Указом Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 № 475 сокращено количество лицензируемых видов деятельности, а лицензии станут бессрочными

26 ноября 2015 г. Главой государства подписан Указ № 475 "О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь" (далее – Указ).

Данный нормативный правовой акт обеспечивает дальнейшее совершенствование законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, в том числе посредством сокращения количества лицензируемых видов деятельности либо составляющих лицензируемые виды деятельности работ и (или) услуг, оптимизации и упрощения лицензионных процедур.

В частности, Указ:

1) закрепляет критерии отнесения видов деятельности к лицензируемым. К таковым относятся виды деятельности, осуществление которых может создать угрозу нанесения ущерба интересам национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды и регулирование которых не может быть обеспечено иными методами, кроме как лицензированием;

2) определяет, что к лицензионным требованиям и условиям не могут быть отнесены:

требования о соблюдении законодательства в соответствующей сфере деятельности в целом;

требования законодательства, соблюдение которых является обязанностью любого субъекта хозяйствования;

требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг;

3) устанавливает бессрочное действие лицензии;

4) конкретизирует основания для отказа в принятии решения о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений в части включения в нее сведений об обособленных подразделениях, в том числе филиалах, расширения перечня составляющих лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг либо территории действия лицензии;

5) предоставляет возможность при обращении соискателя лицензии (лицензиата) в лицензирующий орган для осуществления лицензионных процедур посредством направления необходимых документов по почте или в виде электронного документа;

6) запрещает выдачу лицензии субъекту хозяйствования, находящемуся в процессе ликвидации (прекращения деятельности), экономической несостоятельности (банкротства), за исключением нахождения в процедуре санации;

7) сокращает количество документов, представляемых при обращении за выдачей лицензии, лицензионных требований (условий), грубых нарушений законодательства о лицензировании;

8) отменяет лицензирование деятельности, связанной с производством алюминия, свинца, цинка, олова, меди и отливкой готовых изделий и полуфабрикатов из алюминия и тяжелых цветных металлов;

9) исключает необходимость получения лицензии для осуществления определенных работ (услуг) по видам деятельности, лицензирование которых в целом сохраняется.

Справочно:

в рамках деятельности по обеспечению промышленной безопасности лицензирование составляющей работы (услуги) по эксплуатации подконтрольных Госпромнадзору опасных производственных объектов сохранено только в отношении объектов, отнесенных в соответствии с законодательством к I и II типам опасности;

по деятельности в области связи отменяется лицензирование услуги по предоставлению в пользование каналов электросвязи, а также услуги передачи данных в пунктах коллективного пользования;

в отношении деятельности по обеспечению пожарной безопасности предусмотрена отмена лицензирования составляющей работы (услуги) эксплуатация пожаро- и взрывоопасных производств и объектов с массовым пребыванием людей; проведения испытаний на пожарную опасность на огнестойкость веществ, материалов, изделий, оборудования и строительных конструкций; производства, капитального ремонта пожарной техники (машин и оборудования), снаряжения, спасательных устройств, огнетушителей, огнетушащих веществ и других средств противопожарной защиты (за исключением капитального ремонта огнетушителей);

в рамках деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, отменяется необходимость получения лицензии для:

– обезвреживания отходов при проведении лабораторных работ и исследований;

– медицинских отходов 1–3 классов опасности химическим методом, путем использования химических дезинфицирующих средств;

– жидких отходов – путем разбавления водой с последующим сливом в канализацию при наличии договора, заключенного между соискателем лицензии (лицензиатом) и организацией, эксплуатирующей объекты водопроводно-канализационного хозяйства;

по деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями, отменяется необходимость получения лицензии для:

– выполнения работ и (или) оказания услуг с химическими соединениями и растворами, содержащими драгоценные металлы, кроме твердых растворов (сплавов), использования алмазов в инструменте и (или) в изделиях производственно-технического назначения, реализации (поставки) драгоценных металлов и драгоценных камней в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь;

– сбора лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, при сборе отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать их сбор в соответствии с законодательными актами.

