Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

ВОПРОС – ОТВЕТ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

1 (379). Организация в августе 2011 г. произвела неотделимые улучшения в арендованном здании – установила кирпичные перегородки с дверями, разделив помещение здания на несколько комнат. По договору аренды здание находится на балансе арендатора, неотделимые улучшения находятся в собственности арендатора и их стоимость арендодатель не возмещает.

Следует ли организации в 2011 г. производить корректировку годовой суммы налога на недвижимость?
 
Не следует.

По зданиям и сооружениям (кроме переданных в доверительное управление и (или) приобретенных в процессе доверительного управления), расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями в аренду у белорусских организаций, плательщиком налога на недвижимость признают организацию, у которой эти здания и сооружения находятся на балансе по условиям договора аренды (п. 1 ст. 184 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).

Объектами обложения налогом на недвижимость признают здания и сооружения, в т.ч. сверхнормативного незавершенного строительства, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций.

Для целей исчисления налога на недвижимость здание – это строительная система, состоящая из несущих, ограждающих или совмещенных (несущих и ограждающих) конструкций, образующих наземный (по мере необходимости и подземный) замкнутый объем, предназначенная для проживания и (или) пребывания людей (хранения имущества, производства товаров (работ, услуг) и выполнения иных функций) в зависимости от функционального назначения и для выполнения различного вида производственных процессов (п. 1 ст. 185 НК).

Все обстоятельства, при наступлении которых возникает необходимость произвести корректировку годовой суммы налога на недвижимость и внести изменения и дополнения в налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость организаций, перечислены в пп. 6, 7 ст. 189 НК.
 
Справочно: увеличение (уменьшение) годовой суммы налога на недвижимость производят:

– при возникновении либо утрате у организаций права на освобождение от налога на недвижимость в течение года;

– выбытии либо приобретении зданий, сооружений у организаций в течение года (пп. 6, 7 ст. 189 НК).
 
При этом НК не предусмотрена корректировка годовой суммы налога на недвижимость при осуществлении организациями в течение года частичной ликвидации зданий, сооружений, а также реконструкции, модернизации, дооборудования, достройки и других работ капитального характера, увеличивающих стоимость зданий и сооружений.

Таким образом, неотделимые улучшения, произведенные арендатором в течение 2011 г. в отношении объектов аренды, не признают объектом обложения налогом на недвижимость.

Следует учесть, что капитальные вложения в арендованные основные средства, являющиеся собственностью арендатора, в бухгалтерском учете арендатора отражают по дебету счета 01 "Основные средства" и кредиту счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" на сумму фактических расходов, произведенных арендатором (п. 26 Инструкции об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами, утвержденной постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 127).

Налоговую базу по налогу на недвижимость организации определяют исходя из наличия на 1 января календарного года зданий и сооружений по остаточной стоимости (подп. 1.1 п. 1 ст. 187 НК).

Принимая во внимание приведенные нормы и условия договора, организация-арендатор с 2012 г. будет уплачивать налог на недвижимость с остаточной стоимости здания с учетом неотделимых улучшений, произведенных в 2011 г. (при условии, что законодательство в этой части не изменится с 2012 г.).

2 (380). Иностранная организация (резидент Литвы) в августе 2011 г. приобрела у резидента РБ недвижимое имущество (нежилые офисные помещения) на территории Республики Беларусь за 3,3 млрд. руб.

В связи с этим возникают вопросы:

2.1. Необходимо ли иностранной организации стать на учет в налоговом органе Республики Беларусь в связи с приобретением имущества?
 
Необходимо.

При приобретении права собственности, иных прав, установлении ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, находящееся на территории Республики Беларусь, иностранные организации подлежат постановке на учет в налоговом органе по их заявлению, подаваемому в налоговый орган по месту нахождения такого имущества до государственной регистрации возникновения права собственности, иных прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с недвижимым имуществом.

К заявлению прилагают (подп. 2.3 п. 2 ст. 66 НК):

– доверенность (оригинал либо копию) или иной документ, подтверждающий полномочия на совершение сделок, иных юридических действий от имени иностранной организации, включая полномочия на представление ее интересов в отношениях, регулируемых налоговым законодательством;

– оригинал и копии документов либо выписку из документов, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности, иных прав, для установления ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, находящееся на территории Республики Беларусь.

