Как изменить условия оплаты труда, не меняя размера заработной платы?

Сергей Большаков, экономист

С 1 июня 2011 г. организациям разрешено применять любые системы оплаты труда как на тарифной, так и на нетарифной основе. Однако все ли так просто при переходе из одной системы оплаты на другую? Свои соображения по этому поводу высказывает автор в предлагаемой статье.

С 1 июня 2011 г. вступил в силу Указ Президента РБ от 10.05.2011 № 181 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда"(далее – Указ).
Данный документ принят в целях расширения прав нанимателей по установлению гибких условий оплаты труда работников, максимально учитывающих результативность вклада каждого работника и финансовые возможности субъектов предпринимательской деятельности, и фактически отменил обязательность применения при определении условий оплаты труда работников Единой тарифной сетки работников РБ (далее – ЕТС).
В связи с этим любая организация при соблюдении определенных условий может ввести любые условия оплаты труда работников как на тарифной, так и на нетарифной основе.

Процедура введения новых условий оплаты труда

На практике процедура введения новых условий оплаты труда выглядит следующим образом. Организации необходимо:

– разработать свои условия оплаты труда;

– предупредить работников об изменении существенных условий оплаты труда письменно не позднее чем за 1 месяц (ст. 32 Трудового кодекса РБ (далее – ТК));

– ввести их в действие.

На первый взгляд эти мероприятия больших проблем не вызывают, за исключением методологических вопросов. Однако не все так просто.

На момент введения новых условий оплаты труда размер заработной платы понижать нельзя

При введении новых условий оплаты труда работников, в т.ч. без применения ЕТС, запрещено снижение размеров заработной платы работников на момент их введения (подп. 2.1 п. 2 Указа).

В связи с этим организации необходимо:

1) определить период времени, по сравнению с которым у работников не должно произойти снижения размеров заработной платы.

Пример

Организация разработала в августе 2011 г. новые условия оплаты труда.

Предупредив своих работников за 1 месяц о введении новых условий оплаты труда, организация сможет перейти на них не ранее октября 2011 г.
 
Как видно из примера, при введении новых условий оплаты труда возникает месячный промежуток между их разработкой и внедрением.

Ввиду этого организации нужно определиться, по сравнению с каким месяцем она будет сохранять размер заработной платы своим работникам – с месяцем предупреждения о введении новых условий оплаты труда или с месяцем, предшествующим введению таких условий;

2) изыскать дополнительные финансовые возможности.

При невозможности снижения заработной платы работникам в новых условиях оплаты труда организации необходимо будет повысить отдельным работникам заработную плату. Это приведет к росту фонда заработной платы в целом по организации. В ином случае новые условия оплаты труда не создадут дифференциации в оплате труда между работниками и будут неэффективными;

3) отказаться на период перехода на новые условия оплаты труда от применения таких мер, как лишение премий и (или) надбавок.

Это связано с тем, что в подп. 2.1 п. 2 Указа установлена четкая норма о необходимости сохранения уровня заработной платы работников до и в момент перехода на новые условия оплаты труда.

Таким образом, при введении новых условий оплаты труда организации необходимо учесть все вышеперечисленные требования.

Методологические проблемы сохранения уровня заработной платы

Из вышесказанного следует, что на первом этапе реализации норм Указа организации должны будут провести совершенствование структуры оплаты труда своих работников.

В качестве методологической помощи могут пригодиться Рекомендации по совершенствованию состава заработной платы работников коммерческих организаций путем увеличения удельного веса оплаты труда по тарифным ставкам (окладам), утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 15.06.2009 № 73.

Однако в больших организациях применение таких рекомендаций значительно усложнит процедуру перехода на новые условия оплаты труда. Это в первую очередь связано с необходимостью проведения достаточно большого объема расчетов.

