33

Комментарий (Взыскание средств бюджета, пени и задолженности можно произвести за счет средств дебиторов организации)

Татьяна Чухлей, заместитель начальника управления подготовки и экспертизы проектов законодательных актов КГК РБ

При нарушении законодательства с организации в бесспорном порядке взыщут бюджетные средства и начислят пени

К организации (индивидуальному предпринимателю) применят все предусмотренные законодательством меры по взысканию бюджетных средств, если будет установлено, что она:
1) незаконно получила средства из бюджета.
Незаконное получение средств из бюджета – это излишнее получение организациями (индивидуальными предпринимателями) бюджетных средств независимо от источника финансирования (получения) вследствие:

– завышения в расчетах, сметах, счетах и других документах сумм, подлежащих получению, представления недостоверных сведений о финансовом состоянии организаций (индивидуальных предпринимателей) при получении средств из бюджета;
– представления других недостоверных данных, явившихся основанием для получения средств из бюджета в размерах, превышающих размеры, установленные законодательством;

2) использовала средства бюджета не на цели, на которые они были выделены (нецелевое использование).

Нецелевым использованием средств бюджета считают любые действия распорядителей или получателей бюджетных средств, выразившиеся в направлении и использовании указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, иными актами законодательства, бюджетной росписью, уведомлением о средствах, передаваемых нижестоящим бюджетам в форме межбюджетных трансфертов, бюджетной сметой и расчетами, перечнями к ней;

3) использовала средства бюджета с нарушением бюджетного законодательства.

Порядок использования бюджетных средств определен Бюджетным кодексом и иными актами бюджетного законодательства, а также законодательством, предусматривающим использование бюджетных средств.

Использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства – это нарушение установленных законодательством правил, а также принятие обязательств, не обеспеченных бюджетными ассигнованиями, при отсутствии иных источников финансирования таких обязательств.

Уполномоченный орган, установивший одно из 3 вышеперечисленных нарушений, применит к организации-нарушителю (индивидуальному предпринимателю) следующие меры:

– приостановит либо ограничит финансирование расходов за счет бюджетных средств;

– взыщет их в бесспорном порядке в соответствующий бюджет;

– начислит на взысканную сумму проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Нацбанком на дату взыскания.
 
Справочно: не признают использованием бюджетных средств не по целевому назначению получение и направление в течение финансового года (с согласия Минфина, местного финансового органа) бюджетных средств их получателями на восстановление собственных средств, израсходованных (с соблюдением процедур, предусмотренных при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) за счет средств бюджета и внешних государственных займов) на покрытие затрат, финансирование которых осуществляется согласно плановым бюджетным ассигнованиям в соответствии с бюджетными сметами за счет (или с участием) бюджетных средств, но произведено несвоевременно, а также неверное отражение расходов по экономической классификации расходов бюджета при сохранении адресной направленности.

Незаконно полученные средства инновационных фондов также взыщут в бесспорном порядке

Средства инновационных фондов, незаконно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству, Национальной академии наук Беларуси, Белорусским республиканским союзом потребительских обществ, областными и Минским городским исполкомами, которые формируют такие фонды, а также организациями – получателями средств из указанных фондов, взыскивают в бесспорном порядке в соответствующий бюджет по решению (предписанию) Минфина, его территориальных и местных финансовых органов, органов КГК и иных контролирующих органов в соответствии с Указом Президента РБ от 07.12.2009 № 596 "О некоторых вопросах формирования и использования средств инновационных фондов"*.
____________________
* Инновационные фонды формируют республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству, а также могут формировать Белорусский республиканский союз потребительских обществ, Национальная академия наук Беларуси, областные и Минский городской исполкомы, Федерация профсоюзов Беларуси, общественные объединения "Белорусское общество глухих" и "Белорусское товарищество инвалидов по зрению" (распорядители средств инновационных фондов). Инновационные фонды, за исключением инновационных фондов Федерации профсоюзов Беларуси, общественных объединений "Белорусское общество глухих" и "Белорусское товарищество инвалидов по зрению", являются государственными целевыми бюджетными фондами.

Возврат бюджетных займов и бюджетных ссуд, предоставленных за счет средств инновационных фондов, перечисление процентов за пользование бюджетными займами, пени за нарушение сроков возврата бюджетного займа, бюджетной ссуды осуществляются заемщиками, ссудополучателями на счета по учету средств республиканского и местных бюджетов, открытые территориальным органам Минфина.

