С 18 апреля в сфере импорта алкогольной продукции действуют новации

(Комментарий к отдельным положениям Декрета № 2)

Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела

Декрет Президента РБ от 11.04.2011 № 2 (далее – Декрет № 2):
– внес изменения и дополнения в Декрет Президента РБ от 29.02.2008 № 3 "О некоторых вопросах государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной продукции и табачных изделий" (далее – Декрет № 3);
– усовершенствовал порядок импорта алкогольной продукции.
Декрет № 2 вступил в силу с 18 апреля 2011 г.

 

Перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза (Беларуси, Казахстана и России) осуществляют с соблюдением ограничений, в т.ч. неэкономического или экономического характера (ст. 152 Таможенного кодекса таможенного союза).


Товары, к которым в настоящее время применяют запреты или ограничения на ввоз или вывоз государства – участники Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, определены, в частности, Единым перечнем товаров (далее – Единый перечень). Он утвержден решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19 "О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации".

Порядок импорта алкогольной продукции, действовавший до 18 апреля

В число товаров, подпадающих под ограничения экономического характера, входят товары, при импорте которых в Республику Беларусь установлено исключительное право. Они определены подразд. 2.26 разд. 2 Единого перечня и включают алкогольную продукцию (см. табл. 1).
 

 
Справочно: подобного рода ограничения применяют сегодня также:

– при импорте пресноводной рыбы, продуктов переработки рыбы и морепродуктов (Указ Президента РБ от 21.04.2010 № 194 "Об обеспечении внутреннего рынка республики рыбой и морепродуктами, продуктами их переработки");

– импорте табачного сырья и табачных изделий (Декрет Президента РБ от 18.10.2007 № 4 "О государственном регулировании импорта табачного сырья и табачных изделий и внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 28");

– экспорте минеральных или химических, калийных удобрений (Указ Президента РБ от 25.08.2005 № 398 "О совершенствовании экспорта калийных удобрений").
 
Порядок применения исключительного права в республике регулирует Декрет № 3. Его основные правила:

– исключительное право на осуществление импорта алкогольной продукции закреплено за государством;

– это право реализуют юридические лица – победители конкурсов на определение юридических лиц, обеспечивающих реализацию исключительного права государства на осуществление импорта алкогольной продукции;

– конкурсы проводит Минторг РБ в соответствии с Положением о проведении конкурсов на определение юридических лиц, обеспечивающих реализацию исключительного права государства на осуществление импорта алкогольной продукции, утвержденным Декретом № 3 (далее – Положение), не реже чем 1 раз в год.

Организует проведение конкурсов и определяет их победителей постоянно действующая межведомственная комиссия, председателем которой является заместитель Премьер-министра РБ. В состав этой комиссии входят представители Управления делами Президента РБ, Комитета государственного контроля, Министерства внутренних дел, Министерства по налогам и сборам, Министерства торговли, Министерства здравоохранения, Министерства экономики, Министерства финансов, Белорусского республиканского союза потребительских обществ, Комитета государственной безопасности, Белорусского государственного концерна пищевой промышленности "Белгоспищепром", Государственного таможенного комитета. Состав межведомственной комиссии утверждает Президент РБ;

– контроль за выполнением победителями конкурса обязательств по ввозу алкогольной продукции возложен на Минторг РБ.

Рассмотрим нововведения, предусмотренные Декретом № 2.

Сокращен перечень товаров, подпадающих под действие рассматриваемого ограничения

До 18 апреля т.г. исключительное право импорта распространялось фактически на всю алкогольную продукцию (см. выше), кроме алкогольной продукции, ввозимой на территорию Республики Беларусь организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов, а также для реализации в магазинах беспошлинной торговли.

С указанной даты перечень таких изъятий расширен. Определено, что это ограничение не распространяется также на следующие виды алкогольной продукции (см. табл. 2):
 
 
Усовершенствован порядок проведения конкурсов на определение юридических лиц, обеспечивающих реализацию исключительного права государства на осуществление импорта алкогольной продукции

Как и ранее, проведение конкурсов на определение юридических лиц, обеспечивающих реализацию исключительного права государства на осуществление импорта алкогольной продукции, будет осуществляться в соответствии с Положением, утвержденным Декретом № 3. Однако отдельные положения такого порядка Декрет № 2 изложил в новой редакции. Отметим некоторые из них.

1. Постоянно действующую межведомственную комиссию по организации и проведению конкурсов на определение юридических лиц, обеспечивающих реализацию исключительного права государства на осуществление импорта алкогольной продукции, будет возглавлять министр торговли.

