Белорусские товары теряют позиции на внутреннем рынке

30 апреля 2015

На внутреннем рынке Беларуси наметилась устойчивая тенденция падения удельного веса продажи отечественных товаров (с 69,4 % в январе-марте 2014 г. до 68,9 % за аналогичный период т.г.). В последнее время потеряли свои позиции белорусские овощи, кондитерские изделия из сахара, минеральная вода, безалкогольные напитки, табачные изделия, детское питание, обувь, трикотажные изделия и другие товары. По информации пресс-службы Минторга, об этом сообщил заместитель Министра торговли Вячеслав Драгун на заседании коллегии по итогам работы отрасли за I квартал 2015 г.

Заместитель Министра отметил неудовлетворительное освоение товарных ресурсов по Соглашениям с производителями во всех регионах. Так, сегодня не обеспечено получение товаров по 26 позициям из 45, а по 22 позициям наблюдается снижение по сравнению с первым кварталом прошлого года. Поэтому необходимо выровнять данную ситуацию в кратчайшие сроки.

Вячеслав Драгун обратил внимание присутствующих на низкий удельный вес продажи товаров отечественного производства в объектах торговли сетевых компаний, чем в целом по республике, а по непродовольственным товарам он меньше практически вдвое. Это объясняется тем, что с учетом жесткой ценовой конкуренции на потребительском рынке и в целях наличия широкого ассортимента товаров наиболее крупные сетевые компании активно импортируют товары для своих розничных торговых организаций.

В целях создания равных условий для реализации отечественных и иностранных потребительских товаров Министерством торговли подписано 31 соглашение с торговыми сетями, главными условиями при заключении которых являются наличие широкого ассортимента белорусских товаров, их выкладка на видных и доступных для покупателей местах, обеспечение увеличения удельного веса продукции отечественного производства от реализуемого в торговом зале ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров.

Однако сегодня существуют факторы, которые сдерживают продажу отечественной продукции: неконкурентоспособность ряда товаров по цене и качеству, неритмичность поставок товаров производителями, низкая маркетинговая, в т.ч. рекламная, активность производителей, низкая активность в ценовых и промо-акциях по продвижению выпускаемой продукции и др.

Докладчик рассказал об отсутствии у отечественных товаропроизводителей достаточного ассортимента бытовой техники, а также об имеющихся трудностях c получением СВЧ-печей, пылесосов, мультиварок, электроутюгов, фенов.

Не выполнены сегодня заявки на поставку масла растительного, детских плодоовощных консервов, сухих смесей для детского питания и др. продукции некоторыми производителями.

Учитывая сложившуюся ситуацию, Министерством торговли пересмотрены перечни товаров, в которых уменьшено количество разновидностей продовольственных и непродовольственных товаров, исключены виды товаров, не вырабатываемых в республике. "Это тот минимум, который должен быть на полке постоянно", – обратился к организациям торговли и производителям замминистра.

Он также рекомендовал отечественным производителям провести работу по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, так как в настоящее время много вопросов возникает по упаковке белорусских товаров, дизайн которой не меняется на протяжении десятилетий.

Не способствуют росту объемов продажи продовольственных товаров отечественного производства и отпускные цены на некоторые из них. Зачастую аналогичная импортная продукция оказывается дешевле на 10-30 %.

К тому же имеются претензии к сетевым компаниям по реализации отечественных товаров через сетевые объекты: отсутствуют либо представлены в узком ассортименте некоторые виды белорусских товаров; импортная продукция часто размещается на приоритетных местах, в то время как отечественная располагается на нижних полках торгового оборудования и в других труднодоступных для покупателей местах; не выполняются договоренности по размещению кондитерских изделий отечественного производства в прикассовых зонах торговых объектов (их доля составляет от 20 до 40 %).

Вячеслав Драгун обратил внимание руководителей управлений торговли, торговых организаций, сетевых компаний на необходимость результативной работы в вопросах обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства товарами отечественного и иностранного производства.

Не на должном уровне идет на сегодняшний день освоение производства новых товаров. Огромное количество наименований не вырабатывается в республике. Главой государства, Правительством поставлена задача по сокращению импорта товаров в страну. Поэтому руководителям управлений торговли и услуг, торговых организаций необходимо уделить работе с импортозамещающими товарами особое внимание.

В преддверии майских праздников заместитель Министра настоятельно рекомендовал управлениям торговли и услуг облисполкомов, Мингорисполкома взять на особый контроль поставку в торговую сеть товаров, чтобы обеспечить бесперебойную торговлю в праздничные дни, особенно белорусской сувенирной продукцией, изделиями народных промыслов.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:

Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.