Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Применение пени и изменение ставки рефинансирования: последствия для налогоплательщика

(Комментарий к отдельным нормам налогового законодательства)

Глеб Ростоцкий, юрист

За последние 7 месяцев ставка рефинансирования Нацбанка менялась 7 раз. Как это может сказаться на организациях в области их взаимоотношений с налоговыми органами, вы узнаете из предлагаемого комментария.

Налоговая практика применения пени
Практически любая организация в своей деятельности сталкивалась с применением к ней налоговыми органами такой меры воздействия, как начисление пеней. Это может происходить в следующих ситуациях.
 
Ситуация 1
У организации нет средств на уплату текущих налогов и сборов.
Она в установленные законодательством для уплаты налогов сроки представила в банк платежное поручение на уплату причитающихся сумм платежей, но оно не исполняется или исполняется частично по причине отсутствия или недостаточности средств на счете.
 
Внимание! Факт неуплаты налога в установленный срок выявляется налоговым органом в ходе камеральной проверки (в частности, путем сопоставления данных налоговых деклараций (расчетов) и информации о поступлении платежей на соответствующие счета бюджета, а также сведений банка о помещении платежного поручения организации на перечисление налогов в бюджет в картотеку в связи с полной или частичной невозможностью его исполнения).
 
В ситуации 1 налоговый орган по результатам камеральной проверки может применить к организации следующие меры воздействия одновременно: приостановить операции по счету, наложить арест на неденежное имущество организации и начислить пени на своевременно не поступившую в бюджет сумму. При этом в данной ситуации камеральная проверка проводится без выписки предписания на проверку и составления акта проверки.
Ситуация 2
Организация не представила к счету в банке в установленный срок платежное поручение на уплату причитающихся сумм.
 
В таком случае данную организацию и ее должностных лиц помимо мер, применяемых в ситуации 1, может ожидать еще и штраф по ст. 13.6 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП).
При этом в данной ситуации камеральную проверку проводят без выписки предписания на проверку, но с составлением акта проверки.
 
Важно! По результатам камеральной проверки штрафа можно избежать, если нарушение будет признано налоговым органом малозначительным на основании ст. 8.2 КоАП (как правило, организация освобождается от ответственности по малозначительности нарушения, если неуплаченная сумма не превышает 3 базовые величины (БВ), а ее должностное лицо – если неуплаченная сумма не превышает 1 БВ)).
 
Ситуация 3
Налоговый орган доначислил организации налоги по результатам камеральной проверки.
 
По результатам камеральной проверки представленной налоговой декларации (расчета) налоговый орган самостоятельно доначисляет организации суммы налогов и сборов (например, в связи с допущенными организацией арифметическими ошибками в их исчислении или необоснованным применением при исчислении сумм платежей налоговых льгот).
 
Важно! При использовании налоговых льгот плательщик должен представлять в налоговый орган по месту постановки на учет документы, подтверждающие право на льготы, вместе с налоговой декларацией (расчетом) по соответствующему налогу, сбору (пошлине), представляемой:
– по итогам налогового либо отчетного периода, в котором налоговые льготы были первоначально использованы;
– не позднее 20 июля календарного года, в котором применялись налоговые льготы, и 20 января календарного года, следующего за годом, в котором использовались такие налоговые льготы, если иное не установлено Налоговым кодексом РБ (далее – НК) или иными актами налогового законодательства.
Если же плательщик использует налоговые льготы, но не представляет в налоговый орган документы, подтверждающие право на льготы, в порядке, определенном п. 6 ст. 43 НК, или представляет документы, не подтверждающие право на льготы, налоговый орган в ходе камеральной проверки вправе самостоятельно исчислить подлежащие уплате суммы налогов, сборов (пошлин) без учета налоговых льгот, право на которые не подтверждено в установленном порядке.
 
Начисление пени c одновременным доначислением сумм налогов и cборов обязательно производится с составлением акта камеральной проверки, после чего налоговый орган вправе применить те же меры, что и в ситуации 1: приостановить операции по счету, наложить арест на неденежное имущество организации, начислять пени на своевременно не поступившую в бюджет сумму, а также наложить на организацию и ее должностных лиц штраф по ст. 13.6 КоАП.
Акт камеральной проверки составляют в 2 экземплярах. Днем его составления является день подписания акта должностным лицом налогового органа, проводившим проверку. Акт вручают под роспись (направляют заказным письмом с уведомлением о вручении) организации или ее представителю. Представитель организации вправе подписать акт проверки с указанием на наличие возражений и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания представить в письменном виде возражения по его содержанию в налоговый орган, проводящий проверку. По истечении предусмотренного срока возражения к рассмотрению не принимают. Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучают проводившие камеральную проверку должностные лица налогового органа. Они должны в течение 15 рабочих дней составить письменное заключение и направить организации заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить ее представителю под роспись. На основании акта камеральной проверки, проведенной с доначислением сумм налогов и сборов, в течение 30 рабочих дней со дня его вручения (направления) организации или ее представителю, а в случае подачи возражений – со дня вручения (направления) заключения по этим возражениям руководитель (его заместитель) налогового органа в пределах его компетенции выносит решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки.
 
Ситуация 4
В ходе выездной проверки выявлена неуплата (неполная уплата) налогов.
 
В этой ситуации организацию ожидают: приостановление операций по счету, наложение ареста на неденежное имущество организации, начисление пеней на своевременно не поступившую в бюджет сумму, а также наложение на организацию и ее должностных лиц штрафа по ст. 13.6 КоАП.
 
