47

Вопросы формиро­вания и исполнения региональных бюджетов

Михаил Криштапович, член Совета Республики Национального собрания РБ; Александр Хотько, помощник члена Совета Республики Национального собрания РБ,канд. экон. наук, доцент

Региональные бюджеты, представляя собой финансовые планы формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления на финансирование социально-экономических и других мероприятий на соответствующих территориях, аккумулируют в себе порядка 45 % средств бюджетной системы РБ. Важное место среди бюджетов областей и г. Минска занимает бюджет Минской области, удельный вес которого составляет около 15 % от доходов и расходов местных бюджетов страны. В свою очередь немногим более половины объема средств бюджета Минской области приходится на долю Минского областного бюджета.
 


Доходы Минского областного бюджета сформированы за счет собственных налоговых и неналоговых доходов, отчислений от регулирующих доходов, поступающих из республиканского бюджета (НДС, налогов на доходы и прибыль, подоходного налога с физических лиц, сбора на развитие территорий, средств инновационного фонда и фонда охраны природы), межбюджетных трансфертов, других поступлений в соответствии с законодательством РБ.


Собственные доходы бюджета зачислены в бюджет по нормативам отчислений от налоговых и неналоговых доходов на основании Бюджетного кодекса РБ.
Нормативы отчислений от регулирующих доходов республиканского бюджета в бюджет Минской области определены Законом о республиканском бюджете на 2010 год.
Решением Минского облсовета нормативы отчислений в бюджет в текущем году установлены по налогу на прибыль в размере 20 %, получаемому на территории Минского и Солигорского районов, и 40 % – г. Жодино, но не более 166,2 млрд. руб.; по налогу на доходы, полученному на вышеназванных территориях, – 25 % и не более 1,7 млрд. руб.; по НДС – в размере 70 % от объема по области, но не более 466,4 млрд. руб.
Нормативы отчислений от подоходного налога с физических лиц утверждены в размере 20 %, получаемых на территории Минского и Солигорского районов, и 50 % – г. Жодино.
Средства сбора на развитие территорий, исчисляемого в размере 3,0 % от прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, полностью поступают в областной бюджет, как и средства инновационного фонда (27,8 млрд. руб.).
Минский областной бюджет с учетом безвозмездных поступлений из республиканского бюджета на текущий год утвержден по доходам в объеме 1 838 млрд. руб., или с ростом по отношению к уровню прошлого года 106,6 %.
Наиболее высокие темпы роста доходов областного бюджета запланированы для безвозмездных поступлений из республиканского бюджета (144,6 %), а среди налоговых и неналоговых доходов – налогов на товары (работы, услуги) – 101,8 %, в т.ч. НДС – 121,6 %. В то же время для налогов на доходы и прибыль, на собственность, налоговых доходов в целом, неналоговых доходов характерно существенное снижение, что объясняется главным образом изменением действующего законодательства, в частности нормативов отчислений от получаемых доходов.

Структура доходной части бюджета по сравнению с предыдущим годом претерпела некоторые изменения. Так, в 2010 г. удельный вес налоговых доходов в доходах бюджета запланирован на уровне 45,1 %, неналоговых доходов – 1,2 % и безвозмездных поступлений – 53,7 %. В 2009 г. соотношение данных доходных групп ожидалось соответственно 58,1, 2,3 и 39,6 %. Следовательно, в текущем году предусматриваются рост доли безвозмездных поступлений и соответствующее уменьшение налоговых и неналоговых доходов.
Значительную долю в структуре доходов бюджета занимают НДС (25,4 % в общем объеме доходов бюджета в 2010 г. и 22,3 % – в 2009 г.), налог на прибыль (9,0 % и 12,6 %) и подоходный налог с физических лиц (4,6 % и 9,9 %) соответственно в текущем и предыдущем годах.

Основными задачами в части расходов бюджета в текущем году наряду с поддержкой реального сектора экономики и реализацией программы жилищного строительства является сохранение достигнутого уровня социальных услуг, в т.ч. первоочередное финансирование защищенных статей расходов: обеспечение в полном объеме выплаты заработной платы, трансфертов населению, расходов на продукты питания, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, возмещение затрат по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению.

При снижении общего объема расходов бюджета в текущем году по отношению к предыдущему в целом на 9,0 %, по ряду разделов и подразделов, видов расходов они запланированы значительно выше уровня 2009 г. В частности, на финансирование национальной экономики предусматривается выделение средств на 60 % больше, чем в прошлом году, в т.ч. на сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность – на 29,8 %. На жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство объем финансирования по отношению к 2009 г. выделяется на уровне 149,6 %, из них на жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство населенных пунктов, другие вопросы в области жилищно-коммунальных услуг – соответственно свыше 200 %, жилищное строительство – 141,0 %. На образование по сравнению с предыдущим годом объем бюджетного финансирования утвержден выше на 8,5 %, на физическую культуру, спорт, культуру и СМИ – соответственно на 5,1 %, в т.ч. на культуру – на 10,2 %, физическую культуру и спорт – на 1,5 %. Расходы на социальную политику и здравоохранение запланированы практически на уровне предыдущего года: 99,9 % и 99,4 %.

