В 2011 году уплата налога на недвижимость производится по месту постановки на учет в налоговых органах организации вне зависимости от места расположения объекта налогообложения

(Комментарий к гл. 5 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82)

Сергей Кольцов, экономист
Алгоритм расчета налога на недвижимость
Бухгалтеру организации для заполнения налоговой декларации необходимо:

1) определить объекты обложения налогом на недвижимость.
Напомним, что объектом обложения налогом на недвижимость являются:
– здания и сооружения;
– незавершенное строительство (ст. 185 Налогового кодекса РБ (далее – НК РБ)).
Налог по каждому из указанных объектов следует исчислять и отражать в налоговой декларации отдельно: по зданиям и сооружениям – в части I налоговой декларации, по объектам незавершенного строительства – в части II налоговой декларации.

Вниманию читателей: форма налоговой декларации (расчета) по налогу на недвижимость организаций определена постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (приложение 4);
 
2) определить налоговую базу и ставки налога на недвижимость (ст. 187–188 НК РБ).

В НК РБ для организаций установлены следующие ставки налога на недвижимость: по налогу в части зданий и сооружений – 0,1 % и 1 %, по налогу в части объектов незавершенного строительства – 1 % и 2 % (ст. 188 НК РБ).

Разделы части I и части II налоговой декларации заполняются в случае применения плательщиком различных ставок налога (в т.ч. с учетом их увеличения (уменьшения)) по объектам налогообложения, по каждой группе зданий и сооружений или объектов незавершенного строительства, по которым применяются одинаковые ставки налога;

3) определить, были ли в 2010 г. объекты, которые освобождались от уплаты налога на недвижимость.

При наличии таких объектов организация должна заполнить справку о размере и составе использованных льгот по налогу на недвижимость (приложение 1 к налоговой декларации);

4) уточнить, имеются ли утвержденные местными Советами депутатов повышающие (понижающие) коэффициенты к ставкам налога.

В 2011 г. местным Советам депутатов предоставлено право увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2 раза ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков (часть третья ст. 188 НК РБ). Решения местных Советов депутатов об увеличении ставок налога на недвижимость не распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, получающих государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, финансовой помощи из республиканского бюджета.
Исчисление и уплата налога на недвижимость по ставкам, увеличенным (уменьшенным) согласно решениям местных Советов депутатов, производятся с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором соответствующие решения вступили в силу;

5) исчислить налог и уплатить его не позднее 22 января, апреля, июля, октября в размере 1/4 годовой суммы налога в бюджет по месту постановки на учет в налоговых органах вне зависимости от места расположения объекта недвижимости.

Пример 1

Решением Гомельского облсовета от 13.12.2010 № 49 "О налоге на недвижимость и земельном налоге" для организаций, имеющих объекты обложения налогом на недвижимость, на территории Гомельской области установлен повышающий коэффициент к ставкам налога на недвижимость 2,0.
Решением Мингорсовета от 24.11.2010 № 62 "Об установлении коэффициентов к ставкам земельного налога и налога на недвижимость" для организаций, имеющих здания и сооружения в I экономико-планировочной зоне г. Минска, также установлен повышающий коэффициент к ставкам налога на недвижимость 2,0.
В 2010 г. организация  посчитала бы  налог на недвижимость следующим образом:
– отдельно по зданиям и сооружениям, расположенным в Гомельской области;
– отдельно по зданиям и сооружениям, расположенным в I экономико-планировочной зоне г. Минска.
Например, по объектам налогообложения, расположенным в Гомельской области,  сумма налога на недвижимость составила бы 300 тыс. руб., а по объектам налогообложения, расположенным  в I экономико-планировочной зоне г. Минска, – 600 тыс. руб.

В 2011 г. в этой  же ситуации  порядок исчисления налога на недвижимость иной. Организации придется считать его дважды:

первый раз – при заполнении разд. I части I декларации.

