Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

"Еще не все разрешено…", или Действующие валютные ограничения при проведении внешнеторговых операций

Сергей Овсейко, канд. юрид. наук, канд. экон. наук

Строки из песни Андрея Макаревича, вынесенные в заголовок статьи, достаточно точно характеризуют сегодняшнее состояние белорусского законодательства, регулирующего внешнеторговую деятельность. С одной стороны, прослеживается тенденция к снятию валютных ограничений при их проведении, с другой – количество таких ограничений все еще значительно.

 

1. Запрет на авансовые платежи по импорту. Наиболее серьезные ограничения введены постановлением Правления Нацбанка РБ от 11.11.2008 № 165 "О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт" (далее – постановление № 165). В нем установлено, что проведение импортером платежей в пользу нерезидента со счета, открытого в белорусском банке, по внешнеторговым операциям, осуществляемым в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт, до даты прекращения нерезидентом своих обязательств перед импортером по поставке товаров (передаче охраняемой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной деятельности, выполнению работ, оказанию услуг) запрещено, за исключением случая получения разрешения Нацбанка.

 

Сразу после его выхода начали вводиться многочисленные исключения из этого правила. В результате на сегодняшний день остались в силе следующие разрешения на проведение авансовых платежей по импорту (см. таблицу):
Действующие разрешения на проведение авансовых платежей по импорту
 

 
Пример 1
Организация-резидент оплачивает нерезиденту услуги по участию своего работника в семинаре, а также за проживание его в гостинице.
Должны ли такие расходы оплачиваться непосредственно работником наличными либо возможна предоплата организацией безналичным путем на счет нерезидента?
В постановлении № 165 (п. 4) разъяснено, что термины, используемые в нем, применяются в значениях, определенных Указом Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее – Указ № 178). Последний исключает из сферы своего действия в числе прочих операции, проводимые "на территории, а также за пределами территории Республики Беларусь резидентами с физическими лицами – нерезидентами по реализации резидентами товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ и услуг) для использования, не связанного с предпринимательской деятельностью" (часть седьмая подп. 1.2.1 п. 1). Кроме того, в упомянутом письме Совета Министров и Нацбанка РБ от 24.11.2008 № 39/187/31-14/1527 прямо разрешено осуществлять предоплату командировочных расходов без получения разрешения Нацбанка.
Пример 2
Белорусская организация осуществляет уплату членских взносов в международную организацию. Указ № 178 не применяется к операциям неторгового характера (подп. 1.2.2 п. 1 Указа № 178). Последний термин раскрыт в ст. 6 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле" и включает в т.ч. "оплату содержания международных (межгосударственных, межправительственных) организаций". Данная операция не укладывается в определение "внешнеторговой операции" и "внешнеторгового договора", приведенного в подп. 1.1 п. 1 Указа № 178, следовательно, может быть проведена.
 
2. Сроки завершения внешнеторговых операций. Резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме (подп. 1.4 п. 1 Указа № 178):
– при экспорте – не позднее 90 календарных дней (по договорам комиссии – не позднее 120 календарных дней) с даты отгрузки товаров, передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ, оказания услуг;
– при импорте – не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа.
Сроки завершения внешнеторговой операции установлены Указом № 178. Их следует применять не ко всему внешнеторговому договору, а к каждой внешнеторговой операции.
Пример 3
Экспортным внешнеторговым договором предусмотрена отгрузка товаров резидентом в несколько этапов (1 марта, 1 апреля, 1 мая и 1 июня). В этой ситуации нерезидент не может рассчитаться за все отгрузки одним платежом до конца лета. Резидент обязан закрыть каждую отгрузку отдельно не позднее 31 мая, 30 июня, 30 июля и 30 августа соответственно.
 
Помимо стандартных сроков существуют более длительные сроки, определенные постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 05.11.2011 № 1483/22 "Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций" (далее – постановление № 1483/22).
Пример 4
Белорусская организация выполняет строительные работы за пределами республики.
В течение каких сроков она обязана обеспечить получение выручки?
Если приемка объекта осуществляется поэтапно, то оплата должна производиться в течение 90 дней с момента подписания очередного акта приемки-сдачи. Но если выполнение подрядных и (или) строительномонтажных работ (оказание услуг) осуществляется на территории иностранных государств организациями, подчиненными Минэнерго, а также организациями, входящими в состав государственных производственных объединений, подчиненных указанному министерству, то сроки завершения увеличиваются до 720 календарных дней с даты оформления акта о приемке-сдаче выполненных работ (оказанных услуг) в пределах 10 % от общей стоимости договора (подп. 1.1 п. 1 постановления № 1483/22).
 
