Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Правила и особенности исчисления платы и оформления отчета за I квартал 2018 года по отходам потребления

В этой публикации Татаринцева Надежда Андреевна, заместитель директора государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов», рассмотрела случаи, когда у организаций, применяющих собственную систему сбора отходов, возникает обязанность представить ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее – оператор) отчетность за I квартал 2018 г., и особенности заполнения такой отчетности.

Начало см. в «ГБ», 2018, № 12, с. 12.

Организация импортирует стеклянную банку и выполняет обязанность по Указу № 313* с применением собственной системы сбора отходов стекла.

___________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее – Указ № 313).

При проверке документов в марте 2018 г. организация обнаружила, что при подаче информации о выполнении обязанности за III и IV кварталы 2017 г. не были учтены все льготы |*| по использованию ввезенной банки для упаковки социально значимых товаров (детское питание). С учетом этих льгот выполнение обязанности с применением собственной системы сбора отходов составило более 100 %.

* Особенности применения льгот, предусмотренных Указом № 313 при производстве товаров

Можно ли получить компенсацию за отходы стекла, собранные и переданные на использование свыше установленного Указом № 313 норматива в III и IV кварталах 2017 г.?

Нельзя.

Организация не может получить компенсацию, поскольку пропустила установленный срок подачи необходимых документов.

Обоснуем наш вывод.

Если импортер применяет собственную систему сбора отходов для целей выполнения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (далее – обязанность), то он вправе получить компенсацию на возмещение своих расходов, но лишь в отношении тех отходов, которые превысили установленный подп. 1.4 п. 1 Указа № 313 объем, собранный с применением собственной системы сбора отходов (часть шестая подп. 1.6 п. 1 Указа № 313).

Таким образом, если организация выполнила обязанность с применением собственной системы сбора отходов более чем на 100 %, т.е. собрала больше, чем установлено Указом № 313, то потенциально она имеет право на компенсацию.

Однако получение компенсации сопряжено с выполнением ряда условий, нарушение которых влечет отказ в ее получении. Это, например, непредставление или несвоевременное представление документов для выплаты компенсации, установленных Минжилкомхозом Республики Беларусь.

Перечень документов для выплаты компенсации и сроки их представления установлены в Инструкции о порядке выплаты компенсации*.

___________________
* Инструкция о порядке выплаты компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору на территории Республики Беларусь отходов товаров и отходов упаковки, многооборотной стеклянной упаковки, утвержденная постановлением Минжилкомхоза Республики Беларусь от 21.09.2015 № 26 (далее – Инструкция о порядке выплаты компенсации).

Так, для получения компенсации заявители должны представить оператору документы не позднее 10-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом (календарный месяц) (п. 4 Инструкции о порядке выплаты компенсации).

Таким образом, срок подачи документов на компенсацию за отходы стекла, которые были переданы на использование в III и IV квартале 2017 г., уже истек.

В частности, крайний срок подачи документов за декабрь 2017 г. был 10 февраля 2018 г.

Организация применяет собственную систему сбора отходов для выполнения обязанности по Указу № 313 и в установленные сроки представляет информацию о выполнении обязанности и первичные учетные документы, подтверждающие сбор отходов и их передачу на использование, как предусмотрено постановлением № 708**.

___________________
** Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313» (далее – постановление № 708).

Оператор после проверки представленных подтверждающих документов не принял (отклонил) информацию о выполнении обязанности из-за неподтверждения объемов сбора отходов.

Каковы действия организации в таких случаях?

Надо представить недостающие документы, подтверждающие сбор отходов, или подать уточненную информацию и доначислить плату.

Если производители и поставщики обязанность выполняют путем применения собственной системы сбора отходов, то к отчету о выполнении обязанности прилагаются заверенные копии первичных учетных документов:

о поступлении отходов, собранных в соответствии с подп. 1.4 п. 1 Указа № 313;

– передаче отходов для дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь.

Представленные копии документов должны подтверждать объем отходов, отраженный в гр. 5 разд. II информации о выполнении обязанности («Количество отходов товаров и отходов упаковки, собранных, обезвреженных и (или) использованных с применением собственной системы сбора отходов, тонн (штук)»).

Если представленные первичные учетные документы не подтверждают заявленные объемы сбора, то оператор ставит вопрос о выполнении обязанности не в полном объеме.

В таких случаях организации необходимо проверить правильность отраженных в информации о выполнении обязанности объемов сбора с применением собственной системы сбора отходов и в зависимости от полученного результата произвести следующие действия.

1. Если отраженные в отчете объемы сбора отходов достоверны, проанализировать представленные копии первичных учетных документов и представить недостающие копии для подтверждения выполнения обязанности в полном объеме.

После представления недостающих документов отчет о выполнении обязанности будет принят оператором.

2. Если при заполнении информации о выполнении обязанности допущена ошибка и у организации отсутствуют документы, подтверждающие заявленный в отчете объем сбора отходов, организации надо:
– подать уточненную информацию о выполнении обязанности;

– доначислить плату за недостающие объемы сбора.

