Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Уплата налога на недвижимость иностранными организациями: практические ситуации

Татьяна Филатова, экономист
Иностранные организации являются плательщиками налога на недвижимость (ст. 183 Налогового кодекса РБ (далее – НК)). При этом необходимо учитывать особенности, предусмотренные ст. 184 НК. Иные элементы налога на недвижимость (объекты, налоговая база, ставки, порядок исчисления и уплаты, представление налоговой отчетности), содержащиеся в гл. 17 НК, мало чем отличаются от тех положений, которые применяют к белорусским организациям.
Отметим, что при определении иностранных организаций плательщиками налога на недвижимость следует учитывать такие факторы, как наличие и количество находящихся на территории Беларуси их структурных подразделений, вид осуществляемой деятельности (через постоянное представительство или нет) и т.д.
Иностранная организация должна встать на налоговый учет (ст. 66 НК).
Для постановки на налоговый учет иностранной организации необходимо представить в белорусский налоговый орган заявление
Перечень случаев, когда иностранная организация должна встать на налоговый учет, определен п. 2 ст. 66 НК. При этом для каждого случая предусмотрены свой срок постановки на налоговый учет и свой пакет документов (см. таблицу).
 
 
Примечание. Иностранные организации, указанные в пп. 2–4 НК, должны также представить налоговому органу выписку из торгового регистра страны ее места нахождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее места нахождения, выданное не позднее 3 месяцев до дня представления документов для постановки на учет в налоговом органе, а также копии учредительных документов иностранной организации (иностранного банка), а организация, указанная в п. 1 таблицы, – копию такой выписки.
 
Важно! Иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе, должна проинформировать налоговый орган по месту осуществления деятельности через постоянное представительство на территории Республики Беларусь, включая проведение аттракционов и зверинцев, об осуществлении такой деятельности до ее начала.
Уплата налога на недвижимость зависит от ее налогового статуса
Иностранная организация, открывшая представительство в Республике Беларусь и ставшая на учет в налоговом органе, может заниматься в Беларуси предпринимательской деятельностью либо не заниматься ей. Если она осуществляет предпринимательскую деятельность, ее налоговый статус (тип) – "постоянное представительство". Если же иностранная компания не ведет предпринимательскую деятельность в Беларуси, ее статус – "представительство".
Не вызывает вопросов порядок постановки на налоговый учет иностранной организации, если у нее на территории Беларуси присутствует только один из налоговых статусов (типов) – "представительство", "недвижимость", "постоянное представительство". Но если в Республике Беларусь у иностранной организации есть несколько постоянных представительств, расположенных в разных регионах, или есть представительство в одном регионе, а в других регионах – постоянное представительство и объекты недвижимости, то возникает вопрос: в каком регионе Беларуси иностранная организация должна стать на учет в налоговом органе и куда уплачивать налог на недвижимость? Накладывает свой отпечаток и особенность по признанию иностранной организации плательщиком налога на недвижимость, когда она заключает сделки по аренде недвижимости.
 
Ситуация 1
Иностранная организация при приобретении права собственности на недвижимое имущество, находящееся на территории Республики Беларусь, подала заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения такого имущества в г. Бресте и получила извещение о присвоении учетного номера плательщика (далее – УНП). В дальнейшем она собирается заниматься предпринимательской деятельностью по месту приобретения имущества.
Кроме того, эта иностранная организация планирует подать документы в МИД РБ с целью получения разрешения на открытие представительства в Республике Беларусь с местом его нахождения в г. Минске. Но в г. Минске у нее недвижимости в собственности нет.
 
Необходимо ли иностранной организации повторно становиться на учет в налоговых органах в г. Бресте (в качестве постоянного представительства) и в г. Минске (по месту нахождения представительства) и получать новые извещения о присвоении УНП? Где ей придется уплачивать налог на недвижимость?
Из изложенного следует, что иностранная организация, состоящая на учете в белорусском налоговом органе по месту расположения недвижимого имущества в г. Бресте, имеет налоговый статус (тип) "недвижимость".
В случае осуществления предпринимательской деятельности в г. Бресте иностранная организация обязана:
– проинформировать об этом налоговый орган по месту осуществления деятельности через постоянное представительство на территории Республики Беларусь, включая проведение аттракционов и зверинцев, об осуществлении такой деятельности до ее начала (п. 6 ст. 66 НК);
– получить в связи с изменением налогового статуса новое извещение о присвоении УНП, которое ей должен выдать налоговый орган в порядке, изложенном в постановлении МНС РБ от 31.12.2010 № 96.
При открытии представительства в г. Минске у иностранной организации с учетом правила подп. 2.3 п. 2 ст. 66 НК появляется обязанность стать на учет в налоговом органе по месту расположения открытого с разрешения МИД РБ представительства.
Таким образом, в данной ситуации иностранная организация будет состоять на учете в налоговом органе в г. Бресте вначале с типом "недвижимость", а позднее с типом "постоянное представительство" и в г. Минске – с типом "представительство".
Напомним, что объектами обложения налогом на недвижимость признают здания и сооружения, в т.ч. сверхнормативного незавершенного строительства, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций (п. 1 ст. 185 НК).
В рассматриваемом случае в собственности у иностранной организации находится здание, расположенное в г. Бресте. И там же иностранная организация состоит на налоговом учете. В г. Минске объекта налогообложения у нее нет. Следовательно, налог на недвижимость будет исчислять и уплачивать подразделение, расположенное в г. Бресте, причем и в том случае, когда у иностранной организации вначале был тип "недвижимость", и позднее, когда в этом здании стало располагаться постоянное представительство.
Ситуация 2
В г. Минске у иностранной организации (Республика Кипр) на территории Советского района открыто представительство, не осуществляющее предпринимательскую деятельность в Беларуси. Позднее кипрская организация приобрела в г. Минске здание. Оно находится в Октябрьском районе г. Минска и не передано кому-либо в аренду или доверительное управление.
 
Следует ли иностранной организации становиться на учет в инспекцию МНС по Октябрьскому району и приобретать налоговый статус (тип) "недвижимость" по месту расположения недвижимого имущества?
Кто должен исчислять и уплачивать налог на недвижимость? В какой налоговый орган надо представить налоговую декларацию (расчет) и какой коэффициент, установленный решением местного Совета депутатов, применить?
Такие случаи по постановке на учет в налоговом органе законодательством четко не оговорены.
 
Вариант 1. Собственник здания принял решение о передаче здания на баланс представительства
По мнению автора, в данной ситуации кипрской компании нецелесообразно встать на налоговый учет в ИМНС по Октябрьскому району и приобрести там по данному объекту налоговый статус (тип) "недвижимость", так как здание взято на баланс в представительстве и оно должно осуществлять учет этого объекта недвижимости, включая определение восстановительной и остаточной стоимости этого объекта, начисление амортизации, исчисление и уплату налогов и пр.
Автор исходит из следующего. Действие Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее – Закон) распространяется на юридические лица РБ, филиалы и представительства, в т.ч. представительства иностранных органи-заций (ст. 1 Закона). Ведение бухгалтерскогоучета любая организация осуществляет согласно ее учетной политике, сформированной в соответствии с законодательством РБи утвержденной решением руководителя организации (ст. 6 Закона). Представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Республики Беларусь, могут формировать свою учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения данных организаций, если эти правила не противоречат международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности, а также законодательству Беларуси.
В этой ситуации налог на недвижимость по объекту, расположенному в Октябрьском районе г. Минска, необходимо исчислять по месту нахождения представительства (в Советском районе г. Минска) и налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость следует представить в инспекцию МНС по Советскому району г. Минска.
Отметим, что годовая сумма налога исчисляется исходя из налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающих (понижающих) коэффициентов, установленных местными Советами депутатов, которые применяются с 1 января года, следующего за годом принятия соответствующего решения (части третья и четвертая ст. 188 НК).
Для определения того, какой зональный коэффициент следует применить – по месту расположения объекта недвижимости (в нашей ситуации – по Октябрьскому району) или по месту расположения представительства (в нашей ситуации – по Советскому району), – следует обратиться к нормам п. 9-1 ст. 189 НК, введенного Законом РБ от 30.12.2011 № 330-З с 1 января 2012 г., и к соответствующему решению Минского городского Совета депутатов.
Так, при наличии у плательщика налога на недвижимость объектов налогообложения за пределами административно-территориальной единицы, на территории которой он состоит на учете в налоговом органе, налог на недвижимость по таким объектам исчисляется по ставке налога с применением коэффициента, установленного решением местного Совета депутатов на территории административно-территориальной единицы по месту нахождения этих объектов налогообложения. Под местонахождением зданий, сооружений, машино-мест, если иное не установлено в абз. 3 п. 9-1 ст. 189 НК, понимают местонахождение таких зданий, сооружений, машино-мест.
Отметим, что в абз. 3 п. 9-1 ст. 189 НК речь идет о сооружениях, находящихся одновременно на территории нескольких административно-территориальных единиц (устройства электропередачи и связи, трубопроводы, газопроводы и иные аналогичные объекты), и к нашей ситуации они отношения не имеют.
В 2012 г. налог на недвижимость (за исключением налога на недвижимость по не завершенным строительством объектам) организации уплачивают по месту их постановки на учет в налоговых органах независимо от места расположения объекта налогообложения. Затем перечисленные суммы налога зачисляются в соответствующие бюджеты по месту расположения данных объектов (пп. 34 и 36 Инструкции о порядке зачисления, распределения и механизме возврата доходов республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2012 году, утвержденной постановлением Минфина РБ от 23.01.2012 № 5).
Город Минск является административно-территориальной единицей. При этом он разделен на районы, которые не считаются административно-территориальными единицами. Но при исчислении налога на недвижимость по зданиям и сооружениям, расположенным в г. Минске, организация применяет коэффициенты в зависимости от экономико-планировочной зоны по месту расположения здания. Эти коэффициенты устанавливаются решениями Минского городского Совета депутатов. Последнее из них – решение Минского городского Совета депутатов от 24.11.2010 № 62 "Об установлении коэффициентов к ставкам земельного налога и налога на невижимость" (с дополнениями и изменениями).
Таким образом, организация производит уплату налога по месту постановки на учет в качестве плательщика налогов, при этом применив соответствующий местонахождению здания коэффициент зональности. В рассматриваемой ситуации кипрской компании следует уплатить налог в ИМНС по Советскому району г. Минска и применить коэффициент зональности, установленный для здания, расположенного в Октябрьском районе г. Минска.
Вариант 2. Собственник здания не принял решение о передаче здания на баланс представительства
В этом случае кипрской компании придется стать на учет в ИМНС по Октябрьскому району г. Минска, получить налоговый статус (тип) "недвижимость", уплачивать налог на недвижимость по месту расположения этого объекта, т.е. в ИМНС по Октябрьскому району г. Минска. И в данном случае применяется коэффициент зональности, установленный для здания, расположенного в Октябрьском районе г. Минска. Налоговую декларацию также придется представить в ИМНС по Октябрьскому району г. Минска.
 
Ситуация 3
Иностранная компания (КНР) открыла в 2011 г. представительство в Беларуси и стала на учет в районной налоговой инспекции по г. Минску. Китайская компания не имеет в собственности объектов недвижимости в г. Минске. Кроме того, у нее заключен контракт с белорусским заказчиком на строительство сооружения в Гомельской области. Строительство началось в I квартале 2012 г. Его планируют завершить в 2014 г. По месту нахождения строительной площадки у китайской компании существует постоянное представительство с I квартала 2012 г. Однако в Гомельской области стать на учет в каком-либо налоговом органе не представляется возможным в силу того, что строительная площадка постоянно передвигается по территории области (идет сооружение дороги). Офис в г. Минске занимается вопросами, связанными с обеспечением строительства материальными, финансовыми ресурсами и управлением проектом.
 
Следует ли уплачивать налог на недвижимость китайской компании и если да, то как это сделать, если в г. Минске она арендует помещение у белорусской организации, а в Гомельской области у нее в собственности нет объектов недвижимости? Необходимо ли представлять налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость?
Если иностранная организация осуществляет предпринимательскую и иную деятельность, используя несколько обособленных структурных подразделений (учреждений), расположенных на территории Республики Беларусь, в каждом из которых выполняются определенные функции, направленные на получение общего результата, признание наличия постоянного представительства производится налоговыми органами с учетом деятельности всех обособленных структурных подразделений (учреждений) иностранной организации, расположенных на территории Республики Беларусь (п. 2 ст. 139 НК).
Согласно положениям национального законодательства постоянное представительство по строительной деятельности возникает, если такие площадка или объект существуют на территории Республики Беларусь в течение периода, превышающего 180 дней в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде (п. 4 ст. 139 НК). Положениями международного договора об избежании двойного налогообложения доходов и имущества для признания строительной площадки или строительного, монтажного объекта постоянным представительством установлен период, превышающий 18 месяцев. Если продолжительность строительных или монтажных работ не превышает 18 месяцев, то строительную площадку или строительный, монтажный объект не рассматривают в качестве постоянного представительства. Если же продолжительность таких работ превышает 18-месячный период, то у китайской компании возникает постоянное представительство. Налогообложение осуществляется с первого дня строительных или монтажных работ.
В нашем случае согласно проекту продолжительность строительных работ превышает 18 месяцев. Следовательно, с первого дня осуществления строительных работ у иностранной компании возникает постоянное представительство. Поскольку постоянного офиса на строительной площадке у иностранной компании объективно не существует, но есть постоянный офис в г. Минске, где расположено представительство иностранной компании, а весь проект составляет единое целое и деятельность представительства и строительной площадки направлена на получение общего результата, то постоянному офису в г. Минске следует исполнять обязанности по исчислению и уплате налогов и сборов в бюджет РБ.
Если по договору аренды между белорусской организацией и китайской компанией первая передала недвижимое имущество (помещения) на баланс представительства, то китайской компании следует исчислять и уплачивать налог на недвижимость в общеустановленном порядке по месту расположения представительства, а также представлять налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость.
Если же помещения остались на балансе белорусской организации, то объекта налогообложения у китайской компании не возникает. Нет и обязанности по представлению налоговой декларации (расчета) по налогу на недвижимость.
 
Ситуация 4
Российская организация заключила с белорусским застройщиком договор долевого строительства здания на территории Беларуси, в котором после завершения строительства иностранной компании будет принадлежать часть.
 
Имеет ли российская организация право на льготу по налогу на недвижимость?
От налога на недвижимость освобождают впервые введенные в действие здания и сооружения организаций в течение одного года с момента их ввода в эксплуатацию (подп. 1.11 п. 1 ст. 186 НК).
С учетом разъяснения, содержащегося в письме МНС РБ от 23.07.2010 № 2-2-12/866, организация-инвестор вправе применить льготу по налогу на недвижимость по зданию, строительство которого осуществлялось на основании договора долевого строительства, при наличии акта приемки строительного объекта, составленного в соответствии с законодательством. Поскольку российская компания в данном случае является инвестором, то она вправе применить льготу по налогу на недвижимость.
Датой приемки в эксплуатацию объекта с 9 июня 2011 г. считают дату утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию (п. 8 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 06.06.2011 № 716).
Отметим, что согласно п. 2 ст. 186 НК при сдаче иностранной организацией в аренду, иное возмездное либо безвозмездное пользование здания (части здания), освобожденного от налога на недвижимость, такое здание (часть здания) подлежит обложению налогом на недвижимость в порядке, установленном гл. 17 НК. Исключение составляют случаи, указанные в части второй п. 2 ст. 186 НК, подп. 2.6 п. 2 Указа Президента РБ от14.04.2011 № 145 "О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации".
 

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.