Как правильно организовать учет отходов производства в организациях в 2018 году?

Правильное оформление документов по обращению с отходами часто вызывает вопросы. Поэтому гостем «Прямой линии» был Михалевич Руслан Васильевич, начальник Главного управления регулирования обращения с отходами, биологического и ландшафтного разнообразия Минприроды Республики Беларусь.

Мы завершаем публикацию ответов на вопросы читателей |*|.

Начало см.: «ГБ», 2018, № 3, с. 10.

* Первая часть «Прямой линии» с участием Михалевича Руслана Васильевича, начальника Главного управления регулирования обращения с отходами, биологического и ландшафтного разнообразия Минприроды Республики Беларусь

Экологическим налогом не облагается хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания таких отходов и (или) объекты по использованию таких отходов.

Что это за величина – одна транспортная единица, в чем она измеряется и в каком разделе инструкции по обращению с отходами производства она указывается?

Измеряется в тоннах. Указывается в приложении «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения».

Одной транспортной единицей непосредственно является «допустимое количество накопления отходов производства, необходимое для перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов».

Единицей измерения одной транспортной единицы является тонна, поскольку ставки экологического налога за хранение отходов производства, указанные в п. 2 приложения 8 к Налоговому кодексу Республики Беларусь (далее – НК), применяются в отношении 1 т отходов.

Допустимое количество накопления отходов производства, необходимое для перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов (одна транспортная единица), и обоснование этого количества и (или) периодичность вывоза отходов производства и обоснование установления такой периодичности указываются в приложении «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения» к инструкции по обращению с отходами производства (часть первая п. 20 Инструкции № 45*).
__________________________
* Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденная постановлением Минприроды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45 (далее – Инструкция № 45).

От редакции:

Часто при согласовании инструкции по обращению с отходами производства в территориальных органах Минприроды возникает спор о значении показателя «одна транспортная единица» и обосновании этого количества отходов, так как заявляемое значение может не отражать действительность. Существует мнение, что в качестве обоснования «одной транспортной единицы» должен быть использован какой-то реальный транспорт. Но это не так. В п. 20 Инструкции № 45 нет ссылки на транспорт, а указано, что делается расчет-обоснование этого показателя. Что будет окончательно принято в качестве обоснования количества отходов, необходимого для перевозки одной транспортной единицей |*|, зависит от согласующего инструкцию территориального органа Минприроды.

* Способы определения фактического объема отходов организациями-арендаторами 

Что будет, если организация не укажет в инструкции по обращению с отходами производства сведения об одной транспортной единице?

Инструкция не пройдет согласование.

Включение в инструкцию по обращению с отходами производства сведений (информации) об одной транспортной единице обязательно.

Если организация не укажет эти сведения, то такая инструкция будет считаться разработанной с нарушением требований законодательства об обращении с отходами (в частности, Инструкции № 45) и не будет согласована территориальным органом Минприроды.

От редакции:

Для обоснования одной транспортной единицы можно использовать:

– расчетный объем образования отходов за определенный период и предлагаемую периодичность их вывоза;

– вместимость места временного хранения отходов (например, объем контейнеров);

– расчетный объем загрузки отходов в транспорт и т.д.

Показатель «одна транспортная единица» необходимо устанавливать в инструкции по каждому наименованию отходов, подлежащих вывозу, или по видам отходов, исходя из степени и класса опасности отходов.

Организация открыла в Минском районе 3 филиала.

Надо ли на филиалы оформлять инструкции по обращению с отходами?

На усмотрение организации.

Инструкция по обращению с отходами производства разрабатывается и утверждается для организации в целом и (или) для каждого обособленного подразделения организации, осуществляющей обращение с отходами производства (п. 4 Инструкции № 45).

Как видим, приведенная норма дает организации право выбора.

Это означает, что решение о разработке инструкций для филиалов должна принять сама организация.

То есть отсутствие у филиалов таких инструкций не является нарушением природоохранного законодательства.

Справочно: филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в т.ч. функции представительства. Он не является юридическим лицом:

– и наделяется имуществом юридического лица, создавшего его;

– действует на основании положения, утвержденного юрлицом;

– должен быть указан в уставе создавшего его юридического лица.

Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (ст. 51 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Организация планирует в своих магазинах открыть кафе быстрого питания (бистро).

1. Надо ли ей утверждать новую инструкцию по обращению с отходами?

Надо.

У организации, планирующей открыть в магазинах объекты общественного питания (бистро), появятся новые отходы в виде остатков сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товаров (продукции), утративших свои потребительские свойства.

А изменение перечня образующихся отходов (причем вне зависимости от его уменьшения или увеличения) влечет необходимость разработки, утверждения и последующего согласования инструкции по обращению с отходами производства.

Данные изменения должны быть отражены в приложении «Образующиеся отходы производства» к инструкции (п. 17 Инструкции № 45).

Кроме того, изменение перечня образующихся отходов может повлечь:

– изменение условий и мест хранения отходов производства;

– изменение перечня отходов производства, которые направляются на хранение, использование, обезвреживание и (или) захоронение.

В таких случаях организация также обязана взамен действующей инструкции разработать, утвердить и согласовать новую инструкцию по обращению с отходами производства (п. 21 Инструкции № 45).

