Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Вопросы формиро­вания и исполнения региональных бюджетов

Михаил Криштапович, член Совета Республики Национального собрания РБ; Александр Хотько, помощник члена Совета Республики Национального собрания РБ,канд. экон. наук, доцент

Региональные бюджеты, представляя собой финансовые планы формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления на финансирование социально-экономических и других мероприятий на соответствующих территориях, аккумулируют в себе порядка 45 % средств бюджетной системы РБ. Важное место среди бюджетов областей и г. Минска занимает бюджет Минской области, удельный вес которого составляет около 15 % от доходов и расходов местных бюджетов страны. В свою очередь немногим более половины объема средств бюджета Минской области приходится на долю Минского областного бюджета.
 

Доходы Минского областного бюджета сформированы за счет собственных налоговых и неналоговых доходов, отчислений от регулирующих доходов, поступающих из республиканского бюджета (НДС, налогов на доходы и прибыль, подоходного налога с физических лиц, сбора на развитие территорий, средств инновационного фонда и фонда охраны природы), межбюджетных трансфертов, других поступлений в соответствии с законодательством РБ.

Собственные доходы бюджета зачислены в бюджет по нормативам отчислений от налоговых и неналоговых доходов на основании Бюджетного кодекса РБ.
Нормативы отчислений от регулирующих доходов республиканского бюджета в бюджет Минской области определены Законом о республиканском бюджете на 2010 год.
Решением Минского облсовета нормативы отчислений в бюджет в текущем году установлены по налогу на прибыль в размере 20 %, получаемому на территории Минского и Солигорского районов, и 40 % – г. Жодино, но не более 166,2 млрд. руб.; по налогу на доходы, полученному на вышеназванных территориях, – 25 % и не более 1,7 млрд. руб.; по НДС – в размере 70 % от объема по области, но не более 466,4 млрд. руб.
Нормативы отчислений от подоходного налога с физических лиц утверждены в размере 20 %, получаемых на территории Минского и Солигорского районов, и 50 % – г. Жодино.
Средства сбора на развитие территорий, исчисляемого в размере 3,0 % от прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, полностью поступают в областной бюджет, как и средства инновационного фонда (27,8 млрд. руб.).
Минский областной бюджет с учетом безвозмездных поступлений из республиканского бюджета на текущий год утвержден по доходам в объеме 1 838 млрд. руб., или с ростом по отношению к уровню прошлого года 106,6 %.
Наиболее высокие темпы роста доходов областного бюджета запланированы для безвозмездных поступлений из республиканского бюджета (144,6 %), а среди налоговых и неналоговых доходов – налогов на товары (работы, услуги) – 101,8 %, в т.ч. НДС – 121,6 %. В то же время для налогов на доходы и прибыль, на собственность, налоговых доходов в целом, неналоговых доходов характерно существенное снижение, что объясняется главным образом изменением действующего законодательства, в частности нормативов отчислений от получаемых доходов.
Структура доходной части бюджета по сравнению с предыдущим годом претерпела некоторые изменения. Так, в 2010 г. удельный вес налоговых доходов в доходах бюджета запланирован на уровне 45,1 %, неналоговых доходов – 1,2 % и безвозмездных поступлений – 53,7 %. В 2009 г. соотношение данных доходных групп ожидалось соответственно 58,1, 2,3 и 39,6 %. Следовательно, в текущем году предусматриваются рост доли безвозмездных поступлений и соответствующее уменьшение налоговых и неналоговых доходов.
Значительную долю в структуре доходов бюджета занимают НДС (25,4 % в общем объеме доходов бюджета в 2010 г. и 22,3 % – в 2009 г.), налог на прибыль (9,0 % и 12,6 %) и подоходный налог с физических лиц (4,6 % и 9,9 %) соответственно в текущем и предыдущем годах.
Основными задачами в части расходов бюджета в текущем году наряду с поддержкой реального сектора экономики и реализацией программы жилищного строительства является сохранение достигнутого уровня социальных услуг, в т.ч. первоочередное финансирование защищенных статей расходов: обеспечение в полном объеме выплаты заработной платы, трансфертов населению, расходов на продукты питания, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, возмещение затрат по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению.
При снижении общего объема расходов бюджета в текущем году по отношению к предыдущему в целом на 9,0 %, по ряду разделов и подразделов, видов расходов они запланированы значительно выше уровня 2009 г. В частности, на финансирование национальной экономики предусматривается выделение средств на 60 % больше, чем в прошлом году, в т.ч. на сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность – на 29,8 %. На жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство объем финансирования по отношению к 2009 г. выделяется на уровне 149,6 %, из них на жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство населенных пунктов, другие вопросы в области жилищно-коммунальных услуг – соответственно свыше 200 %, жилищное строительство – 141,0 %. На образование по сравнению с предыдущим годом объем бюджетного финансирования утвержден выше на 8,5 %, на физическую культуру, спорт, культуру и СМИ – соответственно на 5,1 %, в т.ч. на культуру – на 10,2 %, физическую культуру и спорт – на 1,5 %. Расходы на социальную политику и здравоохранение запланированы практически на уровне предыдущего года: 99,9 % и 99,4 %.
В то же время объем запланированных из бюджета средств на 2010 г. по некоторым разделам бюджетной классификации был существенно ниже, чем в 2009 г. Так, например, на национальную оборону; судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности; охрану окружающей среды выделение средств по сравнению с прошлым годом запланировано на уровне 30,6, 34,9 и 40,3 % соответственно. Объем расходов на общегосударственную деятельность предусматривается на 45,3 % (в т.ч. межбюджетных трансфертов на 40,2 %) ниже, чем в 2009 г.
 