Важно! По результатам выездной проверки штрафа можно избежать в следующих случаях:
– если нарушение будет признано налоговым органом малозначительным на основании ст. 8.2 КоАП.
Как правило, организацию освобождают от ответственности, если доначисленная сумма не превышает 3 БВ, а ее должностное лицо – если доначисленная сумма не превышает 1 БВ;
– на основании п. 18 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь".
Это возможно, если неуплаченная или не полностью уплаченная сумма налогов, сборов (пошлин) не превышает 1 % от исчисленных организацией сумм, учет которых осуществляют налоговые органы, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть года). Для этого организации нужно возместить причиненный государству вред, выявленный проверкой (в частности, уплатить все причитающиеся по акту проверки налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи в бюджет), в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки.
При повышении ставки рефинансирования Нацбанка размер пени пересчитывают исходя из новой ставки за весь период несвоевременного исполнения налоговых обязательств
Пени начисляют за каждый календарный день просрочки исполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством днем уплаты налога, сбора (пошлины), и заканчивая днем его уплаты или взыскания (включительно).
Пени за каждый день просрочки определяют в процентах от неуплаченных сумм налога, сбора (пошлины). Процентная ставка пеней принимается равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день исполнения налогового обязательства.
Как видим, при начислении пеней во внимание принимают не те ставки, которые действовали в период просрочки исполнения налогового обязательства, а ставку, установленную на момент исполнения обязательства, т.е.  уплаты или взыскания суммы налога, сбора (пошлины). Поэтому зафиксированная в акте выездной проверки налогового органа сумма пени (обычно сумму пени определяют в акте такой проверки исходя из числа дней начиная со дня, следующего за установленным законодательством днем уплаты налога, по день составления акта проверки) является ориентировочной и должна измениться не только в соответствии с длительностью периода, который пройдет до момента исполнения налогового обязательства, но и согласно действующей на этот момент ставке рефинансирования.
Пример 1
Организацией, осуществляющей уплату НДС ежемесячно, 21 марта 2011 г. представлена в налоговый орган налоговая декларация (расчет) по НДС с подлежащей уплате суммой налога 130 млн. руб., а 22 марта – платежное поручение в банк на перечисление этой суммы (срок уплаты – 22 марта). В связи с недостаточностью средств на счете поручение было исполнено только на 70 млн. руб., а в оставшейся части помещено в картотеку. Начиная с 23 марта 2011 г. налоговый орган осуществлял начисление пени на неуплаченную сумму налога (60 млн. руб.) исходя из ставки рефинансирования 12 % годовых (0,033333 % за каждый день просрочки). По мере повышения ставки рефинансирования размер пени перерассчитывался налоговым органом и по состоянию на 21 июня 2011 г. при ставке рефинансирования 16 % (0,044444 % за каждый день просрочки) начисленная сумма пени составила 2,427 млн. руб. (60 млн. × 91 день × 0,044444 %). С 22 июня ставка рефинансирования увеличилась до 18 %. В этот же день на счет организации поступили 60 млн. руб. и платежное поручение на уплату НДС было исполнено в оставшейся части. Сумма пени за весь период просрочки (с 23 марта 2011 г.) подлежит пересчету исходя из новой ставки рефинансирования Нацбанка и составит 2,76 млн. руб. (0,05 % × 92 дня × 60 млн.).
Пример 2
В ходе выездной проверки, проведенной налоговым органом в сентябре 2010 г. (акт от 4 октября 2010 г.), выявлен факт неуплаты оффшорного сбора по сроку уплаты 26 октября 2009 г. в сумме 31 млн. руб. По состоянию на 4 октября 2010 г. ставка рефинансирования Нацбанка составляла 10,5 %. Исходя из этой ставки (или 0,029166 % за каждый день просрочки) в акте проверки была исчислена пеня за период с 27 октября 2009 г. по 4 октября 2010 г. в размере 3,101 млн. руб. (0,029166 % × 343 дня × ×  31 млн.). Сумма сбора уплачена плательщиком только 24 июня 2011 г. (ставка рефинансирования Нацбанка на эту дату – 18 %). Сумма пени за весь период просрочки (с 27 октября 2009 г.) подлежит пересчету исходя из новой ставки рефинансирования и составит 9,393 млн. руб. (0,05 % × 606 дней × 31 млн.).
Пени уплачивают и взыскивают после уплаты или взыскания налоговых платежей
В п. 5 ст. 52 НК закреплен важный принцип: пени уплачиваются и взыскиваются после уплаты или взыскания причитающихся сумм налога, сбора (пошлины). Другими словами, взыскиваемые налоговым органом суммы задолженности первоначально направляют в погашение основного долга и лишь в последующем – в счет уплаты пеней. Это правило выгодно должнику, поскольку способствует более оперативному уменьшению базы для начисления пени.
Пени уплачивают, взыскивают, а в случае их излишней уплаты или взыскания – возвращают или зачитывают в том же порядке, что и налоги, сборы (пошлины). То есть следует применять правила, установленные в ст. 56–61 НК. При этом суммы налогов и пени, причитающиеся к уплате по результатам выездной проверки, в случае их неуплаты организацией в добровольном порядке налоговый орган взыскивает в бесспорном порядке начиная со дня, следующего за днем вручения (направления) организации или ее представителю решения по акту проверки.
 
В аналитической правовой системе "Бизнеc-Инфо" в блоке "Справочная информация" вы можете найти и распечатать размеры пени, взыскиваемой за несвоевременную уплату налогов и сборов в бюджет.
 

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.