Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Оффшорный сбор в контексте законодательства Республики Беларусь

Нехай Н.

В системе взаимоотношений "клиент – банк" особое место занимает вопрос, связанный с уплатой оффшорного сбора. Юридические лица обязаны в полном объеме в установленные сроки уплачивать его.
Оффшорный сбор относят к республиканским налогам, сборам (пошлинам) (ст. 8 Общей части Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
Несоблюдение законодательства об оффшорном сборе влечет для юридических лиц достаточно серьезные экономические санкции. Автор настоящей статьи кратко остановится на основных положениях, рассмотрев отдельные из них на практических ситуациях.

 

Кто обязан уплачивать оффшорный сбор?


Плательщиками оффшорного сбора признают белорусские организации и белорусских индивидуальных предпринимателей (далее – резиденты РБ) (ст. 231 НК).

В каких случаях необходимо уплачивать оффшорный сбор?

Объектами обложения оффшорным сбором являются:

1) перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне;
2) исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом РБ, зарегистрированным в оффшорной зоне, кроме случаев исполнения нерезидентом встречного обязательства путем перечисления на счет резидента РБ денежных средств;
3) переход в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент РБ и нерезидент, зарегистрированный в оффшорной зоне (ст. 232 НК).

Перечень оффшорных зон – государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях, утвержден Указом Президента РБ от 25.05.2006 № 353.
Рассмотрим практическую ситуацию, позволяющую определиться с объектом сбора.
 
Ситуация 1

Резидент получил заем от нерезидента, не являющегося резидентом оффшорной зоны. Резидент возвращал заем не займодавцу, а иному лицу, зарегистрированному в оффшорной зоне, после приобретения данным нерезидентом прав займодавца на основании договора уступки требования по договору займа.

Следует ли в этом случае уплачивать оффшорный сбор?

Оффшорный сбор уплачивать не нужно.

От обложения оффшорным сбором освобождают перечисление денежных средств в целях возврата резидентами РБ денежных средств, полученных от нерезидентов РБ в качестве кредитов и займов, процентов за пользование ими, а также ранее полученных от нерезидентов РБ денежных средств по иным основаниям в соответствии с законодательством РБ или договором (подп. 1.3 п. 1 ст. 233 НК).

Право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. Должник вправе выдвигать против требования нового кредитора возражения, которые он имел против первоначального кредитора к моменту получения уведомления о переходе прав, по обязательству к новому кредитору (ст. 355, 357 Гражданского кодекса РБ).

Как определить налоговую базу для исчисления оффшорного сбора?

Налоговую базу оффшорного сбора определяют:

– при перечислении денежных средств – исходя из суммы перечисляемых денежных средств;

– исполнении обязательства в неденежной форме либо переходе в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательствах – исходя из цены договора, из которого вытекают указанные обязательства.

Если обязательство в неденежной форме исполняют поэтапно, налоговую базу определяют исходя из объема исполненного резидентом РБ обязательства.

При переходе в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве налоговую базу рассчитывают исходя из переданного объема имущественных прав и (или) обязанностей.

Ставку оффшорного сбора устанавливают в размере 15 % (ст. 232 НК).

В каких случаях оффшорный сбор не взимают?

От обложения оффшорным сбором освобождается перечисление денежных средств:

1) государственными органами и государственными организациями, подчиненными Правительству РБ, в соответствии с обязательствами Республики Беларусь перед международными организациями, по межгосударственным и межправительственным договорам;

2) направляемых банками РБ в пользу нерезидентов – владельцев международных систем рас­четов с использованием банковских пластиковых карточек VISA, MasterCard и American Express, зарегистрированных в оффшорных зонах и (или) имеющих счета в этих зонах, в соответствии с заключенными договорами с указанными нерезидентами (взносы, лицензионные пла­тежи, гаран­тийный депозит, платежи за оказание услуг по подготовке, предоставлению и сер­тификации прог­раммно-технических средств, иные платежи, связанные с участием в таких системах расчетов);

3) в целях возврата резидентами РБ денежных средств, полученных от нерезидентов в качестве кредитов и займов, процентов за пользование ими, а также ранее полученных от нерезидентов денежных средств по иным основаниям в соответствии с законодательством РБ или договором;

4) по договорам морской перевозки грузов и по договорам транспортной экспедиции при организации международных перевозок грузов морским транспортом;

5) в иных случаях по решению Президента РБ (ст. 233 НК).

Банки в отдельных случаях также могут быть освобождены от уплаты оффшорного сбора

От оффшорного сбора банки освобождаются при осуществлении ими от своего имени банковских операций в соответствии с договорами, заключенными данными банками с нерезидентами РБ,зарегистрированными в оффшорных зонах и (или) имеющими счета в этих зонах.

