Необходимо ли в накладных указывать информацию об уровне применяемых надбавок?

Юрий Веремейко, юрист

В последнее время вопрос, вынесенный в название нижеприведенной статьи, приобрел особую актуальность. Вызвано это существенным изменением законодательства о ценообразовании. Автор считает, что в настоящее время информацию об уровне применяемых надбавок в накладную вносить не нужно. С его мнением мы знакомим читателей, но сразу отметим, что оно не распространяется на товары, уровень цен на которые контролирует государство.

С отменой ограничений уровня надбавок исчезла необходимость контроля за уровнем цен производителя (импортера) и взимаемых оптовиками надбавок в целях исполнения соответствующих требований законодательства. Многие, осознав это, задумались о необходимости указания в накладных соответствующей информации.
Действительно, теперь такая информация не нужна. Ранее она требовалась покупателюдля контроля общего уровня оптовой надбавки, взимаемой всеми посредниками, которая была ограничена 20 %, независимо от их количества, а также для правильного формирования розничных цен в случаях, когда на них распространялось ограничение размера торговых надбавок. Теперь такие ограничения в большинстве случаев сняты. Соответственно любая организация может применять любую надбавку, причем не к цене производителя (импортера), а просто к цене приобретения.
Некоторые могут усомниться в законности такого способа формирования цены, но он вполне законен. Теперь, когда в большинстве случаев все ограничения в сфере ценообразования сняты, это вполне допустимо и ничто не запрещает определять цену свободно, учитывая лишь конъюнктуру рынка. Данный способ является не просто допустимым – он единственно правильный, так как любые иные способы потребуют дополнительных затрат и будут лишь увеличивать цену товара, в чем нет никакого экономического смысла.

У субъектов предпринимательства могут возникнуть определенные вопросы в отношении приобретения товаров по цене импортера. В последнее время сложилась практика, когда покупатели отдают предпочтение покупке товаров у импортеров, а для государственных предприятий это приобрело в определенной степени обязательный характер.

По мнению автора, оценку необходимо давать именно уровню цены закупаемой продукции, а не тому, является эта цена ценой импортера или оптовика-посредника. Не исключено, что вторая по тем или иным причинам может оказаться ниже. Причины могут быть различны: и применяемые скидки, и экономия на доставке, и многие другие факторы.

Механизм ценообразования в скором времени будет упрощен

Многие вопросы, возникающие у субъектов торговли, связаны с тем, что Указ № 285*, который и предусматривал большинство специальных требований в области порядка формирования и применения цен (ограничение надбавок, обоснование цен (тарифов) и т.д.), в настоящее время утратил силу. Однако пока продолжает действовать в прежней редакции Инструкция о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденная постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 (далее – Инструкция).
__________________________
* Указ Президента РБ от 19.05.1999 № 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь".

В частности, Инструкция предусматривает механизм формирования цен с применением отпускных цен и надбавок.

Так, торговые организации, осуществляющие оптовую торговлю товарами несобственного производства, приведенными в приложении 1к Инструкции, взимают оптовую надбавку к отпускным ценам, сформированным в соответствии с Инструкцией, в размере не более 20 % независимо от количества участвующих торговых организаций, за исключением сельскохозяйственной продукции, если законодательством не установлено иное (п. 21 Инструкции). Розничные цены на товары, реализуемые субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими розничную торговлю (далее – организации розничной торговли), определяют путем суммирования:

– отпускных (закупочных) цен;

– торговой надбавки, взимаемой к отпускной (закупочной) цене, в размере, определяемом с учетом конъюнктуры рынка (исключение составляют товары, приведенные в приложении 1 к Инструкции).

При приобретении товаров на территории Республики Беларусь у торговой организации, осуществляющей оптовую торговлю, торговую надбавку взимают с учетом оптовой надбавки (п. 25 Инструкции).

Однако на сегодняшний день нет никакой необходимости в использовании такого усложненного механизма формирования цены на товары, которые не регулирует государство. В таких случаях применяемая организацией цена никак не зависит от цены, по которой этот товар был отчужден прежними продавцами, так как не нужно вести контроль за уровнем цен в целях соблюдения ограничений. Таких ограничений просто нет.

Отметим, что Советом Министров и Нацбанком РБ 28 февраля 2011 г. принято постановление № 251/6. Им утвержден перечень мероприятий по реализации положений Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" (далее – Директива № 4). Среди мероприятий в указанном постановлении в ближайшее время планируется признать утратившей силу Инструкцию.

Информацию о ценах нужно вносить в накладную по согласованию продавца и покупателя

В любом случае именно стороны договора должны решать, какие документы и информацию они будут передавать друг другу при заключении договора и его исполнении. То есть этот вопрос нужно решить на уровне договорных отношений.

Что же касается непосредственно вопроса заполнения накладных, то вывод о всеобщей обязательности указания в накладной информации об отпускной цене и уровне надбавок всегда был неверным. Иными словами, обязательность указания такой информации в накладных отсутствовала и ранее, а не исчезла с либерализацией законодательства о ценообразовании.

