Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

В 2011 году уплата налога на недвижимость производится по месту постановки на учет в налоговых органах организации вне зависимости от места расположения объекта налогообложения

(Комментарий к гл. 5 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82)

Сергей Кольцов, экономист
Алгоритм расчета налога на недвижимость
Бухгалтеру организации для заполнения налоговой декларации необходимо:
1) определить объекты обложения налогом на недвижимость.
Напомним, что объектом обложения налогом на недвижимость являются:
– здания и сооружения;
– незавершенное строительство (ст. 185 Налогового кодекса РБ (далее – НК РБ)).
Налог по каждому из указанных объектов следует исчислять и отражать в налоговой декларации отдельно: по зданиям и сооружениям – в части I налоговой декларации, по объектам незавершенного строительства – в части II налоговой декларации.
Вниманию читателей: форма налоговой декларации (расчета) по налогу на недвижимость организаций определена постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (приложение 4);
 
2) определить налоговую базу и ставки налога на недвижимость (ст. 187–188 НК РБ).
В НК РБ для организаций установлены следующие ставки налога на недвижимость: по налогу в части зданий и сооружений – 0,1 % и 1 %, по налогу в части объектов незавершенного строительства – 1 % и 2 % (ст. 188 НК РБ).
Разделы части I и части II налоговой декларации заполняются в случае применения плательщиком различных ставок налога (в т.ч. с учетом их увеличения (уменьшения)) по объектам налогообложения, по каждой группе зданий и сооружений или объектов незавершенного строительства, по которым применяются одинаковые ставки налога;
3) определить, были ли в 2010 г. объекты, которые освобождались от уплаты налога на недвижимость.
При наличии таких объектов организация должна заполнить справку о размере и составе использованных льгот по налогу на недвижимость (приложение 1 к налоговой декларации);
4) уточнить, имеются ли утвержденные местными Советами депутатов повышающие (понижающие) коэффициенты к ставкам налога.
В 2011 г. местным Советам депутатов предоставлено право увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2 раза ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков (часть третья ст. 188 НК РБ). Решения местных Советов депутатов об увеличении ставок налога на недвижимость не распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, получающих государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, финансовой помощи из республиканского бюджета.
Исчисление и уплата налога на недвижимость по ставкам, увеличенным (уменьшенным) согласно решениям местных Советов депутатов, производятся с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором соответствующие решения вступили в силу;
5) исчислить налог и уплатить его не позднее 22 января, апреля, июля, октября в размере 1/4 годовой суммы налога в бюджет по месту постановки на учет в налоговых органах вне зависимости от места расположения объекта недвижимости.
Пример 1
Решением Гомельского облсовета от 13.12.2010 № 49 "О налоге на недвижимость и земельном налоге" для организаций, имеющих объекты обложения налогом на недвижимость, на территории Гомельской области установлен повышающий коэффициент к ставкам налога на недвижимость 2,0.
Решением Мингорсовета от 24.11.2010 № 62 "Об установлении коэффициентов к ставкам земельного налога и налога на недвижимость" для организаций, имеющих здания и сооружения в I экономико-планировочной зоне г. Минска, также установлен повышающий коэффициент к ставкам налога на недвижимость 2,0.
В 2010 г. организация  посчитала бы  налог на недвижимость следующим образом:
– отдельно по зданиям и сооружениям, расположенным в Гомельской области;
– отдельно по зданиям и сооружениям, расположенным в I экономико-планировочной зоне г. Минска.
Например, по объектам налогообложения, расположенным в Гомельской области,  сумма налога на недвижимость составила бы 300 тыс. руб., а по объектам налогообложения, расположенным  в I экономико-планировочной зоне г. Минска, – 600 тыс. руб.
В 2011 г. в этой  же ситуации  порядок исчисления налога на недвижимость иной. Организации придется считать его дважды:
первый раз – при заполнении разд. I части I декларации.
Организация должна исчислить налог на недвижимость по всем зданиям и сооружениям, имеющимся в ее  распоряжении (т.е. расположенным и в Гомельской области, и в I экономико-планировочной зоне г. Минска, но без территориального признака). Такой порядок применяется, когда  по объектам недвижимости, расположенным в  разных административно-территориальных единицах, местными Советами депутатов установлены одинаковые повышающие коэффициенты и НК РБ – одинаковые ставки налога. Допустим, что в нашем примере налог на недвижимость по всем объектам недвижимости организации  составляет 900 тыс. руб.;
второй раз – для заполнения приложения 3 к налоговой декларации.
Организация  должна посчитать налог на недвижимость отдельно по каждой административно-территориальной единице. То есть ей необходимо знать, сколько налога на недвижимость надо уплатить в бюджет г. Минска и сколько – в бюджет Гомельской области. Для этого организации придется посчитать отдельно налог на недвижимость по зданиям и сооружениям, расположенным в Гомельской области (300 тыс. руб.), и по зданиям и сооружениям, расположенным в I экономико-планировочной зоне г. Минска (600 тыс. руб.).
Из примера видно, что для того, чтобы заполнить сведения о суммах налога на недвижимость организаций, подлежащего зачислению в бюджет административно-территориальной единицы, на территории которой располагается объект налогообложения (приложение 3 к форме налоговой декларации (расчета)),  налог на недвижимость надо исчислить в разрезе каждой административно-территориальной единицы, на территории которой располагаются объекты налогообложения.
При этом данный расчет организации в налоговой декларации  отражаться не будет. В сведениях указываются  только его готовые суммы.
В связи с этим рекомендуем организациям  сохранить расчет распределения налога на недвижимость между местными бюджетами, так как по истечении времени организация может просто не вспомнить, как производился этот расчет. В случае налоговой  проверки  специалисты налогового органа  при его отсутствии будут сами  исчислять налог на недвижимость в разрезе каждой административно-территориальной единицы. Суммы могут не совпасть, а это повлечет пени и санкции. Так что  наличие данного расчета – гарантия безопасности организации;
6) представить не позднее 20 января 2011 г. в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость.
При заполнении декларации по налогу на недвижимость надо заполнять и включать в нее только те части, разделы и приложения, для заполнения которых у плательщика налога имеются сведения.
Теперь рассмотрим особенности, которые надо учитывать при заполнении налоговой декларации по налогу на недвижимость.
Уточните в налоговой инспекции, в какой бюджет административно-территориальной единицы  следует уплатить налог на недвижимость
 