Существует возможность индивидуального продления сроков завершения внешнеторговых операций, вытекающая из частей второй и третьей подп. 1.5 п. 1 Указа № 178. Основания для такого продления определены п. 2 постановления № 1483/22, а процедура получения регламентирована Инструкцией о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 22.04.2009 № 52 (далее – Инструкция № 52).
Пример 5
Белорусский экспортер заключил внешнеторговый договор, по которому нерезиденту предоставлена отсрочка оплаты 60 дней. Если по истечении этого срока деньги на счет экспортера не поступили, у него имеется максимум 15 дней для урегулирования вопроса и обращения в Нацбанк за разрешением, поскольку сам Нацбанк рассматривает документы в течение 15 дней (с возможностью увеличения этого срока). Если экспортер только на 91-й день обратился за разрешением, Нацбанк имеет право отказать в его выдаче со ссылкой на п. 23 Инструкции № 52, поскольку на дату подачи заявления превышен срок завершения внешнеторговой операции, установленный законодательством либо ранее выданным разрешением.
Более того, если резидент решит обратиться в Нацбанк даже на 85-й день, с его стороны будет иметь место нарушение п. 7 Инструкции № 52: если в ходе фактической реализации внешнеторговой операции предполагается превышение установленного законодательством срока ее завершения, резидент обязан получить в Нацбанке разрешение на продление срока завершения внешнеторговой операции до истечения установленного законодательством срока завершения этой операции.
 
Если резидент обратился за разрешением уже после того, как был просрочен срок платежа, либо просрочка наступила после обращения, но до выдачи разрешения, то Нацбанк направляет информацию о выявленном нарушении в соответствующие органы КГК (подп. 2.7 п. 2 Инструкции № 52).
Пример 6
В примере 5 экспортер уложился в срок и получил разрешение на продление операции. Через некоторое время у него возникает необходимость продлить срок еще по одному внешнеторговому договору.
Нужно учитывать, что постановление № 1483/22 называет одним из оснований продления отсутствие повторного обращения резидента за продлением сроков завершения внешнеторговых операций по сделкам, заключенным с одним и тем же нерезидентом в течение 12 месяцев, предшествующих дате обращения резидента в Нацбанк. На основании этого можно предположить, что решение в отношении продления сделки будет отрицательным.
 
При определении сроков завершения внешнеторговых операций важно правильно определить дату начала и окончания соответствующего срока. Отдельные правила исчисления сроков содержатся в Указе № 178 (например, касающиеся определения даты отгрузки и поступления товаров (подп. 1.6.3 п. 1), даты поступления денежных средств от экспорта (подп. 1.6.4 п. 1), даты проведения платежа по импорту (подп. 1.6.5 п. 1), даты выполнения работ, оказания услуг и т.д. (абз. 7 подп. 1.1 п. 1)). Их расширяют и дополняют отдельные нормы постановления Правления Нацбанка РБ от 09.07.2009 № 101 "О проведении внешнеторговых операций" (далее – постановление № 101) (подп. 1.7 и 1.8 п. 1).
3. Обязанность обеспечить поступление товаров. Резиденты обязаны в сроки, установленные для завершения внешнеторговых операций (т.е. 60 дней), обеспечить при импорте товаров их поступление на территорию Республики Беларусь (подп. 1.4 п. 1 Указа № 178).
Обязанность обеспечить поступление товаров касается не только импорта, но и экспорта в тех случаях, когда нерезидент за него не рассчитался.
 
