Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

При проверке органы финансовых расследований используют полномочия налоговых и правоохранительных структур

Александр Денисевич, начальник отдела правового обеспечения деятельности органов финансовых расследований КГК РБ

Наиболее широкие полномочия при осуществлении проверочных мероприятий по сравнению с другими контролирующими органами имеют органы финансовых расследований. В своей деятельности они руководствуются нормами налогового законодательства и законодательства, предусмотренного для правоохранительных органов. В статье, предлагаемой вниманию читателей, рассмотрены наиболее проверяемые этими органами вопросы: незаконная предпринимательская деятельность и применение документов, не соответствующих действительности, а также основные признаки таких нарушений.

ОРГАНЫ ФИНАНСОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ МОГУТ НЕ ТОЛЬКО ПРОВЕСТИ НАЛОГОВУЮ ПРОВЕРКУ, НО И ПРИВЛЕЧЬ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Органы финансовых расследований (далее – ОФР), в частности, наделены правом:

– осуществлять оперативно-розыскную деятельность;
– проводить проверки (ревизии) деятельности государственных органов, других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, иных граждан (далее – организации);
– привлекать к участию в проверках (ревизиях) в установленном порядке должностных лиц иных правоохранительных, контролирующих органов, а также специалистов (экспертов) других государственных органов и иных организаций;
– требовать и получать от должностных лиц и других граждан необходимые сведения (документы) и объяснения, относящиеся к проверяемой деятельности, назначать проведение инвентаризаций имущества, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, товарно-материальных ценностей и денежных средств;
– получать от Нацбанка РБ, иных банков и небанковских кредитно-финансовых организаций отчетную, бухгалтерскую и статистическую информацию, сведения о банковских операциях, состоянии счетов, а также справки и копии документов по банковским операциям и расчетам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных граждан по находящимся в производстве органов финансовых расследований материалам и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;
– выносить обязательные для исполнения решения о приостановлении операций по счетам в банке или небанковской кредитно-финансовой организации в случае:

представления документов, содержащих недостоверную информацию о деятельности организации;

непредставления (отказа в представлении) для проведения проверочных мероприятий деклараций и (или) документов бухгалтерского и (или) налогового учета, специальных разрешений (лицензий), иных документов (сведений), связанных с финансово-хозяйственной деятельностью;
выявления фактов неуплаты или неполной уплаты суммы налога, сбора (пошлины) либо получения средств от занятия запрещенной деятельностью или от осуществления деятельности без соответствующего специального разрешения (лицензии), когда его получение обязательно, а также от предпринимательской деятельности, осуществляемой без государственной регистрации.
Решение о приостановлении операций по счетам в банке или небанковской кредитнофинансовой организации принимает начальник органа финансовых расследований или его заместитель;

– выносить в установленном порядке решения о взыскании налогов и других обязательных платежей в бюджет с последующей передачей их в налоговые органы для исполнения;

– вносить в установленном порядке лицензирующим органам представления об аннулировании (приостановлении действия) специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности.

Право на вышеуказанные действия предоставлено ст. 14 Закона РБ от 16.07.2008 № 414-З "Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь" (далее – Закон № 414-З).

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ПРИМЕНЯЕМОЕ ОФР ПРИ ПРОВЕРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

В своей деятельности ОФР кроме Закона № 414-З руководствуются следующими законодательными актами:

1) Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510) – при проведении проверок.

Нормы Указа № 510 не применяют при осуществлении процессуальных действий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РБ (далее – УПК), оперативно-розыскной деятельности (абз. 4 п. 21 Указа № 510);

2) Законом РБ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее – Закон об ОРД) – при решении задач оперативно-розыскной деятельности.

Органы, осуществляющие оперативнорозыскную деятельность, имеют право собирать и изучать документы и сведения, которые характеризуют деятельность организаций; ходатайствовать при наличии достаточных оснований перед соответствующими контролирующими органами о проведении до возбуждения уголовного дела проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования (пп. 6 и 7 ч. 1 ст. 9 Закона об ОРД).

Перечень оперативно-розыскных мероприятий, включающий в т.ч. опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочную закупку, исследование предметов и документов, определен ст. 11 Закона об ОРД;

3) УПК – при осуществлении процессуальных действий.

Орган уголовного преследования в пределах своей компетенции вправе:

– требовать от соответствующих органов и должностных лиц по находящимся в его производстве материалам производства проверок (ч. 2 ст. 103 УПК);

– получать до возбуждения уголовного дела объяснения, образцы для сравнительного исследования, требовать дополнительные документы, производить осмотр места происшествия, экспертизы и т.д. (ч. 2 ст. 173 УПК);

4) Процессуально-исполнительным кодексом РБ об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) – при осуществлении процессуальных действий.

Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, имеет право:

– вызывать в порядке, установленном ПИКоАП, любое лицо для опроса или дачи заключения в качестве эксперта;

– производить осмотры и другие установленные ПИКоАП процессуальные действия; – требовать от физических и юридических лиц представления предметов, документов, в т.ч. информации, имеющих значение для дела;

– требовать проведения ревизий и проверок от соответствующих органов и должностных лиц (ч. 2 ст. 6.12 ПИКоАП).
 
Справочно: каждую из процедур, предусмотренных Указом № 510, УПК, Законом об ОРД и ПИКоАП, органы финансовых расследований осуществляют в установленном для них порядке, не подменяя одну другой, с учетом того, что многие из них проводят последовательно или одновременно.

ЗА НЕЗАКОННУЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДУСМОТРЕНА АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Предпринимательскую деятельность признают незаконной, если ее осуществляют:

1) без государственной регистрации;

2) без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (лицензия) обязательно;

3) с нарушением запретов, предусмотренных законодательными актами.

При незаконной предпринимательской деятельности применяют административную ответственность, предусмотренную ст. 12.7 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Одна из санкций – конфискация дохода, полученного от такой деятельности.
 
Справочно: под доходом от незаконной предпринимательской деятельности следует понимать всю сумму выручки в денежной или натуральной форме без учета затрат на ее получение. Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении.

Признаки законной предпринимательской деятельности определены Гражданским кодексом

Признаки предпринимательской деятельности содержит ст. 1 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК).

Так, ее осуществляют организации от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность. Она направлена на систематическое получение прибыли: от пользования имуществом; продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи; выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
 
Справочно: к предпринимательской деятельности не относят ремесленную деятельность; деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма; деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений; разовую реализацию физическими лицами на торговых местах на рынках и (или) иных местах, на которых торговля может осуществляться в соответствии с законодательством, произведенных, переработанных либо приобретенных ими товаров (за исключением подакцизных товаров, товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками), отнесенных к товарным группам, определенным законодательством.
 
Субъектами предпринимательской деятельности могут быть:

1) юридические лица.

К ним относят коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли и (или) распределение полученной прибыли между участниками в качестве основной цели своей деятельности (п. 1 ст. 46 ГК), некоммерческие организации (в случаях, предусмотренных законодательными актами) (п. 3 ст. 46 ГК).

Юридическое лицо считают зарегистрированным с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1).

Для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора, изменения и (или) дополнения, вносимые в устав юридического лица (учредительный договор), считают зарегистрированными с даты проставления штампа на таких изменениях и (или) дополнениях и внесения записи об их государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

2) физические лица.

К ним относят граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 22 ГК).

Основные признаки незаконной предпринимательской деятельности

Итак, предпринимательская деятельность становится незаконной, если:

1) ее осуществляют без государственной регистрации.

Под осуществлением предпринимательской деятельности без государственной регистрации следует понимать осуществление предпринимательской деятельности при отсутствии в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации или при наличии записи об исключении из него соответствующего юридического лица или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

2) происходит получение систематического дохода под видом оказания разовых услуг (работ).

При квалификации незаконной предпринимательской деятельности также существенное значение имеет характер направленности действий для систематического получения дохода.

В отдельных случаях продажа вещей (выполнение работ, оказание услуг) может не образовывать состав незаконной предпринимательской деятельности, если количество, ассортимент, объем выполненных работ или оказание услуг, иные обстоятельства не свидетельствуют о направленности на систематическое получение дохода. Не является предпринимательской деятельностью деятельность организации, не направленная на систематическое получение прибыли, в т.ч. выполнение работ или услуг, используемых для собственного потребления.

Доказательствами, подтверждающими факт занятия деятельностью, направленной на систематическое получение дохода, могут являться любые фактические данные, полученные в предусмотренном законом порядке, в частности: объяснения лиц, оплативших товары, работы, услуги; расписки в получении денежных средств; выписки из банковских счетов лица, в отношении которого ведется административный процесс; накладные; акты выполнения работ, оказания услуг; доказательства, подтверждающие размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи, закупку товаров и материалов, заключение договоров аренды помещений и др.;

3) если ее осуществляют без специального разрешения (лицензии).

Под осуществлением предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, следует понимать осуществление предпринимательской деятельности без получения специального разрешения (лицензии):

– до момента его получения;

– до наступления или по истечении срока его действия;

– при приостановлении, прекращении его действия;

– при его аннулировании;

– при осуществлении деятельности, не указанной в специальном разрешении (лицензии);

– в иных случаях постоянного или временного отсутствия специального разрешения (лицензии);

4) если ее осуществляют с нарушением правил и условий, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях).

Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), следует понимать осуществление предпринимательской деятельности при наличии специального разрешения (лицензии), но с нарушением предусмотренных в нем правил и условий осуществления видов деятельности.
 
Справочно: порядок лицензирования на территории Республики Беларусь регулируют Указ Президента РБ от 01.09.2010 № 450 и Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное данным Указом.

Пример 1

Высший Хозяйственный Суд РБ (далее – ВХС) в 2010 г. рассмотрел 7 жалоб правонарушителей на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные хозяйственным судом Витебской области по ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП.

Физические лица осуществляли незаконную предпринимательскую деятельность, связанную с заготовкой лома черных и цветных металлов. В большинстве случаев правонарушители задерживались правоохранительными органами при транспортировке заготовленных лома и отходов черных и цветных металлов. Указанными органами налагался арест как на предмет правонарушения, так и на транспортное средство, используемое для перевозки металла. В ходе административного процесса направлялись запросы в организации, занимающиеся скупкой металлолома. Из полученной от данных организаций информации следовало, что проверяемые лица неоднократно сдавали лом черных и цветных металлов и в течение длительного времени получали доход от данной деятельности. Хозяйственным судом Витебской области на указанных лиц были наложены административные взыскания в виде штрафа с конфискацией металла, дохода, а в отдельных случаях – и транспортных средств.

По результатам рассмотрения жалоб ВХС постановления хозяйственного суда Витебской области были оставлены без изменения.

Пример 2

УДФР проведены проверки ряда субъектов предпринимательской деятельности (ЧТУП "Ч", ЧТУП "Б", ИП Д.), оказывающих услуги по грузоперевозкам.

В ходе проверок установлено, что в период с января 2008 г. по июнь 2009 г. при выполнении внутриреспубликанских и международных автомобильных перевозок грузов данными юридическими лицами не было обеспечено проведение предрейсовых и иных медицинских осмотров водителей механических транспортных средств. Это было расценено проверяющими как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях) на право осуществления деятельности в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд).

Хозяйственным судом данные субъекты предпринимательской деятельности были признаны виновными в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 КоАП, и привлечены к административной ответственности в виде штрафа с конфискацией дохода от осуществления такой деятельности.

ДЕЙСТВИЯ С ТОВАРАМИ ПО ДОКУМЕНТАМ, ОФОРМЛЕННЫМ С НАРУШЕНИЯМИ, ВЛЕКУТ ПРИМЕНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Административная ответственность предусмотрена:

1) за приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировку, реализацию товаров в нарушение установленного законодательством порядка, т.е. без наличия сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов.

Напомним, что под сопроводительными документами, в частности, следует понимать: товарно-транспортную накладную формы ТТН-1, товарную накладную на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2, международную товарно-транспортную накладную "CMR", накладную (для внутреннего перемещения товара), расходно-приходную накладную (для внутреннего перемещения товара), инвойс, иные документы, если их наличие при совершении хозяйственной операции предусмотрено законодательством.

Оформление сопроводительных документов на товар, поставляемый из-за пределов Республики Беларусь, осуществляют в соответствии с международным законодательством и законодательством страны поставщика (отправителя) товара.

Лица, составившие и подписавшие первичные учетные документы, обеспечивают достоверность содержащихся в них данных (ст. 9 Закона РБ "О бухгалтерском учете и отчетности").

Важно! Нарушение порядка составления (оформления) документов (оформление не в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями, наличие описки, опечатки) не влечет недействительность документов;
 
2) за реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов КГК РБ.

Субъектами административного правонарушения по ч. 4 ст. 12.17 КоАП могут быть юридические лица или индивидуальные предприниматели.

Признаки документов, не соответствующих действительности

К документам, не соответствующим действительности, относят:

– подложные (поддельные, фиктивные) документы;

– документы, содержащие недостоверные, не соответствующие фактическим обстоятельствам сведения (например, о наименовании (позволяющем идентифицировать товар), о количестве товара);

– документы, не содержащие сведения о товаре, который сопровождается этими документами. Сведения, содержащиеся в документе, могут не соответствовать действительности полностью или в части. Не соответствующими действительности документами также являются первичные учетные документы (бланки строгой отчетности), приобретенные в нарушение установленного законодательством порядка у лиц, не имеющих права их реализовывать, приобретенные одним лицом, но фактически использованные другим лицом (не являющимся стороной по сделке, при совершении которой использован этот первичный учетный документ), аннулированные (недействительные) согласно информации из электронного банка данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и т.п.

Признаки приобретения товаров в нарушение установленного порядка

Приобретение товаров в нарушение установленного законодательством порядка заключается в следующем: собственник товара (лицо, им владеющее) во время обнаружения (выявления) правонарушения или по истечении разумного срока, установленного в письменном требовании уполномоченного должностного лица государственного органа в соответствии с законодательством (если такой срок законодательством не установлен, то в пределах разумного срока, указанного в письменном требовании должностного лица государственного органа):

1) не представил:

– документы, подтверждающие факт приобретения (поступления) товара;

– сопроводительные документы;

– документы, удостоверяющие качество (в случаях, определенных законодательством);

– достаточные доказательства, подтверждающие уважительность отсутствия требуемых документов;

2) представил документы, не соответствующие действительности.

Субъектом административного правонарушения в этом случае является собственник товара или лицо, владеющее товаром.

Признаки хранения товаров в нарушение установленного порядка

Правомерность принятия товара на хранение подтверждает договор хранения. Он должен быть заключен в письменной форме (ст. 777 ГК). Простая письменная форма считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем путем выдачи поклажедателю:

– сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного документа, подписанного хранителем;

– номерного жетона (номера);

– иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приема вещей на хранение предусмотрена законодательством либо является обычной для данного вида хранения.

Субъектом административного правонарушения по факту хранения товаров в нарушение установленного законодательством порядка является хранитель по договору хранения или лицо, у которого товар находится на хранении, если договор хранения не заключен.

Признаки использования товаров в производстве в нарушение установленного порядка

Использование товара в производстве в нарушение установленного законодательством порядка заключается в следующем: производитель (изготовитель, подрядчик, переработчик и т.п.) использовал в производстве новой вещи товар (сырье, комплектующие и т.п.):

1) без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях:

– документов, подтверждающих качество товаров;

– сопроводительных документов;

– документов, подтверждающих приобретение (поступление) товаров;

2) при наличии не соответствующих действительности документов.

Субъект административного правонарушения – производитель нового товара (работы, услуги).

Если товар предназначался для использования в производстве, но не был использован, имеет место приобретение товара в нарушение установленного законодательством порядка. Если в результате использования товара в производстве создана новая вещь, в т.ч. для собственного потребления, а другие материалы и комплектующие использованы с соблюдением установленного порядка, предметом административного правонарушения является товар, использованный в производстве в нарушение определенного законодательством порядка, а при невозможности его выделения – стоимость использованного товара.