В НК РБ  и Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций* нет разъяснений, что понимается под административно-территориальной единицей (область, город, район или сельсовет). Данный термин содержится, в частности, в Сведениях о суммах налога на недвижимость организаций, подлежащего зачислению в бюджет административно-территориальной единицы, на территории которой располагается объект налогообложения (приложение 3 к новой форме налоговой декларации (расчета) по налогу на недвижимость).
В данной ситуации рекомендуем воспользоваться нормами Закона РБ от 05.05.1998 № 154-З "Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь".
Так, административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы (ст. 3 Закона № 154-З).
К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
Однако считаем необходимым обратить внимание на проблему, которая вытекает из вышеизложенных определений. В состав одной административно-территориальной единицы могут входить несколько других (например, в состав области входят районы, в состав районов входят сельсоветы).
Рассмотрим вышеизложенное на примере.
Пример 2
Организация, стоящая на налоговом учете  в г. Гомеле, владеет зданием, находящимся в Боровлянском сельском совете Минского района Минской области.
Куда организация должна перечислить налог на недвижимость по зданию – в бюджет Минской области, в бюджет Минского района или в  бюджет Боровлянского сельского Совета?
В 2010 г.  налог на недвижимость по зданию, расположенному в Боровлянском сельском совете, необходимо было уплачивать в бюджет Минского района.
Косвенный ответ на этот вопрос содержался в подп. 40.2 п. 40 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2009 № 87.
По каждой группе зданий и сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся в пределах одной административно-территориальной единицы, составлялся  отдельный расчет налога на недвижимость по зданиям, сооружениям и по объектам незавершенного строительства с указанием инспекции МНС по району, городу, району в городе по месту нахождения группы зданий, сооружений либо объектов незавершенного строительства.
Следовательно, по зданию, расположенному в Боровлянском сельском совете, налог на недвижимость необходимо было уплачивать в бюджет Минского района.
В 2011 г. налог на недвижимость по зданию, расположенному в Боровлянском сельском совете, по мнению автора, также необходимо уплачивать в бюджет Минского района.
 