Важно! Существуют случаи (перечисленные в части пятой подп. 1.5 п. 1 Указа № 178), когда товар не может быть получен по не зависящим от сторон причинам.
Пример 7
Импортер-резидент не получил в установленный 60-дневный срок от нерезидента товар по причине его конфискации таможенными органами.
Несет ли он в данном случае административную ответственность?
Одним из оснований завершения внешнеторговой операции (подп. 1.5 п. 1 Указа № 178) является "принятие уполномоченными органами решения о конфискации (ином изъятии) у резидента либо нерезидента товаров в соответствии с законодательством государства, на территории которого произошла конфискация (иное изъятие) товаров. При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия уполномоченными органами решения о конфискации (ином изъятии) товаров". Раз нет нарушения правовой нормы, то не может быть и ответственности юридического лица (ст. 3.5 Кодекса РБ об административных правонарушениях).
4. Расчеты между резидентами при проведении внешнеторговых операций. При экспорте расчеты в белорусских рублях резидентом по внешнеторговым договорам, заключенным между другим резидентом и нерезидентом, осуществляются в порядке, установленном Нацбанком (подп. 1.3 п. 1 Указа № 178). Имеется в виду подп. 1.2 п. 1 постановления № 101, которым, в частности, предусмотрено, что "при исполнении и прекращении обязательств по внешнеторговым договорам, по условиям которых (с учетом дополнительных соглашений к внешнеторговому договору) в качестве валюты платежа предусмотрен белорусский рубль, резиденты, являющиеся экспортерами, вправе получить денежные средства, причитающиеся им по внешнеторговым договорам, от других резидентов в качестве прекращения нерезидентами обязательств перед данными резидентами".
Пример 8
Резидент (Р1) отгрузил товар нерезиденту (Н).
Может ли резидент (Р2) произвести оплату резиденту (Р1) за нерезидента?
 
 
В данной ситуации возможность либо невозможность проведения такой операции зависит от валюты платежа по внешнеторговому договору между Р1 и Н:
1) если в качестве валюты платежа* изначально фигурирует белорусский рубль, то расчет между Р2 и Р1 в белорусских рублях возможен;
__________________________
* Заметим, что в Указе № 178 речь идет о "валюте платежа", а не о "валюте долга". Поэтому при определении цены в иностранной валюте с возможностью расчета в белорусских рублях по курсу валютой платежа будет белорусский рубль.
2) если в качестве валюты платежа изначально фигурирует иностранная валюта, но затем Р1 и Н изменяют ее в дополнительном соглашении на белорусский рубль, то такой расчет также возможен;
3) если в качестве валюты платежа изначально фигурирует иностранная валюта и никакие изменения в договор не вносились, то рассчитываться Р1 и Р2 в белорусских рублях не имеют права;
4) если Р1 и Р2 захотят рассчитаться в иностранной валюте, то необходимо, чтобы такой случай подпадал под один из случаев, перечисленных в п. 25 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72, либо Указе Президента РБ от 29.06.2000 № 359 "Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь". Важно правильно оформить договорные отношения между Н и Р2 как с точки зрения валютного, так и с точки зрения гражданского законодательства. Обращаем внимание, что платеж от Р2 должен поступить Р1 в сроки, установленные для экспорта (90 дней).
 
5. Использование счетов экспортеров и импортеров. Основное правило здесь таково: платежи по экспорту должны приходить на счет экспортера, платежи по импорту должны совершаться со счета импортера. Однако появилось большое число исключений из него. В отношении экспорта они приведены в подп. 1.8 п. 1 Указа № 178, подп. 1.4 и 1.6 п. 1 постановления № 101.
Пример 9
Два резидента (экспортер и его кредитор) заключили договор уступки требования после состоявшейся отгрузки товара. Такая операция в настоящее время законна, однако она требует перерегистрации сделки в банке (п. 15 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46 (далее – Инструкция № 46)).
Новый кредитор будет нести ответственность перед государством за завершение внешнеторговой операции в установленные сроки.
В отношении импорта в подп. 1.10 п. 1 Указа № 178 сказано, что при импорте расчеты по внешнеторговым договорам осуществляются только со счетов импортеров (в т.ч. со специального счета аккредитива). В этом же пункте Указа № 178 приведены исключения из общего правила.
Пример 10
Во внешнеторговом договоре резидент 1 указывает, что платеж нерезиденту будет осуществляться со счета другого лица. Если этим плательщиком будет резидент 2, то необходимо оформление договора перевода долга, по которому уже резидент 2 будет нести ответственность за поступление товара в установленные сроки.
Если плательщиком будет являться нерезидент 2, то возникает вопрос об основании такого перечисления:
а) если нерезидент 2 предоставляет таким образом заем резиденту, то эта ситуация подпадает под разрешение, содержащееся в подп. 1.7.1 п. 1 постановления № 101. Однако получение такого займа является операцией, требующей получения разрешения Нацбанка (подп. 18.8 п. 18 Правил № 72).
 
 
 
б) если нерезидент 2 таким образом погашает свою дебиторскую задолженность перед резидентом 1 по другому внешнеторговому договору, то такая операция в данном виде незаконна (если только не подпадает под одно из разрешений не зачислять на свой счет экспортную выручку).
 
