Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Три ситуации, которые прояснят особенности учета ГСМ.

Владимир Сузанский, редактор журнала, аудитор, директор ООО "Грант Торнтон Консалт"

Нужно ли удерживать перерасход топлива на основании ежедневного учета? Существуют ли нормы списания смазочных материалов? Как быть, если нормы на списание топлива еще не утверждены? Большой ли, малый у вас автопарк, такие вопросы все равно возникают. Читайте ответы на них.

Списание топлива при отсутствии постоянных норм

Организация приобрела новый автомобиль. На него применялись временные нормы расхода ГСМ.

Каков порядок отражения в налоговом учете затрат на использованное топливо, если по истечении 6-месячного срока нормы, утвержденные Минтрансом, организация не получила?

При налогообложении прибыли не учитываются затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством (подп. 1.7 п. 1 ст. 131 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).

До установления отсутствующей нормы расхода учет расхода топлива |*| при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования в Республике Беларусь производится по временной норме на срок не более 6 месяцев. В случае отсутствия контрольного расхода топлива, установленного заводом-изготовителем, временную норму расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования устанавливает руководитель организации или индивидуальный предприниматель (п. 7 Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141; далее – Инструкция № 141).

* Информация о применении зимнего повышения норм расхода топлива доступна для подписчиков электронного "ГБ"

Таким образом, исходя из предусмотренного Инструкцией № 141 порядка норма считается установленной в соответствии с законодательством:

– если она установлена Минтрансом Республики Беларусь;

– если она установлена организацией самостоятельно (временная норма). Однако такая норма считается установленной в течение первых 6 месяцев эксплуатации транспортного средства.

Если по истечении 6 месяцев применения временной нормы Минтранс Республики Беларусь норму не установил, то начиная со дня, следующего за истечением 6-месячного периода, норма считается неустановленной. В этот период стоимость израсходованного топлива в затраты, учитываемые при исчислении налога на прибыль, не включается. При установлении в последующем Минтрансом Республики Беларусь нормы расхода топлива она подлежит применению с момента ее установления. Стоимость израсходованного топлива в период отсутствия установленной нормы, не включенная в состав учитываемых при налогообложении прибыли затрат, пересчету не подлежит и в затраты не восстанавливается.

Как учитывать экономию и перерасход топлива

В отдельных случаях по результатам работы за день у водителя автомобиля складывается экономия в использовании топлива, в других – его перерасход.

Обязана ли организация в каждом случае перерасхода удерживать у водителя стоимость излишне израсходованного топлива? Возможно ли такое удержание производить по результатам работы за месяц с учетом случаев экономии?

Для ответа на эти вопросы обратимся к Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133).

Так, основанием для списания ГСМ на затраты производства являются накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе ГСМ или карточки учета расхода топлива за отчетный период. Указанные ведомости или карточки принимаются к бухгалтерскому учету после сверки записей в них с путевыми листами, о чем на ведомостях или карточках работник организации, ведущий оперативный учет ГСМ, делает соответствующую отметку (п. 83 Инструкции № 133).

Инструкция № 133 не устанавливает порядок и срок, за который подлежит выявлению недостача (перерасход, пережог) либо экономия топлива в баке транспортного средства (ежедневно по каждому путевому листу, или за какой-либо период времени). В данном случае необходимо руководствоваться положениями п. 5 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности": если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве Республики Беларусь не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь.

Порядок учета расхода топлива в части периода, за который определяется экономия или перерасход, организация устанавливает в учетной политике.

При этом необходимо учитывать следующие детали. Фактическая экономия или перерасход топлива могут быть выявлены только путем замера остатков топлива в баке транспортного средства. Расчетные данные о движении топлива в этом случае объективными не являются. Данные о наличии остатка ГСМ в баках транспортных средств, машин и механизмов на конец отчетного месяца, учтенные на субсчете "Топливо в баках транспортных средств", ежемесячно подтверждаются актом снятия остатков (п. 83 Инструкции № 133). Форма акта снятия остатков законодательством не установлена. Организация утверждает ее самостоятельно. Напомним норму п. 76 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180. Так, пересортица возникает в случаях выявления у одного и того же проверяемого лица за один и тот же проверяемый период в отношении активов одного и того же наименования в тождественных количествах излишков или недостач.

