Рецепт от штрафа: представьте налоговому органу своевременно и в полном объеме документы по ввезенным из России и Казахстана подакцизным товарам

(Комментарий к п. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе и гл. 3 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82)

Андрей Недоступ, аудитор
По подакцизным товарам, ввезенным из России и Казахстана, срок уплаты акцизов – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет этих товаров

Как правило, при ввозе подакцизных товаров из государств – членов Таможенного союза (России и Казахстана) акцизы взимают белорусские налоговые органы. Исключение составляют маркируемые подакцизные товары, по которым акцизы уплачиваются таможенным органам РБ.

Акцизы по таким товарам надо уплачивать не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных подакцизных товаров:

а) по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров (в т.ч. применяющих специальные режимы налогообложения).

При этом собственником товаров признают лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом) (п. 1 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе, принятого решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 11.12.2009 № 26 (далее – Протокол по товарам)).

Напомним также, что к особым режимам налогообложения в Республике Беларусь отнесены:

– налог при упрощенной системе налогообложения (гл. 34 Налогового кодекса РБ (далее – НК РБ));

– единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (гл. 35 НК РБ);

– единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (гл. 36 НК РБ);

– налог на игорный бизнес (гл. 37 НК РБ);

– налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности (гл. 38 НК РБ);

– налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр (гл. 39 НК РБ);

– сбор за осуществление ремесленной деятельности (гл. 40 НК РБ);

– сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (гл. 41 НК РБ);

б) при представлении налоговому органу не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных подакцизных товаров:

– налоговой декларации по акцизам по форме, установленной в приложении 2 к постановлению МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (часть I "Расчет акцизов, взимаемых налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь");

– документов, перечень которых определен п. 8 ст. 2 Протокола по товарам.
 
Важно! В случае возврата по подтвержденной участниками договора (контракта) причине ненадлежащего качества и (или) комплектации подакцизных товаров, ввезенных в месяце принятия их на учет, отражать эти товары в налоговой декларации не следует. При возврате таких товаров по истечении месяца, в котором они были приняты на учет, представляют соответствующие уточненные (дополнительные) налоговые декларации.

Необходимые документы налогоплательщик обязан представить в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией

Как свидетельствует налоговая практика, организации не всегда добросовестно выполняют обязанность по представлению документов, определенных п. 8 ст. 2 Протокола по товарам. Среди основных нарушений – несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме, наличие недостоверных данных.

Указанные нарушения влекут административную ответственность, предусмотренную ст. 13.8 "Непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений" Кодекса РБ об административных правонарушениях.

Так, непредставление в установленный срок в налоговый орган документов и иных сведений, которые необходимо представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, влечет наложение штрафа в размере 2 базовых величин с увеличением его на 1 базовую величину за каждые 3 календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более 30 базовых величин.
 
Важно! Не является административным правонарушением непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством, если установленный срок превышает 2 рабочих или календарных дня, а просрочка представления документов и иных сведений составила не более 1 рабочего дня.
 
Представление в налоговый орган документов и иных сведений, которые необходимо представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, содержащих недостоверные данные, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, если это повлияло или в обстоятельствах, при которых нарушение совершено, могло повлиять на правильность применения налоговым органом налогового законодательства, влечет наложение штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин.

Итак, организация, осуществляющая ввоз подакцизных товаров из России и Казахстана, должна одновременно с налоговой декларацией представить налоговому органу следующий пакет документов:

1) заявление на бумажном носителе (4 экземпляра) и в электронном виде (далее – Заявление).

Форма Заявления определена в приложении 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009 (далее – Протокол об обмене). Правила его заполнения изложены в приложении 2 к Протоколу об обмене.

