Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Комментарий (При заполнении отчета о внесенной плате используйте разъяснение Минжилкомхоза РБ)

Александр Гнедов, эколог
Отчет о внесенной плате представляют лишь те субъекты, которые заключили договор с оператором
1 августа вступил в силу Указ Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313). Он ввел для субъектов, осуществляющих ввоз или производство товаров, названных в приложении 1 к этому Указу, ввоз потребительских товаров, упакованных в тару из пластмассы, на основе бумаги и картона, стекла (далее – обязанные лица), специальную плату за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (если эти действия производит не сама организация, а ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов" (далее – оператор) и обязанность представлять отчеты (информацию) в виде:
информации о выполнении производителями и поставщиками обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары.
Данный отчет представляется по утвержденной форме (приложение 2 к Указу № 313)1 раз в полугодие не позднее 22 января и 22 июля.
Таким образом, первый отчет обязанные лица должны представить не позднее 22 января 2013 г. за период с 1 августа по 31 декабря 2012 г.;
информации о размере платы, внесенной производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора (далее – отчет о внесенной плате).
Этот отчет по утвержденной форме (приложение 3 к Указу № 313) должны представлять обязанные лица, которые заключили договор с оператором об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (далее – договор).
 
Важно! Указ № 313 определил дату внесения платы на счет оператора – не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (подп. 1.5 п. 1 Указа № 313). При этом дата представления отчета о внесенной плате обязанным лицом не предусмотрена. Эта дата отсутствует и в форме отчета (приложение 3 к Указу № 313), и в форме договора, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2012 № 708 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313" (далее – постановление № 708), и в информации о порядке применения норм Указа Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами производства" (далее – информация Минжилкомхоза о порядке применения норм Указа № 313).
Исходя из вышеизложенного, считаем, что отчет о внесенной плате необходимо представлять не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
 
Итак, с учетом вступления в силу Указа № 313 первый отчет о внесенной плате должен быть представлен не позднее 22 октября 2012 г. за отчетный квартал с 1 августа по 30 сентября 2012 г.
 
Справочно: ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов" – специально созданная Минжилкомхозом в соответствии с требованиями Указа № 313 государственная организация для осуществления координирующей функции в области обращения со вторичными материальными ресурсами.
От редакции:
В подп. 1.10 п. 1 Указа № 313 приведено исчерпывающее основание привлечения к административной ответственности обязанного лица. Непредставление, несвоевременное представление информации (отчетов), установленной Указом № 313, а также недостоверные сведения в представленных отчетах не являются основанием для привлечения к административной ответственности обязанного лица.
Также отметим, что плата оператору не является налоговым платежом, следовательно, отчет о внесении платы не может рассматриваться как налоговая декларация (расчет). К плате неприменимы нормы налогового законодательства.
 
У многих субъектов ранее возникал вопрос об отчетном периоде выполнения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (необходимо отличать от отчетного периода внесения платы). По информации Минжилкомхоза о порядке применения норм Указа № 313 (п. 11), таким отчетным периодом необходимо считать полугодие. Следовательно, в течение полугодия обязанные лица вправе выбрать способ обеспечения сбора, использования и (или) обезвреживания отходов товаров и тары.
Дата заключения договора с оператором определяет отчетный квартал, в котором у обязанного лица возникают соответствующие обязательства, установленные в части четвертойподп. 1.5 п. 1 Указа № 313. Поэтому для 1-го полугодия действия Указа № 313 (с 1 августапо 31 декабря 2012 г.) при заключении договора с оператором:
а) до 30 сентября (III квартал) – обязанное лицо должно перечислить плату оператору и представить первый отчет о внесении платы до 22 октября 2012 г.;
б) после 30 сентября (IV квартал) – обязанное лицо должно перечислить плату оператору и представить первый отчет о внесении платы до 22 января 2013 г.
Важно! В варианте "б": если обязанное лицо не осуществляло самостоятельно сбор отходов товаров и тары в III квартале, то плата должна быть внесена им за период начиная с 1 августа.
От редакции:
Нормы Указа № 313 и форма договора не запрещают обязанному лицу вносить средства оператору ежемесячно.
Отчет о внесенной плате оператору организации должны представить не позднее 22 октября
Отчет имеет табличную форму, которая содержит 7 граф и 3 области для заполнения необходимых сведений.
В отчете следует указать:
в гр. 1 "№ п/п" – номер по порядку строк.
В каждой области таблицы ("производство", "ввоз", "ввоз товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона") нумерация начинается заново;
в гр. 2 "Наименование товаров и тары" – фактическое наименование товаров и тары субъекта.
Для правильного заполнения этой графы необходимо помнить следующее.
Исходя из норм Указа № 313 обязанность для субъекта возникает:
а) при производстве и ввозе товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313;
б) ввозе потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона.
 
