Печать
В закладки
Сохранить
Документы к статье
Наверх
Вниз

Правильно применяйте зимнее повышение норм расхода топлива 

 (Комментарий к постановлению Минтранса Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141). 

Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком

Сюжет не меняется: за осенью приходит зима, но для правильного списания автомобильного топлива следует особо остановиться на предзимье. Нулевая температура – это положительная или отрицательная температура? Зимние нормы  следует применять только зимой? Предлагаемый материал поможет правильно ответить на эти вопросы.

Возможно ли применение зимних норм осенью?

Организация осуществляет свою деятельность в Минской области. В октябре 2015 г. на дату выпуска автомобиля на линию была зафиксирована отрицательная температура окружающего воздуха.

Имела ли организация право на применение зимнего повышения нормы расхода топлива?

Да, организация имела такое право.

Порядок применения норм расхода топлива |*| для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования установлен Инструкцией № 141*.
__________________________
* Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденная постановлением Минтранса Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее – Инструкция № 141).

* Комментарий к Инструкции № 141 доступен для подписчиков электронного "ГБ"

В зимних условиях эксплуатации повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Оно составляет не более 10 % от нормы расхода топлива.

Справочно: линейная норма расхода топлива – объем топлива, потребляемый двигателем технически исправного автомобиля на 100 км пробега в литрах или кубических метрах, без учета повышений (понижений) и дополнительного расхода топлива (п. 3 Инструкции № 141).

Для целей Инструкции № 141 зимние условия эксплуатации – это эксплуатация автомобиля, машины, механизма и оборудования в условиях отрицательной температуры окружающего воздуха, ниже 0 °C (п. 3 Инструкции № 141).

Отрицательную температуру окружающего воздуха определяют на основании измерений, произведенных ответственным лицом организации, эксплуатирующей механическое транспортное средство, машину, механизм и оборудование:

на дату и время выпуска механического транспортного средства на линию;

начало выполнения работы машиной, механизмом и оборудованием (п. 8 Инструкции № 141).

Результаты измерений регистрируют в специальном журнале по форме согласно приложению к Инструкции № 141.

При эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования за пределами Республики Беларусь порядок определения и учета температуры окружающего воздуха устанавливает руководитель организации или индивидуальный предприниматель.

Таким образом, повышение нормы расхода топлива не связано с конкретным периодом времени года.

Достаточное условие применения рассматриваемого повышения – отрицательная температура окружающего воздуха (ниже 0 °C), которая должна подтверждаться измерениями, зарегистрированными в журнале регистрации результатов измерений температуры окружающего воздуха.

Важно! Температура 0 °C не является отрицательной, следовательно, повышение нормы расхода топлива при температуре 0 °C не применяется.

Повышение нормы расхода топлива не применяется для механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, предназначенных для эксплуатации исключительно в зимних условиях (снегоуборочные машины, снегоходы и т.п.) (подп. 10.1 п. 10 Инструкции № 141).

Есть Интернет. Зачем журнал регистрации?

В связи с оптимизацией численности работников организация не ведет журнал регистрации результатов измерений температуры окружающего воздуха. Данные о температуре окружающего воздуха берутся в сети Интернет на официальном сайте Гидрометеоцентра.

Допустим ли такой подход?

Такой подход недопустим, данный журнал нужно вести обязательно для обоснования повышения норм расхода топлива.

Как уже говорилось выше, результаты измерений температуры окружающего воздуха регистрируются в специальном журнале по форме, указанной в приложении к Инструкции № 141.

Таким образом, журнал регистрации результатов измерений температуры окружающего воздуха нужно вести обязательно для определения отрицательной температуры окружающего воздуха.

Правильное применение норм расхода топлива важно не только для целей учета израсходованного топлива, но и для определения налогооблагаемой прибыли |*|. Напомним, что при налогообложении не учитывают затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством (подп. 1.7 п. 1 ст. 131 Налогового кодекса Республики Беларусь). Установленное требование распространяется в т.ч. на топливо для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования (письмо МНС Республики Беларусь от 27.03.2012 № 2-2-23/637 "О некоторых вопросах исчисления и уплаты налога на прибыль").

* Три ситуации, которые помогут бухгалтеру правильно определить состав затрат, учитываемых при обложении налогом на прибыль, доступны для подписчиков электронного "ГБ"

Как списывать топливо в сезон распутицы?

Организация применяет повышение нормы расхода топлива на 35 % в условиях сезонной распутицы при наличии указанного фактора без ограничений по времени его применения.

Верно ли поступает организация?

Неверно.

В условиях сезонной распутицы, снежных заносов, при сильном снегопаде, гололедице организация имеет право повысить нормы расходы топлива на 35 %. Однако при этом необходимо соблюсти следующие условия:

1) срок повышения – не более 1 месяца в году (суммарно по дням в течение года);

2) указанный срок должен быть установлен руководителем организации или индивидуальным предпринимателем на основании данных Гидрометеоцентра Республики Беларусь (при эксплуатации автомобиля за пределами Республики Беларусь – по данным Гидрометеоцентра Республики Беларусь или метеорологической службы соответствующей страны) (подп. 10.5 п. 10 Инструкции № 141).

Таким образом, указанное повышение нормы расхода топлива можно применять на срок не более 1 месяца в году (суммарно по дням в течение года).

Организации следует самостоятельно определить способ учета дней применения данного повышения.
Обращаем внимание, что при необходимости применения одновременно нескольких повышений (понижений) нормы расхода топлива |*| нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности (п. 15 Инструкции № 141).

* Информация о правилах соблюдения условия о применении зимних норм расхода топлива доступна всем на портале GB.BY

Статьи на тему

Обесценение запасов: когда, как и почему это надо делать

№35, сентябрь 2018

Первичный документ по учету топлива

№34, сентябрь 2018

Варианты учета затрат на ремонт автомобильных шин

№30, август 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.