Заявление необходимо для того, чтобы российские и (или) казахские поставщики могли применить освобождение от акцизов. При отсутствии такого заявления освобождение от акцизов не может быть применено ни в России, ни в Казахстане, что приведет к двойному обложению акцизами одного и того же подакцизного товара;

2) выписку банка, подтверждающую фактическую уплату акцизов по импортированным подакцизным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства – члена Таможенного союза.

Следует учесть, что налоговое обязательство плательщика считается исполненным после вынесения налоговым органом в порядке, установленном гл. 7 НК РБ, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин) (п. 4 ст. 37 НК РБ).

Таким образом, налоговое обязательство плательщика по акцизам при ввозе может быть исполнено путем проведения налоговым органом зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин) в счет уплаты акцизов. Тогда соответственно у плательщика выписки банка именно на перечисление в бюджет акцизов может не быть. Решение о зачете принимает налоговый орган не позднее 5 рабочих дней со дня подачи плательщиком заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени, за исключением случая, когда такое заявление явилось основанием для проведения внеплановой проверки (ст. 60 НК РБ);

3) транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства – члена Таможенного союза на территорию Республики Беларусь;

4) счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза при отгрузке товаров, если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства – члена Таможенного союза;

5) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию Республики Беларусь с территории другого государства – члена Таможенного союза.
 
Справочно: в случае лизинга товаров (предметов лизинга) необходимо представить договоры (контракты) лизинга; в случае товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) – договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); а также договоры (контракты) об изготовлении товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;
 
6) информационное сообщение (при наличии в сделках третьих лиц), представленное налогоплательщику одного государства – члена Таможенного союза налогоплательщиком другого государства – члена Таможенного союза либо налогоплательщиком государства, не являющегося членом Таможенного союза (подписанное руководителем (индивидуальным предпринимателем) и заверенное печатью организации), реализующим товары, импортированные с территории третьего государства – члена Таможенного союза, о следующих сведениях о налогоплательщике третьего государства – члена Таможенного союза и заключенном с ним договоре (контракте) о приобретении импортированных товаров:

– номер, идентифицирующий лицо в качестве налогоплательщика государства – члена Таможенного союза;

– полное наименование налогоплательщика (организации, индивидуального предпринимателя) государства – члена Таможенного союза;

– место нахождения (жительства) налогоплательщика государства – члена Таможенного союза;

– номер и дата договора (контракта);

– номер и дата спецификации.

Если налогоплательщик государства – члена Таможенного союза, у которого приобретаются товары, не является собственником реализуемых товаров (комиссионер, поверенный, агент), то приведенные выше сведения необходимо представить также в отношении собственника реализуемых товаров.
 
Важно! При представлении информационного сообщения на иностранном языке обязательно наличие перевода на русский язык.

Информационное сообщение не надо представлять, если эти сведения указаны в договоре (контракте);
 
7) договоры (контракты) комиссии, поручения или агентский договор (контракт) (в случаях их заключения);

8) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства – члена Таможенного союза с территории другого государства – члена Таможенного союза, по договорам (контрактам) комиссии, поручения или по агентскому договору (контракту), за исключением случаев, когда косвенные налоги уплачивает комиссионер, поверенный или агент.
 
Важно! Документы, указанные в пп. 2–8, могут быть представлены в копиях, заверенных печатью и подписью руководителя (уполномоченного им лица) организации, печатью (при ее наличии) и подписью индивидуального предпринимателя (уполномоченного им лица). Документы (копии документов), представленные вместе с заявлением, после их проверки налоговый орган возвращает плательщику не ранее возврата экземпляров заявления (п. 5 письма МНС РБ от 18.08.2010 № 4-2-14/1752 "О взимании косвенных налогов в Таможенном союзе").

При заполнении декларации учтите некоторые особенности

Порядок заполнения части I налоговой декларации (расчета) по акцизам изложен в гл. 3 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее – Инструкция).

Так, часть I налоговой декларации (расчета) по акцизам плательщики должны заполнять на каждую группу соответственно импортированных и реализованных подакцизных товаров.

