28

Комментарий (С 18 августа действует новый порядок применения мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства)

Татьяна Чухлей, заместитель начальника управления подготовки и экспертизы проектов законодательных актов

18 августа 2011 г. вступили в силу постановление Минфина РБ от 26.07.2011 и соответственно утвержденная им Инструкция о порядке применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства (далее – Инструкция). Данный документ принят по согласованию с КГК. Он определяет процедуру применения к юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям), нарушившим требования законодательства по вопросам бюджетных отношений, мер ответственности в виде:

1) приостановления либо ограничения финансирования расходов за счет бюджетных средств;
2) взыскания бюджетных средств и пени;
3) приостановления операций по банковским счетам.
 
Справочно: приостановление финансирования расходов за счет бюджетных средств включает в себя неоплату зарегистрированных в автоматизированной системе государственного казначейства платежных документов получателей бюджетных средств полностью либо по отдельным позициям бюджетной классификации расходов.

Ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств включает в себя резервирование полностью либо по отдельным позициям бюджетной классификации бюджетных ассигнований, предусмотренных получателю бюджетных средств.
 
Рассмотрим вышеперечисленные меры ответственности.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Бюджетное законодательство включает следующие акты законодательства:

– Бюджетный кодекс РБ (далее – БК) и принятые в соответствии с ним законы, регулирующиевопросы бюджетных отношений (например, Закон РБ от 15.10.2010 № 176-З "О республиканском бюджете на 2011 год");

– декреты, указы и распоряжения Президента, регулирующие вопросы бюджетных отношений (например, Указ Президента РБ от 28.12.2005 № 637 "О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития");

– постановления Правительства, совместные постановления Правительства и Нацбанка, регулирующие вопросы бюджетных отношений и принимаемые на основании и во исполнение БК, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы бюджетных отношений, и актов Президента, например:

постановление Совета Министров РБ от 27.05.2009 № 683 "Об утверждении Положения о порядке возмещения организациями расходов по обслуживанию зданий, сооружений и помещений, переданных им бюджетными организациями в безвозмездное пользование или аренду";

постановление Совета Министров РБ от 02.07.2002 № 897 "Об уплате в республиканский бюджет средств за предоставление гарантии Правительства Республики Беларусь по иностранным кредитам и использовании этих средств";

– нормативные правовые акты, принимаемые Минфином, или Минфином и Нацбанком, или другими республиканскими органами государственного управления совместно (по согласованию) с Минфином в случаях и в пределах, предусмотренных БК, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы бюджетных отношений, актами Президента и постановлениями Правительства, например:

постановление Минфина РБ от 17.12.2010 № 153 "Об утверждении Инструкции о порядке зачисления, распределения и механизме возврата доходов республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2011 году";

постановление Минфина и Правления Нацбанка РБ от 08.12.2005 № 143/171 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения республиканского бюджета и бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по доходам";

постановление Минфина и Правления Нацбанка РБ от 23.12.2005 № 159/176 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения местных бюджетов по доходам";

– нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления, принимаемые в случаях и в пределах, предусмотренных БК, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы бюджетных отношений, актами Президента и постановлениями Правительства, например:

решение Кричевского районного Совета депутатов от 26.08.2011 № 11-2 "Об уточнении отдельных показателей районного бюджета на 2011 год и внесении изменения в решение Кричевского районного Совета депутатов от 29 декабря 2010 г. № 6-3";

решение Ушачского районного Совета депутатов от 19.08.2011 № 80 "Об уточнении отдельных показателей районного бюджета на 2011 год";

решение Климовичского районного Совета депутатов от 10.08.2011 № 13-1 "Об уточнении отдельных показателей районного бюджета на 2011 год".
 
Справочно: включение положений, регулирующих вопросы бюджетных отношений, в другие акты законодательства запрещается, если иное не установлено БК или Президентом (ст. 3 БК).

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ЛИБО ОГРАНИЧЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Органы, имеющие право приостановить либо ограничить финансирование расходов за счет бюджетных средств

Приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средствосуществляют на основании предписания о приостановлении (ограничении) финансирования расходов за счет бюджетных средств, выносимого уполномоченным органом.

Под уполномоченным органом следует понимать:

– Минфин, его территориальные органы, местные финансовые органы;

– КГК и комитеты государственного контроля областей.

Важно! У межрайонных комитетов государственного контроля нет права выносить предписания о приостановлении (ограничении) финансирования расходов за счет бюджетных средств.
 
