Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Информационные услуги: как определить место реализации с целью исчисления НДС

(Комментарий к ст. 33 Налогового кодекса РБ)

Наталья Нехай, экономист

В 2012 г. ст. 33 "Место реализации работ, услуг, имущественных прав" Налогового кодекса РБ (далее – НК) изложена в новой редакции.
В отличие от предыдущей редакции в ней расшифрованы понятия, применяемые в данной статье.
Ниже рассмотрен порядок определения места реализации при оказании информационных услуг, поскольку именно этих услуг коснулись наибольшие изменения.

 

Услуги, которые связаны с информацией, поименованные в названной статье НК, условно можно отнести к 3 группам:
1) услуги по обработке информации;
2) услуги по представлению информации;
3) услуги по обеспечению доступа к базам данных.
Услуги по обработке информации
Услуги по обработке информации – услуги по осуществлению сбора и обобщению информации, систематизации информационных массивов (данных) и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации (ст. 33 НК). До 2012 г. определение этого термина не было приведено в НК.
 
Определение места реализации услуг по обработке информации
Местом реализации работ, услуг, имущественных прав признается территория Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь. Приведенное правило применяют в т.ч. в отношении оказания услуг по обработке информации.
Таким образом, местом реализации услуг по обработке информации как в 2011 г., так и в 2012 г. признают место деятельности (место нахождения, жительства) покупателя услуг.
Пример 1
Резидент РБ по договору с резидентом Германии передает нерезиденту сведения о немецких товарах, подлежащих реализации на территории Республики Беларусь, а резидент Германии собирает информацию об этих товарах (описание, особенности эксплуатации, фото), формирует информационный массив и предоставляет его резиденту РБ для размещения последним на собственном сайте.
Местом реализации данных услуг признается территория Республики Беларусь.
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права (ст. 92 НК).
Следовательно, резидент РБ должен исчислить НДС, если резидент Германии имеет статус организации и не состоит на учете в налоговых органах РБ.
 
Если резидент РБ оказал услуги по обработке информации резиденту дальнего зарубежья, такой оборот будет являться оборотом за пределами Республики Беларусь. Поскольку объектом обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, то белорусский резидент не исчисляет НДС, но обязан отразить указанный оборот в стр. 9 налоговой декларации по НДС. Налоговые вычеты, приходящиеся на такой оборот, должны быть отнесены на затраты плательщика, за исключением сумм "входного" НДС по основным средствам и нематериальным активам.
Для сравнения рассмотрим, как нужно определять место реализации услуг по обработке информации, если договор на их оказание заключен с резидентом государства – участника Таможенного союза. В данной ситуации необходимо руководствоваться ст. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе (далее – Протокол).
Местом реализации работ, услуг признают территорию государства – члена Таможенного союза, если налогоплательщик (плательщик) этого государства приобретает консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы.
Понятие услуг по обработке информации, приведенное в ст. 1 Протокола, идентично такому же понятию, применяемому в ст. 33 НК. Следовательно, при оказании услуг по обработке информации иностранными организациями – резидентами РФ и Казахстана для белорусских резидентов покупатели услуг должны исчислить НДС. При оказании этих услуг для резидентов указанных государств белорусскими организациями объект налогообложения отсутствует. Данный порядок применялся и в 2011 г.
Таким образом, место реализации услуг по обработке информации определяется одинаково по ст. 3 Протокола и по ст. 33 НК.
Услуги по представлению информации
Услуги по представлению информации – услуги по представлению информации (ознакомлению с информацией), запрашиваемой заказчиком.
 
Определение места реализации услуг по представлению информации
Обратимся к нормам ст. 33 НК (см. табл. 1).
 
Как видно из табл. 1, место реализации услуг по представлению информации не было указано в ст. 33 НК в 2011 г. Этот вопрос был урегулирован в письме МНС РБ от 30.09.2011 № 2-1-10/10544 (вопрос 11). Так, место реализации услуг по представлению информации ранее следовало определять, руководствуясь положениями подп. 1.5 п. 1 ст. 33 НК, по месту деятельности организации, оказывающей данные услуги.
Таким образом, местом реализации приобретаемых резидентом РБ у иностранной компании услуг по представлению информации территория Республики Беларусь в 2011 г. не признавалась. Соответственно в 2011 г. у резидента РБ не возникали обязательства по исчислению и уплате НДС на основании ст. 92 НК. При представлении информации белорусской организацией резидентам дальнего зарубежья надо было исчислять НДС по ставке 20 %.
В 2012 г. местом реализации таких услуг при приобретении их у резидентов дальнего зарубежья является территория Республики Беларусь – и покупатель должен исчислить НДС по ст. 92 НК. При оказании белорусской организацией этих услуг нерезидентам объект обложения НДС отсутствует.
При изменении порядка налогообложения необходимо учитывать нормы п. 10 ст. 103 НК. Так, при изменении порядка исчисления НДС (изменении состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, момента фактической реализации, ставок, порядка применения освобождения от налогообложения) новый порядок исчисления нужно применять в отношении реализуемых на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, товаров (работ, услуг), имущественных прав, момент фактической реализации которых наступил с момента изменения порядка исчисления НДС.
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, моментом их фактической реализации такими организациями признают день оплаты либо иного прекращения обязательств покупателями этих товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 5 ст. 100 НК).
 
