Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Оплата платежными требованиями: плюсы и минусы таких расчетов

Валентина Куриленко, экономист

В Республике Беларусь широко используют расчеты платежными требованиями. Какие вопросы могут возникнуть у организации с обслуживающими банками и как их решить без проблем, читайте в предлагаемой публикации.

АКЦЕПТНАЯ ФОРМА РАСЧЕТОВ ПЛАТЕЖНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ АКТУАЛЬНА

Порядок осуществления безналичных расчетов в белорусских рублях и иностранной валюте в форме банковского перевода на территории Республики Беларусь определен в Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66 (с изменениями и дополнениями) (далее – Инструкция № 66).
Платежное требование – платежная инструкция, содержащая требование получателя денежных средств к плательщику об уплате определенной суммы денежных средств через банк. При проведении расчетов посредством платежных требований используют акцептную или безакцептную форму расчетов.
 

Все материалы вы можете найти в свежих номерах журнала Главный Бухгалтер

Еще материалы по теме форма платежного поручения



Под акцептом понимают предварительное согласие плательщика, выраженное в форме заявления на акцепт и содержащее инструкцию банку-отправителю исполнить платежное требование в день его поступления в банк-отправитель. Такую форму расчетов используют при расчетах за отгруженные товары, работы и услуги (в иных случаях – по усмотрению сторон) и устанавливают в договоре между бенефициаром и плательщиком.

В заявлении на акцепт должны быть указаны: наименование плательщика и номер счета, с которого будут производить оплату платежных требований, наименование бенефициара, номер и дата заключенного договора, по которому предполагают оплату платежных требований в день их поступления, расходы по переводу (на чей счет относят вознаграждение (плату)), иная информация по договоренности с банком (п. 69 Инструкции № 66). Заявление могут составлять на каждого бенефициара или на нескольких бенефициаров, на каждый заключенный договор или на несколько договоров. Срок действия заявления плательщик определяет самостоятельно. Форму заявления на акцепт банки разрабатывают самостоятельно с учетом наличия в нем обязательных реквизитов.

Приводим пример такой формы.
 
 
Такая форма расчетов хороша своевременным получением оплаты

Данная форма расчетов очень удобна для получателей денежных средств (бенефициаров, взыскателей), поскольку она дает возможность при наличии достаточной суммы на счете плательщика своевременно получить оплату за отгруженную продукцию, оказанные работы и услуги.
 
Важно! Однако, если на счете плательщика денежных средств недостаточно, платежное требование оплачивают в пределах остатка средств на счете. В данном случае в платежном требовании первоначальную сумму зачеркивают и рядом проставляют сумму, в которой платежное требование подлежит оплате. При отсутствии денежных средств на счете банк производит возврат платежных требований. В таком случае на счет бенефициара не поступают денежные средства даже при наличии предварительного акцепта. Бенефициар для обеспечения поступления средств за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги вынужден снова предъявлять платежное требование в банк для взыскания долга. Это отрицательный момент для бенефициара.

Рациональное предложение: если важно мнение представителей бенефициара, то хотелось бы, чтобы такое платежное требование в течение 5 дней находилось в картотеке плательщика и только потом возвращалось банкомполучателем взыскателю средств.

Как такую форму расчетов оценивают плательщики?

С одной стороны, при постоянном наличии достаточных для расчетов средств на счетах плательщика ему не нужно следить за своевременностью расчетов с поставщиками и суммы средств, взыскиваемые посредством платежных требований, списывают со счета автоматически, не создавая проблем с кредиторами по вопросам своевременности погашения долга. Но, с другой стороны, при недостаточности средств на счете такие платежные инструкции доставляют немало хлопот плательщикам и служат причиной выяснения отношений с банком.

Ситуация

21 февраля 2011 г. в 12.00 в банк поступило платежное требование на взыскание с ОДО "Фокус" суммы за пользование водой в размере 1 млн. руб. На расчетном счете необходимые для оплаты средства отсутствуют. В 15.00 на счет поступила выручка в размере 100 млн. руб. У предприятия задолженность по заработной плате – 100 млн. руб. В 15.05 в электронном виде в банк направлены платежное поручение и список на перечисление заработной платы на карт-счета работников в сумме 100 млн. руб. Данное поручение не оплачивают в связи с недостаточностью средств на счете, так как по требованию списан 1 млн. руб за воду и на счете осталось 99 млн. руб. вместо необходимых 100 млн. руб. Клиент предъявил претензию банку, что в первую очередь должно быть оплачено платежное поручение на перечисление заработной платы, так как это более значимый платеж. Но банк не спешит выполнять распоряжение клиента.

Правильно ли поступает банк?

Мнение банка: поскольку существует акцепт на оплату платежного требования, то оно должно быть оплачено ранее, чем платежное поручение на перечисление заработной платы.

Мнение организации: поскольку банк не информирует организацию о поступлении платежных требований и она не знала о принятииплатежного требования к исполнению, то в первую очередь должно быть оплачено платежное поручение на перечисление средств на оплату труда, а платежное требование должно быть возвращено, так как на момент поступления его в банк на счете отсутствовали денежные средства.

