Все, что надо знать бухгалтеру об отходах товаров и тары

Наталья Рощина, экономист

Экологическая тема актуальна всегда, но в последнее время внимание бухгалтерских служб привлечено к отходам товаров и тары. Не потеряться во вновь появившихся нормативных документах и разъяснениях специалистов в этой области поможет нижеприведенный перечень документов.

 

С 1 августа производители и импортеры товаров и тары обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и использование отходов потребления


Указ Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" ("ГБ", 2012, № 29, с. 15–23)

Указ № 313 вступил в силу 1 августа т.г. Он установил для производителей и импортеров (далее – поставщики) обязанность обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, и тары, в которую упакованы ввезенные товары (далее – отходы товаров и тары) (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313). Такой сбор указанные организации могут осуществлять:

– либо самостоятельно (с соблюдением условий, определенных подп. 1.4.1 п. 1 Указа № 313);

– либо через специальную организацию, работающую в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами (ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов" (далее – оператор)).

В последнем случае организация должна заключить с оператором договор и внести на его текущий (расчетный) счет плату за организацию сбора, обезвреживания и (или) использование отходов товаров и тары (далее – плата), рассчитанную исходя из объемов, указанных в подп. 1.4.2 п. 1 Указа № 313. Внесение платы оператору полностью освобождает производителей и поставщиков от обязанностей по сбору или обезвреживанию и использованию отходов товаров и тары.

Указанная обязанность фактически введена для всех субъектов хозяйствования (далее – обязанные организации), которые осуществляют:

– производство товаров, указанных в приложении 1 к Указу № 313;

– ввоз товаров, указанных в приложении 1 к Указу № 313;

– ввоз потребительских товаров, упакованных в тару из пластмассы, стекла, на основе бумаги и картона.

Исключение – организации, указанные в подп. 1.3 п. 1 Указа № 313.

Обязанные организации должны зарегистрироваться в реестре производителей и поставщиков и представлять оператору в определенные сроки информацию (отчеты) по форме, установленной в приложениях 2 и 3 к Указу № 313 (подп. 1.5 п. 1 Указа № 313).
 
Важно! Для обязанных организаций, не обеспечивших сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств, предусмотрен штраф в 2-кратном размере платы (подп. 1.10 п. 1 Указа № 313).

За несвоевременное внесение платы оператору организация уплатит пени в размере 0,1 % от суммы задолженности за каждый день просрочки

Постановление Совета Министров РБ от 31.07.2012 № 708 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313" ("ГБ", 2012, № 32, с. 15–24)

Указанное постановление вступило в силу с 31 июля 2012 г. и утвердило:

– Положение о координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами;

– размеры платы, вносимой производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары.

Для товаров (кроме товаров, являющихся тарой и посудой столовой и кухонной из пластмасс) размер платы установлен в виде процента от стоимости товара без учета НДС. Так, размер платы для масел смазочных равен 3 % от стоимости масел (без учета НДС), шин, покрышек, элементов питания, термометров, ламп – 1,5 % (без учета НДС), а остальных товаров (бытовая техника, цифровая техника и др.) – 0,3 % (без учета НДС).

Для тары (пластмассовой, картонной, бумажной, стеклянной) размер платы установлен в денежной сумме за количество товара. Так, размер платы установлен:

– для пластмассовой тары, посуды столовой и кухонной из пластмасс – 500 000 руб. за 1 т;

– для тары из бумаги, картона – 70 000 руб. за 1 т или 20 000 за 1 тыс. м2;

– для тары из стекла – 250 000 руб. за 1 т или 200 руб. за 1 условный литр.

Установленные размеры платы для тары применяются для расчета платежей в случаях:

– производства и поставки тары как товара;

– использования тары в качестве упаковки потребительских товаров.

Производители и поставщики самостоятельно исчисляют размер платы, вносят ее на текущий (расчетный) счет оператора и представляют ему информацию о размере платы по форме согласно приложению 3 к Указу № 313 (подп. 1.5 п. 1 Указа № 313);

– форму договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары.