6. Неденежные формы завершения внешнеторговых операций. Как правило, это наиболее сложная группа валютных ограничений, поскольку прибегают к неденежным формам обычно в непростой финансовой ситуации. Под неденежными формами завершения внешнеторговых операций постановление Совета Министров и Нацбанка РБ от 30.04.2009 № 548/8 "О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга" (далее – постановление № 548/8) понимает:
а) полный или частичный зачет встречных однородных требований, вытекающих из внешнеторговых договоров при их исполнении:
 
 
Правильно оформленная сделка включает:
1) заключение экспортного договора;
2) заключение импортного договора;
3) исполнение обоих этих договоров;
4) оформление зачета.
Обращаем внимание, что к моменту заявления о зачете оба договора должны быть исполнены (товары поставлены, услуги оказаны и т.п.), а не просто заключены. Кроме того, встречные денежные требования, которые из них возникли, должны быть однородными. Последний признак означает и то, что оба требования должны быть не просто денежными, но и выражены в одной валюте.
Пример 11
Экспортер отгрузил продукцию по одному внешнеторговому договору и получил по другому от того же нерезидента. Первый контракт предусматривал расчеты в долларах США, второй – в белорусских рублях. В этом случае зачет невозможен.
Однако если правильно оформить дальнейшую операцию, то зачет вполне допустим. Например, можно заключить дополнительное соглашение к одному из внешнеторговых договоров, поменяв валюту платежа (с долларов на белорусские рубли или наоборот). В таком случае зачет возможен.
 
Правильное документальное оформление зачета также очень важно. Хотя де-юре для зачета достаточно заявления одной из сторон (ст. 381 ГК), согласие другой стороны также необходимо. Дело в том, что согласно стандартной бухгалтерской процедуре до зачета составляют акт сверки расчетов, который подписывают обе стороны. И лишь затем одна из них вправе заявить о зачете. Возможен и вариант "два в одном", когда составляется единый документ (например, акт о взаимозачете), содержащий в себе и сверку, и заявление. Оформлять зачет можно договором, подписанным обеими сторонами;
б) полный или частичный зачет встречных однородных требований при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между нерезидентами РБ уступки требования либо перевода долга:
 
 
Зачету предшествует уступка требования или перевод долга. В данной схеме в сделке между нерезидентом 1 и нерезидентом 2 заключен договор перевода долга, поэтому зачет будут проводить резидент и нерезидент 2. Это может быть и уступка требования. Тогда взаимозачет между собой будут оформлять Р и Н1. В основном оба варианта равнозначны.
Пример 12
Чтобы иметь возможность рассчитаться за полученные от Н1 товары, резидент оказывает услуги Н2. Н1 уступает свое право требования к резиденту Н2, и последний заявляет о зачете. На этом примере видно, как нерезиденты могут элементарно "подставить" белорусскую организацию. С одной стороны, сложный зачет здесь будет являться нарушением законодательства (товар против услуги), с другой – согласия резидента может никто и не спрашивать. Единственное средство против таких "сюрпризов" – включать во внешнеторговый договор оговорку о запрете уступки требования, что допускается п. 2 ст. 353 ГК;
 
в) проведение безналичных расчетов, осуществляемых на основе клиринга в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
 
Справочно: клиринг – это многосторонний зачет. Данный способ имеет ограниченную сферу применения – международные авиаперевозки;
 
г) обмен на эквивалентные по стоимости количество товаров, объемы охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг, оформленного двусторонним внешнеторговым договором мены;
д) прекращение обязательств новацией;
е) прекращение обязательств, вытекающих из внешнеторговых договоров, с предоставлением взамен исполнения отступного, размер, сроки и порядок предоставления которого устанавливают стороны.
 
Справочно: новация и отступное – 2 очень близких друг к другу способа прекращения обязательств (соответственно ст. 384 и ст. 380 ГК):
1) новация – замена одного обязательства другим, отступное – полное прекращение обязательства;
2) при новации стороны остаются те же, отступное может предоставить и третье лицо;
3) при новации меняются предмет и способ исполнения, отступное может изменять любой другой параметр исполнения.
 
В качестве короткого резюме отметим, что, несмотря на постепенную либерализацию в белорусском законодательстве, еще достаточное количество валютных ограничений в части внешнеторговых операций. Однако грамотное оформление контрактных отношений позволяет избежать многих из них.
 

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.