Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Рецепт от штрафа: представьте налоговому органу своевременно и в полном объеме документы по ввезенным из России и Казахстана подакцизным товарам

(Комментарий к п. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе и гл. 3 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82)

Андрей Недоступ, аудитор
По подакцизным товарам, ввезенным из России и Казахстана, срок уплаты акцизов – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет этих товаров
Как правило, при ввозе подакцизных товаров из государств – членов Таможенного союза (России и Казахстана) акцизы взимают белорусские налоговые органы. Исключение составляют маркируемые подакцизные товары, по которым акцизы уплачиваются таможенным органам РБ.
Акцизы по таким товарам надо уплачивать не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных подакцизных товаров:
а) по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров (в т.ч. применяющих специальные режимы налогообложения).
При этом собственником товаров признают лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом) (п. 1 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе, принятого решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 11.12.2009 № 26 (далее – Протокол по товарам)).
Напомним также, что к особым режимам налогообложения в Республике Беларусь отнесены:
– налог при упрощенной системе налогообложения (гл. 34 Налогового кодекса РБ (далее – НК РБ));
– единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (гл. 35 НК РБ);
– единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (гл. 36 НК РБ);
– налог на игорный бизнес (гл. 37 НК РБ);
– налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности (гл. 38 НК РБ);
– налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр (гл. 39 НК РБ);
– сбор за осуществление ремесленной деятельности (гл. 40 НК РБ);
– сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (гл. 41 НК РБ);
б) при представлении налоговому органу не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных подакцизных товаров:
– налоговой декларации по акцизам по форме, установленной в приложении 2 к постановлению МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (часть I "Расчет акцизов, взимаемых налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь");
– документов, перечень которых определен п. 8 ст. 2 Протокола по товарам.
 
Важно! В случае возврата по подтвержденной участниками договора (контракта) причине ненадлежащего качества и (или) комплектации подакцизных товаров, ввезенных в месяце принятия их на учет, отражать эти товары в налоговой декларации не следует. При возврате таких товаров по истечении месяца, в котором они были приняты на учет, представляют соответствующие уточненные (дополнительные) налоговые декларации.
Необходимые документы налогоплательщик обязан представить в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией
Как свидетельствует налоговая практика, организации не всегда добросовестно выполняют обязанность по представлению документов, определенных п. 8 ст. 2 Протокола по товарам. Среди основных нарушений – несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме, наличие недостоверных данных.
Указанные нарушения влекут административную ответственность, предусмотренную ст. 13.8 "Непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений" Кодекса РБ об административных правонарушениях.
Так, непредставление в установленный срок в налоговый орган документов и иных сведений, которые необходимо представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, влечет наложение штрафа в размере 2 базовых величин с увеличением его на 1 базовую величину за каждые 3 календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более 30 базовых величин.
 
Важно! Не является административным правонарушением непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством, если установленный срок превышает 2 рабочих или календарных дня, а просрочка представления документов и иных сведений составила не более 1 рабочего дня.
 
Представление в налоговый орган документов и иных сведений, которые необходимо представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, содержащих недостоверные данные, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, если это повлияло или в обстоятельствах, при которых нарушение совершено, могло повлиять на правильность применения налоговым органом налогового законодательства, влечет наложение штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин.
Итак, организация, осуществляющая ввоз подакцизных товаров из России и Казахстана, должна одновременно с налоговой декларацией представить налоговому органу следующий пакет документов:
1) заявление на бумажном носителе (4 экземпляра) и в электронном виде (далее – Заявление).
Форма Заявления определена в приложении 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009 (далее – Протокол об обмене). Правила его заполнения изложены в приложении 2 к Протоколу об обмене.
Заявление необходимо для того, чтобы российские и (или) казахские поставщики могли применить освобождение от акцизов. При отсутствии такого заявления освобождение от акцизов не может быть применено ни в России, ни в Казахстане, что приведет к двойному обложению акцизами одного и того же подакцизного товара;
2) выписку банка, подтверждающую фактическую уплату акцизов по импортированным подакцизным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства – члена Таможенного союза.
Следует учесть, что налоговое обязательство плательщика считается исполненным после вынесения налоговым органом в порядке, установленном гл. 7 НК РБ, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин) (п. 4 ст. 37 НК РБ).
Таким образом, налоговое обязательство плательщика по акцизам при ввозе может быть исполнено путем проведения налоговым органом зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин) в счет уплаты акцизов. Тогда соответственно у плательщика выписки банка именно на перечисление в бюджет акцизов может не быть. Решение о зачете принимает налоговый орган не позднее 5 рабочих дней со дня подачи плательщиком заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени, за исключением случая, когда такое заявление явилось основанием для проведения внеплановой проверки (ст. 60 НК РБ);
3) транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства – члена Таможенного союза на территорию Республики Беларусь;
4) счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза при отгрузке товаров, если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства – члена Таможенного союза;
5) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию Республики Беларусь с территории другого государства – члена Таможенного союза.
 
