Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Мнение эксперта

Иван Данилов, экономист
В Республике Беларусь большое внимание уделяют строительству собственной атомной электростанции. Получение более дешевой электроэнергии позволит обеспечить энергетическую безопасность страны и уменьшить зависимость отечественной энергетической отрасли от дорогого российского газа.

К строительству объектов инфраструктуры белорусской атомной электростанции привлекают значительное количество белорусских организаций.

В настоящее время у этих организаций возникает вопрос: могут ли они принять к вычету суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), используемых в строительстве указанных объектов инфраструктуры?

В данной ситуации следует учитывать нормы Указа Президента РБ от 22.02.2011 № 65 "О некоторых вопросах финансирования строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки и объектов инфраструктуры атомной электростанции в Республике Беларусь" (далее – Указ № 65). Этим указом открытому акционерному обществу "Сберегательный банк "Беларусбанк" предложено выдать в 2011 г. кредиты сроком на 7 лет за счет заемных средств с взиманием процентов за пользование ими в размере ставки рефинансирования Нацбанка, увеличенной на 1 процентный пункт маржи, и погашением этих кредитов ежеквартально равными долями начиная с 1 января 2013 г. ряду заинтересованных организаций, а именно:

1) коммунальным унитарным предприятиям по капитальному строительству, иным организациям.

Им кредиты выдают на финансирование:

– проектирования, строительства и реконструкции объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки по перечням таких организаций, определяемым облисполкомами и Минским горисполкомом, согласно приложению 1 к Указу № 65;

– проектирования и строительства новых уличных распределительных газопроводов (до отключающего устройства на вводе в жилой дом) для газификации эксплуатируемого жилищного фонда граждан по перечням таких организаций, определяемым облисполкомами, согласно приложению 2 к Указу № 65.

Погашение этих кредитов и уплата процентов за пользование ими будут производиться в размере 50 % за счет средств республиканского бюджета, передаваемых в виде субвенций в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска, оставшейся части – за счет средств бюджетов областей и бюджета г. Минска;

2) энергоснабжающим и газоснабжающим организациям Минэнерго по перечню, определяемому этим министерством.

Таким организациям кредиты будут выдаваться на основании графиков финансирования и строительства (реконструкции) объектов инженерной инфраструктуры для районов жилой застройки,утвержденных в установленном порядке облисполкомами, Минским горисполкомом, в сумме 425 млрд. руб.

Погашение кредитов и уплата процентов за пользование ими будут производиться за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на топливо и энергетику;

3) организациям, определенным заказчиками по строительству объектов инфраструктуры атомной электростанции (далее – АЭС).

Кредиты выдаются на финансирование строительства объектов инфраструктуры АЭС (включая проектно-изыскательские и пусконаладочные работы) согласно приложению 3 к Указу № 65.
 
Справочно: для целей Указа № 65 под объектами инфраструктуры АЭС следует понимать объекты жилищного фонда, жилищной, инженерной и транспортной инфраструктуры АЭС, а также объекты производственной базы для строительства АЭС.
 
Кредиты будут погашаться и уплата процентов за пользование ими будет производиться за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных в государственном целевом бюджетном фонде национального развития.

Теперь обратимся к нормам Налогового кодекса РБ (далее – НК РБ). Общая сумма НДС, определенная в соответствии со ст. 103 НК РБ, уменьшается на установленные ст. 107 НК РБ налоговые вычеты (п. 1 ст. 107 НК РБ).

Налоговыми вычетами признают суммы НДС:

– предъявленные продавцами, состоящими на учете в налоговых органах РБ и являющимися плательщиками, к оплате плательщику при приобретении им на территории республики товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;

– уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории республики у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РБ (п. 2 ст. 107 НК РБ).

То есть, если исходить из норм НК РБ, то организации, получающие кредиты ОАО "Беларусбанк", имеют право на вычет НДС, уплаченного по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным за счет указанных кредитных средств.

Однако МНС в своем письме ссылается на подп. 19.3 п. 19 ст. 107 НК РБ. Так, не подлежат вычету суммы НДС, уплаченные (подлежащие уплате) при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет безвозмездно полученных средств бюджета либо государственных внебюджетных фондов. Указанные суммы относят за счет этих источников.

По мнению МНС, банковские кредиты, погашаемые за счет бюджетных средств, очень похожи на безвозмездно полученные бюджетные средства.

На этом основании в письме делается вывод, что по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным за счет указанных кредитных средств, предоставленных ОАО "Беларусбанк", вычет НДС не производят.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.