Исчерпывающий перечень банковских операций приведен в ст. 14 Банковского кодекса РБ. К банковским операциям относят:

– привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);

– размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

– открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц;

– открытие и ведение счетов в драгоценных металлах;

– осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и (или) юридических лиц, в т.ч. банков-корреспондентов;

– валютно-обменные операции;

– куплю-продажу драгоценных металлов и (или) драгоценных камней в случаях, предусмотренных законодательством РБ;

– привлечение и размещение драгоценных металлов и (или) драгоценных камней во вклады (депозиты);

– выдачу банковских гарантий;

– доверительное управление денежными средствами по договору доверительного управления денежными средствами;

– инкассацию наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;

– выпуск в обращение банковских пластиковых карточек;

– выдачу ценных бумаг, подтверждающих привлечение денежных средств во вклады (депозиты) и размещение их на счета;

– финансирование под уступку денежного требования (факторинг);

– предоставление физическим и (или) юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для банковского хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.);

– перевозку наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей между банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, их обособленными и структурными подразделениями, а также доставку таких ценностей клиентам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Как следует исчислять и уплачивать оффшорный сбор?

Сумму оффшорного сбора исчисляют как произведение налоговой базы и ставки оффшорного сбора (ст. 234 НК).

Оффшорный сбор уплачивают резиденты РБ до перечисления денежных средств в иностранной валюте, в которой осуществляется платеж, или белорусских рублях по официальному курсу, установленному Нацбанком РБ на дату их перечисления.

При исполнении обязательств в неденежной форме либо переходе в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательствах оффшорный сбор уплачивают не позднее дня, следующего за днем исполнения обязательств или перемены лиц в обязательствах, в иностранной валюте или белорусских рублях по официальному курсу, установленному Нацбанком РБ соответственно на дату исполнения этих обязательств резидентами РБ, на дату перемены лиц в обязательствах.

В случае если резидент РБ – должник не извещен на день перемены лиц в обязательствах о переходе к другому лицу прав кредитора, оффшорный сбор нужно уплачивать не позднее дня, следующего за днем, когда должник был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав, а при исполнении обязательства до такого уведомления – не позднее дня исполнения обязательства с учетом официального курса, установленного Нацбанком РБ соответственно на дату уведомления и дату исполнения обязательства.

При прекращении обязательств зачетом встречных однородных требований оффшорный сбор необходимо уплачивать не позднее дня, следующего за днем проведения зачета, с учетом официального курса, установленного Нацбанком РБ на дату зачета.

Суммы оффшорного сбора резиденты РБ включают в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (ст. 235 НК).
 
Ситуация 2

Клиент уплатил оффшорный сбор 1 апреля 2011 г. в белорусских рублях по официальному курсу доллара США, установленному Нацбанком РБ на эту дату (3 045 бел. руб.). Платеж на счет нерезидента, зарегистрированного в оффшорной зоне, клиент осуществляет 8 апреля 2011 г. Курс доллара США по состоянию на этот день – 3 055 бел. руб.

Должен ли банк контролировать правильность исчисления клиентом суммы оффшорного сбора в указанной ситуации и отказать в проведении платежа, если клиент недоплатил оффшорный сбор?

Должен.

Банки осуществляют перевод денежных средств, при перечислении которых подлежит уплате оффшорный сбор, только после уплаты резидентами РБ оффшорного сбора.

Таким образом, применение плательщиком при уплате оффшорного сбора курса иностранной валюты ниже курса, установленного Нацбанком РБ на дату перечисления денежных средств, не является уплатой оффшорного сбора в требуемой сумме. Перечисление денежных средств необходимо производить после уплаты оффшорного сбора в соответствии с законодательством.

В данном случае при платеже клиентом 10 000 долл. США оффшорный сбор составляет 1 500 долл. США. Клиент вправе заплатить его в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Нацбанком РБ на дату их перечисления. 1 апреля 2011 г. клиент уплатил оффшорный сбор по курсу 3 045 бел. руб. – 4 567 500 бел. руб. Однако на дату платежа официальный курс увеличился и составил 3 055 бел. руб. На 8 апреля 2011 г. от 10 000 долл. США клиент должен был уплатить оффшорный сбор в размере 4 582 500 бел. руб. Таким образом, клиенту необходимо доплатить 15 000 бел. руб.

Отчетные сроки

Налоговую декларацию (расчет) по оффшорному сбору представляют не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как должны действовать банки при перечислении оффшорного сбора?

Банки осуществляют перевод денежных средств, при перечислении которых подлежит уплате оффшорный сбор, только после уплаты резидентами РБ оффшорного сбора (п. 6ст. 234 НК).

Банки как агенты валютного контроля осуществляют контроль за проведением резидентами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) платежей в пользу нерезидента, зарегистрированного в оффшорной зоне, либо иного лица по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне, только после уплаты оффшорного сбора в случаях, определенныхзаконодательством (подп. 6.1 п. 6 Инструкции опорядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46 (далее – Инструкция № 46)).