В части структуры расходной части областного бюджета следует отметить, что по сравнению с предыдущим годом она не претерпела существенных изменений.
Так, на финансирование общегосударственных расходов в 2010 г. выделяется 28,3 % средств бюджета, что на 18,8 пункта ниже уровня прошлого года.
На долю социальной сферы в текущем году планируется направить 24,3 % расходов бюджета, что несколько выше ожидаемого исполнения предшествующего года, в т.ч. на здравоохранение – 7,7 %, образование – 7,3 %, социальную политику – 6,9 %, физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации – 2,4 %.
Удельный вес ассигнований на финансирование отраслей национальной экономики запланирован на уровне 27,6 %, что на 12 пунктов выше ожидаемого уровня 2009 г. Доминирующее положение в структуре расходов на национальную экономику занимают расходы на сельское хозяйство и рыбохозяйственную деятельность – 18,6 %. Расходы на дорожное хозяйство и транспорт предусматриваются соответственно в размере 6,1 % и 2,0 %.
Доля расходов областного бюджета на финансирование жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства составит 17,8 % (на 7,0 пункта выше предшествующего года). Более 70 % данных расходов приходится на жилищное строительство.
Запланированные изменения в динамике и структуре расходов бюджета в некоторой мере обусловлены как изменениями действующего законодательства, так и эффективностью функционирования экономики, финансовыми возможностями и стоящими перед бюджетом задачами.
Действовавшие в экономике страны процессы, в т.ч. мировой финансово-экономический кризис, непосредственным образом сказались на функционировании ее финансовой системы, финансовой системы регионов и, в частности, региональных бюджетов. Вместе с тем своевременно принятые руководством страны, органами местного управления и самоуправления меры по минимизации последствий финансово-экономического кризиса, других негативных явлений в значительной мере позволили завершить 2009 г. и 1-е полугодие 2010 г. с относительно небольшими потерями.
В частности, были пересмотрены в сторону увеличения объемы доходной и расходной частей областного бюджета. В результате внесенных изменений уточненный план по доходам бюджета на 2010 г. составил 2 111 млрд. руб. вместо принятого облсоветом 1 838 млрд. руб. и расходам – 2 255 и 1 838 млрд. руб. соответственно.
Доходы бюджета с учетом безвозмездных поступлений за 1-е полугодие текущего года исполнены в сумме 1 070 млрд. руб., или 50,7 % к уточненному и 58,2 % к первоначально принятому облсоветом годовому плану.
Изменилась структура доходной части бюджета за 6 месяцев 2010 г.: главное место в доходах бюджета занимают безвозмездные поступления из республиканского бюджета – 62,9 %.
Удельный вес налоговых доходов составил 35,6 %, неналоговых – 1,5 %.
Поступление налоговых доходов областного бюджета сложилось в сумме 380,5 млрд. руб., или 45,9 % годового плана.
Исполнение НДС, на долю которого в 1-м полугодии текущего года приходилось 55,8 % налоговых доходов и 20,1% доходов областного бюджета, составило 215,5 млрд. руб., или 46,2 % годового объема.
Значительную долю в доходах бюджета занимают налог на прибыль – 72,7 млрд. руб. (19,1 % налоговых доходов и 6,8 % объема бюджета) и подоходный налог с физических лиц – 38,5 млрд. руб. (10,1 % и 3,6 %), что составляет соответственно 43,7 % и 45,8 % годового плана. Сбор на развитие территорий исполнен в объеме 27 млрд. руб. (7,1 % от налоговых поступлений и 2,5 % доходов бюджета), или 57 % годового плана.
Отметим, что введение местных налогов и сборов позволило привлечь в бюджет за 6 месяцев текущего года 30,9 млрд. руб. Тем не менее это на 13,8 млрд. руб. меньше поступлений аналогичного периода прошлого года в силу отмены с 2010 г. налога с продаж.
Местные налоги и сборы в бюджете в 1-м полугодии текущего года составили 7,8 % при среднем по области – 3 %.
Неналоговые доходы за 1-е полугодие 2010 г. составляет 16 млрд. руб., или 71,1 % годового объема. Основная их часть – доходы от реализации государственного имущества – 8,6 млрд. руб. и дивиденды по акциям и доходам от других форм участия в капитале – 6,9 млрд. руб.
Безвозмездные поступления исполнены в объеме 673,5 млрд. руб. (53,5 % годового плана).
Задолженности налогоплательщиков перед бюджетом на 1 июля 2010 г. не имелось.
В 1-м полугодии текущего года расходная часть бюджета профинансирована в сумме 1 217 млрд. руб. (54 % уточненного годового плана и 66,2 % первоначально принятого облсоветом).
Бюджет 2010 г. сохранил свою социальную направленность. При этом структура его расходов несколько изменилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
При исполнении расходной части бюджета за 1-е полугодие в целом на 54 % уточненного годового плана выполнение расходов в разрезе разделов и подразделов функциональной бюджетной классификации колебалось от 20,8 % до 69,2 %.
Более высокий уровень исполнения уточненного годового плана расходов сложился по разделу "Общегосударственная деятельность" – 69,2 % (680,7 млрд. руб.). В 1-м полугодии текущего года на долю данного раздела приходилось 55,9 %  расходов областного бюджета.
Расходы бюджета по разделу "Национальная экономика", составлявшие 9,5 % его расходов, профинансированы в сумме 116 млрд. руб., или 29,1 % уточненного годового плана.
Наибольший удельный вес в расходах данного раздела занимали ассигнования подраздела "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность" (47,4 %).
Расходы по разделу "Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство" (15,1 % от расходов бюджета) профинансированы в сумме 184 млрд. руб., или 54 % годового объема. Немногим более 84 % данных расходов приходилось на жилищное строительство.
В 1-м полугодии 2010 г. на финансирование социальной сферы, на долю которой приходилось 18,3 % расходов бюджета, выделено 223 млрд. руб. (45,1 % уточненного и 49,9 % первоначально принятого годового плана), в т.ч. на финансирование учреждений здравоохранения – 70 млрд. руб., расходов по разделам "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" – 20 млрд. руб.,  "Образование" – 70 млрд. руб. и  "Социальная политика" – 63 млрд. руб.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.