Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Обязанности игорных заведений по противодействию легализации преступных до­ходов

(Комментарий к постановлению МНС РБ от 29.02.2012 № 8)

Татьяна Чухлей, заместитель начальника управления подготовки и экспертизы проектов законодательных актов Комитета государственного контроля Республики Беларусь

5 апреля т.г. вступило в силу постановление МНС РБ от 29.02.2012 № 8 (далее – постановление № 8) (см. "ГБ", 2012, № 15, с. 52–55). Оно утвердило Типовые правила внутреннего контроля, осуществляемого организаторами азартных игр (далее – Типовые правила). В комментарии рассмотрены порядок и особенности их применения.

Контроль за соблюдением законодательства при осуществлении  деятельности в сфере игорного бизнеса производят налоговые органы и органы КГК
Наличие собственных правил внутреннего контроля является обязательным для всех организаций и физических лиц, осуществляющих финансовые операции и перечисленных в ст. 1 Закона РБ от 19.07.2000 № 426-З "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности" (далее – Закон), включая организаторов лотерей, электронных интерактивных игр, а также организаторов азартных игр.
Внутренний контроль – совокупность мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности, принимаемых лицами, осуществляющими финансовые операции.
Правила внутреннего контроля принимают лица, осуществляющие финансовые операции, с учетом общих требований, установленных Законом, постановлением Совета Министров РБ от 16.03.2006 № 352 "Об общих требованиях к правилам внутреннего контроля" и типовыми правилами внутреннего контроля, утвержденными государственным органам, контролирующим деятельность лиц, осуществляющих финансовые операции. Большинством республиканских органов государственного управления типовые правила внутреннего контроля были утверждены еще в 2006 г. (постановление Минфина РБ от 17.03.2006 № 27, постановление Минсвязи РБот 30.03.2006 № 9, постановление Госкомимущества РБ от 12.05.2006 № 1 и др.).
Принятие постановления № 8 обусловлено:
– передачей с 1 января 2011 г. МНС от Минспорта функций по лицензированию деятельности в сфере игорного бизнеса;
– отнесением Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" к компетенции МНС контроля за игорным бизнесом и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере.
Справочно: в связи с принятием постановления № 8 отменено постановление Минспорта РБ от 27.02.2007 № 6 "Об утверждении Типовых правил внутреннего контроля, осуществляемого организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере игорного бизнеса".
На территории Республики Беларусь разрешено осуществление следующих видов деятельности в сфере игорного бизнеса:
1) содержание букмекерской конторы;
2) содержание зала игровых автоматов;
3) содержание казино;
4) содержание тотализатора.
Положение об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь утверждено Указом Президента РБ от 10.01.2005 № 9 (далее – Положение, утвержденное Указом № 9).
С 1 января 2011 г. организаторами азартных игр* могут быть только юридические лица РБ, имеющие специальное разрешение (лицензию), полученное в соответствии с Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности".
__________________________
* Азартная игра – это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками азартной игры между собой либо с организатором азартной игры.
Целями системы внутреннего контроля, осуществляемого организаторами азартных игр, в частности, являются:
– предотвращение вовлечения организаторов азартных игр в процесс легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности;
– выявление финансовых операций, подлежащих особому контролю, и др. (п. 4 Типовых правил).
С 1 июля 2012 г. начнут действовать новые требования к организации азартных игр
Игорные заведения, размещенные на 1 января 2011 г. в местах, не соответствующих требованиям Положения, утвержденного Указом № 9, вправе осуществлять свою деятельность с соблюдением установленных законодательством требований и условий, в т.ч. лицензионных, до истечения срока действия специального разрешения (лицензии) без права его продления, но не позднее 1 июля 2012 г.
С 1 июля 2012 г. вводится в действие специальная компьютерная кассовая система, обеспечивающая контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса (далее – СККС). Для обслуживания СККС создается мониторинговый центр. Он будет обеспечивать круглосуточное функционирование СККС и предоставление в режиме реального времени уполномоченным государственным органам (органам Комитета госконтроля и МНС) полной и достоверной информации о работе игорных заведений, в т.ч. об обороте денежных средств и выплате выигрышей (возврате несыгравших ставок) участникам азартных игр, с использованием СККС*.
__________________________
* Положение о порядке функционирования специальной компьютерной кассовой системы, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса, и мониторингового центра в сфере игорного бизнеса по ее обслуживанию утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 29.12.2011 № 1762, которое вступает в силу с 1 июля 2012 г.