Анализ ситуации: по сути, правы и банк, и организация, поскольку Инструкцией № 66 четко не определен порядок списания средств платежными требованиями с акцептом в том случае, если в течение дня поступают средства на счет, и в том случае, если эти средства есть на счете в момент принятия к исполнению платежного требования и одновременного поступления в банк платежного поручения (платежи второй очереди). Почему бы банку не информировать клиента о принятии к исполнению платежного требования? Это улучшило бы ситуацию, но не решило бы до конца эту проблему. Далее, поскольку это платежи второй очереди, хотелось бы, чтобы имеющимися на счету клиентасредствами распоряжался сам клиент, а не работники банка. В данной ситуации логичнее было бы в первую очередь оплатить задолженность по оплате труда, а платежное требование за воду возвратить из-за отсутствия средств на счете.

БЕССПОРНЫЙ ПОРЯДОК СПИСАНИЯ СРЕДСТВ

Бесспорный порядок списания средств означает списание средств со счетов клиентов платежным требованием без акцепта, т.е. без их согласия. Данный порядок предусматривает списание средств на основании исполнительных документов в случаях, предусмотренных законодательством РБ. В качестве исполнительных документов рассматривают:
– исполнительные надписи нотариусов;

– постановления, приказы и иные исполнительные документы хозяйственных судов;

– решения (распоряжения) уполномоченных государственных органов;

– решения банков, уполномоченных производить списание денежных средств в бесспорном порядке;

– копии постановлений о наложении административного взыскания.

При оформлении платежных требований на основании исполнительных документов к платежному требованию должен быть приложен исполнительный документ, по которому не истек срок, и сумма должна соответствовать сумме, подлежащей взысканию по исполнительному документу. Кроме того, в платежном требовании должна быть ссылка на указание исполнения: "Без акцепта".

При отсутствии (недостаточности) денежных средств на текущем счете юридического лица приему в картотеку к внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок" подлежат платежные инструкции в белорусских рублях, платежи по которым подлежат исполнению в соответствии с законодательством вне очереди и в первую очередь, платежные поручения в иностранной валюте, оформленные на перечисление денежных средств в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

Законодательством установлено 2 критерия, по которым определяют возможность бесспорного списания средств с того или иного счета:

1) данный счет предназначен для учета денежных средств, которыми плательщик вправе распоряжаться;

2) списание средств не противоречит режиму счета, установленному законодательными актами.

С 1 января 2010 г. расчетные документы, помещенные в картотеку, хранят там 6 месяцев (п. 110 Инструкции № 66). Расчетные документы, находящиеся в картотеке, могут быть отозваны в полной сумме или частично по письменному заявлению плательщика, а платежные требования – по письменному заявлению взыскателя либо по решению суда.

ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ПЛАТЕЖНЫХ ИНСТРУКЦИЙ

Платежные инструкции могут быть оформлены на бумажном носителе либо в электронном виде. Платежные инструкции, поступающие в банк в электронном виде, должны быть заверены электронной цифровой подписью или другими средствами, подтверждающими достоверность и целостность сообщений. Предусмотрена также возможность создания клиентом и передачи платежных требований с акцептом в электронном виде. Платежные требования при безакцептной форме инкассо представляют в банк в 3 экземплярах. Первый экземпляр должен быть заверен подписями и печатью взыскателя и передан в банк вместе с исполнительным документом.

Платежное требование представляют в банк в течение 10 календарных дней со дня его выписки (день выписки в расчет не принимают)с реестром, оформленным в 2 экземплярах (п. 60 Инструкции № 66).

ПРИМЕНЯЕМАЯ ОЧЕРЕДНОСТЬ ПЛАТЕЖЕЙ

В порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденный Указом Президента РБ от 29.06.2000 № 359, внесены существенные изменения Указом Президента РБ от 22.07.2010 № 383. Данные изменения вступили в силу с 1 октября 2010 г. До 1 октября 2010 г. действовало 4 группы платежей, а с 1 октября их осталось только 3:

– платежи вне очереди;

– платежи в первоочередном порядке;

– платежи во вторую очередь.

Платежи в пределах одной и той же очереди следует производить в порядке календарногопоступления расчетных документов в банк плательщика, за исключением:

– платежей по исполнительным документам судов, предмет иска по которым относят:

к внеочередным платежам, – исполняют в первоочередном порядке внеочередных платежей;

к платежам первой очереди, – исполняют в первоочередном порядке платежей первой очереди;

к платежам второй очереди, – исполняют в первоочередном порядке платежей второй очереди;

– платежей второй очереди, по которым юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели вправе самостоятельно определять порядок оплаты расчетных документов.

ВЫВОДЫ

Из всего сказанного можно сделать вывод, что оплата платежными требованиями с акцептом, по мнению плательщиков и получателей средств, – удобная форма, но требует совершенствования:

1) платежное требование в связи с отсутствием или недостаточностью средств на счете плательщика, хотелось бы, чтобы помещалось в картотеку и находилось там какое-то время, так как акцепт существует, а средств недостаточно или они отсутствуют;

2) банк должен информировать плательщика о принятии к исполнению платежного требования, чтобы плательщик мог по своему усмотрению использовать предоставленную ему возможностью определять порядок оплаты расчетных документов второй группы;

3) если вопросы оплаты платежных требований с акцептом невозможно в ближайшее время изменить и закрепить в законодательном порядке, то необходимо дать возможность банкам в договорах на обслуживание учесть мнение клиента о предоставлении ему необходимой информации о порядке оплаты платежных требований с акцептом.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.