Признаки транспортировки товаров в нарушение установленного порядка

Под транспортировкой товара в нарушение установленного законодательством порядка следует понимать транспортировку товара без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих качество товаров; сопроводительных документов; документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, а также в случае несоответствия действительности таких документов.

Субъект административного правонарушения – перевозчик либо собственник (иной законный владелец) товара, фактически осуществляющий его транспортировку или сопровождение при транспортировке. Нарушение порядка составления (оформления) товарно-транспортной накладной не образует состав административного правонарушения, если указанные в ней сведения о совершаемой хозяйственной операции соответствуют действительности.

Признаки реализации товаров в нарушение установленного порядка

Под реализацией товаров в нарушение установленного законодательством порядка понимают отчуждение товаров без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, а также в случае несоответствия действительности таких документов. Субъектом административного правонарушения считается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществивший отчуждение товара. Под реализацией следует понимать отпуск товара в реализацию, предложение товара для продажи, фактическую передачу товара покупателю.

Пример 3

В ходе проведения 27 сентября 2010 г. работниками МО УДФР внеплановой тематической оперативной проверки на автодороге "Гомель – Кобрин" по вопросам соблюдения действующего законодательства при перемещении товарно-материальных ценностей около 20 ч 35 мин на 293-м километре был остановлен для проверки грузовой автомобиль с полуприцепом. Данный автомобиль зарегистрирован за ЧТУП "Ю". Им управлял работник этого предприятия. При проведении осмотра автотранспортного средства установлен факт нахождения в полиэтиленовых ящиках клюквы свежей общим весом 20 т стоимостью 160 000 000 руб. Сопроводительные документы на груз на момент проведения проверки отсутствовали. По данному факту 27 сентября 2010 г. был составлен акт проверки.

Несмотря на представление 29 сентября 2010 г. представителем перевозчика всех необходимых сопроводительных документов, УДФР 7 октября 2010 г. в отношении ЧТУП "Ю" был составлен протокол по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 12.17 КоАП за транспортировку товара в нарушение установленного законодательством порядка без наличия сопроводительных документов.

Представитель предприятия в судебном заседании заявил, что все необходимые документы на груз на момент транспортировки у водителя имелись, находились в кабине автомобиля и не были представлены по небрежности водителя.

Так как доводы предприятия в полном объеме опровергались материалами дела, хозяйственным судом было вынесено постановление о наложении административного взыскания с конфискацией товарно-материальных ценностей. ВХС было отказано в удовлетворении жалобы ЧТУП "Ю" на указанное постановление хозяйственного суда.

Пример 4
Работниками УДФР проведена внеплановая оперативная тематическая проверка магазина ЧТУП "С", в ходе которой установлен факт реализации мобильных телефонов на сумму 5,3 млн. руб. по договорам комиссии и товарным ярлыкам, содержащим недостоверные, не соответствующие фактическим обстоятельствам сведения о лицах, сдавших вышеуказанные телефоны на комиссию (заключивших договоры комиссии), – комитентах.

При рассмотрении дела об административном правонарушении по ч. 4 ст. 12.17 КоАП в отношении ЧТУП "С" хозяйственным судом было установлено, что граждане, указанные в договорах комиссии как комитенты, в торговый объект предприятия с целью продажи телефонов никогда не обращались, договоры комиссии не заключали (подписи в них не проставляли), в пользовании, владении или распоряжении таких телефонов не имели.

Представитель ЧТУП "С" вину в совершении административного правонарушения не признал, так как указание в договорах комиссии паспортных данных граждан, не сдававших телефонов на комиссию, произошло по причине загруженности на работе и невнимательности продавца-консультанта, которому был объявлен выговор.

Кроме того, в судебном заседании были заслушаны свидетели со стороны предприятия, которые представили коробки от мобильных телефонов и утверждали, что арестованные мобильные телефоны принадлежат им. Однако они не представили оформленные договоры комиссии и не смогли вспомнить, подписывали ли их.

На основании изложенного хозяйственный суд пришел к выводу о наличии в действиях ЧТУП "С" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 12.17 КоАП, и наложил на предприятие административный штраф с конфискацией товара.

ВХС данное постановление хозяйственного суда было оставлено без изменения.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.