Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Когда юридический и фактический адреса не совпадают…

Алеся Теребей, юрист

Проблема соотношения юридического и фактического адресов организации является достаточно острой и актуальной. Белорусским законодательством не установлено определение данных понятий, а также их соотношение. Зачастую субъекты хозяйствования при изменении места нахождения исполнительного органа не уведомляют регистрирующие и иные государственные органы, что в дальнейшем может привести, как минимум, к привлечению к административной ответственности.
Автор данной статьи анализирует действующее законодательство, затрагивающее вопросы изменения места нахождения организации, и рассказывает о том, что необходимо предпринять в таком случае.

 

"Юридическое" и "фактическое" место нахождения организации: существует ли разница?


В уставе, учредительном договоре юридического лица должно определяться место его нахождения. Такое требование к учредительным документам юридических лиц содержится в ст. 48 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК).

Место нахождения юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (административно-территориальная единица, населенный пункт, а также дом, квартира или иное помещение, если они имеются), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 50 ГК).
 
Аналогичное определение места нахождения хозяйственного общества содержится и в ст. 4 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII "О хозяйственных обществах":
место нахождения хозяйственного общества определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени хозяйственного общества без доверенности.
В свою очередь, Налоговый кодекс РБ (далее – НК) устанавливает, что местом нахождения организации признается место ее государственной регистрации (ст. 15 НК).

При отсутствии места государственной регистрации местом нахождения организации признается место нахождения ее высшего органа управления (место, где осуществляются его полномочия в соответствии с учредительными документами).

Если отсутствует или бездействует высший орган управления, то местом нахождения организации является место, где осуществляются полномочия ее постоянно действующего исполнительного органа управления (администрации, дирекции, правления, централизованной бухгалтерии или иного подобного органа, осуществляющего оперативное финансовое управление этой организацией).

Если же отсутствует или бездействует и исполнительный орган управления, местом нахождения организации при-знают место, где принимаются решения по вопросам создания, ликвидации и реорганизации этой организации, изменения состава ее учредителей (участников), увеличения или уменьшения размеров уставного фонда, приобретения или отчуждения ее имущества и другим существенным вопросам управления организацией, либо место, в котором находятся основные бухгалтерские документы организации, либо место жительства ее руководителя, учредителя или участника.

Как видим, законодательство не содержит однозначного определения понятия "место нахождения организации".

В данном случае необходимо обратиться к Закону РБ от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах", ст. 10 которого гласит, что ГК имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права. Поэтому в гражданских правоотношениях термин "место нахождения организации" должен использоваться в соответствии с нормами ст. 50 ГК.
 
Важно! Действующее законодательст-во РБ не содержит определения понятий "юридическое место нахождения организации" и "фактическое место нахождения организации".
 
Исходя из сложившейся юридической практики данные понятия можно определить следующим образом:

– юридическое место нахождения организации – это адрес, который указан в учредительных документах организации как место нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа и который занесен в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предприни-мателей;

– фактическое место нахождения организации – адрес, по которому в действительности располагается постоянно действующий исполнительный орган организации. В большинстве случаев почтовый адрес (адрес для корреспонденции) совпадает с фактическим местом нахождения организации.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что место нахождения юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительно-го органа, которое обязательно должно быть отражено в его учредительных документах.

Какие государственные органы и организации необходимо уведомить о смене юридического адреса?

Если организация решает изменить место своего нахождения, об этом следует уведомить государственные органы в установленные законодательством сроки.

Представляем вниманию читателей таблицу с указанием сроков для уведомления государственных органов и иных организаций, а также штрафных санкций за неуведомление.
 
 
Не стоит забывать и о партнерах

При изменении места нахождения организации необходимо обратить внимание на условия заключенных договоров с иными организациями. Довольно часто юридические лица включают в свои договоры пункты об обязательном уведомлении сторонами договора об изменении места нахождения в определенный период времени (5-дневный, 10-дневный, месячный и другие сроки). За неисполнение данной обязанности договором могут быть предусмотрены штрафные санкции.

Рекомендуем при изменении места нахождения организации внимательно изучить заключенные ранее договоры: в них могут содержаться условия об обязательном уведомлении другой стороны об изменении места нахождения.

Сообщение об изменении адреса в суд

Если организация является лицом, участвующим в деле (истцом, ответчиком, третьим лицом, заявителем или заинтересованным лицом), и во время производства по делу происходит перемена ее адреса, необходимо сообщитьсуду о таком изменении (ст. 143 Хозяйственного процессуального кодекса РБ).

При отсутствии такого сообщения процессуальные документы посылаются по последнему известному хозяйственному суду адресу и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает (отсутствует).

Ответственность за несообщение в суд об изменении адреса во время производства по делу установлена ч. 1 ст. 24.7 КоАП в виде наложения штрафа в размере до 30 БВ.

Гражданский процессуальный кодекс РБ (далее – ГПК) определяет, что сообщать суду о перемене своего адреса во время производства по делу обязаны все юридически заинтересованные в исходе такого дела лица (ст. 147 ГПК).

Следовательно, организация, которая является юридически заинтересованным в исходе дела лицом (имеющие непосредственный интерес в исходе дела стороны, третьи лица, заявители, юридические лица и иные организации, должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, заинтересованные граждане и юридические лица – по делам особого производства), обязана сообщить в суд об изменении адреса во время производства по делу. Для иных участников гражданского процесса такая обязанность не установлена.

К ответственности по ч. 1 ст. 24.7 КоАП могут быть привлечены только юридически заинтересованные в исходе дела лица.

Нахождение организации не по юридическому адресу: иные негативные последствия

В некоторых случаях налоговые органы и их должностные лица обязаны направлять (вручать) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю свои решения в отношении плательщика (иного обязанного лица) заказным письмом с уведомлением о вручении (под расписку) либо иным способом, свидетельствующим о дате получения решения или о дате его направления по месту нахождения организации (подп. 1.10 п. 1 ст. 82 НК). Пункт 5 ст. 78 НК устанавливает, что акт или справка проверки вручаются под роспись (направляются заказным письмом с уведомлением о вручении) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю.

Следовательно, корреспонденция от налоговых органов, а также от контрагентов по заключенным ранее договорам в случае их неуведомления об изменении места нахождения будет поступать по адресу, отраженному в учредительных документах и ЕГР, в связи с чем может не дойти до нужного адресата.

Получение корреспонденции по фактическому месту нахождения организации может производиться следующим образом: в соответствии с п. 154 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 07.09.2004 № 1111, адресат имеет право сделать письменные распоряжения за дополнительную плату о доставке ему по другому адресу или досылке поступающих на его имя почтовых отправлений. Распоряжение адресата выполняет оператор почтовой связи в течение 1 месяца со дня его подачи.

Внимание! Частое изменение места нахождения организации может привести к проверке юридического лица налоговыми органами. Так, согласно Критериям отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, утвержденным Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности", к средней группе риска субъект хозяйствования относится в случае неоднократного (2 и более раза) снятия с учета и постановки на учет в разных налоговых органах (миграция между налоговыми органами) в течение 3 лет.
 
 
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.