Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

ВОПРОС – ОТВЕТ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

1 (555). Организацией в связи с новогодними праздниками в декабре 2010 г. за счет собственных средств оплачены аренда кафе и праздничное меню. На данное мероприятие были приглашены сотрудники организации (в т.ч. бывшие (пенсионеры)) и члены их семей.

Общая сумма понесенных и оплаченных расходов, связанных с проведением новогоднего мероприятия, составляет 11 000 000 руб.: аренда зала – 1 000 000 руб., стоимость питания – 10 000 000 руб. (на одного приглашенного – 200 000 руб.).

Кроме того, организацией были оплачены услуги агентства, предоставившего ведущего праздника, в размере 800 000 руб. Для этих целей также было приобретено несколько подарков стоимостью 320 000 руб. каждый, которые были вручены во время праздника победителям различных конкурсов.

Являются ли указанные расходы организации для приглашенных лиц их доходом, подлежащим обложению подоходным налогом?

Указанные расходы организации являются доходами приглашенных, подлежащими обложению подоходным налогом, однако законодательством установлены определенные льготы. Рассмотрим все по порядку.

Организация при определении размера налоговой базы подоходного налога должна учитывать все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме (п. 1ст. 156 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)). К доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или физическими лицами товаров (работ, услуг), иного имущества или имущественных прав, в т.ч. коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах плательщика, а также полученные плательщиком товары, выполненные в его интересах работы (оказанные услуги) на безвозмездной основе (подп. 2.1 и 2.2 п. 2 ст. 157 НК).

Вместе с тем при решении вопроса о налогообложении указанных доходов следует учитывать положения подп. 2.2 п. 2 ст. 153 НК. Так, объектом обложения подоходным налогом не признаются доходы, полученные в размере оплаты организациями или индивидуальными предпринимателями средств на проведение презентаций, юбилеев, банкетов, совещаний, иных культурно-массовых, представительских мероприятий, связанных с осуществляемой ими деятельностью.

В рассматриваемой ситуации расходы организации на проведение мероприятия произведены в интересах физических лиц и не связаны с осуществляемой ею деятельностью. Следовательно, они признаются доходом последних, полученным в натуральной форме.

При налогообложении таких доходов организация как налоговый агент вправе учитывать льготу, установленную подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК. То есть доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), не подлежат обложению подоходным налогом в пределах 150 базовых величин (БВ) от каждого источника в течение налогового периода. Если же указанные доходы получены от иных организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением профсоюзных, то они не облагаются подоходным налогом в пределах 10 БВ от каждого источника в течение налогового периода.

Таким образом, если организация не использовала ранее льготу в размере 150 БВ, то ее расходы на проведение праздничного вечера и приобретение подарков не будут являться доходом, подлежащим обложению подоходным налогом для тех приглашенных, для которых эта организация является местом основной работы.

В отношении иных лиц, которые помимо доходов в виде стоимости питания получили еще подарки, организации как налоговому агенту с суммы, превышающей 10 БВ (170 000 руб. (200 000 + 320 000 – (10 БВ × 35 000 руб.)), необходимо удержать подоходный налог. При этом налоговому агенту нужно учитывать, что плательщики, у которых отсутствует место основной работы, имеют право на получение стандартных налоговых вычетов.

Для этого плательщику следует обратиться к налоговому агенту с письменным заявлениеми предъявить трудовую книжку, а при ее отсутствии в заявлении указать причины ее отсутствия (п. 3 ст. 164 НК).

Начиная с 2011 г. на льготу в размере 150 БВ смогут рассчитывать и пенсионеры, ранее работавшие в организациях и у индивидуальных предпринимателей, являвшихся их местом основной работы (службы, учебы), с которыми трудовой договор был прекращен в связи с выходом на пенсию (подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК, в редакции, которая будет действовать с 1 января 2011 г.).

2 (556). В декабре 2010 г. первичной профсоюзной организацией министерства понесены расходы на приобретение подарков для ее членов. Стоимость каждого подарка составляет 150 000 руб.

Кроме того, некоторым из этих лиц отраслевым профсоюзным комитетом к Новому году также была оказана материальная помощь в размере 1 000 000 руб.

Являются ли доходы в виде подарков и материальной помощи доходом, подлежащим обложению подоходным налогом?

Если сумма доходов, полученных отдельными сотрудниками министерства от 2 профсоюзных организаций в виде подарков и материальной помощи, превышает 30 БВ, то с нее должен быть исчислен подоходный налог на основании представленной по окончании 2010 г. физическим лицом в налоговый орган налоговой декларации (расчета). Разъясним такой вывод.

Доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, учитываются при определении размера налоговой базы подоходного налога (п. 1 ст. 156 НК). При этом к доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, в частности, относятся полученные плательщиком товары, выполненные в его интересах работы (оказанные услуги) на безвозмездной основе (подп. 2.2 п. 2 ст. 157 НК).

Вместе с тем в отношении таких доходов предусмотрена льгота, установленная подп. 1.26 п. 1 ст. 163 НК. Так, от налогообложения освобождаются доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, получаемые от профсоюзных организаций членами этих профсоюзных организаций, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, в пределах 30 БВ в сумме от всех источников в течение налогового периода.

С учетом того что стоимость подарков не превышает 30 БВ, они не признаются доходом, подлежащим обложению подоходным налогом.

Однако в отношении лиц, которым помимо подарков была оказана материальная помощь, с суммы, превышающей 30 БВ, должен быть исчислен подоходный налог на основании представленной по окончании 2010 г. физическим лицом в налоговый орган налоговой декларации (расчета). Эта сумма составила 100 000 руб. (150 000 + 1 000 000 – (30 БВ × 35 000 руб.)).

При этом отметим, что с 1 января 2011 г. доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, получаемые от профсоюзных организаций членами этих профсоюзных организаций, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, будут освобождаться от налогообложения в пределах 30 БВ от каждого источника в течение налогового периода (с учетом внесенных в подп. 1.26 п. 1 ст. 163 НК изменений).

В аналогичной ситуации, но применительно к 2011 г. доходы, полученные в виде подарков и материальной помощи, не будут подлежать обложению подоходным налогом, так как они не превысили от каждой профсоюзной организации 30 БВ.

Анна Павлова, экономист

3 (557). Организация, учредителем которой является транспортная организация, в 2010 г. присоединила к себе убыточную сельскохозяйственную организацию. Транспортная организация передала своей дочерней организации грузовой автомобиль.

Имеет ли право транспортная организация на льготу по налогу на прибыль, предусмотренную Указом Президента РБ от 13.05.2008 № 258 "О некоторых мерах по повышению эффективности сельскохозяйственного производства" (далее – Указ № 258)?

Транспортная организация имеет право на указанную льготу по налогу на прибыль. Обоснование данного ответа следующее.

Юридическим лицам, приобретшим права и обязанности убыточных сельскохозяйственных организаций в порядке и на условиях, определенных в Указе Президента РБ от 19.03.2004 № 138 "О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организацийи привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство", предоставлены налоговые льготы на период с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2010 г. Они определены Указом № 258.

Учредители (участники) вышеуказанных юридических лиц при приобретении сельскохозяйственной техники, оборудования и запасных частей к ним, зданий и сооружений специализированных сельскохозяйственного назначения для последующей передачи в установленном порядке этим юридическим лицам имеют право в течение 2 лет с даты их передачи уменьшать налог на прибыль на сумму, равную стоимости переданных сельскохозяйственной техники, оборудования и запасных частей к ним, зданий и сооружений специализированных сельскохозяйственного назначения (подп. 2.1 п. 2 Указа № 258).

Для того чтобы определить, относится техника к сельскохозяйственной или нет, следует руководствоваться Временным республиканским классификатором амортизируемых основных средств и нормативных сроков их службы, утвержденным постановлением Минэкономики РБ от 21.11.2001 № 186, а также разд. 3 Госстандарта Республики Беларусь СТБ 1578-2005 "Техника сельскохозяйственная. Разработка и постановка на производство". Стандартом определено, что к сельскохозяйственной технике относятся энергетические, технологические машины и оборудование, транспортные средства, предназначенные для производства и использования в процессе первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Для отнесения продукции к сельскохозяйственной следует применять нормы Общегосударственного классификатора Республики Беларусь "Промышленная и сельскохозяйственная продукция" ОКРБ 007-2007, утвержденного постановлением Госкомстандарта РБ от 28.06.2007 № 36.

В случаях, когда приобретаемая техника не ограничена целевым направлением применения и может использоваться в т.ч. и в процессе производства, и в процессе первичной переработки сельскохозяйственной продукции, возможно применение льготы.

В указанной ситуации грузовой автомобиль в качестве транспортного средства может использоваться и в процессе производства, и в процессе первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Поэтому транспортная организация при передаче такого автомобиля своей дочерней организации имеет право на льготу по налогу на прибыль, установленную подп. 2.1 п. 2 Указа № 258.

Иван Данилов, экономист

4 (558). Резидент РФ является учредителем ИТЧУП, которое зарегистрировано в Республике Беларусь. Он продает это предприятие резиденту РБ по цене ниже стоимости вклада в уставный фонд ИТЧУП. Резидент РФ не состоит на учете в налоговых органах РБ.

Следует ли резиденту РБ платить налог на доходы иностранных организаций?
 
Налог на доходы не уплачивается.

Плательщиками налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признаются иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в республике (ст. 145 НК).

Объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, считаются доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь от отчуждения долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории республики, либо их части (подп. 1.11.4 п. 1 ст. 146 НК).

Доходами от источников в Республике Беларусь являются доходы (в т.ч. авансовые платежи) иностранной организации, начисляемые (выплачиваемые) иностранной организацией от отчуждения долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части (подп. 3.5.2 п. 3 ст. 146 НК).

Налоговая база налога на доходы определяется как общая сумма доходов за вычетом документально подтвержденных затрат. К затратам при отчуждении доли в уставном фонде (пая, акций) организации, находящейся на территории Республики Беларусь, либо ее части участниками такой организации относится сумма затрат на приобретение доли (пая, акций) либо ее части или внесение взноса (вклада) в уставный фонд организации. При этом сумма взноса (вклада) в уставный фонд организации, производившегося в белорусских рублях или иностранной валюте, подлежит пересчету в доллары США по официальному курсу, установленному Нацбанком РБсоответственно на день начисления дохода иностранной организации и на день фактического внесения взноса (вклада).

Днем начисления дохода (платежа) иностранной организацией, не имеющей открытого в Республике Беларусь представительства, другой иностранной организации признается наиболее ранняя из следующих дат:

– дата совершения хозяйственной операции на территории Республики Беларусь, с которой связано получение дохода, признаваемого объектом обложения налогом на доходы;

– дата выплаты дохода иностранной организации (факта осуществления платежа, передачи имущества, имущественных прав, проведения зачета встречных однородных требований в зависимости от установленной сторонами договора формы расчета).

Поскольку в рассматриваемой ситуации участник (резидент РФ) продает вклад резиденту РБ по цене ниже документально подтвержденных затрат по внесению этого вклада, то налоговая база по налогу на доходы отсутствует. Соответственно налог на доходы уплачивать не следует.

Сергей Козырев, канд. экон. наук

5 (559). Белорусская организация – производитель товаров народного потребления получает по электронной почте от украинской организации ежемесячный бюллетень о технических условиях и стандартах, применяемых на Украине, а также о проводимых выставках продукции в электронном виде.

Являются ли доходы, перечисляемые украинской организации за оказание таких услуг, объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций в 2011 г.?

Указанные доходы не облагаются налогом на доходы. Обоснуем такой вывод.

Объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признаются доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь: доходы от предоставления доступа к информационному комплексу, его сервисам (режимам), базе данных, кроме доходов от предоставления доступа к информационному комплексу, его сервисам (режимам), базе данных автоматизированной системы межбанковских расчетов, международных платежных систем, международных телекоммуникационных систем передачи информации и (или) совершения платежей. Такая норма содержится в подп. 1.14 п. 1 ст. 146 НК.

База данных – совокупность структурированной и взаимосвязанной информации, организованной по определенным правилам на материальных носителях. Доступ к информации – возможность получения информации и пользования ею. Доступ к информационной системе и (или) информационной сети – возможность использования информационной системы и (или) информационной сети. Такие определения приведены в ст. 1 Закона РБ от 10.11.2008 № 455-З "Об информации, информатизации и защите информации".

Следовательно, предоставление доступа к информационному комплексу предполагает наличие права самостоятельного входа в информационную систему. В рассматриваемой ситуации имеет место предоставление информации исполнителем в электронном виде, т.е. информационная услуга. Доход от оказания информационной услуги не облагается налогом на доходы (ст. 146 НК).

Наталья Нехай, экономист

6 (560). Организация (покупатель) заключает внешнеторговый договор с резидентом РФ (продавец) на поставку производственного оборудования. В рамках этого договора продавец дополнительно оказывает услуги по наладке и обследованию оборудования, консультирование по вопросам его эксплуатации.

Возникает ли объект обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство?
 
Не возникает при определенных условиях.

Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, исчисляется, удерживается и перечисляется в бюджет юридическим лицом, начисляющим и (или) выплачивающим доход иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Беларуси через постоянное представительство (п. 3 ст. 150 НК).

Объектом обложения налогом на доходы признаются доходы по установке, наладке, обследованию, обслуживанию, измерению, тестированию линий, механизмов, оборудования, приборов, приспособлений, сооружений, нематериальных активов, находящихся на территории Республики Беларусь (за исключением доходов, получаемых от обучения, проведения консультаций и (или) оказания услуг по установке, наладке, обследованию, измерению и тестированию линий, механизмов, оборудования, приборов, приспособлений и сооружений, которые являются неотъемлемым условием внешнеторгового договора на их приобретение в собственность (во временное пользование)) (подп. 1.12.11 п. 1 ст. 146 НК).

Таким образом, если в рамках внешнеторгового договора на поставку производственного оборудования российская организация оказывает услуги резиденту РБ по наладке и обследованию оборудования, а также услуги, являющиеся исключением из нормы подп. 1.12.11 п. 1 ст. 146 НК (консультирование по вопросам эксплуатации оборудования), то объекта обложения налогом на доходы не возникает.

Николай Савельев, экономист

7 (561). Организация – резидент РБ имеет филиал на территории Российской Федерации, выделенный на отдельный баланс и зарегистрированный как плательщик налогов на территории России. Филиалом заключен договор с покупателем – резидентом РФ на поставку продукции собственного производства, которую производит головная организация – плательщик в РБ.

Являются ли обороты по реализации продукции собственного производства объектами обложения НДС для головной организации?
 
Не являются при определенном условии.

В 2010 г. не признаются объектами обложения НДС обороты по возмездной и безвозмездной передаче товаров, включая основные средства и нематериальные активы (работ, услуг), имущественных прав в пределах одного юридического лица (подп. 2.9 п. 2 ст. 93 НК).

При этом необходимо учитывать, что, если в состав одного юридического лица входят 2 и более плательщика, при передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав (одного или нескольких) одним из этих плательщиков другому могут производиться исчисление и уплата НДС. В этом случае передача налоговых вычетов получателю товаров (работ, услуг), имущественных прав не производится. Перечень товаров (работ, услуг), имущественных прав, при передаче которых производятся исчисление и уплата НДС, отражается в учетной политике плательщика (п. 21 ст. 107 НК).

Следовательно, если в положении по бухгалтерскому и налоговому учету "Учетная политика организации" на 2010 г., утвержденном приказом директора организации, не отражен перечень товаров (работ, услуг), имущественных прав, при передаче которых производятся исчисление и уплата НДС, то обороты головной организации по возмездной передаче товаров филиалу в Российской Федерации не признаются для головной организации объектами обложения НДС и не подлежат отражению в налоговой декларации (расчете) по НДС.

Владимир Васильев, экономист

КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ

8 (562). Организация направила работника в командировку в г. Варшаву (Польша).

Подлежит ли возмещению работнику стоимость питания, включенная в цену железнодорожных билетов?

Командированному работнику при проезде железнодорожным или водным транспортом возмещаются стоимость пользования комплектом спальных принадлежностей, а также стоимость бронирования железнодорожных билетов и стоимость набора питания, выдаваемого в поездах международного сообщения, включенная в цену железнодорожного билета (подп. 11.1.1 п. 11 Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.07.2010 № 115 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 115)).

Таким образом, стоимость набора питания, выдаваемого в поездах международного сообщения, включенная в цену железнодорожного билета, подлежит возмещению работнику.

Обращаем внимание, что до 1 сентября 2010 г. стоимость питания, включенная в цену железнодорожных билетов, не подлежала возмещению работнику при командировании за пределы РБ (подп. 10.1 п. 10 Положения о регулировании труда работников, направленных на работу в учреждения Республики Беларусь за границей, и гарантиях и компенсациях при служебных командировках за границу, утвержденного постановлением Минтруда РБ от 14.04.2000 № 55 (с изменениями и дополнениями), далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Положение № 55).

9 (563). Организация направляет в командировки работников.

Подлежит ли возмещению работнику стоимость завтрака, включенная в счет гостиницы?

Вначале рассмотрим этот вопрос в ситуации командирования работника за пределы Республики Беларусь.

Командированному работнику расходы по бронированию мест в гостиницах, а также стоимость завтрака, включенная в счет за наем жилого помещения, возмещаются в пределах норм расходов по найму жилого помещения. При этом порядок возмещения суточных не зависит от включенной в счет за наем жилого помещения стоимости завтрака (п. 15 Инструкции № 115).

Таким образом, стоимость завтрака, включенная в счет за наем жилого помещения, возмещается работнику в пределах норм расходов по найму жилого помещения.

Отметим, что до 1 сентября 2010 г. стоимость завтрака, включенная в счет за наем жилого помещения, не подлежала возмещению работнику (подп. 53.4 п. 53 Положения № 55).

При командировании работников в пределах Республики Беларусь стоимость завтрака, включенного в стоимость номера (места) за проживание в гостинице, командированному работнику не возмещается. Такая норма установлена в подп. 6.2 п. 6 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.04.2000 № 35 (с изменениями и дополнениями).

10 (564). Сохранилась ли обязанность для командированных работников для выполнения служебного задания за пределы Республики Беларусь составлять отчеты о выполнении служебного задания?

Такая обязанность сохраняется.

С 1 сентября 2010 г. вступила в силу Инструкция № 115, которая определяет порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам при служебных командировках за границу.

Наниматель при командировании работников за границу устанавливает задание на командировку, которое должно носить конкретный характер и не содержать общих и нечетких формулировок.
 
В задании на командировку указываются государство и цель командировки, время нахождения за границей, план встреч и переговоров, перечень вопросов, подлежащих решению или изучению, а в случае заключения договора (контракта, соглашения) – предмет договора (контракта, соглашения), иные сведения, необходимые для реализации целей и задач командировки. Задание подписывается командированным работником и утверждается нанимателем.

Нанимателем определяются форма письменного отчета по выполнению задания на командировку и порядок его представления (пп. 4–5 Инструкции № 115).

Работники представляют письменный отчет об итогах служебной командировки в 10-дневный срок со дня прибытия (п. 47 Инструкции № 115).

Таким образом, Инструкция № 115 сохранила обязанность составлять отчеты по выполнению задания на командировку для командированных работников для выполнения служебного задания за пределы Республики Беларусь. Форма письменного отчета по выполнению задания на командировку и порядок его представления определяются нанимателем. Работники должны представлять письменный отчет об итогах служебной командировки в 10-дневный срок со дня прибытия (до 1 сентября 2010 г. работники, которые прибыли из служебной командировки, должны были представлять письменный отчет об итогах командировки в 2-недельный срок со дня прибытия, что было предусмотрено п. 54 Положения № 55).

Виталий Раковец, аудитор

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

11 (565). В составе участников общества произошли изменения. Есть решение общего собрания от 17.03.2010 об изменении состава участников общества. Изменения в устав зарегистрированы, а изменения в учредительный договор не вносились.

Необходимо ли вносить указанные изменения в учредительный договор?

Необходимости вносить изменения в учредительный договор нет. Обоснуем такое заключение.

Коммерческие и некоммерческие организации обязаны в 2-месячный срок внести в свои уставы (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации в случае смены собственника имущества или изменения состава учредителей (участников) организации. Исключение составляют акционерные общества, товарищества собственников, потребительские кооперативы, садоводческие товарищества, ассоциации (союзы), государственные объединения, торгово-промышленные палаты. Такое требование установлено в п. 21 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1.

Декрет № 1 вступил в силу с 1 февраля 2009 г., поэтому начиная с указанной даты нет необходимости вносить изменения в учредительный договор общества. В случае несоответствия положений учредительного договора и положений устава хозяйственного общества преимущественную силу для третьих лиц и участников этого общества имеют положения устава. Такая норма содержится в ст. 14 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII "О хозяйственных обществах" (далее – Закон о хозяйственных обществах). Более того, в настоящее время в соответствии со ст. 88 Гражданского кодекса РБ учредительным документом общества с ограниченной ответственностью является устав, утвержденный его учредителями. Соответствующие изменения внесены (но еще не вступили в силу) и в Закон о хозяйственных обществах.

12 (566). Руководитель общества (генеральный директор) – гражданин Польши имеет вид на жительство в Республике Беларусь. Он же владеет долей в уставном фонде данного общества в размере 98 %.

Требуется ли обществу получать специальное разрешение (лицензию) для осуществления деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей?
 
Не требуется.

Осуществление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, производится на основании специальных разрешений (лицензий) в порядке, определяемом законодательством РБ. Такая норма установлена ст. 4 Закона РБ от 17.06.1998 № 169-З "О внешней трудовой миграции" (далее – Закон № 169-З).

Закон № 169-З не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства:

а) постоянно проживающим на территории Республики Беларусь;

б) являющимся учредителями, руководителями коммерческих организаций с иностранными инвестициями, зарегистрированных в качестве юридических лиц Республики Беларусь.

