Почему проверяющие для подтверждения затрат не принимают во внимание копии документов или их дубликаты?

Нередко в ходе проверок контролирующие органы исключают из состава затрат, участвующих при налогообложении прибыли, командировочные расходы, которые подтверждены копиями документов, заверенными в установленном порядке, или дубликатами. Основания таких требований:

– командировочные расходы должны быть подтверждены оригиналами документов (п. 13 Инструкции № 115*);

_________________
 * Инструкция о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.07.2010 № 115.

– командировочные расходы должны быть подтверждены подлинными документами (п. 4 Инструкции № 35**).

_________________
** Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 12.04.2000 № 35.

В то же время ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон) и подп. 1.10 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488) определено, что факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу. То есть в указанных НПА отсутствует требование о представлении подлинных документов или их оригиналов.

Возникает вопрос:

Почему проверяющие для подтверждения затрат не принимают во внимание копии документов или их дубликаты?

Анна Васильевна, юрист:

– Требование законодательства о том, что расходы должны быть подтверждены подлинными документами, не означает, что таковыми не являются их копии (дубликаты), заверенные в установленном порядке.

Копии (дубликаты) документов имеют юридическую силу, если они удостоверены в установленном порядке (заверены печатью организации, их выдававшей). Следовательно, они подтверждают факт совершения хозяйственной операции, что соответствует нормам Закона и Указа № 488. Значит, проверяющие не правы. Надо подавать в суд. Это очевидно!

Вера Леонидовна, аудитор:

– Законодательство, регулирующее порядок проведения проверок, разрешает при утере документов их восстановление для целей проверки (п. 27 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510). Требования проверяющих неправомерны.

Ирина Львовна, аудитор:

– С учетом имеющихся разночтений в НПА следует руководствоваться нормами ст. 10 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», в которой четко прописана иерахия документов: Указ № 488 выше по статусу, чем Закон, а вместе взятые эти документы выше, чем Инструкции № 115 и № 35. Поэтому считаю, что действия проверяющих противоречат нормам законодательства.

Виктор Владимирович, бухгалтер:

– Разночтение в национальных документах – это не редкость. Такое впечатление, что это делается для того, чтобы было за что наказать и привлечь к ответственности!

Документы к статье

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 1 январь 2018
Содержание

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

3

ВОПРОС НЕДЕЛИ

7

Почему проверяющие для подтверждения затрат не принимают во внимание копии документов или их дубликаты?

7

НОВОСТИ

8

АНОНС «ПРЯМОЙ ЛИНИИ»

9

«ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»

10

Практика применения УСН в 2017 году и новации 2018 года

10

«ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»

14

Как отстоять свои права и законно минимизировать потери по результатам проверок[Срочно и важно]

14

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

18

Государственное регулирование

18

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2017 № 954 «Об установлении на 2018 год размеров расходования средств, поступающих от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и размеров компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки и внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2012 г. № 708»

18

Комментарий (Установлены размеры компенсации на 2018 г. в отношении отходов товаров и отходов упаковки, а с 1 апреля 2018 г. изменятся размеры платы для производителей и поставщиков батареек)

20

Постановление Правления Нацбанка Республики Беларусь от 05.12.2017 № 482 «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 14 ноября 2014 г. № 692»

23

Труд и социальная защита

24

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2017 № 952 «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь»

24

Комментарий (Пособия семьям, воспитывающим детей: с 21 декабря 2017 года в назначении произошли изменения)[Срочно и важно]

49

Комментарии

53

Что дает установка средств контроля налоговых органов на кассовом оборудовании? (Комментарий к отдельным положениям постановления № 924/16).

53

Новации Декрета № 7: изменилось применение субсидиарной ответственности (Комментарий к отдельным нормам Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7)

55

Пора готовить форму статотчетности 1-мп (Комментарий к постановлению Белстата от 27.10.2017 № 133)[Срочно и важно]

59

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

64

ВОПРОС-ОТВЕТ

66

Внесение нерезидентом денежных вкладов в уставный фонд и налогообложение возникшей положительной разницы

66

Приобретение квартиры и имущественный налоговый вычет

67

Решение не проводить переоценку на 1 января 2018 г. по ранее непереоцениваемым объектам

68

Оформление одного акта о приеме-передаче основных средств на группу объектов

69

Отправляем работника на курсы повышения квалификации

70

Гражданско-правовой договор и страховые взносы в Белгосстрах

71

Ответственность за нарушение порядка хранения тахограмм

72

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

74

Семь вопросов по одной зарубежной командировке

74

Валютные и псевдовалютные договоры: как оформить накладные

79

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

82

Как поставить на учет и амортизировать комплексное оборудование

82

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

85

Переоценка на 1 января 2018 года: опять добровольное решение организации

85

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

88

О номинальной начисленной средней заработной плате в Республике Беларусь

88

НАЛОГОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ

89

Календарь уплаты налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на январь 2018 года*

89

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют с 23 по 29 декабря 2017 года

96