Справочно: разъяснение понятия "потребительский товар" дано в п. 1 информации Минжилкомхоза о порядке применения норм Указа № 313.
 
По товарам в приложении 1 к Указу № 313 указаны коды ТН ВЭД ТС. Среди товаров, названных в приложении 1, есть тара (пластмассовая, картонная и др.). Поэтому, когда речь идет о таре как о товаре, названном в приложении 1, в отчетах (договорах и других документах) нужно отражать код ТН ВЭД ТС. И соответственно при ссылке на отходы тары необходимо указывать "отходы товаров".
Таким образом, в гр. 2 все товары из приложения 1, в т.ч. и тара из этого приложения, должны указываться как "наименование товара".
Если субъект осуществляет ввоз потребительских товаров, упакованных в тару (вариант "б"), то в гр. 2 нужно указывать виды тары (ящик, бутылка и др.) и материал, из которого изготовлена тара (пластмассовая, на основе бумаги и картона, стеклянная), как "наименование тары".
При установлении вида тары, использованной для упаковки ввезенных потребительских товаров, необходимо руководствоваться ГОСТ 17527-2003 "Упаковка. Термины и определения". При этом следует отличать упаковку, в состав которой входит тара, от упаковки без тары.
 
Справочно: виды тары указаны справочно в п. 4информации Минжилкомхоза о порядке применения норм Указа № 313;
 