Вниманию читателей: так как  понятие административно-территориальной единицы (область, город, район или сельсовет) не разъяснено в нормативных документах, регулирующих налоговое законодательство, во избежание споров с налоговыми инспекциями рекомендуем плательщикам налога на недвижимость уточнить в своей налоговой инспекции, в бюджет какой  административно-территориальной единицы (области, района, сельсовета) следует уплачивать налог на недвижимось в 2011 г.
Новая форма декларации по объему меньше, чем ранее действовавшая
1. В 2011 г. в форме декларации отсутствует расчет остаточной стоимости зданий, сооружений, подлежащих налогообложению (в 2010 г. указывался в стр. 6 налоговой декларации).
2. Больше организации не должны указывать в форме налоговой декларации такие показатели, как "стоимость зданий, сооружений", "стоимость льготируемых зданий, сооружений", "стоимость зданий, сооружений, подлежащих налогообложению", "износ зданий, сооружений", "износ льготируемых зданий, сооружений".
3. В новой форме налоговой декларации стр. 3 называется "Увеличение (уменьшение) ставки налога". В старой форме налоговой декларации аналогичная строка называлась "Коэффициент к ставке налога". Таким образом, в стр. 3 новой формы декларации необходимо указывать повышающие или понижающие коэффициенты к ставкам налога на недвижимость, установленные местными Советами депутатов. Коэффициенты указываются в долях единицы (в виде десятичной дроби) с точностью 4 знака после запятой.
Например, если местным Советом депутатов на 2011 г. установлен повышающий коэффициент 1,5, то в налоговой декларации этот коэффициент указывается 1,5000.
За использование неправильных разъяснений министерств ответственность в виде пени и санкций несут не авторы разъяснений, а плательщики
Сложность исчисления налога на недвижимость заключается в том, что при вступлении в силу решений местных Советов депутатов об увеличении (уменьшении) ставок налога на недвижимость после 1 января 2011 г. показатели стр. 3 части I и части II налоговой декларации рассчитываются в среднем за период с квартала, на который приходится месяц, с которого применяются соответствующие увеличенные (уменьшенные) ставки.
Как увеличивать или уменьшать ставку налога на недвижимость в таких случаях, было разъяснено в письме МНС РБ от 15.06.2010 № 2-2-11/2829 "О разъяснении норм законодательства".
В письме приведен такой пример: городской Совет депутатов принял решение о применении повышающего коэффициента 2 (решение вступило в силу 30 апреля 2010 г., соответственно применить данный коэффициент согласно Указу № 143 необходимо с 1 мая 2010 г.).
Рассчитаем коэффициент к сумме налога за II–IV кварталы: (1 × 1 (апрель) + 2 × 8 (май –декабрь)) / 9 = 1,8889. Следовательно, организации обязаны представить налоговые декларации (расчеты) с внесенными изменениями и дополнениями с учетом рассчитанного коэффициента.
Обращаем внимание, что в письме МНС РБ от 15.06.2010 № 2-2-11/2829 упущен важный момент. К нескольким организациям, которые им руководствовались, налоговые инспекции уже применили пени и санкции за неправильное исчисление налога на недвижимость.
Дело в том, что в письме рассматривается небольшой период времени, а именно оно касается только зданий и сооружений, которые имеются у организации на 1 января 2010 г. или которые были приобретены в I квартале 2010 г. Это письмо нельзя использовать при исчислении налога на недвижимость по зданиям и сооружениям, приобретенным во II и III кварталах 2010 г. Например, если организация приобрела здание во II квартале 2010 г., то налог на недвижимость по этому зданию она начнет платить начиная с III квартала 2010 г. В течение всего II полугодия 2010 г. действует повышающий коэффициент, установленный местным Советом депутатов (в примере, приведенном в письме МНС, – 2,0). В этом случае нельзя рассчитывать и применять коэффициент 1,8889, как это делается в письме МНС. Необходимо в полном объеме применять коэффициент, определенный местным Советом депутатов, т.е. 2,0.
За использование неправильных разъяснений министерств ответственность в виде пени и санкций несут не авторы разъяснений, а плательщики, которые недоплатили платежи в бюджет, руководствуясь подобными разъяснениями.
В 2011 г. порядок уплаты в бюджет налога на недвижимость стал проще
Как мы уже ранее упоминали, налог на недвижимость уплачивается организациями ежеквартально не позднее 22-го числа первого месяца каждого квартала в размере 1/4 годовой суммы налога.
Таким образом, через несколько дней после представления налоговой декларации по налогу на недвижимость за 2011 г., а именно не позднее 22 января 2011 г., организации должны уплатить четвертую часть годовой суммы исчисленного налога.
При этом уплата налога на недвижимость в 2011 г. производится организациями по месту постановки на учет в налоговых органах вне зависимости от места расположения объекта налогообложения (Инструкция о порядке зачисления, распределения и механизме возврата доходов республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2011 году, утвержденная постановлением Минфина РБ от 17.12.2010 № 153 (далее – Инструкция № 153)).
Это также касается уплаты налога на недвижимость в порядке перерасчетов по итогам за 2010 г. и в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2011 г.
Налог на недвижимость теперь будет уплачиваться на счета по учету средств республиканского бюджета, открытые главным управлениям Минфина РБ по областям и г. Минску (далее – главные управления) для зачисления платежей, контроль над уплатой которых осуществляется налоговыми органами, по месту постановки организаций на учет.
Поступившие от каждой организации суммы налога будут перечисляться финансовыми органами в соответствующие местные бюджеты по месту расположения объектов налогообложения на основании заявок налоговых инспекций.
Ведение лицевых счетов по налогу на недвижимость будет осуществляться налоговой инспекцией по месту постановки плательщика на учет, в т.ч. в разрезе административно-территориальных единиц, на территории которых расположены объекты налогообложения.
Если организация допустит переплату налога на недвижимость или пени по этому налогу в местные бюджеты, то вернуть сумму налога она сможет, если обратится с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм в порядке и в сроки, установленные ст. 60, 61 НК РБ, в налоговую инспекцию по месту постановки на учет. Организации не надо обращаться по данному вопросу в каждую налоговую инспекцию по месту нахождения объектов налогообложения.
Новый порядок уплаты налога на недвижимость должны также учесть организации, имеющие по состоянию на 1 января 2011 г. задолженность по этому налогу.
В целях сохранения очередности исполнения платежных документов организации должны исправить реквизиты бенефициара и банка-получателя в платежных поручениях на перечисление налога на недвижимость, находящихся в картотеке к внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок". Данные исправления будут произведены банком-отправителем на основании заявлений плательщиков.
Поэтому плательщикам следует обратиться в банки с заявлением, в котором должны быть указаны наименование получателя (бенефициара) платежа – главного управления, номер счета по учету средств республиканского бюджета, код и наименование банка-получателя (эти сведения организации могут получить в налоговой инспекции по месту постановки на учет).
 