Справочно: в случае лизинга товаров (предметов лизинга) необходимо представить договоры (контракты) лизинга; в случае товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) – договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); а также договоры (контракты) об изготовлении товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;
 
6) информационное сообщение (при наличии в сделках третьих лиц), представленное налогоплательщику одного государства – члена Таможенного союза налогоплательщиком другого государства – члена Таможенного союза либо налогоплательщиком государства, не являющегося членом Таможенного союза (подписанное руководителем (индивидуальным предпринимателем) и заверенное печатью организации), реализующим товары, импортированные с территории третьего государства – члена Таможенного союза, о следующих сведениях о налогоплательщике третьего государства – члена Таможенного союза и заключенном с ним договоре (контракте) о приобретении импортированных товаров:
– номер, идентифицирующий лицо в качестве налогоплательщика государства – члена Таможенного союза;
– полное наименование налогоплательщика (организации, индивидуального предпринимателя) государства – члена Таможенного союза;
– место нахождения (жительства) налогоплательщика государства – члена Таможенного союза;
– номер и дата договора (контракта);
– номер и дата спецификации.
Если налогоплательщик государства – члена Таможенного союза, у которого приобретаются товары, не является собственником реализуемых товаров (комиссионер, поверенный, агент), то приведенные выше сведения необходимо представить также в отношении собственника реализуемых товаров.
 
Важно! При представлении информационного сообщения на иностранном языке обязательно наличие перевода на русский язык.
Информационное сообщение не надо представлять, если эти сведения указаны в договоре (контракте);
 
7) договоры (контракты) комиссии, поручения или агентский договор (контракт) (в случаях их заключения);
8) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства – члена Таможенного союза с территории другого государства – члена Таможенного союза, по договорам (контрактам) комиссии, поручения или по агентскому договору (контракту), за исключением случаев, когда косвенные налоги уплачивает комиссионер, поверенный или агент.
 
Важно! Документы, указанные в пп. 2–8, могут быть представлены в копиях, заверенных печатью и подписью руководителя (уполномоченного им лица) организации, печатью (при ее наличии) и подписью индивидуального предпринимателя (уполномоченного им лица). Документы (копии документов), представленные вместе с заявлением, после их проверки налоговый орган возвращает плательщику не ранее возврата экземпляров заявления (п. 5 письма МНС РБ от 18.08.2010 № 4-2-14/1752 "О взимании косвенных налогов в Таможенном союзе").
При заполнении декларации учтите некоторые особенности
Порядок заполнения части I налоговой декларации (расчета) по акцизам изложен в гл. 3 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее – Инструкция).
Так, часть I налоговой декларации (расчета) по акцизам плательщики должны заполнять на каждую группу соответственно импортированных и реализованных подакцизных товаров.
Исключение составляют резиденты СЭЗ и вновь созданные организации, которые часть I декларации заполняют без выделения групп импортированных и реализованных подакцизных товаров.
При заполнении декларации необходимо помнить следующее:
– группа реализованных (импортированных) подакцизных товаров подлежит определению в соответствии со справочником групп подакцизных товаров (далее – справочник), который представлен в приложении 2 к Инструкции;
– часть I налоговой декларации (расчета) по акцизам заполняют на каждую группу подакцизных товаров, классифицируемых кодами 14 18–14 24 справочника и ввезенных в налоговом периоде на территорию республики, взимание акцизов по которым осуществляют налоговые органы;
– налоговым периодом является месяц, в котором плательщик отразил получение подакцизных товаров на счетах бухгалтерского учета (для индивидуальных предпринимателей – в данных учета доходов (расходов) и хозяйственных операций, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, – в данных книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН).
Рассмотрим на примере, как должна выглядеть заполненная налоговая декларация.
Пример
Белорусская организация приобрела в октябре 2012 г. в России дизельное топливо в количестве 10 т. Это топливо принято на учет 24 октября 2012 г. Ставка акцизов по нему составляет 826 540 руб. за 1 т. Сумма акцизов равна 8 265,4 тыс. руб. (10 × 826 540 / 1 000). Код группы – 14 22 "Акциз на масла моторные импортированные". Налоговая декларация (расчет) по акцизам представлена в налоговый орган 2 ноября 2012 г.
 
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.