Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Принципы ценообразования – важная составляющая учетной политики по ценам

Татьяна Осипова, экономист

Субъекты предпринимательской деятельности (далее – организации) формируют отпускные цены на товары и тарифы на услуги (работы) с учетом конъюнктуры рынка на основе плановой себестоимости, налогов и неналоговых платежей, прибыли исходя из принятой учетной политики (п. 5 Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183* (далее – Инструкция № 183)). Данная норма не является обязательной и носит рекомендательный характер. Однако, как показывает практика, разработка учетной политики по вопросам ценообразования помогает выработать подходы к формированию цен, обеспечить единство ценовой, налоговой и учетной политики.
При разработке учетной политики по ценам на 2010 г. целесообразно обратить внимание на следующие вопросы формирования цен и тарифов.

 

______________________

 
 * Гл. бухгалтер. Ценообразование. – 2009. – № 11. – С. 4–17.
1. В связи с тем что начиная с 2009 г. Правительство не устанавливает предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов), решения об изменении цен (тарифов) на производимые товары (работы, услуги) организации принимают самостоятельно. В то же время в случае значительного повышения отпускных цен нередки отказы покупателей, мотивированные превышением рекомендуемых параметров повышения цен. Учитывая это, рекомендуем определить изменение налогового законодательства, регулярность изменения цен (ежемесячно, раз в квартал), а также критерии, в зависимости от изменения которых будут меняться цены – рост цен на сырье, девальвация обменного курса белорусского рубля (в отношении импортируемых сырьевых ресурсов), повышение тарифов на энергоресурсы и т.д.
2. Определить способ включения в себестоимость продукции (работ, услуг) используемых сырья, материалов и других материальных ресурсов исходя из методов оценки запасов, предусмотренных Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными постановлением Минэкономики, Минфина и Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2008 № 210/161/151, а также отраслевыми особенностями состава затрат: по средневзвешенным ценам; по учетным ценам с учетом отклонений от их фактической стоимости; по ценам последнего приобретения (ЛИФО); по ценам первого приобретения (ФИФО)*. Указанный метод должен быть аналогичен методу списания материалов в бухгалтерском учете.
 
_______________________
 
* Предусмотрен Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), которые вступили в силу с 26 января 2009 г.
 
3. Закрепить метод распределения косвенных расходов, которым организация будет руководствоваться в течение 2010 финансового года. Так, например, организация может указать, что в течение 2010 г. при расчете плановой себестоимости на производимую продукцию и формировании отпускной цены общехозяйственные, общепроизводственные расходы включаются в себестоимость отдельных видов продукции пропорционально:
– прямым материальным затратам;
– сумме основной заработной платы производственных рабочих и общепроизводственных расходов;
– объемам выпуска продукции по плану (отчету) в фактических ценах;
– сметным (нормативным) ставкам;
– маржинальному доходу.
Данный метод должен быть аналогичен методу распределения названных расходов в бухгалтерском учете.
4. Указать уровень рентабельности, применяемый при формировании отпускных цен (тарифов) с учетом действующих ограничений, установленных для отдельных категорий производителей: организаций-монополистов; организаций, производящих социально значимые товары (услуги), цены (тарифы) на которые регулируются органами государственного управления; а также на товары, услуги, формирование цен (тарифов) на которые регулируется отраслевыми инструкциями, которыми установлены ограничения уровня рентабельности.
5. Определить, как будут формироваться отпускные цены: с учетом либо без учета транспортных расходов по доставке продукции до пункта, обусловленного договором (условия франко-назначения либо франко-отправления).
6. Указать на предоставление организацией в пользу торговых организаций оптовых скидок. В последнее время ряд организаций устанавливает на производимые товары конечные розничные цены с предоставлением скидок в пользу организаций торговли. Поэтому необходимо определить, по какому перечню товаров устанавливаются конечные розничные цены.
7. Указать на наличие определенной системы применения скидок, сославшись на разработанный документ о скидках (положение, порядок, приказ, распоряжение);
8. Предусмотреть порядок округления отпускных цен (тарифов).
Если организация освобождена от составления экономического обоснования, об этом следует сделать запись в учетной политике.
 
Справочно: требования по обоснованию цен (тарифов) на продукцию (товары, работы, услуги) экономическими расчетами (калькуляцией с расшифровкой статей затрат) не распространяются:
– на юридические лица, применяющие упрощенную систему налогообложения и ведущие учет в книге учета доходов и расходов, форма которой утверждена постановлением МНС, Минфина, Минтруда и соцзащиты и Минстата РБ от 19.04.2007 № 55/60/59/38 "Об утверждении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и о некоторых вопросах ее заполнения";
– индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц или применяющих упрощенную систему налогообложения;
– юридические лица, индивидуальных предпринимателей при реализации товаров (работ, услуг) на биржевых торгах открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа";
– юридические лица, а также оказывающих платные медицинские услуги индивидуальных предпринимателей при изменении этими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отпускных цен (тарифов) на производимые товары (работы, услуги) в размерах, не превышающих предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов), установленных Советом Министров РБ;
– юридические лица, индивидуальных предпринимателей, реализующих произведенную ими сельскохозяйственную продукцию;
– крестьянские (фермерские) хозяйства.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.