AA

Как правильно определить одну транспортную единицу для получения «льготы» по экологическому налогу за хранение отходов?

Плательщики экологического налога, осуществляющие обращение отходов производства, вправе применить такую «льготу», как одна транспортная единица.

Однако ее применение сопряжено с выполнением ряда условий, о которых фактически ничего не сказано в Налоговом кодексе Республики Беларусь (далее – НК). Отсутствуют по данной льготе и разъяснения специалистов налоговых органов.

Но мы решили эту проблему. В статье вы найдете полную информацию о порядке применения «льготы» по экологическому налогу при хранении отходов до одной транспортной единицы.

Для применения льгот хранение и захоронение отходов производства рассматриваются как отдельные объекты налогообложения

Объектами обложения экологическим налогом признаются 3 обстоятельства, указанные в п. 1 ст. 205 НК. Среди них хранение, захоронение отходов производства.

С учетом того что в НК хранение и захоронение отходов объединены в одно обстоятельство, сначала разберемся, какие действия включает в себя хранение отходов, а какие – захоронение отходов.

Из терминологии, установленной ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон), видно, что действие «хранение отходов производства» принципиально отличается от действия «захоронение отходов производства».

Так, захоронение отходов производства осуществляется на специальных полигонах (п. 14 ст. 1 Закона). Услугу по захоронению отходов оказывает собственнику отходов производства по договору организация, эксплуатирующая полигон |*|.

* Информация о применении льготы по экологическому налогу за захоронение отходов 

Хранение отходов – это содержание отходов в местах временного хранения отходов, на объектах хранения отходов до их перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов (п. 34 ст. 1 Закона).

Справочно: места временного хранения отходов – специальное оборудование (контейнеры, урны и т.п.), площадки и иные места, предназначенные для временного хранения отходов (п. 10 Закона);

объекты хранения отходов – сооружения (комплекс сооружений), предназначенные для хранения отходов (п. 17 Закона).

Хранение, как правило, организовывает сам собственник отходов производства (на специальных контейнерных площадках, накопителях, оборудованных складах, помещениях и т.д.). В рамках арендных отношений хранение отходов, собственником которых является арендатор, может организовать арендодатель.

Таким образом, для целей определения плательщика налога, расчета налоговой базы и т.п. хранение отходов производства и захоронение отходов производства нужно рассматривать в качестве самостоятельного обстоятельства, возникновение которого влечет уплату экологического налога.

«Льгота» в виде одной транспортной единицы применяется при временном хранении отходов производства

В НК установлено 4 варианта организации хранения отходов, которые не признаются объектами обложения экологическим налогом (п. 2 ст. 205 НК):

1) хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;

2) хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания таких отходов и (или) объекты по использованию таких отходов;

3) хранение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;

4) хранение в установленном порядке выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов производства, содержащих полихлорированные бифенилы |*|.

* Вопрос о применении льготы по экологическому налогу в отношении отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения

Чаще всего у плательщиков не возникает объект обложения экологическим налогом по основанию, указанному в п. 2. Суть этой «льготы» заключается в следующем.

Хранение отходов до количества, называемого «одна транспортная единица», не влечет необходимость уплачивать экологический налог, а хранение отходов сверх количества «одна транспортная единица» – влечет. Поэтому важно понять, чем является показатель «одна транспортная единица» и какими документами этот показатель устанавливается.

Показатель «одна транспортная единица» устанавливается в инструкциях, утверждаемых организациями

В условии освобождения от уплаты налога указано: «хранение отходов производства… в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки». Такое хранение отходов в законодательстве об обращении с отходами называется временным хранением отходов.

В части первой п. 2 ст. 25 Закона установлено следующее правило: при временном хранении отходов производства в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки, санкционированные места хранения отходов производства указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяются периодичность вывоза отходов производства и (или) допустимое количество их накопления. Нарушение периодичности вывоза отходов производства и (или) превышение допустимого количества их накопления при временном хранении не допускаются.

Как видим, места хранения, периодичность вывоза отходов, количество отходов до вывоза устанавливаются в специальном документе – инструкции по обращению с отходами производства.

Справочно:

1. Организации, осуществляющие обращение с отходами, обязаны разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение (подп. 1.3 п. 1 ст. 17 Закона).