Предметом договора является организация сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары. Оператор обязуется организовать сбор отходов, а обязанное лицо (заказчик) обязуется вносить плату в размерах, определенных законодательством. Предмет договора не может бытьизменен сторонами.

Договор устанавливает права и обязанности сторон. Обязанности оператора согласно форме договора соответствуют его обязанностям, установленным в п. 3 Положения о координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами, утвержденным постановлением № 708.

Обязанности оператора обусловлены его специфической функцией – осуществлять координацию деятельности в области обращения со вторичными материальными ресурсами. Фактически оператор обязуется перед своими заказчиками (обязанные организации) законно распоряжаться средствами, полученными от них, т.е. согласно целям, установленным в подп. 1.6 п. 1 Указа № 313.

Обязанности заказчика – своевременно вносить плату и предоставлять оператору необходимые сведения для расчета платы. Эти обязанности дублированы из Указа № 313. Однако формой договора вводится новая обязанность, которой нет в Указе № 313. Согласно подп. 3.1.4 п. 3 формы договора заказчик (плательщик платы) за несвоевременное внесение платы уплачивает оператору пеню в размере 0,1 % от суммы задолженности за каждый день просрочки.
 
Постановление Минжилкомхоза РБ от 14.08.2012 № 16 "О некоторых вопросах реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313" ("ГБ", 2012, № 37, с. 16–21)

Постановление вступило в силу с 23 сентября т.г. и утвердило:

1) Инструкцию о порядке компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору (заготовке) отходов товаров и тары (за исключением полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых отходы образовались в результате производственной деятельности) при условии их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь (далее – Инструкция);

2) формы:

– реестра производителей и поставщиков (приложение 1 к Инструкции);

– реестра организаций, осуществляющих сбор (заготовку), сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию вторичных материальных ресурсов (приложение 2 к Инструкции).
 
Постановление Минприроды РБ от 28.08.2012 № 39 "Об утверждении Инструкции о порядке организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары" ("ГБ", 2012, № 38, с. 14–16)

Постановление вступило в силу с 7 октября т.г. Утвержденная данным постановлением Инструкция определила порядок сбора, обезвреживания и (или) использования отходов:

– образующихся после утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313;

– пластмассовой тары, тары на основе бумаги и картона, в которую упакованы потребительские товары.

Так, п. 3 Инструкции содержит термины и определения некоторых товаров с указанием кодов ТН ВЭД ТС; п. 4 – способы сбора отходов и тары; иные пункты – порядок и особенности осуществления сбора указанных выше отходов.
 
Справочно: объекты обезвреживания отходов и объекты по использованию отходов, введенные в эксплуатацию, подлежат регистрации в порядке, определенном Положением о порядке регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов в реестре объектов по использованию отходов и введенных в эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов в реестре объектов хранения, захороненияи обезвреживания отходов. Данное Положение утверждено постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 "О некоторых вопросах в области обращения с отходами".
 
Закон РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами", с учетом последних изменений от 07.01.2012 № 340-З

Положения закона учтены в Указе № 313 и вышеперечисленных постановлениях Минжилкомхоза. Так, например:

– в Указе № 313 учтены положения ст. 20 Закона "Об обращении с отходами";

– в п. 2 Инструкции, утвержденной постановлением Минжилкомхоза № 16, содержится ссылка на то, что в Инструкции используются термины и их определения в значениях, установленных Указом № 313 и Законом "Об обращении с отходами";

в п. 17 Инструкции, утвержденной постановлением Минприроды № 39, определено, что использование и обезвреживание отходов с применением технологий, приводящих к образованию стойких органических загрязнителей, а также уничтожение при обезвреживании вторичных материальных ресурсов запрещаются в соответствии с Законом "Об обращении с отходами" и т.д.
 