Следовательно, новый порядок можно применять в отношении услуг по представлению информации, оплаченных с 1 января 2012 г., независимо от момента их оказания.
Пример 2
Иностранная компания – резидент Германии оказывает резиденту РБ услуги по представлению информации посредством Интернета. Услуги оказаны в декабре 2011 г. Оплата перечислена в Германию в январе 2012 г. В январе оплаченный оборот необходимо было отразить в стр. 13 налоговой декларации по НДС и исчислить НДС.
 
Кроме того, при изменении порядка исчисления НДС (изменении состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, момента фактической реализации, ставок, порядка применения освобождения от налогообложения) новый порядок исчисления применяется в отношении отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, переданных с момента изменения порядка исчисления НДС (п. 10 ст. 103 НК).
Таким образом, если резидент РБ оказывает услуги по представлению информации резидентам дальнего зарубежья, то объект налогообложения отсутствует по услугам, оказанным с 1 января 2012 г., независимо от даты их оплаты.
 
Важно! Необходимо учитывать изменения, внесенные в п. 1 ст. 100 НК в 2012 г. и касающиеся определения момента оказания услуг. Так, днем выполнения работ (оказания услуг) признается дата передачи выполненных работ (оказанных услуг) в соответствии с оформленными документами (приемосдаточные акты и другие аналогичные документы). При неподписании заказчиком приемо-сдаточных актов и (или) других аналогичных документов за отчетный месяц (квартал) до 20-го числа (включительно) месяца (квартала), следующего за отчетным, днем выполнения работ (оказания услуг) признают день составления приемо-сдаточных актов и (или) других аналогичных документов.
В 2011 г. моментом оказания услуг признавался день подписания акта заказчиком независимо от периода его подписания.
Пример 3
Резидент РБ представил резиденту Украины информацию о новшествах в технологии производства. Акт об оказании услуг составлен в декабре 2011 г., а подписан резидентом Украины 30 января 2012 г.
Моментом оказания услуг является 30 января 2012 г. Оборот по их реализации следовало отразить в стр. 9 налоговой декларации за январь 2012 г., НДС при этом не исчисляется.
 
При наличии договоров на оказание услуг по представлению информации с резидентами РФ и Казахстана подход к определению места реализации иной. Данные услуги не поименованы в пп. 1–4 ст. 3 Протокола, т.е. место их реализации определяется как место регистрации исполнителя услуг в качестве налогоплательщика. Это означает, что при оказании таких услуг резидентам РФ и Казахстана следует исчислить НДС. При покупке данных услуг у указанных резидентов НДС по ст. 92 НК исчислять не нужно.
Этот порядок не изменился по сравнению с 2011 г.
Услуги по обеспечению доступа к базам данных
Расшифровка термина "услуги по обеспечению доступа к базам данных" в ст. 33 НК отсутствует. Поясним, что это за услуги. Зачастую наши плательщики (в частности, турфирмы) заключают с иностранными резидентами договоры, по которым нерезидент, имеющий банк данных какой-либо информации, предоставляет возможность доступа к ней белорусскому клиенту путем передачи пароля, ключа доступа и т.д. Далее клиент самостоятельно черпает для себя информацию из базы данных продавца.
 
Определение места реализации услуг по обеспечению доступа к базам данных
Обратимся к нормам ст. 33 НК (см. табл. 2).
 
В 2011 г. порядок определения места реализации услуг по обеспечению доступа к базам данных был разъяснен в письме МНС РБ от 30.09.2011 № 2-1-10/10544 (вопрос 12). Так, местом реализации услуг по предоставлению доступа на сайт к электронной версии справочников, оказываемых иностранной организацией, не признавалась территория Республики Беларусь, поскольку эти услуги небыли поименованы в подп. 1.1–1.4 п. 1 ст. 33 НК. Следовательно, покупатель не долженбыл исчислять НДС в Республике Беларусь в соответствии со ст. 92 НК. Таким образом, в 2011 г. местом оказания указанных услуг признавалось место деятельности (место нахождения, жительства) продавца.
Как видно из табл. 2, в 2012 г. место реализации данных услуг изменилось: теперь это место деятельности (нахождения, жительства) покупателя. Иными словами, при приобретении услуг по обеспечению доступа к базам данных у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговом органе РБ, необходимо исчислить НДС по ст. 92 НК, если услуги оплачены с 1 января 2012 г., независимо от момента их оказания (п. 10 ст. 103 НК).
Пример 4
За пользование базой данных о наличии мест в самолетах за декабрь 2011 г. турфирма Республики Беларусь перечислила оплату фирме Литовской Республики в январе 2012 г.
Турфирма должна исчислить НДС по ст. 92 НК.
 