Обратимся к п. 16 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная" (утверждена постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192). В нем сказано, что гр. 11 "Примечание" предназначена для указания необходимой организациям информации, связанной с формированием цены (отпускной цены, процента оптовой (торговой) надбавки (скидки), ставки и суммы налога с продаж и иной информации).

В рассматриваемой норме речь идет об указании информации, необходимой организациям, а не о необходимости указания информации. Иными словами, данная норма не устанавливает юридической обязанности. Необходимость указания той или иной информации следует определять в каждом конкретном случае самой организации, что никак не нужно отождествлять с обязанностью организации.

Иногда высказывают другие мнения, отличные от рассмотренного, вплоть до того, что неуказание информации о ценах следует относить к административному правонарушению, которое повлечет взыскание штрафа. По мнению автора, такая позиция неверна и юридически не обоснована. Ведь накладная – это, в первую очередь, первичный учетный документ, т.е. документ, подтверждающий факт совершения хозяйственной операции, а не документ о ценах. Графа "Примечание" является дополнительной и не имеет прямого отношения к совершенной хозяйственной операции. Разумеется, что и ответственность, установленную законодательством, следует применять за невыполнение требований по оформлению первичного документа, т.е. неверное указание (неуказание) той информации, которая имеет непосредственное отношение к хозяйственной операции, а не за неверное указание информации, связанной с исполнением требований законодательства о ценообразовании.

Именно поэтому применение административной ответственности за нарушение порядка составления (оформления) первичных учетных документов при неуказании или неверном указании в накладных информации о ценах было спорным даже тогда, когда ее указание носило обязательный характер.

За неуказание в первичных учетных документах сведений, предусмотренных законодательством, к административной ответственности не привлекают

В заключение отметим, что на сегодняшний день применение ответственности в соответствии со ст. 23.17 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП) приостановлено. В связи с этим вести речь о ее применении вообще нет никаких оснований.
 
Справочно: неуказание в товарных, товарно-транспортных накладных, платежных инструкциях и других первичных учетных документах сведений, предусмотренных законодательством, и (или) указание в них недостоверных сведений влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 5 % суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в этих документах (ст. 23.17 КоАП).
 
Требование о приостановлении привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 23.17 КоАП до вступления в силу Закона о внесении соответствующих изменений в Кодекс РБ об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс РБ об административных правонарушениях, содержится в подп. 5.6 п. 5 Директивы № 4.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 12 март 2011
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства – тавтология или необходимость?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Бухгалтерский учет

10

Об установлении норм расхода топлива на механические транспортные средства, су­да, машины, механизмы и оборудование

10

Государственное регулирование

19

О некоторых вопросах проезда обучающихся

19

О предельных значениях выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за 2010 год для субъектов малого предпринимательства

20

О методике расчета показателя по экономии ресурсов на 2011 год

20

Минфин РБ разъясняет

22

Об определении даты принятия товаров к бухгалтерскому учету

22

Комментарии

24

Разъясняем порядок расчета командировочных расходов

24

В отдельных случаях отчетность в Белгосстрах следует представлять за I и III кварталы, а не только за полугодие

29

При приобретении оборудования у резидентов стран, входящих в Таможенный союз, нужно исчислить НДС

32

С 1 апреля 2011 года перевозим товары по территории Российской Федерации по новым правилам

34

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА   

36

ВОПРОС – ОТВЕТ

37

мнения специалистов

46

Необходимо ли в накладных указывать информацию об уровне применяемых надбавок?

46

СОБЫТИЯ. ПОДРОБНОСТИ

48

Бухгалтерию упростили

48

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

В 2011 году при реализации товаров применение нулевой ставки НДС не зависит от поступления оплаты

50

Для своевременного расчета НДС важно правильно определить дату отгрузки

56

В сфере культуры с 1 января 2011 года действуют новые налоговые льготы

58

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

65

Оплата платежными требованиями: плюсы и минусы таких расчетов

65

РЕКЛАМА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ.  курсы

66

У ВАС ПРОВЕРКА

70

При проверке органы финансовых расследований используют полномочия налоговых и правоохранительных структур

70

советы юриста

77

Особенности взыскания процентов за пользование коммерческим зай­мом и чужими денежными средствами

77

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

81

В отдельных сферах деятельности в 2011 году предоставлены льготы по налогу на прибыль и НДС

81

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

83

Вознаграждения членам наблюдательного совета, кроме представителей государства, хозяйственного общества относят на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли

83

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

85

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 марта 2011 года

85

Об индексе потребительских цен за февраль 2011 года

86

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы

86

Комментарий о порядке индексации доходов населения за февраль 2011 года

86

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КАЛЕНДАРЬ

87

О рабочем времени во II квартале 2011 го­да

87

О переносе рабочего дня с понедельника 7 марта на субботу 12 марта 2011 года

90

КАТАЛОГ ПУБЛИКАЦИЙ 2011 ГОДА

91

РЕКЛАМА  

111

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 15 по 18 марта 2011 года

112