Порядок взыскания задолженности за счет средств дебиторов

Если у организации (индивидуального предпринимателя) недостаточно средств для погашения задолженности, то взыскание средств бюджета, пени и задолженности можно произвести за счет средств дебиторов организации (индивидуального предпринимателя). Такое взыскание производят в бесспорном порядке на основании:

– приказа Минфина, его территориального органа либо местного финансового органа о принудительном взыскании денежных средств;

– предписания органа КГК о принудительном взыскании денежных средств.

Указанные документы принимают с учетом сроков исполнения обязательств между организацией (индивидуальным предпринимателем) и ее дебиторами.

Приказ (предписание) выносят в отношении одного или нескольких дебиторов организации (индивидуального предпринимателя) на основании акта проверки организации (индивидуального предпринимателя) либо их заявления об уступке требования кредитора и документа (акта сверки или иного подписанного дебитором и организацией (индивидуальным предпринимателем) документа), подтверждающего наличие дебиторской задолженности у организации, индивидуального предпринимателя и кредиторской задолженности у дебитора.

Приказ (предписание) должен содержать указание на дебитора организации (индивидуального предпринимателя) и сумму, подлежащую взысканию, которая не может превышать сумму дебиторской задолженности этого дебитора.

Приказ (предписание) и платежная инструкция выдаются банку, обслуживающему соответствующий орган.

Ответственность за достоверность сведений о дебиторах и суммах дебиторской задолженности несет организация (индивидуальный предприниматель).
 
Важно! Взыскание не производят за счет денежных средств на корреспондентских счетах организации (индивидуального предпринимателя), ее дебиторов, а также на счетах по учету бюджетных средств государственного казначейства и местных бюджетов.
 
При недостаточности либо отсутствии на счетах организации (индивидуального предпринимателя) денежных средств взыскание обращают на ее имущество в судебном порядке.

Бюджетные организации осуществляют возврат средств, незаконно полученных из бюджета либо использованных не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства, в доход соответствующего бюджета за счет внебюджетных средств; при отсутствии последних либо их недостаточности – за счет бюджетных средств текущего года, предусмотренных в смете расходов бюджетной организации по статье, по которой допущено нарушение, а при недостаточности либо отсутствии средств по данной статье – за счет общей экономии средств по смете бюджетной организации.
Организация (индивидуальный предприниматель) может получить на срок до 6 месяцев отсрочку и (или) рассрочку возмещения в республиканский или соответствующие местные бюджеты незаконно полученных из бюджета либо использованных не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства бюджетных средств. Для этого ей необходимо обратиться с ходатайством в уполномоченный орган, вынесший приказ (предписание). Решение о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки должно быть принято не позднее 15 дней со дня поступления ходатайства о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки.

Важно! На срок рассмотрения поступившего ходатайства бесспорное взыскание денежных средств приостанавливается.
 
Процедурные вопросы вынесения и исполнения органами КГК решений об уплате в республиканский и (или) местный бюджеты невнесенных налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей и предписаний о возмещении (взыскании) в республиканский и (или) местный бюджеты, государственные внебюджетные и инновационные фонды в бесспорном порядке средств, незаконно полученных либо использованных не поцелевому назначению и (или) с нарушением законодательства, регулирует КГК совместно с иными заинтересованными государственными органами (например, с налоговыми органами).
Так, совместным постановлением МНС и КГК РБ от 25.02.2008 № 30/2 утверждена Инструкция о порядке взаимодействия инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь при взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет (далее – Инструкция № 30/2). По ее нормам орган КГК должен направить в инспекцию МНС по месту постановки на учет плательщика решение о взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, причем не позднее дня, следующего за днем вручения (направления) плательщику такого решения.

К решению, направленному в налоговый орган, должны быть приложены:

– копия акта проверки;

– сведения о дебиторах и имуществе плательщика по форме согласно приложению к Инструкции № 30/2;

– копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности, либо заявление плательщика-организации об уступке требования кредитора и документ (акт сверки или иной подписанный дебитором и плательщиком документ), подтверждающий наличие дебиторской задолженности у плательщика и кредиторской задолженности у дебитора плательщика-организации;

– копии документов об аресте имущества.

В случае отмены решения либо приостановления исполнения решения орган КГК должен проинформировать об этом инспекцию МНС по месту постановки на учет плательщика в течение 1 рабочего дня со дня отмены решения либо со дня приостановления исполнения решения.