Применительно к медицинской деятельности отменяется необходимость получения лицензии для:

– осуществления фитотерапии;

– экспертной медицинской деятельности;

– работ и услуг по монтажу, наладке, техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники и (или) изделий медицинского назначения.

Указом отменяется необходимость получения лицензии для осуществления медицинской деятельности государственными организациями здравоохранения и Белорусским Обществом Красного Креста (при условии соответствия указанных организаций иным специальным требованиям, определяемым законодательством);

10) гарантирует, что прекращение действия лицензии в случае ликвидации лицензиата – юридического лица, индивидуального предпринимателя либо смерти физического лица не требует принятия решения лицензирующего органа;

11) предоставляет право реорганизованному юридическому лицу при реорганизации лицензиата в форме преобразования осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии при условии внесения в такую лицензию необходимых изменений и (или) дополнений в установленном порядке;

12) исключает возможность осуществления в течение года лицензируемой в Республике Беларусь деятельности в области права лицами, в отношении которых приняты решения о прекращения действия (аннулировании) лицензии на осуществление адвокатской деятельности, деятельности по оказанию юридических услуг по виновным основаниям;

13) обеспечивает объединение полномочий комиссий по вопросам лицензирования риэлтерских услуг и выдачи свидетельств об аттестации риэлтера, а также отменой выдачи свидетельств об аттестации юриста.

Справочно:

Вместо действующих в Министерстве юстиции 5 комиссий будут действовать только 3:

комиссия по вопросам лицензирования деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей – юридические услуги;

комиссия по вопросам лицензирования деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей – риэлтерские услуги;

Квалификационная комиссия по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь;

14) делегирует отдельные полномочия в области лицензирования, осуществляемого МЧС и МВД (по приему документов, извещению соискателей лицензии (лицензиатов) о принятых в отношении них лицензирующим органом решениях, подготовке материалов по вопросам прекращения действия лицензии по вине лицензиата и др.) в целях обеспечения качественного и своевременного выполнения возложенных задач в отношении соответствующих видов деятельности без увеличения штатной численности данных министерств от МЧС – Департаменту по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Департаменту по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, Департаменту по ядерной и радиационной безопасности, учреждению "Республиканский центр сертификации и экспертизы лицензируемых видов деятельности", от МВД – Департаменту охраны.

Кроме этого, в отношении отдельных лицензионных видов деятельности корректируются перечень лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателю лицензий, лицензиату, пакет документов, необходимый для выдачи лицензий, а также перечень грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий деятельности.

В области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения:

расширен перечень лицензионных требований и условий, предъявляемых к лицензиату при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии, с учетом того, что объекты использования атомной энергии обладают высокой потенциальной опасностью, отличающей эту отрасль от других общепромышленных отраслей;

определен перечень лицензионных требований и условий для осуществления деятельности в области использования атомной энергии, которые будут являться особыми. Их нарушение должно являться основанием для прекращения действия лицензии;

в целях усиления контроля за качеством выполняемых подрядными организациями при строительстве Белорусской АЭС строительных, монтажных и иных специальных работ вводятся дополнительные требования для подрядных организаций, привлекаемых к строительству Белорусской АЭС в части необходимости предоставления ими дополнительных документов для получения лицензии на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии;

для определения возможности выдачи лицензии на сооружение Белорусской АЭС будет организована и проведена экспертиза безопасности;

уточнен перечень грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий.

В сфере деятельности по автомобильным перевозкам изменения связаны с необходимостью уточнения содержания указаний на грубые нарушения законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий с целью их однозначного понимания, а также сокращения перечня нарушений, рассматриваемых как грубые, посредством применения к соответствующим событиям критерия повторности либо исключения их из данного перечня ввиду отсутствия прямого влияния на обеспечение безопасности при осуществлении автомобильных перевозок пассажиров.

В области медицинской деятельности в том числе расширяется перечень лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателю лицензии и лицензиату, а также грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий. Предлагаемые изменения связаны с результатами проведенного мониторинга медицинской деятельности в части оценки качества оказания медицинской помощи организациями частной формы собственности.

