Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Почему проверяющие для подтверждения затрат не принимают во внимание копии документов или их дубликаты?

Нередко в ходе проверок контролирующие органы исключают из состава затрат, участвующих при налогообложении прибыли, командировочные расходы, которые подтверждены копиями документов, заверенными в установленном порядке, или дубликатами. Основания таких требований:

– командировочные расходы должны быть подтверждены оригиналами документов (п. 13 Инструкции № 115*);

_________________
 * Инструкция о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.07.2010 № 115.

– командировочные расходы должны быть подтверждены подлинными документами (п. 4 Инструкции № 35**).

_________________
** Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 12.04.2000 № 35.

В то же время ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон) и подп. 1.10 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488) определено, что факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу. То есть в указанных НПА отсутствует требование о представлении подлинных документов или их оригиналов.

Возникает вопрос:

Почему проверяющие для подтверждения затрат не принимают во внимание копии документов или их дубликаты?

Анна Васильевна, юрист:

– Требование законодательства о том, что расходы должны быть подтверждены подлинными документами, не означает, что таковыми не являются их копии (дубликаты), заверенные в установленном порядке.

Копии (дубликаты) документов имеют юридическую силу, если они удостоверены в установленном порядке (заверены печатью организации, их выдававшей). Следовательно, они подтверждают факт совершения хозяйственной операции, что соответствует нормам Закона и Указа № 488. Значит, проверяющие не правы. Надо подавать в суд. Это очевидно!

Вера Леонидовна, аудитор:

– Законодательство, регулирующее порядок проведения проверок, разрешает при утере документов их восстановление для целей проверки (п. 27 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510). Требования проверяющих неправомерны.

Ирина Львовна, аудитор:

– С учетом имеющихся разночтений в НПА следует руководствоваться нормами ст. 10 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», в которой четко прописана иерахия документов: Указ № 488 выше по статусу, чем Закон, а вместе взятые эти документы выше, чем Инструкции № 115 и № 35. Поэтому считаю, что действия проверяющих противоречат нормам законодательства.

Виктор Владимирович, бухгалтер:

– Разночтение в национальных документах – это не редкость. Такое впечатление, что это делается для того, чтобы было за что наказать и привлечь к ответственности!

Статьи на тему

Как проверить остаток денежных средств в операционной кассе при отсутствии книги кассира?

№24, июнь 2018

Как бухгалтеру выдержать четыре алгоритма расчета среднего заработка?

№23, июнь 2018

Правомерно ли считать недополученную выручку из-за ошибок в ценообразовании упущенной выгодой и платить с нее налоги?

№22, июнь 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.