Инспекция МНС при получении от органа КГК решения по акту проверки и необходимых документов:

– должна принять меры, установленные законодательством по взысканию задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, доначисленным по результатам проверки, проведенной органом КГК;

– наложить арест на указанное имущество одновременно со снятием ареста с такого имущества органом КГК до обращения в суд для взыскания налогов и других обязательных платежей в бюджет за счет имущества плательщика, на которое органом КГК наложен арест;

– сообщить в течение 5 рабочих дней со дня получения информации о зачислении налогов и других обязательных платежей в бюджет органу КГК, вынесшему решение, о взыскании в полном объеме (частичном взыскании) задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, доначисленным по результатам проверки, в т.ч. для снятия ареста с имущества плательщика.

На основании письменного обращения об отзыве платежного требования на взыскание налогов и других обязательных платежей в бюджет, полученного от органа КГК, вынесшего решение, инспекция МНС не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего обращения, должна отозвать неисполненное платежное требование и проинформировать об этом орган КГК. В обращении об отзыве платежного требования в обязательном порядке указывают основание отзыва и сумму денежных средств, на которую платежное требование подлежит отзыву.

При наличии в банке решения о приостановлении операций по счетам дебитора плательщика – организации, принятого органом КГК, взыскание задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет за счет средств дебитора плательщика – организации осуществляет инспекция МНС по месту постановки на учет плательщика, допустившего задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджет (подп. 1.3 п. 1 Указа Президента РБ от 15.05.2008 № 267 "О некоторых вопросах осуществления расходных операций и внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359").
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 34 сентябрь 2011
Содержание

колонка главного редактора

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Как исключить субъективное мнение в определении состава затрат?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Налоги

10

О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15 ноября 2010 г. № 82

10

О внесении изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 25 июня 2010 г. № 330

18

Государственное регулирование

20

Об утверждении Инструкции о порядке применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства

20

Комментарий (С 18 августа действует новый порядок применения мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства)[Срочно и важно]

28

Комментарий (Взыскание средств бюджета, пени и задолженности можно произвести за счет средств дебиторов организации)[Срочно и важно]

33

Тарифы и цены

36

О внесении дополнений и изменений в постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 27 апреля 2011 г. № 65 и от 27 апреля 2011 г. № 66

36

О торговых надбавках на социально значимые товары, цены на которые могут регулироваться Министерством экономики Республики Беларусь в течение срока не более 90 дней

38

Банковская деятельность

40

О сделках купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке

40

О ставке рефинансирования Национального банка Республики Беларусь

41

Минфин и МНС РБ разъясняют

43

О некоторых вопросах отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц и расходов, связанных с приобретением иностранной валюты[Срочно и важно]

43

события. подробности

44

Участникам дополнительной торговой сессии ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа"

44

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

45

МНС РБ разъясняет

45

О применении Указа Президента Республики Беларусь от 9 августа 2011 г. № 349 "О некоторых вопросах применения упрощенной системы налогообложения"[Срочно и важно]

45

события. подробности

47

Новое в расчетах при экспорте услуг

47

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

48

Минстройархитектуры РБ разъясняет

48

О расчетах стоимости материалов за июнь 2011 года

48

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Упрощенная система налогообложения в 2011 году: законодатель стимулирует экспорт

50

Поставка оборудования в Республику Беларусь: налогообложение доходов иностранной организации

54

Порядок заполнения книги покупок в 2011 году

59

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

65

Минстройархитектуры и Минэкономики РБ разъясняют

65

О переносе сроков ввода в эксплуатацию объектов

65

события. подробности

66

Кредиты на приобретение товаров для детей: Минторг разъясняет

66

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

67

Комментарии

67

Особенности определения налоговой базы подоходного налога с физических лиц при получении доходов в натуральной форме

67

Организация получила земельный участок: момент возникновения налогового обязательства по земельному налогу

70

С 1 августа 2011 года налог за добычу (изъятие) природных ресурсов необходимо исчислять по-новому

72

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

76

ВОПРОС – ОТВЕТ

77

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

87

Принимая листок нетрудоспособности к оплате, обращаем внимание на его заполнение

87

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

89

Особенности бухгалтерского учета объектов жилищного фонда

89

мнения специалистов

96

Временные нетитульные… Все ли так просто?

96

типичные нарушения

98

Налоговые ошибки, допускаемые при исчислении налога на недвижимость

98

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

103

Разбираем практическую ситуацию

103

Внесение неденежного вклада в уставный фонд организации с иностранными инвесторами

103

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

107

Как изменить условия оплаты труда, не меняя размера заработной платы?

107

события. подробности

108

Отменено лицензирование ввоза лекарственных средств и ветеринарных препаратов

108

за рубежом

109

Служба старших экспертов: "Наш опыт – ваше будущее!"

109

РЕКЛАМА

111

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 10 по 16 сентября 2011 го­да

112