Для органов системы Минфина право приостанавливать и ограничивать финансирование расходов за счет бюджетных средств в случае несоблюдения их получателями бюджетного законодательства определено ст. 104 БК. Указанные органы могут приостановить (ограничить) финансирование, в частности, в случаях:

1) незаконного получения либо использования бюджетных средств не по целевому назначению;

2) непредставления в установленные сроки бухгалтерской отчетности и иных сведений об использовании бюджетных средств, информации о движении бюджетных средств по их счетам, а также в случае возникновения временных кассовых разрывов.

Право органов КГК выносить государственным органам, иным организациям (их работникам) и другим гражданам обязательные для исполнения в установленный органом срок предписания о приостановлении и (или) ограничении финансирования расходов за счет бюджетных средств в случае несоблюдения их получателями бюджетного законодательства предусмотрено:

– ст. 14 Закона РБ от 01.07.2010 № 142-З "О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах" (далее – Закон № 142-З);

– подп. 10.6.3 п. 10 Положения о Комитете государственного контроля Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 27.11.2008 № 647 "О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь" (далее – Положение № 647).

Порядок заполнения предписания

Форма предписания о приостановлении (об ограничении) финансирования расходов за счет бюджетных средств установлена в приложении 1к Инструкции.

Рассмотрим порядок заполнения указанных предписаний в таблице.
 
 
Минфин либо соответствующий местный финансовый орган не позднее следующего рабочего дня за днем получения (вынесения) предписания подготавливают справку на резервирование бюджетных ассигнований, предусмотренных организации (индивидуальному предпринимателю), допустившей нарушение бюджетного законодательства.

Предписание может быть отменено

Отмену предписания осуществляет уполномоченный орган, вынесший его. Для этого организация (индивидуальный предприниматель) должна представить документы, подтверждающие устранение нарушений, послуживших основанием для приостановления или ограничения финансирования расходов за счет бюджетных средств. Отмена предписания производится не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления указанных документов, и должна быть оформлена уведомлением об отмене предписания о приостановлении (ограничении) финансирования расходов за счет бюджетных средств. Форму такого уведомления содержит приложение 2 к Инструкции.

Организация (индивидуальный предприниматель), допустившая нарушение бюджетного законодательства, получает 2-й экземпляр уведомления и в случае приостановления, и в случае ограничения финансирования расходов за счет бюджетных средств.
 
Важно! Предписание признают утратившим силу с даты, указанной в уведомлении об отмене предписания о приостановлении (ограничении) финансирования расходов за счет бюджетных средств, которая не должна наступить ранее даты получения данного уведомления Минфином, его территориальным органом либо соответствующим местным финансовым органом.

ВЗЫСКАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, НАЧИСЛЕНИЕ И ВЗЫСКАНИЕ ПЕНИ

Взыскание денежных средств в бюджет, государственные внебюджетные фонды в соответствии с БК, другими законодательными актами обращают на денежные средства, находящиеся на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банках и (или) небанковских кредитнофинансовых организациях. Процедура взыскания денежных средств в бюджет определена в пп. 10 и 11 гл. 2 Инструкции. Она не распространяется на органы КГК.

Таким образом, взыскание на денежные средства, находящиеся на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банках, в т.ч. депозитных, обращают на основании следующих исполнительных документов:

1) приказа о принудительном взыскании денежных средств Минфина, его территориального органа либо местного финансового органа (приложение 3к Инструкции).

Данный приказ оформляют в 2 экземплярах:

– 1-й экземпляр передают в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию с приложением к платежному требованию, представляемому в банк для взыскания денежных средств в бесспорном порядке (см. ст. 127, 200, 207 БК, Инструкцию о банковском переводе, утвержденную постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66);

– 2-й остается в уполномоченном органе, принявшем приказ.

Минфин, его территориальные органы, местные финансовые органы взыскивают в бесспорном порядке средства бюджета, в т.ч. в виде бюджетных ссуд, бюджетных займов, незаконно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства, задолженность по бюджетным ссудам, бюджетным займам, проценты по бюджетным займам, а также задолженность по обязательствам, возникшим в случае исполнения Минфином гарантий Правительства и исполнения обязательств по гарантиям местными исполнительными и распорядительными органами, пеню, начисленную Минфином, его территориальными органами, местными финансовыми органами, и иные платежи в случаях, предусмотренных БК и иными законодательными актами;

2) решения (предписания) органа КГК.

