Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Все, что надо знать бухгалтеру об отходах товаров и тары

Наталья Рощина, экономист

Экологическая тема актуальна всегда, но в последнее время внимание бухгалтерских служб привлечено к отходам товаров и тары. Не потеряться во вновь появившихся нормативных документах и разъяснениях специалистов в этой области поможет нижеприведенный перечень документов.

 

С 1 августа производители и импортеры товаров и тары обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и использование отходов потребления


Указ Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" ("ГБ", 2012, № 29, с. 15–23)

Указ № 313 вступил в силу 1 августа т.г. Он установил для производителей и импортеров (далее – поставщики) обязанность обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, и тары, в которую упакованы ввезенные товары (далее – отходы товаров и тары) (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313). Такой сбор указанные организации могут осуществлять:

– либо самостоятельно (с соблюдением условий, определенных подп. 1.4.1 п. 1 Указа № 313);

– либо через специальную организацию, работающую в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами (ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов" (далее – оператор)).

В последнем случае организация должна заключить с оператором договор и внести на его текущий (расчетный) счет плату за организацию сбора, обезвреживания и (или) использование отходов товаров и тары (далее – плата), рассчитанную исходя из объемов, указанных в подп. 1.4.2 п. 1 Указа № 313. Внесение платы оператору полностью освобождает производителей и поставщиков от обязанностей по сбору или обезвреживанию и использованию отходов товаров и тары.

Указанная обязанность фактически введена для всех субъектов хозяйствования (далее – обязанные организации), которые осуществляют:

– производство товаров, указанных в приложении 1 к Указу № 313;

– ввоз товаров, указанных в приложении 1 к Указу № 313;

– ввоз потребительских товаров, упакованных в тару из пластмассы, стекла, на основе бумаги и картона.

Исключение – организации, указанные в подп. 1.3 п. 1 Указа № 313.

Обязанные организации должны зарегистрироваться в реестре производителей и поставщиков и представлять оператору в определенные сроки информацию (отчеты) по форме, установленной в приложениях 2 и 3 к Указу № 313 (подп. 1.5 п. 1 Указа № 313).
 
Важно! Для обязанных организаций, не обеспечивших сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств, предусмотрен штраф в 2-кратном размере платы (подп. 1.10 п. 1 Указа № 313).

За несвоевременное внесение платы оператору организация уплатит пени в размере 0,1 % от суммы задолженности за каждый день просрочки

Постановление Совета Министров РБ от 31.07.2012 № 708 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313" ("ГБ", 2012, № 32, с. 15–24)

Указанное постановление вступило в силу с 31 июля 2012 г. и утвердило:

– Положение о координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами;

– размеры платы, вносимой производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары.

Для товаров (кроме товаров, являющихся тарой и посудой столовой и кухонной из пластмасс) размер платы установлен в виде процента от стоимости товара без учета НДС. Так, размер платы для масел смазочных равен 3 % от стоимости масел (без учета НДС), шин, покрышек, элементов питания, термометров, ламп – 1,5 % (без учета НДС), а остальных товаров (бытовая техника, цифровая техника и др.) – 0,3 % (без учета НДС).

Для тары (пластмассовой, картонной, бумажной, стеклянной) размер платы установлен в денежной сумме за количество товара. Так, размер платы установлен:

– для пластмассовой тары, посуды столовой и кухонной из пластмасс – 500 000 руб. за 1 т;

– для тары из бумаги, картона – 70 000 руб. за 1 т или 20 000 за 1 тыс. м2;

– для тары из стекла – 250 000 руб. за 1 т или 200 руб. за 1 условный литр.

Установленные размеры платы для тары применяются для расчета платежей в случаях:

– производства и поставки тары как товара;

– использования тары в качестве упаковки потребительских товаров.

Производители и поставщики самостоятельно исчисляют размер платы, вносят ее на текущий (расчетный) счет оператора и представляют ему информацию о размере платы по форме согласно приложению 3 к Указу № 313 (подп. 1.5 п. 1 Указа № 313);

– форму договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары.

Предметом договора является организация сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары. Оператор обязуется организовать сбор отходов, а обязанное лицо (заказчик) обязуется вносить плату в размерах, определенных законодательством. Предмет договора не может бытьизменен сторонами.

Договор устанавливает права и обязанности сторон. Обязанности оператора согласно форме договора соответствуют его обязанностям, установленным в п. 3 Положения о координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами, утвержденным постановлением № 708.