Вниманию читателей: в 2011 г. сохраняется ранее действовавший порядок уплаты налога на недвижимость на незавершенное строительство. То есть этот налог организации, как и раньше, должны самостоятельно уплачивать в местные бюджеты по месту расположения объектов налогообложения.
 
В 2010 г. налог на недвижимость подлежал уплате в соответствующие местные бюджеты по месту нахождения объектов налогообложения, земельных участков, находящихся в государственной собственности (п. 24 Инструкции о порядке уплаты (зачисления), распределения, возврата налогов, сборов (пошлин) и других доходов в 2010 году, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.03.2010 № 35).
В Инструкции № 35 также было определено, что понимается под местом нахождения объектов обложения налогом на недвижимость. Это определение совпадало с порядком, установленным Указом Президента РБ от 07.03.2010 № 143.
Напомним его. Под местом нахождения объектов обложения налогом на недвижимость понимались:
– для сооружений, находящихся одновременно на территории нескольких административно-территориальных единиц (устройства электропередачи и связи, трубопроводы, газопроводы и иные аналогичные объекты), – место нахождения организаций или их филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, соответственно у которых такие объекты учитываются по данным бухгалтерского учета, а для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, – место постановки таких организаций на учет в налоговых органах Республики Беларусь;
– для остальных зданий и сооружений – место нахождения таких зданий и сооружений.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.