С 1 июля 2012 г. запрещается ввод в эксплуатацию (использование) игровых автоматов, касс букмекерских контор и касс тотализатора без их подключения к СККС. Нарушение данного требования является основанием для прекращения действия специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса.
Обязанности организатора азартных игр по обеспечению внутреннего контроля
Правила внутреннего контроля – это локальный нормативный правовой акт, который принимает орган управления юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере игорного бизнеса и являющегося организатором азартной игры.
Кроме правил организатор азартных игр должен также принять следующие решения:
1) о назначении лица, ответственного за выполнение правил внутреннего контроля, из числа работников игорного заведения.
Данное лицо должно иметь высшее юридическое (экономическое) образование и стаж работы не менее года в должности не ниже заместителя руководителя организации либо руководителя структурного подразделения, осуществляющего операции с денежными средствами, иным имуществом;
2) об утверждении формы журнала учета сообщений о выявлении финансовых операций, подлежащих особому контролю.
Руководитель организатора азартных игр должен также обеспечить:
а) хранение вторых экземпляров специальных формуляров и иных документов, связанных с ведением финансовых операций, подлежащих особому контролю, в сейфе или ином месте, исключающем доступ посторонних лиц. Доступ к этим документам предоставляется только работникам, осуществляющим регистрацию финансовых операций, подлежащих особому контролю, передачу, учет и хранение специальных формуляров и иных документов, связанных с осуществлением и (или) совершением финансовых операций, подлежащих особому контролю, и ответственному должностному лицу;
б) общее руководство внутренним контролем и принятие иных необходимых организационных мер в целях осуществления внутреннего контроля.
В каждом игорном заведении должны быть:
журнал учета сведений о финансовых операциях, в котором осуществляется документальное фиксирование финансовых операций, подлежащих особому контролю. В журнале содержатся следующие сведения: вид финансовой операции и основания ее осуществления; дата осуществления финансовой операции и сумма, на которую она осуществлена; сведения, необходимые для идентификации участников финансовой операции; иные сведения, определенные организатором азартных игр. Журнал ведется на бумажном носителе или в электронном виде. Журнал, который ведется на бумажном носителе, должен быть прошнурован, пронумерован, скреплен печатью и заверен подписью руководителя организатора азартных игр;
журнал учета сообщений о выявлении финансовых операций, подлежащих особому контролю. В этом журнале работник, осуществляющий регистрацию финансовых операций, подлежащих особому контролю, передачу, учет и хранение специальных формуляров и иных документов, связанных с осуществлением финансовых операций, подлежащих особому контролю, фиксирует сообщения, покоторым должностным лицом, ответственным за выполнение правил внутреннего контроля, принято решение о непризнании такой операции финансовой операцией, подлежащей особому контролю, и непредставлении сведений о ней в орган финансового мониторинга. Может вестись как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
Обязанности должностного лица, ответственного за выполнение правил внутреннего контроля
Должностное лицо, ответственное за выполнение правил внутреннего контроля, выполняет следующие функции:
1) организует проведение идентификации участников финансовых операций.
Такую идентификацию проводит работник, осуществляющий финансовую операцию, на основе анкетирования. Анкеты заполняются на основании документов, представляемых участником финансовой операции.
При идентификации участников финансовой операции работники, осуществляющие финансовые операции, предпринимают меры по выявлению из числа участников финансовых операций политически значимых лиц иностранных государств и международных организаций (высшие государственные должностные лица иностранных государств, руководители международных организаций и их постоянных представительств в Республике Беларусь), а также организаций, бенефициарными владельцами которых они являются*. К таким мерам относится получение информации от самого участника финансовой операции, из государственных информационных ресурсов, средств массовой информации, Интернета и др.
__________________________
* Договоры на осуществление финансовых операций с политически значимыми лицами, а также организациями, бенефициарными владельцами которых они являются, должны заключаться в письменной форме и только после получения письменного разрешения руководителя (уполномоченного им лица) лица, осуществляющего финансовые операции. Если участник финансовой операции стал политически значимым лицом, а также организацией, бенефициарным владельцем которой оно является, после заключения с ним договора на осуществление финансовых операций в письменной форме необходимо получить письменное разрешение соответствующего руководителя (уполномоченного им лица) на продление этого договора.
При возникновении у работника, осуществляющего финансовую операцию, подозрений в достоверности ранее полученных сведений он обязан провести повторную идентификацию участника финансовой операции.
 
Важно! Организатор азартных игр имеет право выплатить денежный выигрыш только при предъявлении участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность;
 
2) на основании сообщения и иных документов, представленных работником, осуществляющим финансовую операцию, принимает решение об отнесении (неотнесении) финансовой операции к финансовой операции, подлежащей особому контролю, и представлении сведений о ней в орган финансового мониторинга, а также о дальнейших действиях в отношении участника финансовой операции.
Финансовые операции подлежат особому контролю при наличии хотя бы одного из условий, перечисленных в ст. 6 Закона, в т.ч. если:
– у лица, осуществляющего финансовую операцию, возникли подозрения, что финансовая операция совершается в целях легализации доходов, полученных преступным путем, либо финансирования террористической деятельности, в т.ч. совершается неоднократно в целях уклонения от регистрации в специальном формуляре.
Например:
1) немотивированный отказ или неоправданные задержки в представлении участником финансовой операции документов, необходимых для идентификации участника финансовой операции, либо чрезмерная озабоченность участника финансовой операции вопросами обеспечения конфиденциальности предоставленных сведений;
2) необоснованная поспешность проведения финансовой операции, на которой настаивает участник финансовой операции;
3) предоставление участником финансовой операции для проведения финансовой операции удостоверяющих личность документов, подлинность которых вызывает сомнения;
4) сложности, возникающие при проверке предоставляемых участником финансовой операции сведений, предоставление информации, которую невозможно проверить;
5) неоднократное получение (выплата) средств в крупных суммах от организатора азартных игр;
6) осуществление нескольких финансовых операций, каждая из которых в отдельности не является подозрительной, но которые по совокупности признаков вызывают подозрение в том, что они осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, либо финансирования террористической деятельности;
– в отношении участника финансовой операции имеются сведения о его участии в террористической деятельности либо если участник финансовой операции находится под контролем лиц, участвующих в террористической деятельности (постановление Совета Министров РБ от 11.03.2006 № 336 "О порядке определения перечня участников финансовой операции, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности либо нахождении под контролем лиц, участвующих в террористической деятельности, и доведения этого перечня до сведения лиц, осуществляющих финансовые операции");
– участник финансовой операции зарегистрирован, имеет место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности, либо по нему имеются сведения об осуществлении операций через счет в банке, небанковской кредитно-финансовой организации, зарегистрированных в указанном государстве или на указанной территории (постановление Совета Министров РБ от 23.02.2006 № 259 "О порядке определения перечня государств (территорий), которые не участвуют в международном сотрудничестве в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности, и порядке его опубликования");
– если операция совершается с наличными денежными средствами и сумма финансовой операции равна или превышает 2 000 базовых величин для физических лиц либо равна или превышает 20 000 базовых величин для организаций и индивидуальных предпринимателей;
3) проверяет правильность и полноту заполнения работниками специальных формуляров, а также своевременность их представления в орган финансового мониторинга – Департамент финансового мониторинга КГК.
Форма специального формуляра регистрации финансовой операции, подлежащей особому контролю, и Инструкция о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утверждены постановлением Совета Министров РБ от 16.03.2006 № 367.
Специальный формуляр представляется в орган финансового мониторинга не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления финансовой операции; при неосуществлении финансовой операции – не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе в осуществлении финансовой операции; при приостановлении финансовой операции – в день ее приостановления; при выявлении финансовой операции, подлежащей особому контролю, которую невозможно выявить на стадии ее осуществления, – не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления финансовой операции.
 
Важно! Представление в орган финансового мониторинга информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю, не является нарушением служебной, банковской или иной охраняемой законом тайны и не влечет за собой ответственности за убытки и моральный вред, причиненные в результате такого действия;
 
4) оказывает работникам помощь по вопросам, возникающим при выполнении правилвнутреннего контроля, идентификации участников финансовой операции и заполнении специальных формуляров;
5) организует проведение и участвует в проведении обучения работников по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности;
6) организует проверку знаний работников в области предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности, а также участвует в таких проверках;
7) выполняет иные функции, предусмотренные правилами внутреннего контроля и законодательством в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.
 

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.