В то же время объем запланированных из бюджета средств на 2010 г. по некоторым разделам бюджетной классификации был существенно ниже, чем в 2009 г. Так, например, на национальную оборону; судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности; охрану окружающей среды выделение средств по сравнению с прошлым годом запланировано на уровне 30,6, 34,9 и 40,3 % соответственно. Объем расходов на общегосударственную деятельность предусматривается на 45,3 % (в т.ч. межбюджетных трансфертов на 40,2 %) ниже, чем в 2009 г.
 
В части структуры расходной части областного бюджета следует отметить, что по сравнению с предыдущим годом она не претерпела существенных изменений.

Так, на финансирование общегосударственных расходов в 2010 г. выделяется 28,3 % средств бюджета, что на 18,8 пункта ниже уровня прошлого года.

На долю социальной сферы в текущем году планируется направить 24,3 % расходов бюджета, что несколько выше ожидаемого исполнения предшествующего года, в т.ч. на здравоохранение – 7,7 %, образование – 7,3 %, социальную политику – 6,9 %, физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации – 2,4 %.

Удельный вес ассигнований на финансирование отраслей национальной экономики запланирован на уровне 27,6 %, что на 12 пунктов выше ожидаемого уровня 2009 г. Доминирующее положение в структуре расходов на национальную экономику занимают расходы на сельское хозяйство и рыбохозяйственную деятельность – 18,6 %. Расходы на дорожное хозяйство и транспорт предусматриваются соответственно в размере 6,1 % и 2,0 %.

Доля расходов областного бюджета на финансирование жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства составит 17,8 % (на 7,0 пункта выше предшествующего года). Более 70 % данных расходов приходится на жилищное строительство.

Запланированные изменения в динамике и структуре расходов бюджета в некоторой мере обусловлены как изменениями действующего законодательства, так и эффективностью функционирования экономики, финансовыми возможностями и стоящими перед бюджетом задачами.

Действовавшие в экономике страны процессы, в т.ч. мировой финансово-экономический кризис, непосредственным образом сказались на функционировании ее финансовой системы, финансовой системы регионов и, в частности, региональных бюджетов. Вместе с тем своевременно принятые руководством страны, органами местного управления и самоуправления меры по минимизации последствий финансово-экономического кризиса, других негативных явлений в значительной мере позволили завершить 2009 г. и 1-е полугодие 2010 г. с относительно небольшими потерями.

В частности, были пересмотрены в сторону увеличения объемы доходной и расходной частей областного бюджета. В результате внесенных изменений уточненный план по доходам бюджета на 2010 г. составил 2 111 млрд. руб. вместо принятого облсоветом 1 838 млрд. руб. и расходам – 2 255 и 1 838 млрд. руб. соответственно.

Доходы бюджета с учетом безвозмездных поступлений за 1-е полугодие текущего года исполнены в сумме 1 070 млрд. руб., или 50,7 % к уточненному и 58,2 % к первоначально принятому облсоветом годовому плану.

Изменилась структура доходной части бюджета за 6 месяцев 2010 г.: главное место в доходах бюджета занимают безвозмездные поступления из республиканского бюджета – 62,9 %.

Удельный вес налоговых доходов составил 35,6 %, неналоговых – 1,5 %.

Поступление налоговых доходов областного бюджета сложилось в сумме 380,5 млрд. руб., или 45,9 % годового плана.

Исполнение НДС, на долю которого в 1-м полугодии текущего года приходилось 55,8 % налоговых доходов и 20,1% доходов областного бюджета, составило 215,5 млрд. руб., или 46,2 % годового объема.

Значительную долю в доходах бюджета занимают налог на прибыль – 72,7 млрд. руб. (19,1 % налоговых доходов и 6,8 % объема бюджета) и подоходный налог с физических лиц – 38,5 млрд. руб. (10,1 % и 3,6 %), что составляет соответственно 43,7 % и 45,8 % годового плана. Сбор на развитие территорий исполнен в объеме 27 млрд. руб. (7,1 % от налоговых поступлений и 2,5 % доходов бюджета), или 57 % годового плана.

Отметим, что введение местных налогов и сборов позволило привлечь в бюджет за 6 месяцев текущего года 30,9 млрд. руб. Тем не менее это на 13,8 млрд. руб. меньше поступлений аналогичного периода прошлого года в силу отмены с 2010 г. налога с продаж.

Местные налоги и сборы в бюджете в 1-м полугодии текущего года составили 7,8 % при среднем по области – 3 %.

Неналоговые доходы за 1-е полугодие 2010 г. составляет 16 млрд. руб., или 71,1 % годового объема. Основная их часть – доходы от реализации государственного имущества – 8,6 млрд. руб. и дивиденды по акциям и доходам от других форм участия в капитале – 6,9 млрд. руб.

Безвозмездные поступления исполнены в объеме 673,5 млрд. руб. (53,5 % годового плана).

Задолженности налогоплательщиков перед бюджетом на 1 июля 2010 г. не имелось.

В 1-м полугодии текущего года расходная часть бюджета профинансирована в сумме 1 217 млрд. руб. (54 % уточненного годового плана и 66,2 % первоначально принятого облсоветом).

Бюджет 2010 г. сохранил свою социальную направленность. При этом структура его расходов несколько изменилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

При исполнении расходной части бюджета за 1-е полугодие в целом на 54 % уточненного годового плана выполнение расходов в разрезе разделов и подразделов функциональной бюджетной классификации колебалось от 20,8 % до 69,2 %.

Более высокий уровень исполнения уточненного годового плана расходов сложился по разделу "Общегосударственная деятельность" – 69,2 % (680,7 млрд. руб.). В 1-м полугодии текущего года на долю данного раздела приходилось 55,9 %  расходов областного бюджета.

Расходы бюджета по разделу "Национальная экономика", составлявшие 9,5 % его расходов, профинансированы в сумме 116 млрд. руб., или 29,1 % уточненного годового плана.

Наибольший удельный вес в расходах данного раздела занимали ассигнования подраздела "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность" (47,4 %).

Расходы по разделу "Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство" (15,1 % от расходов бюджета) профинансированы в сумме 184 млрд. руб., или 54 % годового объема. Немногим более 84 % данных расходов приходилось на жилищное строительство.

В 1-м полугодии 2010 г. на финансирование социальной сферы, на долю которой приходилось 18,3 % расходов бюджета, выделено 223 млрд. руб. (45,1 % уточненного и 49,9 % первоначально принятого годового плана), в т.ч. на финансирование учреждений здравоохранения – 70 млрд. руб., расходов по разделам "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" – 20 млрд. руб.,  "Образование" – 70 млрд. руб. и  "Социальная политика" – 63 млрд. руб.

 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 44 ноябрь 2010
Содержание

Колонка главного редактора

3

Новости

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Возможно ли наказать должностное лицо организации за нарушение ведения бухучета, если эта организация применяет УСН и бухучет не ведет?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Бухгалтерский учет

9

Об утверждении Инструкции о порядке ис­чис­ле­ния, отражения в бухгалтерском учете, перечисления, возврата (зачета) излишне перечисленной (взысканной) части прибы­ли государственных унитарных предприятий, государственных объе­динений, являющихся коммерческими организациями, и доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ

9

Об установлении перечня и форм докумен­тов для формирования проекта республиканского бюджета и составления бюджетных смет по финансированию научной, научно-технической и инновационной деятельности

16

О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства финансов Рес­публики Беларусь от 15 марта 2004 г. № 34

17

Государственное регулирование

19

О приобретении объектов недвижимости для местных нужд

19

Комментарий (Местные Советы депутатов формируют перечни объектов недвижимости, которые могут быть исполь­зованы для местных нужд)

22

Труд и социальная защита

26

Об установлении перечня легких видов ра­бот, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет

26

Лицензирование и сертификация

29

О лицензировании экспорта шин в Украину

29

Комментарии

30

Юридическое лицо имеет струк­турные подразделения в других городах. Куда перечислять подоходный налог?

30

Подоходный налог в 2011 году

31

Порядок определения фактического размера расчетов наличными день­гами претерпел изменения

36

Консолидированные участники будут участвовать в аукционах

38

Новеллы в договорных отношениях субъектов туристической деятельности

40

Минторг, МНС РБ и Гознак разъясняют

44

О реализации алкогольных напитков

44

СОБЫТИЯ. ПОДРОБНОСТИ

46

Налоги-2011: брифинг в МНС РБ (Окончание)

46

Вопросы формиро­вания и исполнения региональных бюджетов

47

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА  "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Порядок льготирования прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, в 2011 году изменится

50

Налог на прибыль в 2011 го­ду будем платить авансовыми платежами

54

Экологический налог: признаки возникновения налоговой обязанности по отдельным объектам

58

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

66

перечень документов, посвященных одному вопросу

68

К учету средств целевого фи­нансирования надо подходить ответственно

68

ВОПРОС – ОТВЕТ

72

Прямая линия

80

Бухгалтерский учет основных средств: учли ли изменения, произошедшие в 2010 году?

80

Назначение пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам

83

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

88

Безошибочно определим место реализации работ (услуг) для НДС по договорам с резидентами Российской Федерации и Казахстана

88

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

95

Рекламные акции белорусских организаций на территории Российской Федерации

95

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

98

Продажа приобретенных акций: бухгалтерский учет и налогообложение

98

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

102

Облагаются ли НДС проценты, получаемые организациями по выдаваемым займам?

102

СОБЫТИЯ. ПОДРОБНОСТИ

104

Планируем на пятилетку

104

книжная лавка

105

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

107

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 ноя­бря 2010 года

107

Об индексе потребительских цен за октябрь 2010 года

108

Об индексе цен производителей промышленной продукции производственно-техни­ческого назначения за октябрь 2010 года

108

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

109

РЕКЛАМА

109

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной вы­платы заработной платы

109

Комментарий о порядке индексации доходов населения за октябрь 2010 года

109

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 13 по 19 но­ября 2010 года

112