Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Письмо от 20.07.2017 МНС № 2-1-9/01343, Минфина № 5-1-19/9760 и Минжилкомхоза Республики Беларусь № 07-32/251 «О налоге на добавленную стоимость»

1. О налогообложении полученных организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги (за исключением организаций системы Министерства энергетики), субсидий на финансирование части расходов по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению.

В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь субсидией является бюджетный трансферт, предоставляемый организации, физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов.

Бюджетные субсидии, направляемые на финансирование части расходов по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению, выделяются:

– по параграфу 145 «Финансирование части расходов по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению, проживающему в обслуживаемом организациями системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь жилищном фонде» функциональной классификации расходов бюджета по параграфам (далее – функциональная классификация), элементу расходов 1 30 01 01 «Субсидии государственным организациям» экономической классификации расходов бюджета (далее – экономическая классификация) (приложения 3 и 6 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь» соответственно, далее – постановление № 208);

– по параграфу 181 «Финансирование части расходов по жилищно-коммунальным услугам населению, проживающему в не обслуживаемом организациями системы МЖКХ жилищном фонде» функциональной классификации, элементу расходов 1 30 01 03 «Убытки организаций, возникающие при продаже товаров (работ, услуг)» экономической классификации.

Порядок финансирования организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги (за исключением организаций системы Министерства энергетики) (далее – организации) за счет бюджетных средств, регламентирован Инструкцией о порядке планирования и финансирования расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, за счет бюджетных ассигнований в части жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 27.10.2014 № 67/21/70 (далее – Инструкция № 67/21/70).

Расходы на предоставляемые населению жилищно-коммунальные услуги подлежат частичному возмещению за счет субсидий из местных бюджетов, рассчитанных исходя из объемов оказываемых населению жилищно-коммунальных услуг и нормативов субсидирования единицы жилищно-коммунальной услуги, определяемых в соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктом 2 Инструкции № 67/21/70 норматив субсидирования – величина субсидии на единицу жилищно-коммунальной услуги из бюджета базового уровня либо бюджета г. Минска, направляемая на возмещение части расходов по предоставлению жилищно-коммунальных услуг населению.

На основании изложенного полученные организациями бюджетные субсидии по параграфу 145, элементу расходов 1 30 01 01 и по параграфу 181, элементу расходов 1 30 01 03 финансируют часть расходов по соответствующим направлениям.

На основании пункта 5 статьи 97 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс) указанные субсидии признаются средствами, поступившими из бюджета и использованными по целевому назначению, и при определении налоговой базы НДС не учитываются, поскольку не связаны с расчетами по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Полученные субсидии не отражаются в строке 8 раздела 1 части I налоговой декларации (расчета) по НДС и их сумма не участвует при определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов.

Подпунктом 19.3 пункта 19 статьи 107 Кодекса определено, что не подлежат вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным за счет безвозмездно полученных средств бюджета. Данное положение не применяется, если приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав произведено за счет сумм субсидий, предоставляемых из бюджета в связи с применением плательщиком цен, определяемых (регулируемых) законодательством.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» регулируются законодательством тарифы на коммунальные услуги, предоставляемые населению (водоснабжение, водоотведение (канализация), техническое обслуживание лифта, теплоснабжение, на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами), техническое обслуживание, капитальный ремонт жилого дома.

Соответственно на суммы НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным за счет субсидий, полученных организациями по параграфу 145, элементу расходов 1 30 01 01, по параграфу 181, элементу расходов 1 30 01 03, ограничения по осуществлению налоговых вычетов, установленные подпунктом 19.3 пункта 19 статьи 107 Кодекса, не распространяются.

Следовательно, указанные суммы НДС включаются в общую сумму налоговых вычетов, распределяются между оборотами по реализации, налогообложение которых осуществляется в различном порядке. Одновременно, учитывая положения пунктов 2, 3 статьи 106 Кодекса, часть налоговых вычетов, приходящаяся на освобождаемые от НДС обороты, подлежит отнесению на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

2. О налогообложении полученных организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги (за исключением организаций системы Министерства энергетики), субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказанных льготным категориям граждан.

В соответствии со статьей 16 Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» отдельным категориям граждан предоставляются льготы по плате за потребляемые ими жилищно-коммунальные услуги. Организациям, предоставляющим таким категориям граждан жилищно-коммунальные услуги, за счет средств республиканского и местных бюджетов производится возмещение их расходов в порядке, который определен Положением о порядке возмещения организациям расходов на предоставление отдельным категориям граждан льгот по плате за потребляемые ими жилищно-коммунальные услуги, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2008 № 345.

На финансирование соответствующих расходов из бюджета выделяются средства по параграфу 147 «Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг» функциональной классификации, элементу расходов 1 30 01 04 «Прочие субсидии» экономической классификации.

В соответствии с подпунктом 46.1.4 пункта 46 Инструкции о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь, утвержденной постановлением № 208, по элементу расходов 1 30 01 04 «Прочие субсидии» отражаются все виды других субсидий, не относимые к элементам расходов 1 30 01 01–1 30 01 03. К этому элементу также относится возмещение (компенсация, уплата) потерь доходов от предоставления льгот отдельным категориям граждан по жилищно-коммунальным услугам.

С учетом изложенного суммы бюджетных средств, полученные организацией как возмещение (компенсация, уплата) потерь доходов от предоставления льгот отдельным категориям граждан по жилищно-коммунальным услугам, увеличивают налоговую базу НДС по подпункту 18.1 пункта 18 статьи 98 Кодекса как суммы, связанные с оплатой оказанных услуг.

Справочно. В силу положений пункта 1 статьи 98 Кодекса в налогооблагаемую базу НДС включается стоимость оказанных жилищно-коммунальных услуг согласно применяемым тарифам.

Полученные субсидии отражаются в строке 8 раздела 1 части I налоговой декларации (расчета) по НДС и их сумма участвует при определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов.

Суммы НДС, предъявленные продавцами в стоимости товаров (работ, услуг), использованных при оказании жилищно-коммунальных услуг, включаются в общую сумму налоговых вычетов, распределяются между оборотами по реализации, налогообложение которых осуществляется в различном порядке. Одновременно, учитывая положения пунктов 2, 3 статьи 106 Кодекса, часть налоговых вычетов, приходящаяся на освобождаемые от НДС обороты, подлежит отнесению на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

3. О налогообложении работ по содержанию и ремонту объектов коммунального хозяйства, выполняемых организациями жилищно-коммунального хозяйства* собственными силами (далее – работы по содержанию и ремонту).
_________________

* Под организациями жилищно-коммунального хозяйства для целей настоящего пункта понимаются организации, входящие в систему Министерства жилищно-коммунального хозяйства (пункт 6 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 № 968).

Подпунктом 1.11 пункта 1 вступившего в силу с 01.01.2016 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг» установлено, что для целей бухгалтерского учета в выручку от реализации товаров (работ, услуг) включается стоимость работ по строительству и содержанию, выполняемых организациями жилищно-коммунального хозяйства собственными силами за счет средств местных бюджетов на объектах коммунального хозяйства, находящихся у них в хозяйственном ведении, а также за счет платы за капитальный и текущий ремонт жилых домов на объектах жилищного фонда. Формирование стоимости и оплата таких работ осуществляются с уровнем рентабельности не более 10 процентов.

На финансирование соответствующих расходов из бюджета выделяются суммы средств:

– по параграфу 144 «Капитальный ремонт объектов водоснабжения и водоотведения» функциональной классификации, элементу расходов 2 40 03 00 «Капитальный ремонт» экономической классификации;

– по параграфу 148 «Текущий ремонт жилищного фонда» функциональной классификации, элементу расходов 1 30 01 04 «Прочие субсидии» экономической классификации;

– по параграфу 149 «Капитальный ремонт, модернизация жилищного фонда» функциональной классификации, элементу расходов 1 30 01 04 «Прочие субсидии» экономической классификации;

– по параграфу 151 «Расходы по содержанию и ремонту объектов благоустройства, кроме расходов по уличному освещению, а также содержанию и ремонту улично-дорожной сети населенных пунктов» функциональной классификации, элементу расходов 1 10 10 05 «Оплата текущего содержания сооружений благоустройства» экономической классификации;

– по параграфу 152 «Расходы по уличному освещению населенных пунктов» функциональной классификации, элементу расходов 1 10 10 05 «Оплата текущего содержания сооружений благоустройства» экономической классификации;

– по параграфу 153 «Расходы по содержанию и ремонту улично-дорожной сети населенных пунктов» функциональной классификации, элементу расходов 1 10 10 05 «Оплата текущего содержания сооружений благоустройства» экономической классификации и (или) элементу расходов 2 40 03 00 «Капитальный ремонт» экономической классификации;

– по параграфу 154 «Капитальный ремонт, приобретение и замена лифтов жилищного фонда, модернизация инженерного оборудования (лифтов) жилищного фонда» функциональной классификации, элементу расходов 1 30 01 04 «Прочие субсидии» экономической классификации;

– по параграфу 155 «Расходы на благоустройство и поддержание в надлежащем санитарном состоянии территории административно-территориальной единицы» функциональной классификации, элементу расходов 1 10 10 05 «Оплата текущего содержания сооружений благоустройства» экономической классификации;

– по параграфу 185 «Капитальный ремонт, модернизация котельных жилищно-коммунального хозяйства, включая расходы на их перевод на местные виды топлива» функциональной классификации, элементу расходов 2 40 03 00 «Капитальный ремонт» экономической классификации;

– по параграфу 187 «Капитальный ремонт, модернизация тепловых сетей и центральных тепловых пунктов» функциональной классификации, элементу расходов 2 40 03 00 «Капитальный ремонт» экономической классификации;

– по параграфу 759 «Оснащение находящихся на обслуживании организаций жилищно-коммунального хозяйства системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства тепловых узлов, центральных и индивидуальных тепловых пунктов многоквартирных жилых домов, объектов тепло- и водоснабжения, водоотведения (канализации), наружного освещения системами автоматизации и диспетчеризации» функциональной классификации, элементу расходов 2 70 01 02 «Трансферты государственным организациям» экономической классификации.

3.1. В случае формирования организацией жилищно-коммунального хозяйства стоимости выполненных работ по содержанию и ремонту с учетом плановых накоплений (рентабельности) поступление бюджетных средств в оплату стоимости выполненных работ следует рассматривать как реализацию работ на основании пункта 1 статьи 31 Кодекса. Соответственно полученные (причитающиеся к получению) бюджетные средства включаются в налоговую базу НДС (пункт 1 статьи 98 Кодекса) как суммы, связанные с оплатой выполненных работ, и отражаются в налоговой декларации (расчете) по НДС при наступлении момента фактической реализации работ.

В таком случае вычет сумм НДС, предъявленных продавцами в стоимости товаров (работ, услуг), использованных при выполнении работ по содержанию и ремонту, не ограничен. Указанные суммы НДС включаются в общую сумму налоговых вычетов, распределяются между оборотами по реализации, налогообложение которых осуществляется в различном порядке. Одновременно, учитывая положения пунктов 2, 3 статьи 106 Кодекса, часть налоговых вычетов, приходящаяся на освобождаемые от НДС обороты (при наличии у плательщика таковых), подлежит отнесению на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

3.2. В случае возмещения из бюджета фактически сложившихся расходов без рентабельности по выполненным собственными силами работам по содержанию и ремонту, полученные бюджетные средства организациями жилищно-коммунального хозяйства следует рассматривать как целевые и не связанные с расчетами по оплате работ, в связи с чем не имеется оснований для включения их в налоговую базу НДС.

В таком случае суммы НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным за счет бюджетных средств, полученных организациями жилищно-коммунального хозяйства по вышеуказанным параграфам и элементам расходов соответственно, в силу положений подпункта 19.3 пункта 19 статьи 107 Кодекса к вычету не принимаются.

Разъяснение опубликовано 25 июля 2017 г. на интернет-портале МНС Республики Беларусь (www.nalog.gov.by).

Статьи на тему

Курсовые и суммовые разницы по псевдовалютным договорам: 1 договор – 8 ситуаций

№24, июнь 2018

НДС и ЭСЧФ в системе Tax Free

№23, июнь 2018

Упрощенка с уплатой НДС: все ли правила исчисления двух налогов вы знаете?

№23, июнь 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.