С целью реализации мер по повышению качества судебно-экспертной деятельности уточнены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии, лицензиату, перечень грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий в этой области. Также в данной сфере деятельности дополнено число субъектов, имеющих право осуществлять судебно-экспертную деятельность без получения лицензии, организациями, подчиненными Государственному комитету судебных экспертиз Республики Беларусь.

В результате издания Указа количество отдельных лицензируемых видов деятельности сокращается с 37 до 36, а их составляющих – с 207 до 197.

Основные положения Указа вступают в силу с 1 марта 2016 г. При этом для выполнения лицензионных требований и условий, предусмотренных Указом, если они изменяются по отношению к лицензионным требованиям и условиям, действующим до 1 марта 2016 г., лицензиатам предоставляется срок до 1 июня 2016 г.

В отношении отдельных требований и условий к лицам, осуществляющим деятельность по оказанию юридических услуг, судебно-экспертную деятельность, такая отсрочка предоставляется до 1 июля 2017 г.

Комментарий опубликован на сайте Минэкономики 1 декабря 2015 г.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 48 декабрь 2015
Содержание

Колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

7

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Гороскоп событий на 2016 год. К чему стоит подготовиться бухгалтеру?

8

"Прямая линия"

11

Что изменилось в порядке обращения отходов товаров и отходов упаковки? Как правильно заполнить отчет за IV квартал 2015 года с учетом последних новаций? 

11

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

15

Строительство

15

Постановление Минстройархитектуры Республики Беларусь от 24.11.2015 № 34 "О внесении изменений в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15 сентября 2008 г. № 42"

15

Комментарии

17

Указом Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 № 475 сокращено количество лицензируемых видов деятельности, а лицензии станут бессрочными

17

Установлены скидки и надбавки к страховым тарифам на 2016 год 

20

НАЦБАНК, МИНТОРГ И МНС РАЗЪЯСНЯЮТ

23

Письмо Нацбанка, Минторга и МНС Республики Беларусь от 04.12.2015 № 77-24/934/07-15/1347/К/8-2-8/7452 "О применении норм законодательства в отношении установки и использования платежных терминалов"[Срочно и важно]

23

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

25

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

26

Как документально оформить расходы и правильно заплатить налоги при проведении новогоднего корпоратива. [Срочно и важно]

26

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

32

Какие нарушения порядка ведения кассовых операций чаще всего допускают организации. 

32

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

36

Переоценка на 1 января 2016 года не является обязательной. [Срочно и важно]

36

ВОПРОС–ОТВЕТ

40

Пенсия, учитываемая при налогообложении. 

40

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

42

Бухучет-2015: ведем по-новому

42

Заполнение путевого листа: истины азбучные и не только.

42

Списание убытков от выбытия ряда активов в 2015 году может не повлиять на финансовый результат. 

45

Три ситуации, которые прояснят особенности учета ГСМ.

50

Вопрос-ответ

54

ВОПРОС–ОТВЕТ

57

Критерий распределения затрат в учетной политике организации. 

57

Оклейка стен обоями и освобождение  от НДС. 

58

Реализация подакцизной продукции  в ходе исполнительного производства  и уплата акцизов. 

59

Применение инвестиционного вычета  в части процентов по кредиту, направленному на проведение реконструкции основного средства. 

59

Применение инвестиционного вычета организацией, уплачивающей налог на вмененный доход. 

60

Восстановление инвестиционного вычета в случае перехода организации на особый режим налогообложения. 

60

По кредиту уплачиваются только проценты. 

61

СОВЕТЫ ЮРИСТА

62

Что необходимо учитывать при увеличении уставного фонда общества.

62

КАТАЛОГ ПУБЛИКАЦИЙ ЗА IV КВАРТАЛ 2015 ГОДА

67

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

92

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 декабря 2015 года

92

Об индексе потребительских цен за ноябрь 2015 года

94

Об индексе цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения за ноябрь 2015 года

94

Об уровне инфляции в ноябре 2015 года к дате последней переоценки

94

РЕКЛАМА

95

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период c 12 по 18 декабря 2015 года

96