При постановке на учет в налоговом органе иностранная организация дополнительно представляет выписку из торгового регистра страны ее места нахождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее места нахождения, выданное не позднее 3 месяцев до дня представления документов для постановки на учет в налоговом органе, а также копии учредительных документов иностранной организации (иностранного банка) (п. 3 ст. 66 НК).

2.2. Какие налоговые обязательства возникают у иностранной организации в связи с приобретением недвижимого имущества?
 
Необходимо уплачивать налог на недвижимость.

Здания и сооружения признают объектами обложения налогом на недвижимость (п. 1 ст. 185 НК).

Иностранные организации являются плательщиками налога на недвижимость с учетом особенностей, установленных ст. 184 НК (подп. 2.2 п. 2 ст. 13, ст. 183 НК).

Таким образом, иностранную организацию, приобретшую недвижимое имущество, расположенное на территории Республики Беларусь, признают в отношении него плательщиком налога на недвижимость.

Налоговую базу налога на недвижимость определяют исходя из наличия на 1 января календарного года зданий и сооружений по остаточной стоимости (подп. 1.1 п. 1 ст. 187 НК).

Поскольку недвижимое имущество приобретено в августе 2011 г., следует учесть, что при приобретении организациями в течение года зданий, сооружений либо возникновении зданий и сооружений, в т.ч. зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства, годовую сумму налога на недвижимость увеличивают на суммы налога на недвижимость, исчисленные исходя из:

– остаточной стоимости приобретенных зданий, сооружений либо стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место такое приобретение (возникновение);

– ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихсядо окончания текущего календарного года (п. 7 ст. 189 НК).

Таким образом, с 1 октября 2011 г. возникает обязанность исчисления и уплаты налога на недвижимость, рассчитанного как произведение налоговой базы (определяемой как стоимость недвижимого имущества) и 1/4 годовой налоговой ставки налога (0,25 %) с учетом повышающих коэффициентов, установленных решением Мингорсовета в зависимости от места расположения недвижимого имущества.
 
Справочно: для юридических лиц в зависимости от экономико-планировочных зон г. Минска, в пределах которых расположены здания и сооружения этих юридических лиц, установлены следующие коэффициенты к ставкам налога на недвижимость: I зона – 2,0; II зона – 1,9; III зона – 1,8; IV–V зона – 1,7 (п. 1 решения Мингорсовета от 24.11.2010 № 62).
 
Налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость следует представить не позднее 20 октября, а сумму налога на недвижимость уплатить не позднее 22 октября 2011 г. (пп. 10, 11ст. 189 НК).

Форма налоговой декларации (расчета) по налогу на недвижимость установлена приложением 4 к постановлению МНС РБ от 15.11.2010 № 82.

Владимир Васильев, экономист

3 (381). Организация приняла участие в долевом строительстве изолированных помещений, расположенных в жилом доме, и использует их в производственной деятельности. Земельный участок находится в общем совместном пользовании, доля организации не определена.

Возмещение земельного налога юридическому лицу, имеющему удостоверение на право постоянного пользования земельным участком, происходит пропорционально занимаемой площади.

Имеет ли право организация включать в состав затрат, учитываемых при налогообложении, суммы возмещения земельного налога плательщикам этого налога?
 
Сумма возмещаемого земельного налога подлежит отражению в составе внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении.

Указанные затраты следует включать в состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении, как другие расходы, потери, убытки, произведенные плательщиком для осуществления своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 3.27 п. 3 ст. 129 НК).

Юридические лица, которым возмещают земельный налог, должны отражать эти суммы в составе внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении. Земельный налог, уплаченный ими в бюджет, в полном размере подлежит включению в состав затрат, учитываемых при налогообложении (п. 1 ст. 203 НК).

Ответ подготовлен с учетом разъяснения МНС, приведенного в письме от 25.05.2011 № 2-2-9/3060.

