К числу таких преступлений могут быть отнесены:
– уклонение от уплаты сумм налогов, сборов (ст. 243 Уголовного кодекса РБ (далее – УК));
Уголовную ответственность за применение ошибочных или заведомо ложных консультаций обслуживающей организации либо за использование подготовленных этой организацией недоброкачественных документов будут нести уполномоченные лица обслуживаемой организации, поскольку, так же как и административная ответственность, уголовная ответственность физических лиц основана на принципах личной и виновной ответственности. Например, в течение года при оказании бухгалтерских услуг обслуживающая организация не проводила налоговых корректировок к данным бухгалтерского учета для правильного определения налоговых баз, ошибалась при отражении на счетах расходов предприятия, внеоборотных активов, а также допускала иные отступления от правил осуществления бухгалтерского учета. Следствием этого явились начисление и последующая уплата заказчиком пени с неуплаченных сумм налогов, сборов, понесенные обслуживаемой организацией затраты по привлечению более профессиональной организации для обследования состояния учета и его восстановления, которые в сумме превысили тысячу базовых величин. Размер такого материального ущерба обслуживаемой организации особо крупный (ч. 2 примечаний к гл. 35 УК), и по этому признаку его следует относить к числу иных тяжких последствий, предусмотренных ст. 428 УК в качестве признака уголовно наказуемой служебной халатности. Соответствующее уполномоченное должностное лицо заказчика, допустившее служебную халатность при выборе обслуживающей организации и использовании предоставляемых ей недоброкачественных услуг, повлекшую по неосторожности указанные последствия, может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 428 УК.
Уголовную ответственность работников или руководителя бухгалтерской организации нельзя исключить, если они находились в сговоре с соответствующими лицами заказчика на совершение умышленного преступления, связанного с искажением документов бухгалтерского или налогового учета, выступая в качестве подстрекателей, организаторов (руководителей) или пособников такого преступления.
Например, руководитель обслуживаемой организации заказал руководителю бухгалтерской организации подготовку не соответствующих действительности бухгалтерских документов, входящих в число документов, представляемых банку для получения кредита до заключения кредитного договора согласно локальному нормативному правовому акту этого банка (см. абзац пятый п. 6 Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.12.2003 № 226 (с учетом изменений)). Подготовив и передав руководителю клиента указанный подложный документ, который был использован им для выманивания у банка кредита, руководитель бухгалтерской организации выступил в качестве пособника преступления (выманивания кредита), ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 16 и ст. 237 УК.
Если соответствующие подложные документы изготавливались бухгалтерской организацией в целях уклонения обслуживаемой организации от уплаты сумм налогов, сборов, то наряду с руководителем заказчика уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 243 УК, подлежат и пособники этого преступления – работники и (или) руководитель обслуживающей организации (ч. 6 ст. 16 и ст. 243 УК).
Руководитель или иное должностное лицо бухгалтерской организации, использовавшие свои служебные полномочия из корыстной или иной личной заинтересованности для совершения указанных преступлений по сговору с уполномоченными лицами заказчика, подлежат уголовной ответственности не только за соучастие в совершении названных преступлений, но также и за преступление против интересов службы – злоупотребление служебными полномочиями. Уголовная ответственность за совершение этогопреступления наступает по ст. 424 УК (злоупотребление властью или служебными полномочиями) при наличии признаков, указанных в ней (причинение ущерба в крупном размере и др.).
Соотношение гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности
Применение к бухгалтерской организации мер гражданско-правовой ответственности не исключает привлечения соответствующих физических лиц заказчика и обслуживающей организации к административной или уголовной ответственности, а обслуживаемой организации – к административной ответственности.
В то же время необходимо иметь в виду, что за одно и то же общественно опасное деяние лицо не может нести и административную, и уголовную ответственность. Если содеянное признанопреступлением, то должна наступать уголовная ответственность. Невозможность привлечь юридическое лицо к уголовной ответственности (она, как отмечалось, не предусмотрена в отечественном уголовном праве) не может служить оправданием для не основанного на законе привлечения юридического лица к административной ответственности. В связи с этим обращаем внимание на недавнее изменение нормы ч. 7 ст. 4.8 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП) ("Ответственность индивидуального предпринимателя и юридического лица").
В ч. 7 ст. 4.8 КоАП внесены коррективы, согласно которым привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. Закон РБ от 30.11.2010 № 198-З "О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и в Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях"). Иными словами, строгое соблюдение этой нормы обязывает использовать следующий алгоритм привлечения к уголовной (административной) ответственности.
Если деяние, совершенное должностным лицом юридического лица, признано преступлением, то привлечению к уголовной ответственности подлежит должностное лицо юридического лица. Одновременно с этим или вслед за этим (привлечением должностного лица юридического лица к уголовной ответственности) за то же преступление к административной ответственности можно будет привлечь юридическое лицо.
Очевидно, что в рассматриваемом случае привлечение юридического лица к административной ответственности – это отступление от принципов и уголовной, и административной ответственности.
Как известно, КоАП и законодательные акты Президента РБ не предусматривают административной ответственности за совершение преступления (исключение составляют лишь указанные в КоАП и УК случаи освобождения от уголовной ответственности в связи с привлечением к административной ответственности в соответствии с ч. 5 ст. 6.5, ч. 1 ст. 6.6 КоАП и ст. 86 УК). Равным образом и уголовный закон нельзя применять для привлечения к уголовной ответственности за совершение административного правонарушения.
Одно и то же деяние (например, неуплата плательщиком (юридическим лицом) суммы налога, сбора, совершенная должностным лицом юридического лица умышленно и повлекшая причинение ущерба в размере свыше тысячи базовых величин) не может быть в одно и то же время и преступлением (ст. 243 УК), и административным правонарушением (ч. 7 ст. 13.6 КоАП). Утверждение обратного, "узаконенное" названным дополнением ч. 7 ст. 4.8 КоАП, противоречит принципам административной ответственности, закрепленным, в частности, в ст. 2.1, 3.5, 4.2, 4.8 КоАП, и принципам уголовной ответственности, изложенным, в частности, в ст. 1–3, 10, 11 УК. Представляется, что подобное "изъятие" из этих принципов как противоречащее им не подлежит применению.