Полномочия органов КГК по взысканию с юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) денежных средств в бюджет, государственные внебюджетные фонды определены:

– подп. 10.6 п. 10 Положения № 647;

– ст. 14 и 15 Закона № 142-З.

Указанные нормы предусматривают право органов КГК выносить государственным органам, иным организациям (их работникам) и другим физическим лицам, в т.ч. индивидуальным предпринимателям, обязательные для исполнения в установленный органами КГК срок:

– решения об уплате в республиканский и (или) местный бюджеты невнесенных налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей;

– предписания о возмещении (взыскании) в республиканский и (или) местный бюджеты, государственные внебюджетные и инновационные фонды в бесспорном порядке средств, незаконно полученных либо использованных не по целевому назначению и (или) с нарушением законодательства.
 
Важно! Указанное предписание может быть вынесено только КГК и комитетами государственного контроля областей.

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО БАНКОВСКИМ СЧЕТАМ ОРГАНИЗАЦИИ (ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ)

Приостановлением операций юридического лица (индивидуального предпринимателя) по счетам в банках признают прекращение банком всех расходных операций по счетам в порядке, установленном актами законодательства. Данное ограничение не распространяют на операции, связанные с осуществлением платежей в бюджет, и на иные операции в случаях, установленных законодательными актами, например, Указом Президента РБ от 15.05.2008 № 267 "О некоторых вопросах осуществления расходных операций и внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359" (далее – Указ № 267).

Так, в период одновременного действия имеющихся в банке постановления прокурора или его заместителя, органа уголовного преследования, должностного лица органа, ведущего административный процесс, постановления (определения) суда (судьи) о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах, в банковских вкладах (депозитах) и решения уполномоченного органа (органа КГК, налогового, таможенного органа, Минфина, его территориального органа, местного финансового органа) о приостановлении операций по таким счетам в банке, а также при наличии в банке только решения о приостановлении операций по счетам расходные операции по счетам прекращаются. Исключениями из данного правила являются:

1) операции, связанные с осуществлением платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды и государственные внебюджетные фонды, Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты, по обязательствам лица, операции по счетам которого приостановлены (подп. 1.1 п. 1 Указа № 267);

2) операции, связанные с исполнением банком решений налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов лица, операции по счетам которого приостановлены, при отсутствии в банке решения о приостановлении операций по счетам, принятого органом КГК, и постановлений (определений) о наложении ареста (подп. 1.2 п. 1 Указа № 267);

3) иные операции, не предусмотренные в указанных выше пп. 1 и 2 (включая операции, названные в п. 2, при наличии в банке решения о приостановлении операций по счетам, принятого органом КГК, и (или) постановления (определения) о наложении ареста, а также операции, осуществляемые на основании неисполненных платежных инструкций, находящихся в банке) (подп. 1.3 п. 1 Указа№ 267).

При этом операции, указанные в п. 3, осуществляют при наличии разрешений всех органов (должностных лиц), принявших решение о приостановлении операций по счетам, и органов (должностных лиц), принявших постановление (определение) о наложении ареста.

Порядок и случаи вынесения Минфином, его территориальными органами либо местным финансовым органом предписаний о приостановлении операций по текущим (расчетным) и иным банковским счетам организации (индивидуального предпринимателя) определены гл. 4 Инструкции.
 
Важно! Этот порядок не распространяется на органы КГК.
 
Таким образом, приостановление операций по банковским счетам организации (индивидуального предпринимателя), допустившей нарушение бюджетного законодательства, производят:

1) Минфин, его территориальные органы либо местный финансовый орган на основании предписания о приостановлении операций по банковским счетам.

Форма такого предписания определена в приложении 4 к Инструкции.

Организация (индивидуальный предприниматель), допустившая нарушение бюджетного законодательства, должна получить 2-й экземпляр предписания о приостановлении операций.

Отмену предписания о приостановлении операций осуществляет орган, вынесший это предписание:

– не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления ему документов, подтверждающих устранение организацией (индивидуальным предпринимателем) нарушений, послуживших основанием для приостановления операций по банковским счетам;

– путем оформления уведомления об отмене предписания о приостановлении операций по банковским счетам (приложение 5 к Инструкции).

Организация (индивидуальный предприниматель), допустившая нарушение бюджетного законодательства, должна получить 2-й экземпляр такого уведомления;

2) КГК и комитеты государственного контроля областей на основании предписания о приостановлении операций по банковским счетам по форме, определенной КГК и согласованной с Нацбанком.