Ранее данную комиссии возглавлял заместитель Премьер-министра РБ. Вместе с тем состав такой комиссии, как и ранее, будет определять Президент РБ с учетом того, что в нее должен быть дополнительно включен представитель Государственного комитета по стандартизации.

2. Перед началом проведения конкурса до сведения всех участников должна быть доведена информация не только о затратах на организацию и проведение конкурса, в т.ч. расходах, связанных с изготовлением и представлением участникам документации, необходимой для его проведения, порядке и сроках их возмещения, но также и о видах алкогольной продукции, право на осуществление импорта которой будет являться предметом конкурса.

3. Пунктом 5 вышеуказанного Положения определены категории лиц, которых не допускают к участию в конкурсе. В Декрете № 2 этот перечень дополнен:

– юридическими лицами, имеющими задолженность по уплате налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, в государственныецелевые бюджетные фонды, государственные внебюджетные фонды;

– юридическими лицами, списочная численность работников которых в среднем за период составляет менее 25 человек.

При этом под списочной численностью работников в среднем за период понимают численность работников юридического лица (включая филиалы, представительства и иные обособленные подразделения) за период, составляющий 6 календарных месяцев, предшествующих месяцупроведения конкурса, полученную путем суммирования средней численности работников, определяемой в установленном порядке, за все месяцы указанного периода и деления полученной суммы на число истекших месяцев;

– юридическими лицами, не имеющими специального разрешения (лицензии) на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, составляющей работой и услугой которого является оптовая торговля алкогольными напитками.

4. В Декрете № 2 также скорректирован перечень сведений, которые должны быть указаны в конкурсном предложении (см. табл. 3):
 
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 20 май 2011
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Налоговый учет затрат и внереализационных расходов: сплошные подводные камни, или как не оступиться бухгалтеру?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Государственное регулирование

9

О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 28 апреля 2008 г. № 17

9

Комментарий (Оценка государственных социальных стандартов в области торговли и общественного питания пересмотрена)

10

Валютное регулирование

13

О параметрах курсовой политики в 2011 году

13

Таможенное регулирование

14

О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1932

14

МНС РБ разъясняет

16

О налоге на прибыль

16

Госкомимущество РБ разъясняет

18

О применении норм Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2009 г. № 518

18

Нацбанк РБ разъясняет

20

О кодах ТН ВЭД

20

Комментарии

23

С 1 июня отменено государственное регулирование оплаты труда у большинства организаций

23

Выплату пособий по временной нетрудоспособности, назначаемых в связи с бытовой и производственной травмами, нужно производить за счет различных источников выплаты

27

Не на все выплаты начисляют взносы по государственному социальному страхованию

30

С 18 апреля в сфере импорта алкогольной продукции действуют новации

35

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА   

39

ВОПРОС – ОТВЕТ

40

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Распределение налоговых вычетов по НДС: в 2011 году произошли отдельные изменения (Окончание)

50

Организация приобрела у физического лица имущество: учтите при исчислении подоходного налога особенности 2011 года

53

Налоговые льготы и меры, не являющиеся налоговыми льготами: правила их применения организациями культуры

60

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

65

Работник обязан ставить в известность бухгалтерию о возникновении оснований для прекращения предоставления налоговых вычетов по подоходному налогу

65

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

68

Использование чистой прибыли и расходы на потребление в 2011 году – индивидуальный подход для организаций

68

мнения специалистов

76

Мал золотник, да может быть основным средством

76

У ВАС ПРОВЕРКА

79

Проверьте операции по прочему выбытию объектов: не во всех случаях следует исчислять НДС

79

советы юриста

89

Оффшорный сбор в контексте законодательства Республики Беларусь

89

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

94

В перечне работ, выполняемых при текущем и капитальном ремонте жилых и общественных зданий и сооружений, их модернизации, произошли изменения

94

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

98

страничка аудитора

99

Закону об аудите быть! Останутся ли аудиторы?

99

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

103

Затраты, учитываемые при налогообложении прибыли: необходим ли более детальный их перечень?

103

за рубежом

105

Технологии противоправных поглощений российских предприятий: схема поглощения бизнеса с использованием кредиторской задолженности

105

статистическая информация

109

Об утверждении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах марта 2011 г. в расчете на один месяц

109

события. подробности

110

Срочно переоформите документы, подтверждающие безопасность товаров

110

РЕКЛАМА

110

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 7 по 13 мая 2011 го­да

112