Организация должна исчислить налог на недвижимость по всем зданиям и сооружениям, имеющимся в ее  распоряжении (т.е. расположенным и в Гомельской области, и в I экономико-планировочной зоне г. Минска, но без территориального признака). Такой порядок применяется, когда  по объектам недвижимости, расположенным в  разных административно-территориальных единицах, местными Советами депутатов установлены одинаковые повышающие коэффициенты и НК РБ – одинаковые ставки налога. Допустим, что в нашем примере налог на недвижимость по всем объектам недвижимости организации  составляет 900 тыс. руб.;

второй раз – для заполнения приложения 3 к налоговой декларации.

Организация  должна посчитать налог на недвижимость отдельно по каждой административно-территориальной единице. То есть ей необходимо знать, сколько налога на недвижимость надо уплатить в бюджет г. Минска и сколько – в бюджет Гомельской области. Для этого организации придется посчитать отдельно налог на недвижимость по зданиям и сооружениям, расположенным в Гомельской области (300 тыс. руб.), и по зданиям и сооружениям, расположенным в I экономико-планировочной зоне г. Минска (600 тыс. руб.).

Из примера видно, что для того, чтобы заполнить сведения о суммах налога на недвижимость организаций, подлежащего зачислению в бюджет административно-территориальной единицы, на территории которой располагается объект налогообложения (приложение 3 к форме налоговой декларации (расчета)),  налог на недвижимость надо исчислить в разрезе каждой административно-территориальной единицы, на территории которой располагаются объекты налогообложения.

При этом данный расчет организации в налоговой декларации  отражаться не будет. В сведениях указываются  только его готовые суммы.

В связи с этим рекомендуем организациям  сохранить расчет распределения налога на недвижимость между местными бюджетами, так как по истечении времени организация может просто не вспомнить, как производился этот расчет. В случае налоговой  проверки  специалисты налогового органа  при его отсутствии будут сами  исчислять налог на недвижимость в разрезе каждой административно-территориальной единицы. Суммы могут не совпасть, а это повлечет пени и санкции. Так что  наличие данного расчета – гарантия безопасности организации;

6) представить не позднее 20 января 2011 г. в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость.

При заполнении декларации по налогу на недвижимость надо заполнять и включать в нее только те части, разделы и приложения, для заполнения которых у плательщика налога имеются сведения.

Теперь рассмотрим особенности, которые надо учитывать при заполнении налоговой декларации по налогу на недвижимость.

Уточните в налоговой инспекции, в какой бюджет административно-территориальной единицы  следует уплатить налог на недвижимость
 
В НК РБ  и Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций* нет разъяснений, что понимается под административно-территориальной единицей (область, город, район или сельсовет). Данный термин содержится, в частности, в Сведениях о суммах налога на недвижимость организаций, подлежащего зачислению в бюджет административно-территориальной единицы, на территории которой располагается объект налогообложения (приложение 3 к новой форме налоговой декларации (расчета) по налогу на недвижимость).

В данной ситуации рекомендуем воспользоваться нормами Закона РБ от 05.05.1998 № 154-З "Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь".

Так, административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы (ст. 3 Закона № 154-З).

К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

Однако считаем необходимым обратить внимание на проблему, которая вытекает из вышеизложенных определений. В состав одной административно-территориальной единицы могут входить несколько других (например, в состав области входят районы, в состав районов входят сельсоветы).

Рассмотрим вышеизложенное на примере.

Пример 2

Организация, стоящая на налоговом учете  в г. Гомеле, владеет зданием, находящимся в Боровлянском сельском совете Минского района Минской области.

Куда организация должна перечислить налог на недвижимость по зданию – в бюджет Минской области, в бюджет Минского района или в  бюджет Боровлянского сельского Совета?

В 2010 г.  налог на недвижимость по зданию, расположенному в Боровлянском сельском совете, необходимо было уплачивать в бюджет Минского района.

Косвенный ответ на этот вопрос содержался в подп. 40.2 п. 40 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2009 № 87.

По каждой группе зданий и сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся в пределах одной административно-территориальной единицы, составлялся  отдельный расчет налога на недвижимость по зданиям, сооружениям и по объектам незавершенного строительства с указанием инспекции МНС по району, городу, району в городе по месту нахождения группы зданий, сооружений либо объектов незавершенного строительства.

Следовательно, по зданию, расположенному в Боровлянском сельском совете, налог на недвижимость необходимо было уплачивать в бюджет Минского района.

В 2011 г. налог на недвижимость по зданию, расположенному в Боровлянском сельском совете, по мнению автора, также необходимо уплачивать в бюджет Минского района.
 
Вниманию читателей: так как  понятие административно-территориальной единицы (область, город, район или сельсовет) не разъяснено в нормативных документах, регулирующих налоговое законодательство, во избежание споров с налоговыми инспекциями рекомендуем плательщикам налога на недвижимость уточнить в своей налоговой инспекции, в бюджет какой  административно-территориальной единицы (области, района, сельсовета) следует уплачивать налог на недвижимось в 2011 г.

Новая форма декларации по объему меньше, чем ранее действовавшая

1. В 2011 г. в форме декларации отсутствует расчет остаточной стоимости зданий, сооружений, подлежащих налогообложению (в 2010 г. указывался в стр. 6 налоговой декларации).

2. Больше организации не должны указывать в форме налоговой декларации такие показатели, как "стоимость зданий, сооружений", "стоимость льготируемых зданий, сооружений", "стоимость зданий, сооружений, подлежащих налогообложению", "износ зданий, сооружений", "износ льготируемых зданий, сооружений".

3. В новой форме налоговой декларации стр. 3 называется "Увеличение (уменьшение) ставки налога". В старой форме налоговой декларации аналогичная строка называлась "Коэффициент к ставке налога". Таким образом, в стр. 3 новой формы декларации необходимо указывать повышающие или понижающие коэффициенты к ставкам налога на недвижимость, установленные местными Советами депутатов. Коэффициенты указываются в долях единицы (в виде десятичной дроби) с точностью 4 знака после запятой.

Например, если местным Советом депутатов на 2011 г. установлен повышающий коэффициент 1,5, то в налоговой декларации этот коэффициент указывается 1,5000.

За использование неправильных разъяснений министерств ответственность в виде пени и санкций несут не авторы разъяснений, а плательщики

Сложность исчисления налога на недвижимость заключается в том, что при вступлении в силу решений местных Советов депутатов об увеличении (уменьшении) ставок налога на недвижимость после 1 января 2011 г. показатели стр. 3 части I и части II налоговой декларации рассчитываются в среднем за период с квартала, на который приходится месяц, с которого применяются соответствующие увеличенные (уменьшенные) ставки.

Как увеличивать или уменьшать ставку налога на недвижимость в таких случаях, было разъяснено в письме МНС РБ от 15.06.2010 № 2-2-11/2829 "О разъяснении норм законодательства".

В письме приведен такой пример: городской Совет депутатов принял решение о применении повышающего коэффициента 2 (решение вступило в силу 30 апреля 2010 г., соответственно применить данный коэффициент согласно Указу № 143 необходимо с 1 мая 2010 г.).

Рассчитаем коэффициент к сумме налога за II–IV кварталы: (1 × 1 (апрель) + 2 × 8 (май –декабрь)) / 9 = 1,8889. Следовательно, организации обязаны представить налоговые декларации (расчеты) с внесенными изменениями и дополнениями с учетом рассчитанного коэффициента.

Обращаем внимание, что в письме МНС РБ от 15.06.2010 № 2-2-11/2829 упущен важный момент. К нескольким организациям, которые им руководствовались, налоговые инспекции уже применили пени и санкции за неправильное исчисление налога на недвижимость.

Дело в том, что в письме рассматривается небольшой период времени, а именно оно касается только зданий и сооружений, которые имеются у организации на 1 января 2010 г. или которые были приобретены в I квартале 2010 г. Это письмо нельзя использовать при исчислении налога на недвижимость по зданиям и сооружениям, приобретенным во II и III кварталах 2010 г. Например, если организация приобрела здание во II квартале 2010 г., то налог на недвижимость по этому зданию она начнет платить начиная с III квартала 2010 г. В течение всего II полугодия 2010 г. действует повышающий коэффициент, установленный местным Советом депутатов (в примере, приведенном в письме МНС, – 2,0). В этом случае нельзя рассчитывать и применять коэффициент 1,8889, как это делается в письме МНС. Необходимо в полном объеме применять коэффициент, определенный местным Советом депутатов, т.е. 2,0.

За использование неправильных разъяснений министерств ответственность в виде пени и санкций несут не авторы разъяснений, а плательщики, которые недоплатили платежи в бюджет, руководствуясь подобными разъяснениями.

В 2011 г. порядок уплаты в бюджет налога на недвижимость стал проще

Как мы уже ранее упоминали, налог на недвижимость уплачивается организациями ежеквартально не позднее 22-го числа первого месяца каждого квартала в размере 1/4 годовой суммы налога.

Таким образом, через несколько дней после представления налоговой декларации по налогу на недвижимость за 2011 г., а именно не позднее 22 января 2011 г., организации должны уплатить четвертую часть годовой суммы исчисленного налога.

При этом уплата налога на недвижимость в 2011 г. производится организациями по месту постановки на учет в налоговых органах вне зависимости от места расположения объекта налогообложения (Инструкция о порядке зачисления, распределения и механизме возврата доходов республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2011 году, утвержденная постановлением Минфина РБ от 17.12.2010 № 153 (далее – Инструкция № 153)).

Это также касается уплаты налога на недвижимость в порядке перерасчетов по итогам за 2010 г. и в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2011 г.

Налог на недвижимость теперь будет уплачиваться на счета по учету средств республиканского бюджета, открытые главным управлениям Минфина РБ по областям и г. Минску (далее – главные управления) для зачисления платежей, контроль над уплатой которых осуществляется налоговыми органами, по месту постановки организаций на учет.

Поступившие от каждой организации суммы налога будут перечисляться финансовыми органами в соответствующие местные бюджеты по месту расположения объектов налогообложения на основании заявок налоговых инспекций.

Ведение лицевых счетов по налогу на недвижимость будет осуществляться налоговой инспекцией по месту постановки плательщика на учет, в т.ч. в разрезе административно-территориальных единиц, на территории которых расположены объекты налогообложения.

Если организация допустит переплату налога на недвижимость или пени по этому налогу в местные бюджеты, то вернуть сумму налога она сможет, если обратится с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм в порядке и в сроки, установленные ст. 60, 61 НК РБ, в налоговую инспекцию по месту постановки на учет. Организации не надо обращаться по данному вопросу в каждую налоговую инспекцию по месту нахождения объектов налогообложения.

Новый порядок уплаты налога на недвижимость должны также учесть организации, имеющие по состоянию на 1 января 2011 г. задолженность по этому налогу.

В целях сохранения очередности исполнения платежных документов организации должны исправить реквизиты бенефициара и банка-получателя в платежных поручениях на перечисление налога на недвижимость, находящихся в картотеке к внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок". Данные исправления будут произведены банком-отправителем на основании заявлений плательщиков.

Поэтому плательщикам следует обратиться в банки с заявлением, в котором должны быть указаны наименование получателя (бенефициара) платежа – главного управления, номер счета по учету средств республиканского бюджета, код и наименование банка-получателя (эти сведения организации могут получить в налоговой инспекции по месту постановки на учет).
 
Вниманию читателей: в 2011 г. сохраняется ранее действовавший порядок уплаты налога на недвижимость на незавершенное строительство. То есть этот налог организации, как и раньше, должны самостоятельно уплачивать в местные бюджеты по месту расположения объектов налогообложения.
 
В 2010 г. налог на недвижимость подлежал уплате в соответствующие местные бюджеты по месту нахождения объектов налогообложения, земельных участков, находящихся в государственной собственности (п. 24 Инструкции о порядке уплаты (зачисления), распределения, возврата налогов, сборов (пошлин) и других доходов в 2010 году, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.03.2010 № 35).

В Инструкции № 35 также было определено, что понимается под местом нахождения объектов обложения налогом на недвижимость. Это определение совпадало с порядком, установленным Указом Президента РБ от 07.03.2010 № 143.

Напомним его. Под местом нахождения объектов обложения налогом на недвижимость понимались:

– для сооружений, находящихся одновременно на территории нескольких административно-территориальных единиц (устройства электропередачи и связи, трубопроводы, газопроводы и иные аналогичные объекты), – место нахождения организаций или их филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, соответственно у которых такие объекты учитываются по данным бухгалтерского учета, а для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, – место постановки таких организаций на учет в налоговых органах Республики Беларусь;

– для остальных зданий и сооружений – место нахождения таких зданий и сооружений.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 3 январь 2011
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Комментарии

9

Статотчетность о деятельности мик­ро- и малой организации за 2010 год необходимо сдать 26 января и 11 февраля

9

Оплата за проезд в выходные дни к месту командировки или месту основной работы компенсируется только с учетом задания на командировку

15

Налоговая декларация (расчет) по НДС в 2011 году не претерпела существенных изменений

20

Налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль и сбору на развитие территорий за 2010 год необходимо сдать до 20 января 2011 года по "старой" форме

25

В 2011 году необходимо представлять отчет в налоговые органы по начисленным белорусским организациям ди­видендам

32

В 2011 году уплата налога на недвижимость производится по месту постановки на учет в налоговых органах организации вне зависимости от места расположения объекта налогообложения

34

20 января 2011 года – последний срок пред­ставления декларации по налогу на недвижимость, причем по новой форме

39

Запрещены авансовые платежи по импортным внешнеторговым договорам

45

Выплаты на оздоровление: когда нужно производить отчисления в ФСЗН

46

Новеллы законодательства об административной ответственности субъектов хозяйствования в сфере банковской и внешнеэкономической деятельности

48

МНС РБ разъясняет

51

О представлении в 2011 г. документов, под­тверждающих нулевую ставку НДС (освобождение от акцизов)

51

Об актуальных вопросах исчисления налога на прибыль

53

О применении ставки НДС по сахару

58

Минстройархитектуры РБ разъясняет

60

Письмо Минстройархитектуры РБ от 04.10.2010 № 04-2-04/3195

60

события. подробности

61

Обзор повестки дня Совета МСФО: проекты новых стандартов

61

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

62

перечень документов, посвященных одному вопросу

63

Прибыль между участниками можно распределить не всегда

63

ВОПРОС – ОТВЕТ

67

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

73

Исправить ошибки лучше до составления годовой отчетности

73

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

78

Никакие налоги исчислять не следует при грамотном документальном оформлении использованных продуктов на проведение совещаний

78

мнения специалистов

81

Нормируются ли затраты на топливо для целей налогообложения?

81

советы юриста

84

Ответственность организации, оказывающей бухгалтерские услуги

84

типичные нарушения

88

Нарушения дисциплины цен, выявленные у организаций розничной тор­говли Минска

88

статистическая информация

91

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 января 2011 года

91

Об индексе потребительских цен за декабрь 2010 года

93

Комментарий о порядке индексации доходов населения за декабрь 2010 года

93

приглашаем на работу     

94

РЕКЛАМА 

94

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 7 по 14 января 2011 года

96