Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Заполнение вступительного сальдо в бухгалтерском балансе

Юлия Гуревич, экономист

Начиная с I квартала 2012 г. организации составляют бухгалтерскую отчетность, руководствуясь Инструкцией о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 111 (далее – Инструкция № 111). Следствием вступления в силу Инструкции № 111, а также целого ряда новых документов, которые регламентируют порядок ведения бухгалтерского учета, явились изменения в порядке составления и содержания определенных показателей бухгалтерского баланса. Первым шагом в его заполнении является отражение вступительного сальдо на 31 декабря 2011 г. Изучение предлагаемого материала убедит одних бухгалтеров в правильности составления вступительного сальдо, а другим поможет выявить и исправить неточности и ошибки.

Бухгалтерская отчетность организаций (за исключением некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, за исключением выбывших активов, оборотов по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг) за квартал и год состоит:

– из бухгалтерского баланса;

– отчета о прибылях и убытках;

– отчета об изменении капитала;

– отчета о движении денежных средств;

– пояснительной записки.

Бухгалтерская отчетность организаций за месяц состоит из бухгалтерского баланса (Инструкция № 111).

Формы бухгалтерской отчетности приведены в соответствие с новым типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 (далее – постановление № 50), поэтому при составлении отчетности за 2012 г. соответствующие данные отчетности за 2011 г. необходимо скорректировать.

С 1 января 2012 г. организации, которые вели бухгалтерский учет хозяйственных операций в соответствии с типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 (далее – постановление № 89), должны остатки по счетам бухгалтерского учета по состоянию на 31 декабря 2011 г. перенести на счета бухгалтерского учета согласно новому рабочему плану счетов, разработанному на основе типового плана счетов, утвержденного постановлением № 50.

Таким образом, прежде чем заполнять гр. 4 Баланса-2012, нужно произвести названные корректировки. При этом необходимо обратить внимание на следующие моменты:

1) в связи с переносом субсчета "Денежные документы", который ранее числился в составе счета 50 "Касса", на счет 10 "Материалы" остаток на 31 декабря 2011 г. по субсчету "Денежные документы" надо перенести из статьи "Денежные средства" годового бухгалтерского баланса за 2011 г. в статью "Материалы" бухгалтерского баланса за 2012 г.;

2) в связи с переносом субсчета "Аккредитивы", числившегося ранее на счете 55, на счет 60 данные субсчета "Аккредитивы" на 31 декабря 2011 г. следует перенести из статьи "Денежные средства" Баланса-2011 в статью "Долгосрочная дебиторская задолженность" либо "Краткосрочная дебиторская задолженность" (в зависимости от сроков погашения) Баланса-2012;

3) в связи с переносом субсчета "Строительные материалы" счета 10 в части остатков строительных материалов, находящихся у заказчика, застройщика и предназначенных для использования ими в процессе выполнения строительных и иных специальных монтажных работ, насчет 07 "Оборудование к установке и строительные материалы" данные субсчета "Строительные материалы" следует перенести из статьи "Материалы" Баланса-2011 в статью "Вложения в долгосрочные активы" Баланса-2012.

В Баланс-2012 внесен ряд структурных изменений, в связи с чем необходимо произвести перегруппировку отдельных статей баланса. Так, долгосрочная дебиторская задолженность, долгосрочные расходы будущих периодов, долгосрочные финансовые вложения перенесены в разд. I "Долгосрочные активы";
 
дебиторская задолженность учредителей, участников по вкладам в уставный фонд перенесена из стр. 251 активов баланса в разд. III "Собственный капитал" и вычитается при подсчете итогов по разделу; долгосрочная кредиторская задолженность, долгосрочные доходы будущих периодов и резервы предстоящих платежей перенесены в разд. IV "Долгосрочные обязательства"; краткосрочная часть долгосрочных обязательств (в т.ч. долгосрочных займов) перенесена в разд. V "Краткосрочные обязательства". Таким образом, данные по счетам расчетов, расходов и доходов будущих периодов, финансовых вложений необходимо детализировать, разбив активы и обязательства на краткосрочные и долгосрочные в зависимости от сроков их погашения. Обращаем внимание, что подобную группировку нужно производить ежемесячно при составлении бухгалтерского баланса.

Рассмотрим на конкретном примере, как правильно перенести данные о стоимости активов, собственного капитала, обязательств из гр. 4 "На конец отчетного периода" Баланса-2011 в гр. 4 "На 31 декабря 2011 г." Баланса-2012.

В табл. 1 представлены исходные данные об остатках по счетам бухгалтерского учета в соответствии с постановлением № 89, их трансформация в соответствии с постановлением № 50, а также показано, в каких строках Баланса-2011 отражены эти остатки и в каких строках Баланса-2012 следует их отразить.

Представим сальдо на 31 декабря 2011 г. по форме Баланса-2011 (табл. 2) и как это сальдо должно быть перенесено в форму Баланса-2012 (табл. 3).
 
 
 
 
 
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.