4 (382). Совместное белорусско-китайское предприятие для осуществление производственной деятельности на территории Республики Беларусь привлекает иностранных граждан. При оформлении документов, необходимых для нахождения на территории Республики Беларусь этих сотрудников и для их трудоустройства, предприятие оплачивает следующие расходы:

– государственные пошлины за временную регистрацию;

– визы;

– медицинские страховки;

– государственные пошлины за выдачу специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью иностранных граждан.

Возможно ли данные расходы относить на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении?
 
Возможно, но только отдельные расходы.

В состав затрат, неучитываемых при обложении налогом на прибыль, включают выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах, носящие характер социальных льгот, дополнительно предоставляемых по решению нанимателя и (или) трудового коллектива сверх льгот, предусмотренных законодательством, в т.ч. оплату жилья и другие аналогичные выплаты и затраты (подп. 1.3 п. 1 ст. 131 НК).

Расходы по оплате предприятием госпошлины за выдачу разрешения на право занятия трудовой деятельностью на территории Республики Беларусь иностранного гражданина как непосредственно связанные с предпринимательской деятельностью организации следует включать в состав затрат, учитываемых при налогообложении.

Расходы по обязательному медицинскому страхованию иностранного гражданина – работника предприятия, на оплату госпошлины за разрешение на временное проживание на территории Беларуси иностранного гражданина, госпошлины за визу для иностранного гражданина, находящегося на территории Республики Беларусь, госпошлины за пропуск иностранного гражданина на въезд в пункты пропуска необходимо считать расходами иностранного гражданина. По этой причине их не следует включать в состав затрат, учитываемых при налогообложении.

Ответ подготовлен с учетом разъяснения МНС, приведенного в письме от 25.05.2011 № 2-2-9/3060.

5 (383). По решению Мингорисполкома организации был предоставлен в аренду земельный участок сроком на 5 лет (с 1 августа 2006 г. по 1 мая 2011 г.). В марте 2011 г. организация обратилась с просьбой о продлении срока аренды этого земельного участка. На основании решения Мингорисполкома подписано соглашение об увеличении срока права аренды на 30 лет, а также пересмотрена ставка ежегодной арендной платы. В настоящее время данное соглашение проходит регистрацию в Едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

С какого периода необходимо применять новую ставку ежегодной арендной платы за земельный участок, установленную соглашением?
 
С даты государственной регистрации.

Арендную плату за земельные участки, предоставленные юридическим лицам, исчисляют и уплачивают за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия соответствующего решения, а при переходе права аренды к другому юридическому лицу на основании совершенной сделки или иного юридически значимого действия – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем осуществления государственной регистрации перехода права аренды на земельный участок (подп. 1.9 п. 1 Указа Президента РБ от 01.03.2010 № 101 "О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности" (далее – Указ № 101)).

Договоры аренды земельных участков, зарегистрированные в установленном законодательством порядке до вступления в силу Указа № 101, действуют на определенных в них условиях и не требуют приведения в соответствие с Указом № 101. Исключение составляют случаи обращения арендаторов за приведением таких договоров в соответствие с данным законодательным актом. При продлении этих договоров на новый срок их условия должны быть приведены в соответствие с Указом № 101 (п. 3 Указа № 101).

Договор, подлежащий государственной регистрации, необходимо считать заключенным с момента его регистрации, а при необходимости нотариального удостоверения и регистрации – с момента регистрации договора, если иное не предусмотрено законодательными актами (п. 3 ст. 403 Гражданского кодекса РБ).

Сделку с недвижимым имуществом, подлежащую государственной регистрации, считают заключенной с момента государственной регистрации, если иное не предусмотрено законодательными актами РБ (ст. 9 Закона РБ от 22.07.2002 № 133-З "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним"). Таким образом, арендная плата за земельный участок по договору аренды, заключенному на условиях Указа № 101 с учетом норм Указа Президента РБ от 13.08.2010 № 420 "Об отдельных вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности", должна быть уплачена с даты государственной регистрации изменений в договор, если иной срок не установлен в самих изменениях.

Подготовлено на оснований разъяснений налоговых органов.

