. Для преследования данного деяния в порядке уголовного судопроизводства необходимо доказать получение лицом дохода как минимум в крупном размере.

Пример 3

Изначально следствие полагало, что у него имеются доказательства, подтверждающие получение лицом дохода в крупном размере. Но в процессе расследования не было собрано достаточных доказательств. Документально подтвержденная сумма дохода от незаконной предпринимательской деятельности составила 900 БВ. Предварительное расследование после 1 года проведения процессуальных действий прекращается за отсутствием в деяниях лица состава преступления. Однако есть основания для наложения на лицо административного взыскания в соответствии со ст. 12.7 КоАП. Теперь у органа, ведущего административный процесс, будет в 2 раза больше времени (2 месяца с момента вынесения постановления о прекращении предварительного расследования по уголовному делу) для решения вопроса о наложении административного взыскания.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

Правила хранения документов

Закон разделил ответственность:

1) за уничтожение бухгалтерских документов (документов предпринимательской деятельности, документов учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, до истечения установленных сроков их хранения либо их сокрытие;

2) нарушение правил хранения таких документов.

Ответственность за первое правонарушение ужесточилась (штраф в размере от 10 до 100 БВ), а за второе, наоборот, смягчилась (штраф в размере от 4 до 35 БВ) (ч. 2 и 3 ст. 12.1 КоАП).

Ранее за оба деяния мог быть наложен одинаковый штраф в размере от 10 до 35 БВ. При этом взыскание за нарушение правил хранения указанных документов может быть наложено только в том случае, если такое нарушение привело к утрате документов.

Составление и заполнение документов

Законом ограничены случаи наложения административных взысканий за такое нарушение порядка составления товарных, товарно-транспортных накладных, платежных инструкций и других первичных учетных документов, как неуказание в них сведений, предусмотренных законодательством, и (или) указание в них недостоверных сведений.

Например, если в товарно-транспортной накладной не указана масса груза либо она указана недостоверно, то будет иметь место основание для наложения административного взыскания.

Одновременно с 10 % до 5 % суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в этих документах, снижен максимальный размер штрафа, который может быть наложен на юридическое лицо (ч. 1 ст. 23.17 КоАП).

Исключаются нормы, предусматривавшие ответственность:

– за несвоевременное представление отчетности и (или) представление недостоверной отчетности в органы ФСЗН (ранее – ст. 11.56 КоАП);

– несоблюдение требования об обязательной регистрации бланков строгой отчетности (ранее – ст. 23.22 КоАП).

Внимание: новые размеры ответственности

Размеры административных взысканий за ряд правонарушений изменены (см. табл. 1).
 
 
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ НАЛОГОВ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Исключаются нормы, предусматривавшие ответственность:

– за сокрытие, занижение объекта для начисления обязательных страховых взносов (ранее – ст. 11.20 КоАП), а также представление плательщиком в банк или главное управление Минфина РБ платежных поручений на перечисление обязательных страховых взносов и иных платежей в ФСЗН в меньшей сумме, чем фактически начислено (ранее – ч. 2 ст. 11.54 КоАП), отзыв неисполненного платежного поручения на уплату обязательных страховых взносов и иных платежей (ранее – ст. 11.55 КоАП). При этом сохраняется ответственность за неуплату либо неполную уплату обязательных страховых взносов (ст. 11.54 КоАП) в форме штрафа на юридическое лицо в размере 20 % начисленной (доначисленной) суммы указанных платежей;

– представление в банк справок об исполнении обязательств по перечислению сумм страховых взносов с указанием в них недостоверной информации (ст. 11.63 КоАП);

– отказ от подписания акта налоговой проверки (ч. 3 ст. 13.8 КоАП).

Напомним, что в соответствии с п. 69 Положения о порядке организации и проведения проверок (утверждено Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510) в случае отказа должностных лиц организации от подписания акта (справки) проверки, акта контрольного обмера в них делается соответствующая отметка и акт (справка) проверки, акт контрольного обмера направляются проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручаются проверяемому субъекту или его представителю под роспись. Закономерно, что и отказ от подписания акта налоговой проверки исключен из состава административных правонарушений. Нет упоминания о соответствующей ответственности и в действующей с 1 января 2010 г. редакции ст. 78 Налогового кодекса РБ.

Изменены размеры административных взысканий за ряд правонарушений (см. табл. 2).
 
 
__________________

* Такие документы и сведения перечислены, например, в п. 1 ст. 22 Налогового кодекса РБ: бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие документы и сведения, необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин) (подп. 1.4), перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности (подп. 1.5), при проведении проверок документы и сведения, необходимые для налогообложения (подп. 1.6), документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот (подп. 1.10).

** В законодательстве можно найти определение достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности, под которой понимается степень точности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая позволяет пользователю бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать обоснованные решения, базирующиеся на этих выводах (п. 18 Правил аудиторской деятельности "Аудиторские доказательства"). Соответственно под недостоверными данными можно понимать те сведения, содержащиеся в документах налоговой отчетности, которые при принятии решения об исчислении, например, налога не позволяют исчислить его в предусмотренном законодательством размере (например, представление сведений о выручке организации в размере, не соответствующем действительности).

Закон четко устанавливает, что должностные лица (руководитель организации либо лицо, исполняющее его обязанности, а также лицо, осуществляющее руководство бухгалтерским учетом (главный бухгалтер, при отсутствии в штате должности главного бухгалтера – бухгалтер, главный бухгалтер организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалист-бухгалтер, являющийся индивидуальным предпринимателем)) несут ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налогов, сборов (пошлин), которые произошли в период выполнения ими своих функций (ст. 13.6 КоАП).

Отметим также, что ч. 3 примечаний к ст. 13.6 и 13.7 устанавливает порядок определения базы для исчисления штрафа в минимальном размере при частичном добровольном исполнении налогового обязательства либо перечислении части ранее не перечисленной суммы налога, сбора (пошлины).

Предположим, что организация не доплатила налог в размере 50 млн. руб. После выявления данного факта по результатам проверки организация добровольно уплатила часть недоплаченной суммы – 30 млн. руб., т.е. к уплате остается 20 млн. руб. В данном случае штраф будет рассчитываться следующим образом: 20 % × (30 млн. руб. / 2 + 20 млн. руб.) = 7 млн. руб.

А что делать, если сумма штрафа оказывается меньше 10 БВ? Допустим, организация не доплатила налог в размере 1 млн. руб. После выявления такого факта по результатам проверки организация добровольно уплатила часть недоплаченной суммы – 700 тыс. руб., т.е. к уплате остается 300 тыс. руб. В данном случае штраф, рассчитанный исходя из 20 % неуплаченной суммы налога, будет меньше 10 БВ. Поэтому вводится иная формула: 70 % × (10 БВ / 2) + 30 % × 10 БВ = 227 500 руб.

 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.