В случае предоставления белорусским резидентом доступа к базе данных иностранному резиденту НДС исчислять не нужно по услугам, оказанным с 1 января 2012 г., независимо от даты их оплаты (п. 10 ст. 103 НК).
В отношении договоров с резидентами РФ и Казахстана подход к определению места реализации рассматриваемых услуг прямо противоположный. Поскольку данные услуги не поименованы в пп. 1–4 ст. 3 Протокола, место их реализации нужно определять как место регистрации исполнителя услуг в качестве налогоплательщика. Таким образом, при оказании услуг резидентам РФ и Казахстана следует исчислить НДС. При приобретении же таких услуг у резидентов РФ и Казахстана НДС по ст. 92 НК исчислять не нужно. Указанный порядок применялся и в 2011 г.
Подписка на зарубежные периодические издания
Налоговое законодательство Беларуси не содержит порядка исчисления НДС при приобретении периодических изданий в печатном виде у иностранных организаций. В настоящее время отсутствуют и разъяснения МНС по этому вопросу. Однако имеются официальные разъяснения МНС прошлых лет, в которых сказано, что подписные издания рассматриваются как товар (разъяснения касались отсутствия необходимости выписки до 1 января 2010 г. счетов-фактур по НДС по периодическим изданиям).
Так, в соответствии с общегосударственным классификатором "Виды экономической деятельности" ОКРБ 005-2006, утвержденным постановлением Госкомстандарта РБ от 28.12.2006 № 65, подписка на периодические издания относится к подклассу 51180 "Деятельность агентов, специализирующихся на торговле отдельными видами товаров или группами товаров, не включенными в другие группировки" (деятельность агентов по торговле полиграфической продукцией), т.е. периодические издания в печатном виде, приобретаемые по подписке, для целей НДС нужно относить к товарам.
 
Ситуация
Организация подписалась в Российской Федерации на российское периодическое издание – ежемесячный журнал в печатном виде, не включенный в подписной каталог Белпочты.
 
Обратимся к Протоколу о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе. В нем сказано, что взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства – члена Таможенного союза с территории другого государства – члена Таможенного союза, если иное не установлено указанным Протоколом, осуществляется налоговым органом государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения.
Для целей уплаты НДС налоговую базу нужно определять на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров на основе стоимости приобретенных товаров и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.
Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги) по условиям договора (контракта).
Поскольку периодические издания признают для целей НДС товаром, при их ввозе в Республику Беларусь исчислять и уплачивать НДС следует в соответствии с требованиями указанного Протокола.
С учетом специфики реализации периодических изданий посредством подписки для определения налоговой базы при принятии на учет ввезенных изданий достаточно наличия у подписчика счета-фактуры на вышедшие издания. Исчисление стоимости каждого номера (ежемесячного поступления изданий) плательщик производит самостоятельно, исходя из стоимости по счету-фактуре, количества изданий. Соответствующие договоры (их копии) в налоговый орган организации представляют в случае их наличия.
Таким образом, в течение срока подписки организация ежемесячно должна уплачивать НДС при ввозе, исходя из стоимости одного экземпляра подписного издания.
Данный порядок был изложен в публикациях сотрудников налоговых органов в 2005 г.
При реализации на территории Республики Беларусь товаров иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, налоговая база признается равной нулю, если при ввозе этих товаров на территорию Республики Беларусь уплачен НДС, за исключением НДС, уплаченного при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) (п. 12 ст. 98 НК).
Следовательно, НДС по ст. 92 НК исчислять в таком случае не нужно.
Пример 5
Организация напрямую подписалась на периодическое издание Германии – ежемесячный журнал в печатном виде.
По периодическому изданию организация уплачивает НДС таможенным органам. В случае если таможенный орган не рассматривает подписку в качестве товара и не возлагает обязанность уплаты "ввозного" НДС, то, по мнению автора, организации необходимо исчислить НДС по ст. 92 НК, как по услугам по представлению информации.
Пример 6
Организация оформила подписку на зарубежное периодическое издание через Белпочту.
В данном случае НДС по ст. 92 НК, а также "ввозной" НДС не исчисляются, поскольку у подписчика отсутствует факт приобретения периодического издания у иностранной организации и ввоза его на территорию Республики Беларусь.
 

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.