2. Организация должна разработать новую инструкцию до начала деятельности бистро или после того, как они заработают и станет понятно, изменится ли в организации перечень отходов?

После того как станут известны изменения в перечне отходов.

Сроки разработки новой инструкции по обращению с отходами производства и обращения в соответствующий территориальный орган Минприроды для ее согласования составляют 60 дней при наступлении:

– изменения перечня образующихся видов отходов производства и (или) изменения порядка обращения с ними, произошедшего в случае строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации, изменения профиля производства юридического лица;

– изменения перечня отходов производства, которые направляются на хранение, использование, обезвреживание и (или) захоронение;

– изменения условий и мест хранения отходов производства.

Справочно: полный перечень случаев, требующих разработки новой инструкции по обращению с отходами производства, содержится в п. 21 Инструкции № 45.

3. Вправе ли организация при разработке новой инструкции по обращению с отходами производства применить норму п. 20-1 Инструкции № 45?

Вправе, если у нее образуются только коммунальные отходы.

Указанная в вопросе норма Инструкции № 45 позволяет организациям, осуществляющим обращение только с отходами производства, включенными в перечень коммунальных отходов, утвержденный постановлением Минжилкомхоза Республики Беларусь от 30.11.2001 № 21, не включать в инструкцию по обращению с отходами:

– разделы: «Образование отходов производства», «Использование и обезвреживание отходов производства», «Захоронение отходов производства», «Перевозка отходов производства»;

– приложение «Карта-схема источников образования отходов производства»;

– порядок сбора данных для представления государственной статистической отчетности в области обращения с отходами производства и порядок проведения инвентаризации отходов производства раздела «Учет отходов производства» (п. 20-1 Инструкции № 45).

Как правило, в сфере торговли и общепита образуются коммунальные отходы.

Следовательно, организация может при соблюдении условия, указанного в п. 20-1 Инструкции № 45, не включать в разрабатываемую инструкцию перечисленные разделы и приложение.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 6 февраль 2018
Содержание

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

3

ВОПРОС НЕДЕЛИ

7

В чем экономический смысл огромного количества вычислений для определения налоговой базы для НДС и налога на прибыль по бивалютным договорам?

7

НОВОСТИ

8

СОБЫТИЯ. ПОДРОБНОСТИ

9

Внимание, аудиторы! Рейтинг-2017 в журнале «Главный Бухгалтер»!!!

9

АНОНС КРУГЛОГО СТОЛА

10

«ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»

11

Оптимизация регулирования сферы строительства в 2018 году[Срочно и важно]

11

Как правильно организовать учет отходов производства в организациях в 2018 году?

14

МНС РАЗЪЯСНЯЕТ

17

Письмо МНС Республики Беларусь от 01.02.2018 № 13-15/00214 «О типах создаваемых ЭСЧФ при возврате товаров»[Срочно и важно]

17

ТЕМА НОМЕРА: ГОДОВОЙ ОТЧЕТ-2017[Срочно и важно]

19

Заполняем отчет об изменении собственного капитала

19

Заполняем отчет о движении денежных средств за 2017 год

24

Увязки показателей между формами бухгалтерской отчетности за 2017 год

36

Стоимость чистых активов характеризует финансовое состояние организации

38

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

40

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы

40

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА «ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР»

42

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

42

Ограничения в применении инвестиционного вычета и определение момента его применения

42

Четкое указание выполняемых работ и услуг – залог правильного исчисления НДС

47

Когда расходы организации на проведение презентаций, юбилеев и культурно-представительских мероприятий не являются доходами их участников

52

ТЕМА НОМЕРА: ГОДОВОЙ ОТЧЕТ-2017[Срочно и важно]

57

Примечания к отчетности – важный и обязательный элемент индивидуальной годовой бухгалтерской отчетности за 2017 год

57

Данные годового бухгалтерского отчета за 2017 год нужно увязать с данными налоговых деклараций, отчетов, представляемых в Фонд социальной защиты населения и Белгосстрах

65

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

70

Государственное регулирование

70

Постановление Минтранса Республики Беларусь от 15.12.2017 № 42 «О внесении изменений и дополнения в постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20 февраля 2012 г. № 11»

70

С 3 февраля 2018 года в заполнении CMR-накладной произошли изменения (Комментарий к постановлению Минтранса Республики Беларусь от 15.12.2017 № 42)

71

Труд и социальная защита

74

Постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 27.11.2017 № 77 «О внесении изменения в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 июля 2010 г. № 115»

74

Комментарии

75

Появились некоторые послабления в создании ЭСЧФ (Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29)

75

Изменения в порядке начисления пособий на детей, или Правильно ли сосчитали детей в семье (Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2017 № 952)

77

Кого привлекут к административной ответственности с 31 января 2018 года (Комментарий к Закону Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях»)

81

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

83

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

84

Арендодатель не является абонентом. Как арендатору возместить ему стоимость электроэнергии

84

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

91

ЭСЧФ выставлен с нарушением сроков при ввозе товаров из-за рубежа: вычитаем НДС

91

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

94

Постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 24.01.2018 № 8 «О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава»

94

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют с 3 по 9 февраля 2018 года

96