Разъяснение Минжилкомхоза "Информация о порядке применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" ("ГБ", 2012, № 38, с. 37–39)

Указанное разъяснение дало определение понятию "потребительские товары". Под ними следует понимать любые товары, предназначенные для постоянного размещения на территории Республики Беларусь, кроме сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей и комплектующих, ввезенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем для собственного потребления (производства). Также оно уточнило некоторые моменты расчета размера платы за тару, использованную для упаковки потребительских товаров, определило условия применения льгот, установленных подп. 1.3 п. 1 Указа № 313, и др.
 
Технический кодекс установившейся практики ТКП 17.11-05-2012 (02120) "Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с отработанными нефтепродуктами", утвержденный постановлением Минжилкомхоза РБ от 23.07.2012 № 15-Т "Об утверждении и введении в действие технического нормативного правового акта"

Сбор отходов масел (данная товарная позиция содержится в приложении 1 к Указу№ 313) должен осуществляться в соответствии с требованиями, установленными этим кодексом.
 
Справочно: отходы масел – отходы, образующиеся после утраты потребительских свойств товаров по кодам ТН ВЭД ТС 2710 19 820 0–2710 19 880 0, 2710 19 980 0 (п. 3 Инструкции, утвержденной постановлением Минприроды № 39). Порядок сбора определен в п. 11 этой же Инструкции.
 
ГОСТ 17527–2003 "Упаковка. Термины и определения"

При установлении вида тары, использованной для упаковки ввезенных потребительских товаров, необходимо руководствоваться указанным ГОСТом. При этом следует отличать упаковку, в состав которой входит тара, от упаковки без тары.
 
Справочно: виды тары указаны в п. 4 информации Минжилкомхоза о порядке применения норм Указа № 313 – это ящик (лоток), бочка, барабан, канистра, фляга, баллон и т.д.

Аналитические материалы по данной теме

Гнедов А. Производители и поставщики товаров и тары, определенные Указом № 313, должны собирать отходы потребления и зарегистрироваться в специальном реестре // Гл. бухгалтер. – 2012. – № 29. – С. 24–27

Сбору и далее обезвреживанию, использованию подлежат только отходы потребления, т.е. отходы товаров и тары, образующиеся у населения.

Отходы потребления – это отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов (ст. 1 Закона "Об обращении с отходами").
 
Гнедов А. Плата за организацию сбора отходов не является налогом (сбором), пошлиной // Гл. бухгалтер. – 2012. – № 29. – С. 27–29

Основанием для перечисления платы является договор между обязанной организацией и оператором.

При этом производители и поставщики, которые самостоятельно обеспечили сбор отходов в количестве, установленном Указом № 313, не являются плательщиками платы.

Плата, уплаченная обязанными организациями, включается в затраты на производство и реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав и учитывается при налогообложении.

Плата от обязанных организаций, поступившая на счет оператора, не облагается налогами (сборами), пошлинами.
 
Гнедов А. 31 июля 2012 г. утверждены размеры платы за сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и тары и форма договора с оператором // Гл. бухгалтер. – 2012. – № 32. – С. 24–28

Плательщик вправе самостоятельно выбирать размер платы по таре в зависимости от ее применения (ввоз, производство тары картонной, бумажной, стеклянной), т.е. исходя из того, какие у него есть данные по количеству ввезенной (произведенной) тары согласно документам. И может получиться, что фактическая плата по разным ставкам приведет к разным итоговым суммам.

Исходя из установленных размеров платы выводится база платы.

Базой платы является:

цена товаров (исключение – когда тара является товаром, названным в приложении 1 к Указу № 313);

количество тары, в т.ч. когда тара является товаром, названным в приложении 1 к Указу № 313.
 
Гнедов А. При заполнении отчета о внесенной плате используйте разъяснение Минжилкомхоза РБ // Гл. бухгалтер. – 2012. – № 38. – С. 39–43

Указ № 313 установил, что производители и поставщики отходов потребления должны представлять ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов" отчеты в виде:

– информации о выполнении производителями и поставщиками обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары.

