Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Опубликование и вступление в силу нормативных правовых актов: как грамотно применять нормы законодательства

(Комментарий к отдельным нормам законодательства, регулирующим порядок работы с правовыми актами)

Глеб Ростоцкий, юрист

Правильное применение актов законодательства – залог того, что субъект хозяйствования избежит множества нежелательных для своего бизнеса последствий. Но правовая грамотность – это удел не только юристов. Основные положения законодательства о нормативных правовых актах должен знать любой специалист, который имеет дело с применением их на практике. Это сделает вас сильнее в отстаивании своей позиции при проверках и поможет исключить многие профессиональные ошибки.

С 1 июля действуют новые правила официального опубликования актов законодательства

Ознакомление с содержанием акта законодательства осуществляется посредством официального и неофициального опубликования таких актов.

С 1 июля 2012 г. правила такого опубликования установлены Декретом Президента РБ от 24.02.2012 № 3 "О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь".

1. Официальное опубликование.

В настоящее время единственным источником официального опубликования правовых актов, включенных в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (далее – НРПА РБ), является Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (далее – Портал) – государственный интернет-ресурс в области права и правовой информатизации, размещаемый по адресу: www.pravo.by.

Официальное опубликование осуществляется в разделе "Официальное опубликование" Портала в полном соответствии с подписанными подлинниками актов. Датой официального опубликования нормативного правового акта считается дата его размещения на Портале.

В указанном разделе все акты, опубликованные в течение последней недели, распределены по дате такого размещения в рубрике "Новые поступления". Более ранние акты нужно искать с помощью рубрики "Поиск". Поэтому очень важно не путать дату размещения акта на Портале с датой его включения в НРПА РБ.

Пример 1

Указ Президента РБ от 07.08.2012 № 357 "О порядке формирования и использования средств инновационных фондов" включен в НРПА РБ 8 августа 2012 г. под номером 1/13679, а опубликован на Портале 9 августа 2012 г.

9 августа – дата официального опубликования Указа № 357.
 
2. Неофициальное опубликование

Как мы уже ранее упоминали, помимо официального опубликования имеет место неофициальное, которое тем не менее осуществляется в официальных периодических печатных изданиях (см. табл. 1).
 

 
Хотя опубликование в этих изданиях считается неофициальным, оно осуществляется путем точного воспроизведения текстов актов с указанием их обязательных реквизитов (вид акта, его название, дата принятия (издания), регистрационный номер, должность, инициалы (инициал имени) и фамилия должностного лица (лиц), подписавшего правовой акт).

И все же в большинстве случаев без обращения к Порталу не обойтись. Это связано с тем, что именно по дате официального опубликования часто определяется срок вступления акта в силу. Рассмотрим соответствующие правила более подробно.

Нормативный акт действует в определенных временных рамках: с даты вступления его в силу и до даты утраты актом своей силы

Правила вступления в силу нормативных правовых актов в настоящее время определены ст. 65 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" (далее – Закон № 361-З). Так, нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей:

– граждан, – вступают в силу только после их официального опубликования (данное правило действует, даже если акт касается граждан только частично, а в иной части затрагивает, например, субъектов хозяйствования);

– индивидуальных предпринимателей и организаций, – вступают в силу после их официального опубликования, если иное не предусмотрено законодательными актами РБ.

Более того, согласно подп. 9.2 п. 9 Директивы Президента РБ от 31.12. 2010 № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" (далее – Директива № 4) дата вступления в силу нормативных правовых актов, закрепляющих и (или) изменяющих условия ведения бизнеса, должна устанавливаться исходя из разумных сроков, необходимых субъектам предпринимательской деятельности для подготовки к осуществлению деятельности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми этими нормативными правовыми актами, но, как правило, не ранее чем через 3 месяца со дня их официального опубликования. К сожалению, на практике это правило не всегда срабатывает (например, закон, вносящий изменения в Налоговый кодекс РБ (далее – НК), подписанный Президентом только 30 декабря 2011 г., вступил в силу с 1 января 2012 г.). К тому же из него есть исключения. Так, требование о "разумности" срока не распространяется на акты, направленные на обеспечение экономической безопасности страны и (или) реализацию международных договоров Республики Беларусь, а также на улучшение правового положения субъектов предпринимательской деятельности.

Итак, акты, касающиеся организаций, по общему правилу (если в законодательных актах не указано иное), должны вступать в силу после их официального опубликования, то есть не ранее 0 часов суток, следующих за днем их размещения на Портале.

Пример 2

Акт размещен 25 сентября. В нем не определены иные сроки вступления (см. ниже). Напомним, что иное может быть определено только в законодательных актах – указах и декретах Президента РБ, законах РБ.

Дата вступления данного акта в силу – не ранее 0 часов 26 сентября.
 
Тем не менее, как мы уже указывали ранее и как показывает практика, исключения все же возможны, поэтому сохраняют актуальность следующие правила.

Правило № 1. Если в акте предусмотрено, что он вступает в силу со дня (а не после) официального опубликования, это значит, что течение срока начинается с 0 часов дня его размещения на Портале. Например, если такой акт размещен 25 сентября, то он вступает в силу с 0 часов 25 (а не 26) сентября.

Правило № 2. Если в акте указано, что он вступает в силу со дня подписания, то течение срока начинается с 0 часов дня его подписания.

Правило № 3. Если в акте предусмотрено, что он вступает в силу со дня включения его в НРПА РБ (имеется в виду уже дата включения акта в этот реестр (о ней мы говорили выше), а не дата размещения акта на Портале), то он вступает в силу с 0 часов дня включения его в НРПА РБ.

На практике нередко акт вступает в силу по истечении некоторого времени после его официального опубликования (размещения на Портале). Например, в акте может предусматриваться его вступление в силу через 10 дней (через месяц, 6 месяцев и т.д.) после его опубликования. В данном случае началом для отсчета соответствующего срока являются 0 часов суток, следующих за днем официального опубликования акта (т.е. размещения акта на Портале). При этом действуют правила, представленные в табл. 2.
 

 
Важно! Если последний день срока приходится на нерабочий день, перенос его на следующий за ним ближайший рабочий день не осуществляется, т.е. акт вступает в силу в нерабочий день.

Акт законодательства утрачивает силу (полностью или в части):

1) автоматически:

– если истек срок его действия, прямо предусмотренный в нем (например, в акте прямо указано, что он действует до 31 декабря 2012 г.);

– если наступило событие, которым было обусловлено действие акта или же его части при принятии (так, например, Закон РБ "О республиканском бюджете на 2012 год" и акты, принятые в его развитие, утрачивают силу с 1 января 2013 г.);

2) в случае признания акта или его части утратившими силу;

3) при принятии по тому же вопросу иного акта, обладающего более высокой юридической силой (согласно ст. 10 Закона № 361-З новый акт того же органа имеет большую силу по отношению к ранее принятому акту этого органа по тому же вопросу).

Акту или его отдельным положениям может быть придана обратная сила

Ранее мы говорили о том, что акт начинает действовать с момента его вступления в силу. Но из этого правила есть исключение. Акту или его отдельным положениям (пунктам,статьям и т.д.) может быть придана обратная сила. Это означает, что предписания акта регулируют не только будущие отношения (т.е. те, которые возникнут после вступления его в силу), но и отношения, возникшие в прошлом, до вступления его в силу.

Пример 2

Указ Президента РБ от 11.07.2012 № 312 "О некоторых вопросах налогообложения и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности" (далее – Указ № 312) вступил в силу со дня своего официального опубликования (17 июля 2012 г.). Однако очень многие его положения (см. п 5 Указа № 312) вступили в силу с 1 января 2012 г. Фактически этим положениям была придана обратная сила, в силу чего отдельные плательщики:

– смогли воспользоваться установленными в Указе № 312 льготами за период начиная с 1 января 2012 г.

Так, плательщики экологического налога смогли применить с указанной даты установленные в абз. 4–7 п. 2 ст. 205 НК минимальные размеры (пределы) выбросов загрязняющих веществ также к нестационарным источникам выбросов (чего нельзя было сделать до издания Указа № 312), и в случае, если общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и нестационарных источников выбросов, по которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов, не превысил определенные в этих абзацах пределы объемов выбросов каждого из загрязняющих веществ, указанных в приложении 6 к НК, – вернуть или зачесть уже уплаченный ими в 2012 г. экологический налог;

– были вынуждены уплатить налоги за прошлый период по более высоким ставкам.

Так, п. 3 Указа № 312 задним числом (с 1 января 2012 г.) отменил установленные ранее в п. 4 Указа Президента РБ от 19.11.2010 № 599 "О некоторых мерах по совершенствованию порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса" ставки налога на игорный бизнес. Как следствие, плательщикам этого налога пришлось не позднее 22 августа 2012 г. уплатить налог по более высоким ставкам, установленным в п. 1 ст. 309 НК, за период с начала года.
 
Мы рассмотрели пример, когда акт законодательства имеет обратную силу в связи с включением в него прямого указания на это (в т.ч. посредством вступления в силу отдельных положений или всего акта в целом задним числом). Однако есть случаи, когда акт имеет обратную силу автоматически (без указания в нем на это). Речь идет о ситуациях, когда он смягчает или отменяет административную или иную ответственность граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, должностных лиц, и юридических лиц.

Обращаем внимание, что в законодательстве есть и запреты на придание нормативным правовым актам обратной силы.

Во-первых, согласно ст. 67 Закона № 361-З недопустимо придание обратной силы акту, если он ухудшает положение граждан (в т.ч. индивидуальных предпринимателей, должностных лиц) и юридических лиц применительно к привлечению их к ответственности, т.е. предусматривает введение или усиление ответственности за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность.

Во-вторых, в соответствии с подп. 9.3 п. 9 Директивы № 4 должно быть исключено придание любым нормативным правовым актам, регулирующим предпринимательскую (хозяйственную, экономическую) деятельность, обратной силы, за исключением актов, смягчающих или отменяющих ответственность за правонарушения при осуществлении предпринимательской и иной деятельности или другим образом улучшающих условия такой деятельности. Другими словами, нельзя придавать обратную силу также тем актам, которые ухудшают положение субъектов хозяйствования иным образом, не связанным с мерами ответственности (например, возлагают на них дополнительные (увеличенные) по сравнению с ранее существовавшими обязанности или ограничивают их в правах либо лишают их имеющихся прав). Но, как мы показали на примере Указа № 312, данный подпункт Директивы № 4 на практике соблюдается не всегда.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.