Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

С 12 июля действует новый порядок приема на работу иностранцев

(Комментарий к Закону РБ от 30.12.2010 № 225-З "О внешней трудовой миграции")

Александр Мацуков, юрист

12 июля 2011 г. вступил в силу Закон РБ от 30.12.2011 № 225-З "О внешней трудовой миграции" (далее – Закон № 225-З). До указанной даты действовал Закон РБ от 17.06.1998 № 169-З "О внешней трудовой миграции".
Отметим, что подходы, заложенные прежним законом, в целом сохранились и в новом. Тем не менее есть новшества, причем некоторые из них достаточно существенные. Так, в Законе № 225-З:
– учтен опыт работы компетентных органов в данной сфере (в первую очередь органов внутренних дел);
– устранены существовавшие до этого времени пробелы в области государственного регулирования привлечения иностранцев, не имеющих разрешения на постоянное проживание, для работы в Республике Беларусь.

 

Организация, планирующая привлечь иностранцев на работу, должна, в частности:

1) получить разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, если иностранцев более 10 человек и у них отсутствует разрешение на постоянное проживание;
2) ходатайствовать перед определенными службами в получении иностранцем специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, если у привлеченных иностранцев (независимо от их количества) отсутствует разрешение на постоянное проживание;
3) заключить с иностранцем трудовой договор в установленном законодательством, в т.ч. и Законом № 225-З, порядке;
4) зарегистрировать трудовой договор в подразделении (управлении) по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома, УВД облисполкомов.
Рассмотрим более подробно указанные положения.
С ПРИНЯТИЕМ ЗАКОНА № 225-З ИЗМЕНИЛСЯ СОСТАВ ТЕРМИНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
С принятием Закона № 225-З уточнено понятие "внешняя трудовая миграция".
 
 
Закон № 225-З ввел термин "трудящийся-иммигрант". Трудящийся-иммигрант – это иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, въехавший в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь либо осуществляющий такую деятельность в республике.
Также обращаем внимание на определение термина "наниматель Республики Беларусь". Установлено, что наниматель Республики Беларусь – это юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, а также иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории республики через представительство, открытое в соответствии с законодательством РБ, которым законодательством Беларуси или законодательством иностранного государства предоставлено право заключения и прекращения трудовых договоров с трудящимися-иммигрантами и которые используют труд трудящихся-иммигрантов на основании заключенных с ними трудовых договоров.
Законом № 225-З также введены следующие термины:
– разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы.
Это документ, подтверждающий право нанимателя Республики Беларусь привлекать иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Беларуси, в т.ч. иностранцев, временно пребывающих или временно проживающих в республике, для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь по трудовым договорам;
– специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее – специальное разрешение).
Этот документ подтверждает право трудящегося-иммигранта на осуществление трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя РБ;
– трудящийся-эмигрант.
Трудящийся эмигрант – это гражданин или иностранец, постоянно проживающие в Республике Беларусь и выезжающие (выехавшие) за ее пределы для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности у иностранного нанимателя по трудовому договору.
ИНОСТРАНЦА, У КОТОРОГО ЕСТЬ РАЗРЕШЕНИЕ НА ПОСТОЯННОЕ ПРОЖИВАНИЕ, НАНИМАТЕЛЬ МОЖЕТ ПРИНЯТЬ НА РАБОТУ БЕЗ КАКИХ-ЛИБО ОГРАНИЧЕНИЙ
Закон № 225-З регулирует отношения в области внешней трудовой миграции, связанные в т.ч. с трудоустройством и осуществлением трудовой деятельности в Республике Беларусь потрудовым договорам с нанимателями РБ иностранцами, не имеющими разрешений на постоянное проживание в республике (далее – разрешение на постоянное проживание).
Таким образом, основополагающий принцип, закрепленный комментируемым законом и который обязательно следует учитывать при приеме на работу иностранца, – есть ли у него разрешение на постоянное проживание.
При отсутствии разрешения на постоянное проживание наниматель должен получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (при необходимости) и специальное разрешение (во всех случаях).
 
Справочно: разрешение на постоянное проживание – это решение МВД РБ, других органов внутренних дел Республики Беларусь, предоставляющее иностранцу право на постоянное проживание в Республике Беларусь (Закон РБ от 04.01.2010 № 105-З "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь"). Иностранец, получивший такое разрешение, имеет на руках вид на жительство (книжка, по форме и параметрам напоминающая белорусский паспорт, зеленого или голубого цвета).
 
