Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Экологический налог: установлены новые объекты, а где же методика расчета?

Валентин Жуков, экономист

Совершенствование налогового законодательства приобретает все новые формы – одни объекты налогообложения упраздняются, другие появляются. Но насколько оправданно их введение и приносит ли оно ожидаемый эффект? Рассмотрим нововведения в Налоговый кодекс РБ (далее – НК) с 2012 г. в части исчисления экологического налога.

Вначале напомним, что в 2011 г. не признавались объектом обложения экологическим налогом выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от нестационарных источников выбросов и стационарных источников выбросов, которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 2 ст. 205 НК).
С 1 января 2012 г. Законом РБ от 30.12.2011№ 330-З в ст. 205 НК внесены изменения, согласно которым данное положение исключено.
Сразу оговоримся, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками, как и ранее, не признают объектом обложения экологическим налогом.
Поскольку выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за исключением перечисленных в п. 2 ст. 205 НК, признают объектами обложения экологическим налогом, то с 1 января 2012 г. организации, имеющие нестационарные источники выбросов либо стационарные источники выбросов, которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны в отношении выбросов, производимых данными источниками, производить исчисление и уплату экологического налога.
В ст. 1 Закона РБ от 16.12.2008 № 2-З "Об охране атмосферного воздуха" (далее – Закон № 2-З) даны определения различных источников выбросов.
Так, под источниками выбросов следует понимать технологическое и иное оборудование, технологические процессы, машины, механизмы, от которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Мобильные источники выбросов – это транспортные средства и самоходные машины, оснащенные двигателями, эксплуатация которых влечет за собой выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Стационарные источники выбросов – источники выбросов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В свою очередь, загрязняющими веществами являются любые химические вещества или их смесь, микроорганизмы (грибки, бактерии, вирусы, споры грибов и другие биологические вещества), поступление которых в атмосферный воздух оказывает вредное воздействие на окружающую среду (п. 5 ст. 1 Закона № 2-З).
Таким образом, в 2012 г. складывается следующая ситуация: выбросы от мобильных источников (например, автотранспортных средств), потребляющих достаточно большое количество горюче-смазочных материалов и производящих выбросы, не являются объектами обложения экологическим налогом. Зато выбросы от нестационарных источников, не являющихся мобильными (например, газонокосилки), потребляющих мизерное количество топлива, следует облагать экологическим налогом.
Казалось бы, налоговая нагрузка от появления такого объекта налогообложения минимальна и совершенно несущественна для любой организации, если бы не одно "но".
Налоговое законодательство, установив такой объект налогообложения, не разработало методику исчисления экологического налога в отношении нестационарных источников выбросов.
Напомним, что налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (ст. 206, п. 2 ст. 208 НК).
Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлены в приложении 6 к НК в рублях за 1 т веществ различных классов опасности.
Таким образом, прежде чем исчислить экологический налог от, скажем, использованных газонокосилкой 10 л топлива, организации необходимо определить, какие загрязняющие воздух вещества образуются при сгорании данного топлива. А это сделать практически невозможно, так как налоговое законодательство не установило методику проведения такого расчета.
Применить иное законодательство организация также не вправе, поскольку НК не содержит отсылочных норм, а применение актов налогового законодательства по аналогии не допускается (п. 7 ст. 3 НК).
Отметим, что долгое время выбросы загрязняющих веществ от мобильных (передвижных) источников являлись объектом обложения экологическим налогом. Уплату налога производили исходя из плотности топлива, указанной в паспорте на топливо, а при отсутствии информации – с учетом средних значений, установленных законодательством. То есть исчисление налога для любого бухгалтера сводилось к перемножению 3–4 цифр, было прозрачным и простым.
Учитывая вышеизложенное, хотелось бы, чтобы законодатели при установлении новых объектов налогообложения определяли и методику расчета налога, которая была бы понятной и простой даже самому неискушенному бухгалтеру, и чтобы затраты времени работы бухгалтера в такой ситуации оправдывались экономическим эффектом.
А пока получается так: чтобы исчислить довольно мизерную сумму экологического налога, бухгалтеру организации нужно потратить неоправданно много времени на его налоговое администрирование. Да и много ли пользы самому государству от введения таких объектов налогообложения?
 

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.