Ирина Петрович, аудитор

6 (384). В мае 2011 г. ребенку работника организации исполнилось 18 лет, а в сентябре 2011 г. он поступил в вуз Республики Беларусь, где получает первое высшее образование на дневной форме обучения. Работник представил соответствующую справку из вуза по месту своей работы.

В каком периоде 2011 г. работнику предоставляют стандартный налоговый вычет в сумме 81 000 руб. в месяц?
 
В январе – мае, в сентябре – декабре 2011 г.

При определении размера налоговой базы плательщик имеет право применить стандартный налоговый вычет в размере 81 000 руб. в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца.

Иждивенцами для целей НК признают студентов и учащихся дневной формы обучения старше 18 лет, получающих среднее, первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование, для их родителей.

Таким образом, работник организации имеет право на получение стандартного налогового вычета с января по май (право на получение данного вычета сохраняют до конца месяца, в котором ребенок достиг 18-летнего возраста) и с сентября (с месяца появления иждивенца-студента) по декабрь 2011 г.

При этом стандартный налоговый вычет сохраняют до конца месяца, в котором студенты и учащиеся дневной формы обучения, получающие среднее, первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование, окончили обучение (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК).

7 (385). Между организацией г. Минска и физическим лицом – собственником жилого помещения г. Бреста заключен договор найма жилого помещения на заселение командированных работников организации.

Куда перечислять подоходный налог с физических лиц, удержанный при выплате дохода физическому лицу: в бюджет по месту нахождения организации (г. Минск) или в бюджет по месту нахождения физического лица – собственника жилого помещения (г. Брест)?
 
В бюджет г. Минска.

Порядок перечисления исчисленных и удержанных сумм подоходного налога с доходов физических лиц установлен Инструкцией о порядке зачисления, распределения и механизме возврата доходов республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2011 году, утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.12.2010 № 153 (далее – Инструкция № 153).

С 1 мая 2011 г. вступило в силу постановление Минфина РБ от 31.03.2011 № 14, которое внесло изменения в Инструкцию № 153 в части порядка перечисления сумм подоходного налога налоговыми агентами, имеющими подразделения, не состоящие на учете в налоговых органах.

Так, юридические лица и обособленные подразделения (т.е. подразделения, имеющие отдельный баланс, банковский счет и состоящие на учете в налоговых органах), у которых в пределах области и (или) за пределами области (г. Минска) имеются подразделения, не состоящие на учете в налоговых органах (далее – подразделения), перечисляют исчисленные и удержанные с доходов физических лиц в соответствии с законодательством суммы подоходного налога в соответствующий местный бюджет как по месту своей постановки на учет в налоговых органах, так и по месту нахождения этих подразделений, выделенных в качестве таковых в штатном расписании и (или) иных документах, регламентирующих структуру организации.

По месту нахождения подразделений перечисляют суммы подоходного налога, фактически удержанные с физических лиц, работающих в данных подразделениях.

Юридические лица и обособленные подразделения перечисляют исчисленные и удержанные суммы подоходного налога с доходов,выплачиваемых физическим лицам по гражданскоправовым договорам, в соответствующий местный бюджет по месту своей постановки на учет в налоговых органах или по месту нахождения подразделений, должностным лицам которых юридическим лицом предоставлено право заключать гражданско-правовые договоры (п. 23 Инструкции № 153).

Таким образом, исчисленную и удержанную сумму подоходного налога с доходов,выплаченных данному физическому лицу, перечисляют в бюджет по месту постановки организации на учет в налоговом органе, т.е. в бюджет г. Минска.

Владимир Васильев, экономист

8 (386). При предоставлении имущественного налогового вычета на сумму расходов, направленных на приобретение строительных и отделочных материалов, налоговый агент требует, чтобы в кассовых чеках на приобретаемые строительные материалы была указана фамилия покупателя или прилагалась справка продавца, содержащая сведения о покупателе.

Правомерны ли действия налогового агента?
 
Неправомерны.

В фактически произведенные расходы на строительство либо приобретение индивидуального жилого дома или квартиры в целях предоставления имущественного налогового вычета включают, в частности, расходы на приобретение строительных и отделочных материалов (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК).