Действие Закона № 225-З не распространяется на отношения, связанные с трудоустройством и осуществлением трудовой деятельности в республике иностранцами:
– которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита либо убежище в республике;
– ходатайствующими о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в республике;
– приглашенными в Беларусь на срок не более 90 суток для чтения курса лекций или выполнения другой учебной работы в учреждениях образования республики, обеспечивающих получение высшего образования, повышение квалификации и (или) переподготовку кадров, либо для проведения монтажа (шефмонтажа) оборудования и (или) оказания услуг по обучению персонала эксплуатации этого оборудования;
– работающими в дипломатических представительствах, консульских учреждениях иностранных государств, представительствах и (или) органах международных организаций или межгосударственных образований, аккредитованных в республике;
– аккредитованными в республике в качестве журналистов иностранных средств массовой информации;
– являющимися руководителями коммерческих организаций с иностранными инвестициями, их филиалов или представительств;
– являющимися священнослужителями, приглашенными религиозными объединениями, зарегистрированными в установленном порядке на территории республики, для занятия религиозной деятельностью;
– проходящими производственную практику в соответствии с программами, образовательными стандартами по специальности, учебными планами и учебными программами учреждений образования республике;
– являющимися лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;
– трудоустраивающимися в ином порядке, определенном международными договорами республики.
СРОК ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ТРУДЯЩИМСЯ-ИММИГРАНТОМ НЕ ДОЛЖЕН ПРЕВЫШАТЬ СРОКА ДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗРЕШЕНИЯ
Трудовая деятельность трудящихся-иммигрантов в Республике Беларусь должна осуществляться:
– в соответствии с трудовым законодательством Беларуси.
То есть с трудящимся-иммигрантом должен быть заключен трудовой договор в письменной форме на русском и (или) белорусском языках, а также на родном или ином понятном для трудящегося-иммигранта языке.
Такой договор должен содержать в качестве обязательных следующие сведения и условия:
1) данные о работнике и нанимателе, заключивших трудовой договор;
2) место работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу;
3) трудовая функция (работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией). Наименование профессий, должностей, специальностей должно соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством;
4) основные права и обязанности работника и нанимателя;
5) срок трудового договора (для срочных трудовых договоров);
6) режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя);
7) условия оплаты труда (в т.ч. размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (часть вторая ст. 19 Трудового кодекса РБ (далее – ТК РБ));
– с учетом ряда особенностей, установленных Законом № 225-З.
Помимо сведений и условий, предусмотренных частью второй ст. 19 ТК РБ, в договоре также должны быть указаны:
– порядок, условия прекращения, изменения и продления трудового договора;
– условия переезда в Республику Беларусь, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящегося-иммигранта.
Трудящимся-иммигрантам гарантирована выплата сумм, предусмотренных законодательными актами РБ для граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, в связи с утратой ими здоровья, профессиональной трудоспособности или их смертью вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 33 Закона № 225-З);
– с учетом ряда особенностей, установленных другими актами законодательства, в т.ч. международными договорами РБ.
Требования к трудовому договору, заключаемому на территории иностранного государства между трудящимся-иммигрантом и нанимателем РБ, являющимся иностранной организацией, осуществляющей деятельность на территории республики через представительство, определяются в соответствии с законодательством иностранного государства.
 
Важно! Трудовые договоры, заключенные натерритории Беларуси между трудящимися-иммигрантами и нанимателями РБ, должны быть зарегистрированы в подразделении (управлении) по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома, УВД облисполкомов.
При этом срок трудового договора с трудящимся-иммигрантом не должен превышать срока действия специального разрешения.
 
Осуществление трудящимися-иммигрантами трудовой деятельности в Республике Беларусь допускается в соответствии с Законом № 225-З и другими актами законодательства, если занятие свободных рабочих мест (вакансий) не может быть обеспечено гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь. Тем самым законодательство о внешней трудовой миграции подтверждает приоритетное право лиц, постоянно проживающих в республике, в т.ч. граждан Беларуси, на трудоустройство в Республике Беларусь.
Закон № 225-З содержит отсылочную норму, касающуюся налогообложения доходов трудящихся-иммигрантов.
Налогообложение доходов трудящихся-иммигрантов осуществляют в соответствии с налоговым законодательством РБ, в т.ч. международными договорами нашего государства.
 
Важно! Впервые на законодательном уровне закреплена прямая норма о том, что трудоустройство в Республике Беларусь иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание, можно осуществлять:
– при содействии юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или иностранных организаций, оказывающих услуги по подбору персонала;
– самостоятельно, т.е. без содействия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или иностранных организаций, оказывающих услуги по подбору персонала.
РАЗРЕШЕНИЕ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ И СПЕЦИАЛЬНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ НА ПРАВО ЗАНЯТИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ВЫДАЮТ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ МВД
Органами, осуществляющими государственное регулирование вопросов внешней трудовой миграции, являются:
– Президент, Совет Министров;
– органы внутренних дел Республики Беларусь (МВД, Департамент по гражданству и миграции МВД (далее – ДГиМ));
– подразделения (управления) по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома, УВД облисполкомов (далее – УГиМ ГУВД, УВД).
Разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы выдает ДГиМ, специальные разрешения – УГиМ ГУВД.
1. Разрешение на привлечение в республику иностранной рабочей силы
Такое разрешение обязан получить наниматель РБ, но только если он планирует использовать труд иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в количестве, превышающем 10 человек (т.е. 11 и более). Если таких иностранцев 10 и менее, то получать разрешение не надо.
 