Исключение составляют резиденты СЭЗ и вновь созданные организации, которые часть I декларации заполняют без выделения групп импортированных и реализованных подакцизных товаров.

При заполнении декларации необходимо помнить следующее:

– группа реализованных (импортированных) подакцизных товаров подлежит определению в соответствии со справочником групп подакцизных товаров (далее – справочник), который представлен в приложении 2 к Инструкции;

– часть I налоговой декларации (расчета) по акцизам заполняют на каждую группу подакцизных товаров, классифицируемых кодами 14 18–14 24 справочника и ввезенных в налоговом периоде на территорию республики, взимание акцизов по которым осуществляют налоговые органы;

– налоговым периодом является месяц, в котором плательщик отразил получение подакцизных товаров на счетах бухгалтерского учета (для индивидуальных предпринимателей – в данных учета доходов (расходов) и хозяйственных операций, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, – в данных книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН).

Рассмотрим на примере, как должна выглядеть заполненная налоговая декларация.

Пример

Белорусская организация приобрела в октябре 2012 г. в России дизельное топливо в количестве 10 т. Это топливо принято на учет 24 октября 2012 г. Ставка акцизов по нему составляет 826 540 руб. за 1 т. Сумма акцизов равна 8 265,4 тыс. руб. (10 × 826 540 / 1 000). Код группы – 14 22 "Акциз на масла моторные импортированные". Налоговая декларация (расчет) по акцизам представлена в налоговый орган 2 ноября 2012 г.
 
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 40 октябрь 2012
Содержание

колонка главного редактора

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Каким списком историко-культурных ценностей необходимо руководствоваться при применении льготы по земельному налогу?

8

ГЛАВНОЕ НА БУХГАЛТЕРСКОМ ПОРТАЛЕ GB.BY

10

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

11

Государственное регулирование

11

О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22 октября 2010 г. № 45

11

Тарифы и цены

13

О внесении изменения в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 4 апреля 2011 г. № 52

13

Комментарии

15

С 1 января 2013 года основные средства необходимо учитывать по-новому

15

Новеллы банковского законодательства

18

Работник уволен, но продолжает болеть: как начислить пособие?

20

Рецепт от штрафа: представьте налоговому органу своевременно и в полном объеме документы по ввезенным из России и Казахстана подакцизным товарам

23

Опубликование и вступление в силу нормативных правовых актов: как грамотно применять нормы законодательства

28

Реализация лекарственных средств, медицинской техники, приборов, оборудования, изделий медицинского назначения освобождена от НДС

32

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ОДНОМУ ВОПРОСУ

37

Все, что надо знать бухгалтеру об отходах товаров и тары

37

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

42

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

44

МНС РБ разъясняет

44

О налогообложении

44

ВОПРОС – ОТВЕТ

45

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Бухучет-2012: ведем по-новому

50

Комиссионная торговля: документальное оформление и бухгалтерский учет у комиссионера

50

Поступили материалы: организация учета

58

Списание материалов в производство можно осуществлять различными методами

62

возвращаясь к напечатанному

72

Налоговое законодательство не дол­жно содержать неоднозначных толкований

72

При продаже квартиры в рассрочку ни организация, ни физическое лицо не должны уплачивать подоходный налог

73

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

75

Историко-культурные ценности: под­ходы в переоценке и амортизации

75

Ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников): алгоритм действий от А до Я (Окончание)

78

события. подробности

91

В 2013 году будут приняты меры по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств

91

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

92

Актуальные вопросы налогообложения на практических ситуациях

92

статистическая информация

97

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

97

О номинальной начисленной средней заработной плате в Республике Беларусь

101

Налоговый кодекс: что ожидать плательщикам в 2013 году

102

приглашаем на работу

105

налоговый календарь

107

РЕКЛАМА

110

события. подробности

111

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

111

Бухгалтерский учет и аудит в странах СНГ

111

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 20 по 26 октября 2012 го­да

112