Налоговые агенты, являющиеся источником выплаты доходов при исчислении подоходного налога с доходов физических лиц, предоставляют имущественный налоговый вычет только на основании документов, подтверждающих фактически произведенные физическими лицами расходы на строительство или приобретение жилья.

К таким документам, в частности, относят подтверждающие фактическую оплату товаров (работ, услуг, в т.ч. риэлтерских услуг) квитанции к приходным кассовым ордерам, платежные инструкции о перечислении денежных средств со счета плательщика на счет продавца (подрядчика, исполнителя), товарные и кассовые чеки, акты о закупке товаров (выполнении работ, оказании услуг) у физических лиц и другие документы (п. 2 ст. 166 НК).

Информацию о фамилии, имени, отчестве плательщика, сумме и дате оплаты, назначении платежа должны содержать те документы, в отношении которых законодательством, регулирующим порядок их заполнения, установлены обязательные требования об указании в них такой информации.

Перечень сведений, которые должны содержать документы, подтверждающие факт покупки товаров, приведен в п. 3 Положения о порядке оформления документа, подтверждающего факт покупки товара (выполнения работы, оказания услуги), утвержденного постановлением Минторга РБ от 06.05.2002 № 23.

Так, документ, подтверждающий факт покупки товара (выполнения работы, оказания услуги), должен содержать следующие сведения:

– о продавце (исполнителе): наименование и место нахождения (юридический адрес);

– о товаре (работе, услуге): наименование товара (работы, услуги), марка либо модель, артикул, цена товара (работы, услуги), дата продажи и иные сведения о товаре.

Таким образом, законодательством, устанавливающим требования к форме кассового чека, не предусмотрено указание в нем информации о покупателе.

Покупателю одновременно с кассовым чеком может быть выдан товарный чек. Его выписывает продавец товара в произвольной форме. Действующим законодательством наличие сведений в товарном чеке о покупателе также не предусмотрено.

В рассматриваемой ситуации работник представил налоговому агенту кассовые и товарные чеки, позволяющие идентифицировать продавца и товар, который оплачен.

Таким образом, требование налогового агента о предоставлении в этом случае справки, содержащей информацию о покупателе, является неправомерным.

Николай Савельев, экономист

УЧЕТ ТОВАРОВ

9 (387). Как организации оптовой торговли следует отражать в бухгалтерском учете расходы, связанные с приобретением товаров для реализации (таможенные сборы и пошлины, транспортные расходы, вознаграждения посредникам)?

При принятии активов и обязательств на бухгалтерский учет их стоимость определяют, руководствуясь Законом РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности", а также иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности (ст. 11 названного Закона).

Нормативным правовым актом, регулирующим порядок учета товаров, является Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133).

Товары относятся к запасам (п. 3 Инструкции № 133).

Обратимся к пп. 6–7 Инструкции № 133. Ими установлено, что запасы принимают к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактическую себестоимость запасов, приобретенных за плату, следует определять в сумме фактических затрат организации на приобретение.

К фактическим затратам на приобретение запасов относят:

– стоимость запасов по ценам приобретения;

– таможенные сборы и пошлины;

– вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены запасы;

– затраты по заготовке и доставке запасов до места их использования, включая расходы по страхованию;

– затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях;

– транспортно-заготовительные и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением запасов.

Особенность учета товаров, приобретенных организацией для реализации, заключается в том, что их нужно оценивать по стоимости их приобретения (п. 8 Инструкции № 133).

Таким образом, указанные в вопросе расходы организация оптовой торговли должна относить на счет 44 "Расходы на реализацию", который предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с реализацией продукции, товаров, работ и услуг (Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89).

В бухгалтерском учете организации необходимо сделать следующие записи:

Д-т 60 – К-т 51
– произведена оплата товаров;

Д-т 41 – К-т 60
– на стоимость приобретения товаров без НДС;

Д-т 18 – К-т 60
– на сумму НДС, предъявленную поставщиком;

Д-т 60, 76 – К-т 51
– оплачены таможенные сборы и пошлины, транспортные расходы, вознаграждения посредникам;

Д-т 44 – К-т 60, 76 и др.
– отражены таможенные сборы и пошлины, транспортные расходы, вознаграждения посредникам.

Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетностии аудита Минфина РБ

Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"

ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

10 (388). Уставный фонд организации сформирован в долларах США.

В связи с изменением курса иностранной валюты организация производит дооценку уставного фонда записями: Д-т (К-т) 92 "Внереализационные доходы и расходы" – К-т (Д-т) 80 "Уставный фонд".

Верно ли поступает организация, дооценивая счет 80 "Уставный фонд"?
 
Неверно.

Производить дооценку уставного фонда в связи с изменением курса иностранной валюты не следует.

Рассмотрим норму ст. 88 Инвестиционного кодекса РБ. В ней сказано, что уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями должен быть объявлен в долларах США, а в случае создания коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме акционерного общества или с использованием имущества Республики Беларусь – также и в официальной денежной единице Республики Беларусь.

Для пересчета уставного фонда и вкладов в него организации должны использовать официальный курс белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте на день утверждения устава коммерческой организации с иностранными инвестициями. При принятии решения об увеличении уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями для пересчета части, на которую увеличен уставный фонд, и дополнительных вкладов, при принятии решения о приобретении юридическим лицом статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями для пересчета вкладов в ее уставный фонд применяют официальный курс белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте на дату принятия такого решения.

В случае, когда учредитель (участник) коммерческой организации с иностранными инвестициями вносит вклад в уставный фонд этой организации в официальной денежной единице Республики Беларусь либо в иностранной валюте, он обязан учитывать разницу между официальными курсами белорусского рубля к доллару США либо разницу между кросскурсами соответствующей иностранной валюты к доллару США, рассчитанными на основании официального курса Нацбанка на день утверждения устава коммерческой организации с иностранными инвестициями (заключения учредительного договора – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и на день фактического внесения вклада.

Возникающую в результате пересчета разницу следует зачислять в резервный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями.

В подп. 1.1 Декрета Президента РБ от 30.06.2000 № 15 "О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц" (с изменениями и дополнениями) установлено, какие имущество и обязательства, выраженные в иностранной валюте, подлежат переоценке при изменении Нацбанком курсов иностранных валют на дату совершения операции, а также на дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период. Указанным декретом проведение переоценки уставного фонда не предусмотрено.

Исходя из вышеприведенного можно сделать вывод, что переоценку сумм, учтенных на счете 80 "Уставный фонд", при изменении курсов валют производить не нужно.

В месяце обнаружения ошибки на основании составленной в установленном порядке бухгалтерской справки-расчета организация должна отразить:

Д-т (К-т) 92 – К-т (Д-т) 80
– методом "красное сторно".

Исправления в данные налогового учета организации вносят, руководствуясь нормами п. 8 ст. 63 НК и п. 7 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82.

Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетностии аудита Минфина РБ

Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

11 (389). Банк использует кассовое оборудование БИС-2000 с пакетом прикладных программ SC-Cash с версией программного обеспечения 4.07, что вызвало следующие вопросы.

11.1. Допустимо ли использование этого оборудования в течение 11 лет, несмотря на истечение срока амортизации?
 
Да.

Нацбанк, банки, небанковские кредитнофинансовые организации при осуществлении ими валютно-обменных операций и операций по продаже монет, драгоценных металлов, драгоценных камней и других ценностей должны принимать наличные денежные средства и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг с применением:

– КСА (СКС), модели (модификации) которых включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Государственный реестр);

– платежных терминалов – для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек.

Данное правило определено постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 09.01.2002 № 18/1 "О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – постановление № 18/1).

Кассовый терминал БИС-2000 с исполнениями управляющего модуля Summit WJ6000, Summit WJ6400, Саммит Системе, Саммит Системе-1 с пакетом прикладных программ SC-Cash с версией программного обеспечения 4.07 (регистрационный номер 2.3.2.6) включен в Государственный реестр. Дата принятия решения Госстандартом о его включении в Государственный реестр – 10 декабря 2003 г. (постановление Госстандарта РБ от 30.06.2010 № 35).