Таким образом, в учетной политике организация имеет право определить, что в разрезе материально ответственных лиц, которыми являются в данном случае водители, результат фактического движения топлива в сравнении с нормативным определяется за месяц и подтверждается актом снятия остатков.

Есть ли нормы на списание смазочных материалов

Организации для обслуживания парка автомобилей используют моторные, трансмиссионные и специальные масла. Ранее в Сборниках норм расхода топлива и смазочных материалов содержались нормы расхода смазочных материалов. Ими должны были руководствоваться все организации. В настоящее время таких норм нет.

Подлежит ли нормированию списание смазочных материалов для обслуживания автомобилей |*| в настоящее время?

* Информация об особенностях учета операций по использованию личного автомобиля в служебных целях доступна для подписчиков электронного "ГБ"

Такое нормирование может установить сама организация.

В настоящее время законодательство, регулирующее вопросы бухгалтерского учета и отчетности, не содержит требований о том, что стоимость материалов включается в затраты в пределах установленных норм. Касается это и стоимости смазочных материалов. В частности, в п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102), предусмотрено, что затраты – стоимость ресурсов, приобретенных и (или) потребленных организацией в процессе осуществления деятельности, которые признаются активами организации, если от них организация предполагает получение экономических выгод в будущих периодах, или расходами отчетного периода, если от них организация не предполагает получение экономических выгод в будущих периодах.

В состав прямых материальных затрат включается стоимость израсходованного сырья и материалов, составляющих основу производимой продукции, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий и других материалов, стоимость которых может быть прямо включена в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг (п. 9 Инструкции № 102).

Как видно из вышеизложенного, в Инструкции № 102 не упоминается об учете норм расхода материалов при формировании себестоимости продукции (работ, услуг) в целях бухгалтерского учета.

В отличие от законодательства по бухгалтерскому учету НК определяет, что затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете. Нормы о необходимости нормирования материальных ресурсов (за исключением топливно-энергетических ресурсов) НК не содержит. Однако подп. 1.7 п. 1 ст. 131 НК устанавливает, что в затраты, учитываемые при налогообложении, не включаются расходы на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством. Смазочные материалы в перечень топливно-энергетических ресурсов не включены (постановление Минэкономики Республики Беларусь от 25.02.2000 № 30). Таким образом, для целей налогообложения нормирование смазочных материалов не предусмотрено.

Как видим, затраты на смазочные материалы могут учитываться в бухгалтерском и налоговом учете по факту их использования в производственных целях на основании оформленных в организации первичных учетных документов.

Однако при осуществлении транспортной деятельности смазочные материалы составляют значимую статью расходов. Это связано с технологией использования транспортных средств. Организациям рекомендуется устанавливать локальные нормы расхода смазочных материалов. При этом можно использовать методику и нормы, которые ранее были разработаны Минтрансом Республики Беларусь (в частности, в письме Минтранса Республики Беларусь от 01.01.1999 "Сборник норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобили, автотракторную технику, суда, машины, механизмы и оборудование Республики Беларусь").

Нормы расхода смазочных материалов |*| могут устанавливаться на основании технической документации на автотранспортные средства, а также исходя из технических требований к их обслуживанию и ремонту. Списываться смазочные материалы могут и по факту их использования, но при этом должна быть проконтролирована обоснованность использования таких смазочных материалов (например, необходимость проведения ремонта, замена смазочных материалов согласно технической документации на автомобиль и т.д.).

* Информация о том, следует ли устанавливать нормы расхода смазочных материалов на автотранспортные средства, доступна для подписчиков электронного "ГБ"

Статьи на тему

Когда расходы на ТМЦ во время командировки – не командировочные расходы?

№24, июнь 2018

Автомобиль работника используется в служебных целях: обязателен ли путевой лист?

№24, июнь 2018

Выдача средств индивидуальной защиты (СИЗ) сотруднику, работающему по основной профессии и по совместительству

№23, июнь 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.