Важно! Наниматель обязан независимо от количества привлекаемых для работы иностранцев, не имеющих разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, получить для каждого специальное разрешение.
Документы, необходимые для выдачи или продления срока действия такого разрешения, срок его выдачи и действия, а также размер платы, взимаемой за выдачу или продление срока действия такого разрешения, определяются постановлением Совета Министров РБ от 01.11.2007 № 1442 "Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых Министерством внутренних дел в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – постановление № 1442), порядок его получения – постановлением МВД РБ от 07.07.2011 № 247 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства внутренних дел Республики Беларусь" (далее – постановление № 247).
Для получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в ДГиМ подаются:
– заявление;
– копия паспорта иностранца;
– проект трудового договора с иностранным гражданином или лицом без гражданства, заверенный подписью руководителя и печатью;
– гарантийное письмо, подтверждающее возможность размещения иностранных граждан и лиц без гражданства;
– документ, подтверждающий внесение платы (5 базовых величин).
Документы рассматриваются в течение 15 дней. Срок действия указанного разрешения – 1 год.
Для продления срока действия разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы в ДГиМ представляются:
– заявление;
– документ, подтверждающий внесение платы (3 базовые величины).
И в этом случае документы рассматриваются в течение 15 дней. Срок, на который продлевается разрешение, – 1 год.
 
Важно! При осуществлении иностранцем трудовой деятельности у нескольких нанимателей РБ он должен получить специальное разрешение для работы у каждого из них.
 
2. Специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь
Специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь.
Специальное разрешение выдается по ходатайству нанимателя РБ иностранцу, не имеющему разрешения на постоянное проживание до принятия его на работу.
Иностранец, не имеющий такого разрешения, не имеет права на осуществление трудовой деятельности ни дня.
Документы, необходимые для выдачи или продления срока действия специального разрешения, срок его выдачи и действия, а также размер платы, взимаемой за выдачу или продление срока действия такого разрешения, определяются постановлением № 1447, порядок выдачи – постановлением № 247.
Для получения специального разрешения наниматель в УГиМ по месту своего нахождения представляет:
– заявление;
– копию паспорта иностранца;
– документ, подтверждающий внесение платы (5 базовых величин. Исключение составляют инвесторы и (или) организации, в установленном порядке созданные в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора между инвестором и Республикой Беларуси и его регистрации в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь. В этом случае специальное разрешение оформляется бесплатно).
Документы рассматриваются в течение 15 дней. Срок действия указанного разрешения –1 год.
Для продления срока действия специального разрешения в УГиМ подаются те же документы. Размер государственной пошлины составляет 3 базовые величины. Вместе с тем законодательством не установлены какие-либо исключения для инвесторов и (или) организаций, созданных ими, относительно освобождения от уплаты госпошлины за продление срока действия специального разрешения.
ЗАКОНОМ № 225-З УСТАНОВЛЕНЫ ИСЧЕРПЫВАЮЩИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТКАЗА В ВЫДАЧЕ И АННУЛИРОВАНИЯ РАЗРЕШЕНИЙ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ И СПЕЦИАЛЬНЫХ РАЗРЕШЕНИЙ
Нижеизложенные положения Закона № 225-З о разрешении на привлечение иностранной рабочей силы являются новыми в законодательстве о внешней трудовой миграции. В свою очередь положения о специальном разрешении, ранее существовавшие в ведомственном нормативном правовом акте МВД (постановление МВД РБ от 23.11.2004 № 264 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь"), сейчас в части, касающейся прав и свобод трудящегося-иммигранта, вынесены на уровень закона.
Разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы
Основаниями для отказа в выдаче разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы являются:
– представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства, в т.ч. подложных, поддельных или недействительных документов;
– возбуждение производства по делу о банкротстве в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющихся нанимателями РБ;
– осуждение в Беларуси физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, являющегося нанимателем РБ, за совершенное преступление с назначением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, для занятия которой нанимателю РБ выдается разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, если судимость не снята или не погашена;
– наличие отрицательного заключения о возможности привлечения в Республику Беларусь иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание, для осуществления трудовой деятельности на ее территории, выданного комитетом по труду, занятости и социальной защите областного (Минского городского) исполкома.
Основаниями для аннулирования разрешения на привлечение иностранной рабочей силы считаются:
– обнаружение несоответствия документов и (или) сведений, послуживших основанием для выдачи нанимателю РБ разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, требованиям национального законодательства;
– осуждение в Беларуси физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, являющегося нанимателем РБ, за совершенное преступление с назначением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, для занятия которой нанимателю РБ выдано разрешение на привлечение иностранной рабочей силы;
– ликвидация юридического лица, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя либо смерть, объявление умершим, признание безвестно отсутствующим физического лица, прекращение деятельности на территории Беларуси представительства иностранной организации, являющихся нанимателями РБ;
– несоблюдение нанимателем РБ условий трудовых договоров, заключенных с трудящимися-иммигрантами, и законодательства о внешней трудовой миграции;
– передача нанимателем РБ разрешения на привлечение иностранной рабочей силы другому юридическому или физическому лицу, в т.ч. индивидуальному предпринимателю;
– возникновение угрозы гибели трудящихся-иммигрантов или причинение вреда их здоровью.
Специальное разрешение
Основаниями для отказа в выдаче специального разрешения являются:
– представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства, в т.ч. подложных, поддельных или недействительных документов;
– возбуждение производства по делу о банкротстве в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющихся нанимателями РБ;
– осуждение трудящегося-иммигранта в Беларуси за совершенное преступление с назначением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, для занятия которой трудящемуся-иммигранту выдается специальное разрешение, если судимость не снята или не погашена;
– сокращение срока временного пребывания в Республике Беларусь трудящегося-иммигранта либо аннулирование выданного ему разрешения на временное проживание в Республике Беларусь;
– включение трудящегося-иммигранта в список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен;
– наличие отрицательного заключения о возможности осуществления иностранцем, не имеющим разрешения на постоянное проживание, трудовой деятельности по трудовому договору в Беларуси, выданного органом по труду, занятости и социальной защите в порядке, определенном Советом Министров.
Основания для аннулирования специального разрешения:
– обнаружение несоответствия документов и (или) сведений, послуживших основанием для выдачи трудящемуся-иммигранту специального разрешения, требованиям белорусского законодательства;
– осуждение в Беларуси трудящегося-иммигранта за совершенное преступление с назначением наказания в виде ареста, ограничения или лишения свободы либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, для занятия которой ему выдано специальное разрешение;
– сокращение срока временного пребывания в Беларуси трудящегося-иммигранта либо аннулирование выданного ему разрешения на временное проживание в республике;
– ликвидация юридического лица, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя либо смерть, объявление умершим, признание безвестно отсутствующим физического лица, прекращение деятельности на территории Республики Беларусь представительства иностранной организации, являющихся нанимателями РБ;
– прекращение трудового договора с трудящимся-иммигрантом;
– аннулирование разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.
ЗАКОНОМ № 225-З ЗАКРЕПЛЕНЫ ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ТРУДЯЩЕГОСЯ-ИММИГРАНТА И НАНИМАТЕЛЯ РБ
Права и обязанности трудящегося-иммигранта
Права и обязанности трудящегося-иммигранта представим в виде таблицы.
 
 
Права и обязанности нанимателя РБ
Наниматель РБ имеет право на определение в трудовом договоре с трудящимся-иммигрантом помимо сведений и условий, предусмотренных ч. 1 ст. 32 Закона № 225-З, дополнительных сведений и условий в случае заключения трудового договора на территории Республики Беларусь.
Наниматель РБ обязан:
– получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в случае, предусмотренном Законом № 225-З;
– заключить трудовой договор с трудящимся-иммигрантом;
– зарегистрировать в УГиМ ГУВД, УВД трудовой договор с трудящимся-иммигрантом, заключенный на территории Республики Беларусь, в месячный срок со дня его заключения;
– обеспечить за свой счет выезд из Беларуси трудящегося-иммигранта в случае досрочного расторжения трудового договора по требованию трудящегося-иммигранта в связи с нарушением нанимателем РБ законодательства о труде, коллективного договора или трудового договора с трудящимся-иммигрантом, а также в случае аннулирования разрешения на привлечение иностранной рабочей силы или специального разрешения по вине нанимателя РБ, если не имеется иных оснований для пребывания иностранца в Республике Беларусь;
– информировать о смерти трудящегося-иммигранта УГиМ ГУВД, УВД в целях уведомления через МИД дипломатического представительства или консульского учреждения государства его гражданской принадлежности или обычного места жительства;
– содействовать выезду трудящегося-иммигранта из Республики Беларусь по истечении срока заключенного с ним трудового договора;
– возместить расходы, связанные с депортацией из Республики Беларусь трудящегося-иммигранта, принятого на работу с нарушением порядка осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь, а также в случае аннулирования специального разрешения.
 

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.