Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Оптимизация регулирования сферы строительства в 2018 году

Необходимость совершенствования строительной отрасли обусловлена вступлением в силу 26 февраля 2018 г. Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7).

На вопросы читателей о вновь принятом законодательном акте и грядущих изменениях в строительстве отвечала Петрушина Антонина Михайловна – начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Минстройархитектуры Республики Беларусь при проведении «Прямой линии» 25 января 2018 г. в редакции журнала «Главный Бухгалтер».

Предлагаем вашему вниманию отдельные ответы на поступившие вопросы по данной теме.

Белорусская организация имеет на балансе производственное здание, которое требует капитального ремонта.

Какие изменения следует учитывать заказчику и подрядчику при заключении договора на выполнение работ по капитальному ремонту здания после вступления в силу Декрета № 7?

Работы можно выполнять без получения разрешительной документации.

Строительные работы при капитальном ремонте |*| объектов можно выполнять на основании проектной документации без получения разрешительной документации, выдаваемой местными исполнительными и распорядительными органами.

* Дополнительная информация о соблюдении требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитальном ремонте) 

Важно! Юридические лица вправе приступить к выполнению работ при капитальном ремонте со дня, следующего за днем направления уведомления о проведении работ в органы государственного строительного надзора, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Исключение – объекты, по которым не предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

Капитальный ремонт объектов могут осуществлять собственники объектов либо с их письменного согласия субъекты хозяйствования, у которых объекты находятся на ином вещном праве или на основании гражданско-правового договора. Для выполнения таких работ не требуется наличие аттестата соответствия заказчика.

При капитальном ремонте заказчиками по выполнению работ могут выступать арендаторы, заключившие договор аренды с собственником.

Вышеприведенные положения изложены в подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7.

Какие изменения произойдут в порядке резервирования денежных средств на период действия гарантийного срока по объектам строительства?

Срок резервирования денежных средств сокращен до 2 лет.

С момента вступления в силу Декрета № 7 субъекты хозяйствования при осуществлении деятельности в области строительства будут резервировать денежные средства на специальном счете |*| сроком только на 2 года в размере 1,5 % стоимости выполненных на объектах строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения работ в целях устранения результата работ ненадлежащего качества.

* Основания для использования подрядчиком зарезервированных средств для устранения результата работ ненадлежащего качества  

Справочно: ранее было установлено, что подрядчик обязан предоставить заказчику, застройщику обеспечение исполнения своих обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения (гарантийный срок составлял 5 лет). Данные обязательства реализовывались путем резервирования на специальном счете средств (на период действия гарантийного срока эксплуатации объекта) в размере 1,5 % стоимости выполненных на объекте строительных, специальных, монтажных работ. Данный порядок был оговорен в подп. 1.14 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности».

Какие функции заказчика при осуществлении хозяйственной деятельности не подлежат передаче инженерной организации?

Перечень исключительных функций заказчика регламентирован.

Субъект хозяйствования вправе при оказании инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью оказывать заказчику весь комплекс инженерных услуг, включая получение разрешительной документации. Исключение – функции заказчика, которые не подлежат передаче инженерной организации:

– принятие решения о строительстве объекта;

– утверждение проектной документации;

– обеспечение финансирования объекта строительства и контроля за расходованием средств, направляемых на его финансирование;

– принятие решения о консервации незавершенного объекта строительства, о продлении срока строительства объекта;

– утверждение состава приемочной комиссии и акта приемки объекта строительства в эксплуатацию (подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7).

Какие особенности следует учитывать субъектам хозяйствования при заключении договоров на строительство объектов «под ключ»?

Генеральный подрядчик оказывает комплекс инженерных услуг, кроме технического надзора и функций заказчика.

При строительстве объектов «под ключ» субъект хозяйствования вправе оказывать заказчику весь комплекс инженерных услуг.

Справочно: под строительством объекта «под ключ» следует понимать осуществление генеральным подрядчиком по договору, заключенному на основании утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации, по договорной цене работ по получению исходной и разрешительной документации, проектированию, строительству, выполнению части функций заказчика по управлению строительством, пусконаладочных работ, работ по приемке объекта в эксплуатацию и передаче его заказчику.

При строительстве объектов «под ключ» генеральный подрядчик не вправе:

– осуществлять технический надзор за строительством;

– выполнять функции, которые относятся к исключительной компетенции заказчика и при выполнении которых не требуется получение аттестата соответствия заказчика (принятие решения о строительстве объекта; утверждение проектной документации; обеспечение финансирования объекта строительства и контроля за расходованием средств, направляемых на его финансирование; принятие решения о консервации незавершенного объекта строительства, о продлении срока строительства объекта; утверждение состава приемочной комиссии и акта приемки объекта строительства в эксплуатацию).

Что следует понимать под «технической модернизацией» объекта и на основании каких документов можно ее осуществлять?

Техническую модернизацию могут осуществлять собственники объектов и субъекты хозяйствования, обладающие вещным правом на эти объекты.

Термин «техническая модернизация объектов» включает в себя замену (установку нового) технологического оборудования с выполнением сопутствующих работ по устройству несущих оснований под оборудование, прокладку или замену отдельных внутренних инженерных сетей, связанных с функционированием технологического оборудования, устройство перегородок, отделочных и других работ, производимых внутри здания и не затрагивающих несущую способность конструкций.

При выполнении работ по технической модернизации необходимо учитывать следующие условия:

– не требуется разрешительная документация, выдаваемая местными исполнительными и распорядительными органами;

– не требуется наличие аттестата соответствия заказчика.

Важно! Техническую модернизацию могут осуществлять собственники объектов либо с их письменного согласия иные субъекты хозяйствования, у которых объекты находятся на ином вещном праве или на основании гражданско-правового договора (например, по договору аренды).

Какие требования при приемке объектов строительства необходимо учитывать с 26 февраля 2018 г.?

Заключения будут выдавать уполномоченные органы на предмет соответствия разрешительной и проектной документации.

После вступления в силу Декрета № 7 (с 26 февраля 2018 г.) заключения государственных органов и организаций, которые выдают при приемке объектов в эксплуатацию |*|, будут оформляться исключительно на предмет соответствия объектов строительства выданной в установленном порядке разрешительной и проектной документации, разработанной и утвержденной с учетом установленных законодательством требований, в т.ч. требования безопасности и эксплуатационной надежности.

* Дополнительная информация о критериях качества объекта строительства при приемке в эксплуатацию 

Справочно: Перечень государственных органов (их структурных подразделений), иных государственных организаций, выдающих заключения при приемке объектов в эксплуатацию, приведен в приложении к Положению о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716.

Статьи на тему

Ошибки при проведении рекламных игр

№24, июнь 2018

Торговый реестр: что изменилось в представлении сведений?

№24, июнь 2018

Постановление Минприроды Республики Беларусь от 28.04.2018 № 12 «О внесении изменения в постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 4 мая 2015 г. № 21»

№22, июнь 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.