А что следует потом? С учетом требования Указа организации должны сохранять размер заработной платы только в месяце введения новых условий оплаты труда. В связи с этим у них нет никаких ограничений, за исключением размера минимальной заработной платы, в возможности понижения в дальнейшем размера заработной платы своим работникам в рамках новой системы оплаты труда.

Таким образом, по мнению автора, норма о недопущении снижения размеров заработной платы работников на момент их введения создает лишь сложности при переходе от одной системы оплаты труда на другую и является малоэффективной по сравнению с прогрессивной направленностью остальных положений Указа.

В связи с этим полагаем, что более эффективным было бы сохранить требование ТК о необходимости соблюдения для работников гарантий в области оплаты труда.
 

Документы к статье

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 34 сентябрь 2011
Содержание

колонка главного редактора

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Как исключить субъективное мнение в определении состава затрат?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Налоги

10

О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15 ноября 2010 г. № 82

10

О внесении изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 25 июня 2010 г. № 330

18

Государственное регулирование

20

Об утверждении Инструкции о порядке применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства

20

Комментарий (С 18 августа действует новый порядок применения мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства)[Срочно и важно]

28

Комментарий (Взыскание средств бюджета, пени и задолженности можно произвести за счет средств дебиторов организации)[Срочно и важно]

33

Тарифы и цены

36

О внесении дополнений и изменений в постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 27 апреля 2011 г. № 65 и от 27 апреля 2011 г. № 66

36

О торговых надбавках на социально значимые товары, цены на которые могут регулироваться Министерством экономики Республики Беларусь в течение срока не более 90 дней

38

Банковская деятельность

40

О сделках купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке

40

О ставке рефинансирования Национального банка Республики Беларусь

41

Минфин и МНС РБ разъясняют

43

О некоторых вопросах отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц и расходов, связанных с приобретением иностранной валюты[Срочно и важно]

43

события. подробности

44

Участникам дополнительной торговой сессии ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа"

44

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

45

МНС РБ разъясняет

45

О применении Указа Президента Республики Беларусь от 9 августа 2011 г. № 349 "О некоторых вопросах применения упрощенной системы налогообложения"[Срочно и важно]

45

события. подробности

47

Новое в расчетах при экспорте услуг

47

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

48

Минстройархитектуры РБ разъясняет

48

О расчетах стоимости материалов за июнь 2011 года

48

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Упрощенная система налогообложения в 2011 году: законодатель стимулирует экспорт

50

Поставка оборудования в Республику Беларусь: налогообложение доходов иностранной организации

54

Порядок заполнения книги покупок в 2011 году

59

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

65

Минстройархитектуры и Минэкономики РБ разъясняют

65

О переносе сроков ввода в эксплуатацию объектов

65

события. подробности

66

Кредиты на приобретение товаров для детей: Минторг разъясняет

66

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

67

Комментарии

67

Особенности определения налоговой базы подоходного налога с физических лиц при получении доходов в натуральной форме

67

Организация получила земельный участок: момент возникновения налогового обязательства по земельному налогу

70

С 1 августа 2011 года налог за добычу (изъятие) природных ресурсов необходимо исчислять по-новому

72

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

76

ВОПРОС – ОТВЕТ

77

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

87

Принимая листок нетрудоспособности к оплате, обращаем внимание на его заполнение

87

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

89

Особенности бухгалтерского учета объектов жилищного фонда

89

мнения специалистов

96

Временные нетитульные… Все ли так просто?

96

типичные нарушения

98

Налоговые ошибки, допускаемые при исчислении налога на недвижимость

98

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

103

Разбираем практическую ситуацию

103

Внесение неденежного вклада в уставный фонд организации с иностранными инвесторами

103

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

107

Как изменить условия оплаты труда, не меняя размера заработной платы?

107

события. подробности

108

Отменено лицензирование ввоза лекарственных средств и ветеринарных препаратов

108

за рубежом

109

Служба старших экспертов: "Наш опыт – ваше будущее!"

109

РЕКЛАМА

111

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 10 по 16 сентября 2011 го­да

112