При повторной подаче информации о выполнении обязанности за отчетный период в связи с обнаружением неполноты сведений или ошибок дополнительно необходимо заполнить разд. III «Сведения о занижении (завышении) суммы платы, подлежащей уплате (возврату) по отчету, в котором обнаружены неполнота сведений или ошибки» информации.

В разд. III отражаются:

– сумма к уплате за отчетный период, за который обнаружены неполнота сведений или ошибки. Данная сумма определяется как разница сумм платы, начисленных по уточненному и корректируемому отчету;

– начисленная пеня за несвоевременное внесение платы. Пеня рассчитывается, если недоплата обнаружена после 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Размер пени установлен частью второй подп. 1.6 п. 1 Указа № 313 и составляет 0,1 % за каждый день просрочки.

При расчете пени следует учитывать, что если сумма платы, подлежащая внесению на текущий (расчетный) банковский счет оператора, составляет менее 1 базовой величины, то производители и поставщики вправе внести плату не позднее 22 января года, следующего за годом, на который приходится дата возникновения обязанности (часть пятая подп. 1.5 п. 1 Указа № 313).

Таким образом, если организация допустила незначительную ошибку при заполнении информации о выполнении обязанности и сумма начисленной в связи с этим платы составила менее 1 базовой величины, то пеня может не начисляться в связи с отсутствием факта несвоевременного внесения платы |*|.

* Размеры компенсации расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки на 2018 г. 

Организация применяет собственную систему сбора отходов полимерной упаковки из отходов потребления и их переработку на своем предприятии. За I квартал 2018 г. она:

– произвела и реализовала на территории Республики Беларусь 560 т полимерной упаковки;

– собрала от населения и переработала на предприятии 215 т полимерных отходов.

То есть за I квартал 2018 г. организация не обеспечила объем сбора отходов, установленный Указом № 313 (40 % от объема производства и реализации).

Как правильно рассчитать плату оператору в такой ситуации: за весь объем реализации упаковки или за вычетом собранных собственной системой сбора отходов?

Рассчитать плату оператору следует пропорционально объемам, которых не хватило для выполнения обязанности с применением собственной системы сбора отходов.

Обоснуем наш вывод.

Чтобы правильно рассчитать сумму платы, необходимо воспользоваться нормами, изложенными в абз. 6–9 п. 12 постановления № 708.

Если производитель полимерной упаковки в отчетном периоде применяет собственную систему сбора отходов, но не обеспечивает сбор и использование полимерных отходов в установленном количестве (количество определено в абз. 4 подп. 1.4 п. 1 Указа № 313 и составляет в 2018 г. 40 % от объема производства и реализации), то производитель обязан:

– заключить договор с оператором;

– внести на текущий (расчетный) банковский счет оператора исходя из объема произведенной и реализованной на территории Республики Беларусь за I квартал 2018 г. полимерной упаковки, рассчитанного по установленной в постановлении № 708 формуле.

В нашем случае объем производства и реализации полимерной упаковки (КТ) составляет 560 т, объем сбора и использования отходов (КО) – 215 т, объем отходов, подлежащих сбору по Указу № 313 (НО), – 40 % от объема производства и реализации, т.е. 224 т. Учитывая эти данные:

1) определим объем полимерной упаковки, за который нужно внести плату, по формуле

        КТ – КТ × КО / НО,

где КТ – количество произведенной и реализованной на территории Республики Беларусь полимерной упаковки за отчетный период;

КО – количество полимерных отходов, собранных и использованных с применением собственной системы сбора отходов, за отчетный период;

НО – количество отходов, подлежащих сбору и использованию с применением собственной системы сбора отходов, в соответствии с Указом № 313 за отчетный период.

Объем отходов, за которые организации надо внести оператору плату, составит 22,5 т (560 – 560 × 215 / 224);

2) рассчитаем сумму платы |*|, подлежащую внесению оператору за I квартал 2018 г.:

22,5 т × 160 руб./т = 3 600 руб.;

* Новые размеры платы для производителей и поставщиков батареек, вступившие в силу с 1 апреля 2018 г.

3) заполним разд. II информации о выполнении обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (далее – информация о выполнении обязанности).

Информация о выполнении обязанности подается оператору не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в виде электронного документа с использованием специализированного программного обеспечения, размещенного на официальном сайте оператора.

Так как за I квартал 2018 г. срок подачи информации и внесения платы приходится на выходной день 22 апреля 2018 г. (воскресенье), то нужно подать отчет и внести плату заблаговременно (срок по Указу № 313 не переносится на понедельник 23 апреля 2018 г.).

Заполненный разд. II информации о выполнении обязанности должен выглядеть следующим образом:

Статьи на тему

Как для уплаты экологического налога определить общий суммарный объем выбросов в атмосферный воздух

№18, май 2018

Постановление Минприроды Республики Беларусь от 28.02.2018 № 3 «О внесении дополнений и изменений в постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 17 и от 9 декабря 2008 г. № 112»

№18, май 2018

С 12 апреля 2018 года изменился порядок согласования инструкций по обращению с отходами производства

№17, май 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.