2. Требования к обращению с отходами производства устанавливаются в т.ч. инструкциями по обращению с отходами производства (п. 1 ст. 18 Закона).

3. Требования к разработке инструкции по обращению с отходами производства (далее – инструкция) установлены в Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45 (далее – Инструкция № 45).

4. Согласование инструкций осуществляется в соответствии с Положением о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104 (далее – постановление № 1104).

В специальном приложении к инструкции «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения» организация должна указать (п. 20 Инструкции № 45):

– допустимое количество накопления отходов производства, необходимое для перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов (одна транспортная единица);

– обоснование этого количества;

– периодичность вывоза отходов производства и обоснование установления этой периодичности.

Таким образом, показатель «одна транспортная единица» устанавливается только в инструкциях, утверждаемых организациями |*|.

* Перечень разрешительных документов, который должны иметь плательщики экологического налога

Итак, для отсутствия объекта обложения экологическим налогом при хранении отходов производства нужно выполнить следующее:

1) иметь инструкцию, утвержденную и согласованную территориальными органами Минприроды;

2) для всех образующихся отходов установить показатель «одна транспортная единица».

Важно! Если у плательщика по каким-либо причинам нет утвержденной и согласованной инструкции или в инструкции не установлен показатель «одна транспортная единица», то у него нет права на «льготу» и за хранение своих отходов ему нужно уплачивать экологический налог.

В отношении хранимых отходов, указанных в разрешении на хранение и захоронение отходов производства, «льготу» применить нельзя

Кроме временного хранения отходов, может быть организовано так называемое долговременное хранение отходов. Сразу отметим, что в законодательстве нет соответствующего определения этому понятию. Но с учетом правила получения документа «разрешение на хранение и захоронение отходов производства» под долговременным хранением отходов будет пониматься хранение, для осуществления которого собственник отходов производства обязан получить разрешение.

С учетом норм законодательства об обращении с отходами и сути «льготы» при хранении отходов в соответствии с НК получается, что плательщик, имеющий разрешение на хранение и захоронение отходов производства, в части хранения отходов является плательщиком экологического налога за отходы производства, указанные в разрешении.

Справочно:

1. Специальный документ «разрешение на хранение и захоронение отходов производства» регламентирует собственнику отходов 2 действия: «хранение отходов» и «захоронение отходов». Собственно в форме разрешения для этого предусмотрены 2 специальные таблицы:

– перечень и количество отходов производства, разрешенных к хранению на объектах хранения отходов;

– перечень и количество отходов производства, разрешенных к захоронению на объектах захоронения отходов.

2. Разрешение на хранение и захоронение отходов производства получают в соответствии с Положением о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденным постановлением № 1104.

Рекомендации по определению показателя «одна транспортная единица»

В Инструкции № 45 не указано, чем является «одна транспортная единица». Право расчета, определения и выбора предоставлено самой организации. Главное, что этот показатель должен быть указан в приложении к инструкции и там же обоснован.

Часто при согласовании инструкции в территориальных органах Минприроды возникает спор о значении показателя «одна транспортная единица» и обосновании этого количества отходов, так как заявляемое значение может не отражать действительность. Существует мнение, что в качестве обоснования «одной транспортной единицы» должен быть использован какой-то реальный транспорт. Но это не так. Буквально в п. 20 Инструкции № 45 нет ссылки на транспорт, а указано, что делается расчет-обоснование этого показателя. Что будет окончательно принято в качестве обоснования количества отходов, необходимого для перевозки одной транспортной единицей, зависит от согласующего инструкцию территориального органа Минприроды.

Для обоснования «одной транспортной единицы» можно использовать:

– расчетный объем образования отходов за определенный период и предлагаемую периодичность их вывоза;

– вместимость места временного хранения отходов (например, объем контейнеров);

– расчетный объем загрузки отходов в транспорт и т.д.

Главное помнить:

1) «льгота» зависит от объемов (количества) хранения отходов, поэтому в инструкциях необходимо указать количество отходов, выраженное в тоннах, метрах кубических, штуках и т.п.;

2) показатель «одна транспортная единица» нужно установить в инструкции по каждому наименованию отходов, подлежащих вывозу или по видам отходов, исходя из степени и класса опасности отходов.

Например, приложение к инструкции «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения» может выглядеть следующим образом (см. таблицу):

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup