Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Необходимо ли в накладных указывать информацию об уровне применяемых надбавок?

Юрий Веремейко, юрист

В последнее время вопрос, вынесенный в название нижеприведенной статьи, приобрел особую актуальность. Вызвано это существенным изменением законодательства о ценообразовании. Автор считает, что в настоящее время информацию об уровне применяемых надбавок в накладную вносить не нужно. С его мнением мы знакомим читателей, но сразу отметим, что оно не распространяется на товары, уровень цен на которые контролирует государство.

С отменой ограничений уровня надбавок исчезла необходимость контроля за уровнем цен производителя (импортера) и взимаемых оптовиками надбавок в целях исполнения соответствующих требований законодательства. Многие, осознав это, задумались о необходимости указания в накладных соответствующей информации.
Действительно, теперь такая информация не нужна. Ранее она требовалась покупателюдля контроля общего уровня оптовой надбавки, взимаемой всеми посредниками, которая была ограничена 20 %, независимо от их количества, а также для правильного формирования розничных цен в случаях, когда на них распространялось ограничение размера торговых надбавок. Теперь такие ограничения в большинстве случаев сняты. Соответственно любая организация может применять любую надбавку, причем не к цене производителя (импортера), а просто к цене приобретения.
Некоторые могут усомниться в законности такого способа формирования цены, но он вполне законен. Теперь, когда в большинстве случаев все ограничения в сфере ценообразования сняты, это вполне допустимо и ничто не запрещает определять цену свободно, учитывая лишь конъюнктуру рынка. Данный способ является не просто допустимым – он единственно правильный, так как любые иные способы потребуют дополнительных затрат и будут лишь увеличивать цену товара, в чем нет никакого экономического смысла.
У субъектов предпринимательства могут возникнуть определенные вопросы в отношении приобретения товаров по цене импортера. В последнее время сложилась практика, когда покупатели отдают предпочтение покупке товаров у импортеров, а для государственных предприятий это приобрело в определенной степени обязательный характер.
По мнению автора, оценку необходимо давать именно уровню цены закупаемой продукции, а не тому, является эта цена ценой импортера или оптовика-посредника. Не исключено, что вторая по тем или иным причинам может оказаться ниже. Причины могут быть различны: и применяемые скидки, и экономия на доставке, и многие другие факторы.
Механизм ценообразования в скором времени будет упрощен
Многие вопросы, возникающие у субъектов торговли, связаны с тем, что Указ № 285*, который и предусматривал большинство специальных требований в области порядка формирования и применения цен (ограничение надбавок, обоснование цен (тарифов) и т.д.), в настоящее время утратил силу. Однако пока продолжает действовать в прежней редакции Инструкция о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденная постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 (далее – Инструкция).
__________________________
* Указ Президента РБ от 19.05.1999 № 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь".
В частности, Инструкция предусматривает механизм формирования цен с применением отпускных цен и надбавок.
Так, торговые организации, осуществляющие оптовую торговлю товарами несобственного производства, приведенными в приложении 1к Инструкции, взимают оптовую надбавку к отпускным ценам, сформированным в соответствии с Инструкцией, в размере не более 20 % независимо от количества участвующих торговых организаций, за исключением сельскохозяйственной продукции, если законодательством не установлено иное (п. 21 Инструкции). Розничные цены на товары, реализуемые субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими розничную торговлю (далее – организации розничной торговли), определяют путем суммирования:
– отпускных (закупочных) цен;
– торговой надбавки, взимаемой к отпускной (закупочной) цене, в размере, определяемом с учетом конъюнктуры рынка (исключение составляют товары, приведенные в приложении 1 к Инструкции).
При приобретении товаров на территории Республики Беларусь у торговой организации, осуществляющей оптовую торговлю, торговую надбавку взимают с учетом оптовой надбавки (п. 25 Инструкции).
Однако на сегодняшний день нет никакой необходимости в использовании такого усложненного механизма формирования цены на товары, которые не регулирует государство. В таких случаях применяемая организацией цена никак не зависит от цены, по которой этот товар был отчужден прежними продавцами, так как не нужно вести контроль за уровнем цен в целях соблюдения ограничений. Таких ограничений просто нет.
Отметим, что Советом Министров и Нацбанком РБ 28 февраля 2011 г. принято постановление № 251/6. Им утвержден перечень мероприятий по реализации положений Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" (далее – Директива № 4). Среди мероприятий в указанном постановлении в ближайшее время планируется признать утратившей силу Инструкцию.
Информацию о ценах нужно вносить в накладную по согласованию продавца и покупателя
В любом случае именно стороны договора должны решать, какие документы и информацию они будут передавать друг другу при заключении договора и его исполнении. То есть этот вопрос нужно решить на уровне договорных отношений.
Что же касается непосредственно вопроса заполнения накладных, то вывод о всеобщей обязательности указания в накладной информации об отпускной цене и уровне надбавок всегда был неверным. Иными словами, обязательность указания такой информации в накладных отсутствовала и ранее, а не исчезла с либерализацией законодательства о ценообразовании.
Обратимся к п. 16 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная" (утверждена постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192). В нем сказано, что гр. 11 "Примечание" предназначена для указания необходимой организациям информации, связанной с формированием цены (отпускной цены, процента оптовой (торговой) надбавки (скидки), ставки и суммы налога с продаж и иной информации).
В рассматриваемой норме речь идет об указании информации, необходимой организациям, а не о необходимости указания информации. Иными словами, данная норма не устанавливает юридической обязанности. Необходимость указания той или иной информации следует определять в каждом конкретном случае самой организации, что никак не нужно отождествлять с обязанностью организации.
Иногда высказывают другие мнения, отличные от рассмотренного, вплоть до того, что неуказание информации о ценах следует относить к административному правонарушению, которое повлечет взыскание штрафа. По мнению автора, такая позиция неверна и юридически не обоснована. Ведь накладная – это, в первую очередь, первичный учетный документ, т.е. документ, подтверждающий факт совершения хозяйственной операции, а не документ о ценах. Графа "Примечание" является дополнительной и не имеет прямого отношения к совершенной хозяйственной операции. Разумеется, что и ответственность, установленную законодательством, следует применять за невыполнение требований по оформлению первичного документа, т.е. неверное указание (неуказание) той информации, которая имеет непосредственное отношение к хозяйственной операции, а не за неверное указание информации, связанной с исполнением требований законодательства о ценообразовании.
Именно поэтому применение административной ответственности за нарушение порядка составления (оформления) первичных учетных документов при неуказании или неверном указании в накладных информации о ценах было спорным даже тогда, когда ее указание носило обязательный характер.
За неуказание в первичных учетных документах сведений, предусмотренных законодательством, к административной ответственности не привлекают
В заключение отметим, что на сегодняшний день применение ответственности в соответствии со ст. 23.17 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП) приостановлено. В связи с этим вести речь о ее применении вообще нет никаких оснований.
 
Справочно: неуказание в товарных, товарно-транспортных накладных, платежных инструкциях и других первичных учетных документах сведений, предусмотренных законодательством, и (или) указание в них недостоверных сведений влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 5 % суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в этих документах (ст. 23.17 КоАП).
 
Требование о приостановлении привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 23.17 КоАП до вступления в силу Закона о внесении соответствующих изменений в Кодекс РБ об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс РБ об административных правонарушениях, содержится в подп. 5.6 п. 5 Директивы № 4.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.