Указанные органы приостанавливают операции по банковским счетам в случаях:

– необходимости обеспечения взыскания штрафов, налагаемых органами КГК;

– непредставления органам КГК в установленный законодательством или органами КГК срок специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности и других предусмотренных законодательством документов либо представления документов, содержащих недостоверную информацию о деятельности государственного органа, иной организации, индивидуального предпринимателя, начислении и уплате налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей в республиканский и (или) местный бюджеты, об осуществлении внешнеторговой деятельности;

– отказа в допуске работников органов КГК к проверке;

– установления фактов сокрытия прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения;

– отсутствия предусмотренных законодательством документов о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

– неисполнения юридическими лицами обязательств по погашению обязательств перед бюджетом, пени и задолженности и невозможности их списания в бесспорном порядке со счетов должника или его дебиторов.

Порядок вынесения органами КГК данных предписаний определен БК, актами КГК и иными законодательными актами.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 34 сентябрь 2011
Содержание

колонка главного редактора

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Как исключить субъективное мнение в определении состава затрат?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Налоги

10

О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15 ноября 2010 г. № 82

10

О внесении изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 25 июня 2010 г. № 330

18

Государственное регулирование

20

Об утверждении Инструкции о порядке применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства

20

Комментарий (С 18 августа действует новый порядок применения мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства)[Срочно и важно]

28

Комментарий (Взыскание средств бюджета, пени и задолженности можно произвести за счет средств дебиторов организации)[Срочно и важно]

33

Тарифы и цены

36

О внесении дополнений и изменений в постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 27 апреля 2011 г. № 65 и от 27 апреля 2011 г. № 66

36

О торговых надбавках на социально значимые товары, цены на которые могут регулироваться Министерством экономики Республики Беларусь в течение срока не более 90 дней

38

Банковская деятельность

40

О сделках купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке

40

О ставке рефинансирования Национального банка Республики Беларусь

41

Минфин и МНС РБ разъясняют

43

О некоторых вопросах отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц и расходов, связанных с приобретением иностранной валюты[Срочно и важно]

43

события. подробности

44

Участникам дополнительной торговой сессии ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа"

44

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

45

МНС РБ разъясняет

45

О применении Указа Президента Республики Беларусь от 9 августа 2011 г. № 349 "О некоторых вопросах применения упрощенной системы налогообложения"[Срочно и важно]

45

события. подробности

47

Новое в расчетах при экспорте услуг

47

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

48

Минстройархитектуры РБ разъясняет

48

О расчетах стоимости материалов за июнь 2011 года

48

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Упрощенная система налогообложения в 2011 году: законодатель стимулирует экспорт

50

Поставка оборудования в Республику Беларусь: налогообложение доходов иностранной организации

54

Порядок заполнения книги покупок в 2011 году

59

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

65

Минстройархитектуры и Минэкономики РБ разъясняют

65

О переносе сроков ввода в эксплуатацию объектов

65

события. подробности

66

Кредиты на приобретение товаров для детей: Минторг разъясняет

66

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

67

Комментарии

67

Особенности определения налоговой базы подоходного налога с физических лиц при получении доходов в натуральной форме

67

Организация получила земельный участок: момент возникновения налогового обязательства по земельному налогу

70

С 1 августа 2011 года налог за добычу (изъятие) природных ресурсов необходимо исчислять по-новому

72

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

76

ВОПРОС – ОТВЕТ

77

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

87

Принимая листок нетрудоспособности к оплате, обращаем внимание на его заполнение

87

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

89

Особенности бухгалтерского учета объектов жилищного фонда

89

мнения специалистов

96

Временные нетитульные… Все ли так просто?

96

типичные нарушения

98

Налоговые ошибки, допускаемые при исчислении налога на недвижимость

98

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

103

Разбираем практическую ситуацию

103

Внесение неденежного вклада в уставный фонд организации с иностранными инвесторами

103

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

107

Как изменить условия оплаты труда, не меняя размера заработной платы?

107

события. подробности

108

Отменено лицензирование ввоза лекарственных средств и ветеринарных препаратов

108

за рубежом

109

Служба старших экспертов: "Наш опыт – ваше будущее!"

109

РЕКЛАМА

111

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 10 по 16 сентября 2011 го­да

112