Обязанности оператора обусловлены его специфической функцией – осуществлять координацию деятельности в области обращения со вторичными материальными ресурсами. Фактически оператор обязуется перед своими заказчиками (обязанные организации) законно распоряжаться средствами, полученными от них, т.е. согласно целям, установленным в подп. 1.6 п. 1 Указа № 313.

Обязанности заказчика – своевременно вносить плату и предоставлять оператору необходимые сведения для расчета платы. Эти обязанности дублированы из Указа № 313. Однако формой договора вводится новая обязанность, которой нет в Указе № 313. Согласно подп. 3.1.4 п. 3 формы договора заказчик (плательщик платы) за несвоевременное внесение платы уплачивает оператору пеню в размере 0,1 % от суммы задолженности за каждый день просрочки.
 
Постановление Минжилкомхоза РБ от 14.08.2012 № 16 "О некоторых вопросах реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313" ("ГБ", 2012, № 37, с. 16–21)

Постановление вступило в силу с 23 сентября т.г. и утвердило:

1) Инструкцию о порядке компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору (заготовке) отходов товаров и тары (за исключением полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых отходы образовались в результате производственной деятельности) при условии их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь (далее – Инструкция);

2) формы:

– реестра производителей и поставщиков (приложение 1 к Инструкции);

– реестра организаций, осуществляющих сбор (заготовку), сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию вторичных материальных ресурсов (приложение 2 к Инструкции).
 
Постановление Минприроды РБ от 28.08.2012 № 39 "Об утверждении Инструкции о порядке организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары" ("ГБ", 2012, № 38, с. 14–16)

Постановление вступило в силу с 7 октября т.г. Утвержденная данным постановлением Инструкция определила порядок сбора, обезвреживания и (или) использования отходов:

– образующихся после утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313;

– пластмассовой тары, тары на основе бумаги и картона, в которую упакованы потребительские товары.

Так, п. 3 Инструкции содержит термины и определения некоторых товаров с указанием кодов ТН ВЭД ТС; п. 4 – способы сбора отходов и тары; иные пункты – порядок и особенности осуществления сбора указанных выше отходов.
 
Справочно: объекты обезвреживания отходов и объекты по использованию отходов, введенные в эксплуатацию, подлежат регистрации в порядке, определенном Положением о порядке регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов в реестре объектов по использованию отходов и введенных в эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов в реестре объектов хранения, захороненияи обезвреживания отходов. Данное Положение утверждено постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 "О некоторых вопросах в области обращения с отходами".
 
Закон РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами", с учетом последних изменений от 07.01.2012 № 340-З

Положения закона учтены в Указе № 313 и вышеперечисленных постановлениях Минжилкомхоза. Так, например:

– в Указе № 313 учтены положения ст. 20 Закона "Об обращении с отходами";

– в п. 2 Инструкции, утвержденной постановлением Минжилкомхоза № 16, содержится ссылка на то, что в Инструкции используются термины и их определения в значениях, установленных Указом № 313 и Законом "Об обращении с отходами";

в п. 17 Инструкции, утвержденной постановлением Минприроды № 39, определено, что использование и обезвреживание отходов с применением технологий, приводящих к образованию стойких органических загрязнителей, а также уничтожение при обезвреживании вторичных материальных ресурсов запрещаются в соответствии с Законом "Об обращении с отходами" и т.д.
 
Разъяснение Минжилкомхоза "Информация о порядке применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" ("ГБ", 2012, № 38, с. 37–39)

Указанное разъяснение дало определение понятию "потребительские товары". Под ними следует понимать любые товары, предназначенные для постоянного размещения на территории Республики Беларусь, кроме сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей и комплектующих, ввезенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем для собственного потребления (производства). Также оно уточнило некоторые моменты расчета размера платы за тару, использованную для упаковки потребительских товаров, определило условия применения льгот, установленных подп. 1.3 п. 1 Указа № 313, и др.
 
Технический кодекс установившейся практики ТКП 17.11-05-2012 (02120) "Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с отработанными нефтепродуктами", утвержденный постановлением Минжилкомхоза РБ от 23.07.2012 № 15-Т "Об утверждении и введении в действие технического нормативного правового акта"

Сбор отходов масел (данная товарная позиция содержится в приложении 1 к Указу№ 313) должен осуществляться в соответствии с требованиями, установленными этим кодексом.
 