Эти разъяснения приведены в части второй ст. 1 Закона № 169-З.

Вид на жительство в Республике Беларусь (далее – вид на жительство) – документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, лица без гражданства на территории Республики Беларусь и подтверждающий получение иностранцем разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь. Это определение содержится в ст. 1 Закона РБ от 04.01.2010 № 105-З "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" (далее – Закон № 105-З).

Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют право заниматься трудовой и предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами РБ, с учетом ограничений, предусмотренных ст. 19 и 20 Закона № 105-З (ст. 11 Закона № 105-З).

В ст. 19 и 20 Закона № 105-З сказано, что иностранцы не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать участие в референдумах. Также они не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством РБ связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.

Таким образом, поскольку генеральный директор общества имеет вид на жительство в Республике Беларусь (даже не принимая в расчет, что он является учредителем и руководителем коммерческой организации с иностранными инвестициями), обществу не требуется получать специальное разрешение (лицензию) для осуществления деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей.
 
Справочно: специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, выдает МВД РБ в соответствии с Перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденным Декретом Президента РБ от 14.07.2003 № 17.

Деятельность, связанная с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, имеет составляющие работы и услуги:

– привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы;

– трудоустройство граждан Республики Беларусь за границей.

Такие разъяснения приведены в п. 3 Положения о лицензировании деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.10.2003 № 1335 (далее – Положение № 1335). Под деятельностью, связанной с привлечением иностранной рабочей силы, понимается наем иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Республики Беларусь (далее – иностранцы), для выполнения работы в Республике Беларусь, предусматривающий заключение с иностранцами трудового договора (контракта), за исключением привлечения категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, указанных в части второй ст. 1 Закона РБ "О внешней трудовой миграции" (п. 4 Положения № 1335).

Денис Сафаревич, юрист
 
От редакции:

С января 2011 г. Декрет Президента РБ от 14.07.2003 № 17 утрачивает силу. С указанной даты вопросы лицензирования будут регулироваться Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности". В названном указе отсутствует норма, предусматривающая лицензирование деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

13 (567). Юридическое лицо – нерезидент 1 (резидент Германии) создало в Республике Беларусь унитарное предприятие – резидент. УП-резидент заключает договор на оказание услуг с нерезидентом 2.

Вправе ли собственник имущества – нерезидент 1 заплатить нерезиденту 2 за оказанные услуги вместо резидента?

Таким правом нерезидент-собственник может воспользоваться в том случае, если собственник заключит с резидентом договор займа. Объясним этот вывод.

В рассматриваемом случае имеет место импорт услуг. Импорт – получение резидентом товаров (в т.ч. по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу Республики Беларусь), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг на возмездной основе от нерезидента. Такое определение приведено в подп. 1.1 п. 1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее – Указ № 178).

Порядок расчетов при импорте изложен в подп. 1.10 п. 1 Указа № 178. Так, при импорте расчеты по внешнеторговым операциям осуществляются только со счетов импортеров, за исключением расчетов, производимых:

– с использованием кредитов банков, выданных импортерам, ссуд, займов, предоставленных импортерам нерезидентами;

– со счета другого резидента в соответствии с условиями договора перевода долга, заключенного между импортером и данным резидентом. При этом новый должник становится импортером в соответствии с подп. 1.1 п. 1 Указа №178;

– путем исполнения банком обязательств по выданным гарантиям по данным внешнеторговым договорам;

– посредством исполнения банком обязательств по валютно-обменным операциям;

– в иных случаях, определенных Нацбанком РБ.

Иные случаи указаны в подп. 1.7 п. 1 постановления Правления Нацбанка РБ от 09.07.2009 № 101 "О проведении внешнеторговых операций". При импорте расчеты по внешнеторговым операциям могут осуществляться:

– со счетов нерезидентов при исполнении ими обязательств перед резидентами по договору предоставляемого нерезидентом займа, если такой порядок предоставления займа установлен в договоре;

– счетов страховых организаций – резидентов при исполнении ими обязательств перед резидентами по договорам страхования;

– счета открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа", открытого в банке Республики Беларусь, по внешнеторговым договорам, заключенным на основании сделок, совершенных на биржевых торгах указанного общества.

Таким образом, нерезидент-собственник вправе заплатить за резидента в том случае, если собственник заключит с резидентом договор займа, в котором будет указано, что предоставление займа осуществляется путем направления денежных средств на счет нерезидента-продавца.

Денис Сафаревич, юрист

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.