– в гр. 3 "Код ТН ВЭД ТС" – код ТН ВЭД ТС фактически ввезенного (произведенного) товара из приложения 1 к Указу № 313.
Эту графу субъект не заполняет, если он осуществляет ввоз потребительских товаров, упакованных тару;
в гр. 4 "Фактически реализовано в Республике Беларусь и (или) ввезено товаров и тары, тонн (тыс. кв. метров, условных литров или штук)" – количество товаров и тары, фактически поставленных на внутренний рынок Беларуси.
Это количество рассчитывают по правилам, установленным в части второй подп. 1.4.2, части четвертой подп. 1.5 п. 1 Указа № 313.
Для товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, кроме тары, количество указывается в штуках. А для тары, названной в приложении 1, и для тары, использованной для упаковки ввезенных потребительских товаров, количество указывается в тех единицах, которые используются субъектом для учета тары;
в гр. 6 "Размер платы, рублей (процентов)" – размер платы согласно постановлению № 708;
в гр. 7 "Сумма платы, рублей" – сумму платы по фактическому товару или таре, за которые осуществляется внесение платы.
Эту сумму рассчитывают следующим образом:
при ввозе и производстве товара, названного в приложении 1 к Указу № 313 (кроме тары как товара): гр. 5 × гр. 6;
при ввозе и производстве тары как товара, названной в приложении 1 к Указу № 313: гр. 4 × гр. 6;
при ввозе потребительских товаров, упакованных в тару: гр. 4 × гр. 6.
Графу 5 "Цена товаров и тары без учета налога на добавленную стоимость, рублей" заполняют только в случае производства или ввоза товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313. При этом используется контрактная цена товара без таможенных платежей, транспортных расходов и без учета НДС (п. 14 информации Минжилкомхоза о порядке применения норм Указа № 313).
Таблица формы отчета содержит 3 области:
1) "производство" – заполняют субъекты, которые осуществляют производство товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313;
2) "ввоз" – заполняют субъекты, которые осуществляют производство товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313;
3) "ввоз товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона" – заполняют субъекты, которые осуществляют ввоз потребительских товаров, упакованных в тару.
Обязанные лица заполняют только те области, которые соответствуют их деятельности. Для каждой области выводится итог платы.
Пример 1
ООО "Ю" производит флаконы полипропиленовые (код ТН ВЭД ТС 3923 30 10) для упаковывания своей косметической продукции и ввозит из Украины стеклянные бутылки (код ТН ВЭД ТС 7010 90 410 0), которые также использует для упаковывания своей косметической продукции. В III квартале организация произвела 0,8 т полипропиленовых флаконов. В этом же квартале она реализовала свою продукцию, которая упакована (суммарно) в 0,5 т полипропиленовых флаконов, а также ввезла и выпустила для внутреннего потребления стеклянной тары суммарным объемом 10 000 условных литров. При этом она для упаковки использовала тары суммарным объемом 5 000 условных литров.
С учетом требований Указа № 313 организация осуществляет ввоз товаров, названных в приложении 1 к этому Указу. При заключении договора с оператором в п. 1 договораследует отразить: "отходы товаров по кодам 3923 30 10, 7010 90 410 0".
По правилам, установленным в абз. 3 и 4 части четвертой подп. 1.5 Указа № 313, база платы составляет:
– за производство пластмассовой тары – 0,5 т;
– за ввоз стеклянной тары – 10 000 условных литров.
Размер платы составляет:
– за производство пластмассовой тары – 500 000 руб. за 1 т тары;
– за ввоз стеклянной тары при базе платы в условных литрах – 200 руб. за 1 условный литр (постановление № 708).
Приведем заполненный отчет о внесении платы:
 
    
Пример 2
ООО "А" ввозит из Германии мобильные телефоны (код ТН ВЭД ТС 8517 12 000 0). Каждый телефон упакован в полиэтиленовый мешок и картонную коробку. Коробки телефона упакованы в ящики из картона. Ящики поставлены на паллет и обмотаны стретчпленкой. Количество мобильных телефонов, выпущенных для внутреннего потребления в III квартале 2012 г., составляет 1 000 шт. Контрактная цена одного телефона без учета НДС – 1 млн. руб.
Сначала определим, за что ответственна организация согласно требованиям Указа № 313.
Ввозимый товар (мобильный телефон) по коду 8517 12 000 0 соответствует кодам, указанным в приложении 1 к Указу № 313. Мобильный телефон – это потребительский товар. Полиэтиленовый мешок, картонная коробка, в которые упакован мобильный телефон, являются потребительской тарой, т.е. тарой, поступающей к потребителю с продукцией и не выполняющей функцию транспортной тары. Картонный ящик – это транспортная тара. Стретч-пленка, поддон – вспомогательные упаковочные средства.
Получается, что организация осуществляет:
– ввоз товара, названного в приложении 1 к Указу № 313;
– ввоз потребительского товара, упакованного в пластмассовую тару и тару на основе картона.
При заключении договора с оператором в п. 1 договора указывается следующее: "отходы товаров по коду 8517 12 000 0, отходы картонной тары, отходы пластмассовой тары".
Расчет платы необходимо произвести за мобильные телефоны, картонные коробки, полиэтиленовые мешки, картонные ящики.
Согласно сведениям от поставщика товара суммарная масса всей тары партии в 1 000 шт. телефонов составляет:
– мешки из полиэтилена – 0,01 т;
– коробка из картона – 0,15 т;
– ящик из картона – 0,1 т.
Руководствуясь постановлением № 708, выбираем следующие размеры платы:
– мобильные телефоны – 0,3 %;
– пластмассовая тара – 500 000 руб.;
– тара на основе картона – 70 000 руб.
Приведем заполненный отчет:
 
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.