Справочно: отходы масел – отходы, образующиеся после утраты потребительских свойств товаров по кодам ТН ВЭД ТС 2710 19 820 0–2710 19 880 0, 2710 19 980 0 (п. 3 Инструкции, утвержденной постановлением Минприроды № 39). Порядок сбора определен в п. 11 этой же Инструкции.
 
ГОСТ 17527–2003 "Упаковка. Термины и определения"

При установлении вида тары, использованной для упаковки ввезенных потребительских товаров, необходимо руководствоваться указанным ГОСТом. При этом следует отличать упаковку, в состав которой входит тара, от упаковки без тары.
 
Справочно: виды тары указаны в п. 4 информации Минжилкомхоза о порядке применения норм Указа № 313 – это ящик (лоток), бочка, барабан, канистра, фляга, баллон и т.д.

Аналитические материалы по данной теме

Гнедов А. Производители и поставщики товаров и тары, определенные Указом № 313, должны собирать отходы потребления и зарегистрироваться в специальном реестре // Гл. бухгалтер. – 2012. – № 29. – С. 24–27

Сбору и далее обезвреживанию, использованию подлежат только отходы потребления, т.е. отходы товаров и тары, образующиеся у населения.

Отходы потребления – это отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов (ст. 1 Закона "Об обращении с отходами").
 
Гнедов А. Плата за организацию сбора отходов не является налогом (сбором), пошлиной // Гл. бухгалтер. – 2012. – № 29. – С. 27–29

Основанием для перечисления платы является договор между обязанной организацией и оператором.

При этом производители и поставщики, которые самостоятельно обеспечили сбор отходов в количестве, установленном Указом № 313, не являются плательщиками платы.

Плата, уплаченная обязанными организациями, включается в затраты на производство и реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав и учитывается при налогообложении.

Плата от обязанных организаций, поступившая на счет оператора, не облагается налогами (сборами), пошлинами.
 
Гнедов А. 31 июля 2012 г. утверждены размеры платы за сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и тары и форма договора с оператором // Гл. бухгалтер. – 2012. – № 32. – С. 24–28

Плательщик вправе самостоятельно выбирать размер платы по таре в зависимости от ее применения (ввоз, производство тары картонной, бумажной, стеклянной), т.е. исходя из того, какие у него есть данные по количеству ввезенной (произведенной) тары согласно документам. И может получиться, что фактическая плата по разным ставкам приведет к разным итоговым суммам.

Исходя из установленных размеров платы выводится база платы.

Базой платы является:

цена товаров (исключение – когда тара является товаром, названным в приложении 1 к Указу № 313);

количество тары, в т.ч. когда тара является товаром, названным в приложении 1 к Указу № 313.
 
Гнедов А. При заполнении отчета о внесенной плате используйте разъяснение Минжилкомхоза РБ // Гл. бухгалтер. – 2012. – № 38. – С. 39–43

Указ № 313 установил, что производители и поставщики отходов потребления должны представлять ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов" отчеты в виде:

– информации о выполнении производителями и поставщиками обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары.

Данный отчет представляется 1 раз в полугодие не позднее 22 января и 22 июля поутвержденной форме (приложение 2 к Указу № 313).

Таким образом, первый отчет обязанные лица должны представить не позднее 22 января 2013 г. за период с 1 августа по 31 декабря 2012 г.;

– информации о размере платы, внесенной производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора.

Этот отчет должны представлять обязанные организации, которые заключили договор с оператором об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары по утвержденной форме (приложение 3 к Указу № 313).

Отметим, что Указ № 313 определил дату внесения платы на счет оператора – не позднее 22-го числа, следующего за отчетным кварталом (подп. 1.5 п. 1 Указа № 313), но не предусмотрел дату представления отчета о внесенной плате обязанными организациями. Эта дата отсутствует и в форме отчета (приложение 3 к Указу № 313), и в форме договора, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2012 № 708 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313", и в разъяснении Минжилкомхоза.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что отчет о внесенной плате должен быть представлен не позднее 22-го числа, следующего за отчетным кварталом.

Итак, с учетом вступления в силу Указа № 313 первый отчет о внесении платы обязанные организации должны были представить не позднее 22 октября 2012 г. за отчетный квартал с 1 августа по 30 сентября 2012 г.
 
Важно! С комментариями по данной теме можно ознакомиться на бухгалтерском портале GB.BY в разделе "Актуальный комментарий" в рубрике "Государственное регулирование".
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.