На 11 лет модель (модификация) кассового оборудования включается в Государственный реестр с даты принятия решения Госстандартом о ее включении в реестр (п. 14 Положения о порядке ведения Государственного реестра моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 07.06.2002 № 738 (в ред. от 27.03.2010 № 447)). Данное правило действует и в отношении модели (модификации) кассового оборудования, включенного в Государственный реестр до вступления в силу постановления № 738.

КСА, билетопечатающие машины и таксометры, зарегистрированные в налоговом органе в течение 5 лет с даты включения их моделей (модификаций) в Государственный реестр, следует применять в течение 6 лет с даты их первой регистрации в налоговом органе. Если же указанные 5 лет истекли, то КСА (СКС) можно применять до наступления одного из следующих обстоятельств:

– исключения их моделей (модификаций) из Государственного реестра;

– до истечения 6 лет с даты их первой регистрации в налоговом органе.

Кассовое оборудование, используемое в своей деятельности Нацбанком, банками, не подлежит регистрации в налоговом органе (подп. 2.3 п. 2 постановления № 18/1).

Таким образом, учитывая, что банки не регистрируют в налоговом органе кассовое оборудование, кассовый терминал БИС-2000 с исполнениями управляющего модуля Summit WJ6000, Summit WJ6400, Саммит Системе, Саммит Системе-1 с пакетом прикладных программ SC-Cash с версией программного обеспечения 4.07 можно использовать до 10 декабря 2014 г., а именно 11 лет с даты принятия решения Госстандартом о его включении в Государственный реестр (10 декабря 2003 г.).
 
От редакции:

С 14 октября 2011 г. :

– утрачивает силу постановление № 18/1;

– вступает в силу постановление Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 "Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр".

С указанной даты кассовое оборудование, используемое банками при осуществлении ими валютно-обменных операций и операций по продаже драгоценных металлов, драгоценных камней, монет и футляров к ним, памятных банкнот и других ценностей подлежит регистрации в налоговых органах.

11.2. Распространяется ли действие постановления МНС РБ от 07.07.2010 № 57* на данное кассовое оборудование?
 
Нет.
_________________________________
* Постановление МНС РБ от 07.07.2010 № 57 "Об установлении предельных сроков использования Национальным банком, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем (при осуществлении валютно-обменных операций и операций по продаже монет (юбилейных и памятных, выпущенных Национальным банком), драгоценных металлов (мерных слитков), драгоценных камней (сертифицированных Национальным банком бриллиантов), приобретенных ими до 31 марта 2009 г., модели (модификации) которых не включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь".

Модели (модификации) кассового оборудования, используемые при осуществлении валютно-обменных операций и операций по продаже монет (юбилейных и памятных, выпущенных Нацбанком), драгоценных металлов (мерных слитков), драгоценных камней (сертифицированных Нацбанком бриллиантов), можно применять до окончания сроков их предельного использования, установленных постановлением № 57, если они:

– приобретены до 31 марта 2009 г.;

– не включены в Государственный реестр (подп. 2.5 п. 2 постановления № 18/1).

Предельный срок, установленный п. 1 постановления № 57, действует в отношении кассовых суммирующих аппаратов, не включенных в Государственный реестр (модель БИС-2000с пакетом прикладных программ SC-Cach с версией программного обеспечения 4.04). Он не распространяется на кассовый терминал БИС-2000 с исполнениями управляющего модуля Summit WJ6000, Summit WJ6400, Саммит Системе, Саммит Системе-1 с пакетом прикладных программ SC-Cash с версией программного обеспечения 4.07.
 
Справочно: в Государственный реестр не включена модель кассового суммирующего аппарата БИС-2000 с пакетом прикладных программ SC-Cach с версией программного обеспечения 4.0 (при осуществлении валютно-обменных операций и операций по продаже монет (юбилейных и памятных, выпущенных Нацбанком), драгоценных металлов (мерных слитков), драгоценных камней (сертифицированных Нацбанком бриллиантов). Следовательно, КСА модели БИС-2000 с пакетом прикладных программ SC-Cach с версией программного обеспечения 4.04, приобретенные Нацбанком, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями до 31 марта 2009 г., можно использовать до 31 декабря 2011 г. включительно (п. 1 постановления № 57).

Светлана Новик, экономист
 

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.