Банк имеет право отказать клиенту в проведении валютной операции в случае непредставления им в банк платежного поручения об уплате оффшорного сбора при осуществлении валютной операции, требующей уплаты оффшорного сбора (подп. 28.4 п. 28 Инструкции № 46).

Банки осуществляют контроль в следующем порядке:

– если по местонахождению (юридическому адресу) нерезидента, указанному во внешнеэкономическом договоре, не представляется возможным определить, относится ли данное местонахождение (юридический адрес) к оффшорной зоне, банк обязан потребовать от клиента указания в платежной инструкции дополнительной информации о стране регистрации нерезидента. При отсутствии данной информации банк обязан истребовать от клиента документы, ее уточняющие (сертификат о регистрации нерезидента, выписку из торгового реестра места государственной регистрации, учредительные и иные документы);

– если по банковским реквизитам, указанным во внешнеэкономическом договоре, не представляется возможным определить, открыт ли счет нерезидента в банке, находящемся в оффшорной зоне, банк обязан потребовать от клиента указания в платежной инструкции дополнительной информации о стране регистрации банка-получателя (п. 32 Инструкции № 46).
 
Ситуация 3

Клиент подписал договор перевода долга (уступки требования) на сумму 2 500 000 долл. США. Платежи по данному договору клиент проводит не в полной сумме договора, а по частям: 1 марта 2011 г. – 500 000 долл. США, 10 марта 2011 г. – 500 000 долл. США, 25 марта 2011 г. – 500 000 долл. США, 1 апреля 2011 г. – 500 000 долл. США, 15 апреля 2011 г. – 500 000 долл. США. Оффшорный сбор уплачивает (с нарушением сроков) также по частям от суммы частичного платежа (500 000 долл. США) по договору перевода долга (уступки требования): 1 марта 2011 г. – 75 000 долл. США, 10 марта 2011 г. – 75 000 долл. США, 25 марта 2011 г. – 75 000 долл. США,1 апреля 2011 г. – 75 000 долл. США, 15 апреля 2011 г. – 75 000 долл. США.

Должен ли был банк 1 марта 2011 г. отказать клиенту-резиденту в проведении платежа в сумме 500 000 долл. США по договору перевода долга (уступки требования) по причине того, что клиент уплачивает оффшорный сбор не в полной сумме? Должен ли банк контролировать правильность исчисления клиентом суммы оффшорного сбора?

В ситуации, когда резидент РБ имеет денежное обязательство по договору купли-продажи перед кредитором, не зарегистрированным в оффшорной зоне, и последний производит уступку своего требования резиденту РБ, уведомляя его о необходимости осуществить исполнение денежного обязательства новому кредитору – нерезиденту РБ, зарегистрированному в оффшорной зоне, объект обложения оффшорным сбором, указанный в подп. 1.3 п. 1 ст. 232 НК, не возникает. При этом применительно к указанной ситуации оффшорный сбор подлежит уплате при исполнении обязательства (перечислении денежных средств) в связи с возникновением объекта, указанного в подп. 1.1 п. 1 ст. 232 НК с учетом положений п. 3 ст. 232 и п. 3 ст. 234 НК. Такой ответ содержит письмо МНС РБ от 22.06.2010 № 4-2-24/11596 "Об оффшорном сборе".
 
Ситуация 4

Субъект валютных операций – нерезидент перечислил субъекту валютных операций – резиденту задаток для участия в конкурсе на поставку оборудования. Конкурс не выиграл. Затем субъект валютных операций – нерезидент уступил право требования денежных средств в виде задатка резиденту оффшорной зоны.

Надо ли субъекту валютных операций – резиденту при возврате задатка резиденту оффшорной зоны уплатить оффшорный сбор?

Не надо.

Освобождается от обложения оффшорным сбором перечисление денежных средств в целях возврата резидентами РБ денежных средств, полученных от нерезидентов РБ в качестве кредитов и займов, процентов за пользование ими, а также ранее полученных от нерезидентов РБ денежных средств по иным основаниям в соответствии с законодательством РБ или договором (подп. 1.3 п. 1 ст. 233 НК).

Таким образом, возврат субъектом валютных операций – резидентом задатка резиденту оффшорной зоны не требует уплаты оффшорного сбора.

Какова ответственность банков и плательщиков – юридических лиц за нарушения?

Необходимо обратить внимание на ст. 11.32 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП). В ней установлена ответственность за осуществление банком или небанковской кредитно-финансовой организацией перевода денежных средств на счета нерезидентов РБ, с которых взимается оффшорный сбор, до уплаты данного сбора юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями – резидентами РБ – штраф на юридическое лицо в размере 15 % суммы перечисленных денежных средств.

Для юридических лиц ответственность за неуплату оффшорного сбора наступает в соответствии со ст. 13.6 "Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа" КоАП.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.