Данный отчет представляется 1 раз в полугодие не позднее 22 января и 22 июля поутвержденной форме (приложение 2 к Указу № 313).

Таким образом, первый отчет обязанные лица должны представить не позднее 22 января 2013 г. за период с 1 августа по 31 декабря 2012 г.;

– информации о размере платы, внесенной производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора.

Этот отчет должны представлять обязанные организации, которые заключили договор с оператором об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары по утвержденной форме (приложение 3 к Указу № 313).

Отметим, что Указ № 313 определил дату внесения платы на счет оператора – не позднее 22-го числа, следующего за отчетным кварталом (подп. 1.5 п. 1 Указа № 313), но не предусмотрел дату представления отчета о внесенной плате обязанными организациями. Эта дата отсутствует и в форме отчета (приложение 3 к Указу № 313), и в форме договора, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2012 № 708 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313", и в разъяснении Минжилкомхоза.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что отчет о внесенной плате должен быть представлен не позднее 22-го числа, следующего за отчетным кварталом.

Итак, с учетом вступления в силу Указа № 313 первый отчет о внесении платы обязанные организации должны были представить не позднее 22 октября 2012 г. за отчетный квартал с 1 августа по 30 сентября 2012 г.
 
Важно! С комментариями по данной теме можно ознакомиться на бухгалтерском портале GB.BY в разделе "Актуальный комментарий" в рубрике "Государственное регулирование".
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 40 октябрь 2012
Содержание

колонка главного редактора

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Каким списком историко-культурных ценностей необходимо руководствоваться при применении льготы по земельному налогу?

8

ГЛАВНОЕ НА БУХГАЛТЕРСКОМ ПОРТАЛЕ GB.BY

10

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

11

Государственное регулирование

11

О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22 октября 2010 г. № 45

11

Тарифы и цены

13

О внесении изменения в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 4 апреля 2011 г. № 52

13

Комментарии

15

С 1 января 2013 года основные средства необходимо учитывать по-новому

15

Новеллы банковского законодательства

18

Работник уволен, но продолжает болеть: как начислить пособие?

20

Рецепт от штрафа: представьте налоговому органу своевременно и в полном объеме документы по ввезенным из России и Казахстана подакцизным товарам

23

Опубликование и вступление в силу нормативных правовых актов: как грамотно применять нормы законодательства

28

Реализация лекарственных средств, медицинской техники, приборов, оборудования, изделий медицинского назначения освобождена от НДС

32

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ОДНОМУ ВОПРОСУ

37

Все, что надо знать бухгалтеру об отходах товаров и тары

37

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

42

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

44

МНС РБ разъясняет

44

О налогообложении

44

ВОПРОС – ОТВЕТ

45

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Бухучет-2012: ведем по-новому

50

Комиссионная торговля: документальное оформление и бухгалтерский учет у комиссионера

50

Поступили материалы: организация учета

58

Списание материалов в производство можно осуществлять различными методами

62

возвращаясь к напечатанному

72

Налоговое законодательство не дол­жно содержать неоднозначных толкований

72

При продаже квартиры в рассрочку ни организация, ни физическое лицо не должны уплачивать подоходный налог

73

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

75

Историко-культурные ценности: под­ходы в переоценке и амортизации

75

Ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников): алгоритм действий от А до Я (Окончание)

78

события. подробности

91

В 2013 году будут приняты меры по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств

91

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

92

Актуальные вопросы налогообложения на практических ситуациях

92

статистическая информация

97

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

97

О номинальной начисленной средней заработной плате в Республике Беларусь

101

Налоговый кодекс: что ожидать плательщикам в 2013 году

102

приглашаем на работу

105

налоговый календарь

107

РЕКЛАМА

110

события. подробности

111

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

111

Бухгалтерский учет и аудит в странах СНГ

111

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 20 по 26 октября 2012 го­да

112