E-Commerce в Беларуси: что тормозит развитие?

07 июля 2015

Электронная коммерция в Беларуси сегодня находится на уровне мировых стандартов - с технической стороны. А с точки зрения удобства для продавцов в нашей стране и вовсе созданы "шоколадные" условия. Основные проблемы - несовершенство законодательства и пассивность большинства населения, которое совсем не горит желанием переключаться с "кэша", считает управляющий и соучредитель ООО "ИКомЧардж" Александр Михайловский. Компания занимается разработкой и обслуживанием интернет-систем и платформ для приема и обработки онлайн-платежей, а также систем защиты от мошенничества и управления рисками для игроков рынка e-Commerce.

"С технической стороны возможности в Беларуси те же, что и в Западной Европе, и в США. Вот только существуют проблемы по применению тех или иных услуг: они не прописаны в законодательстве. И это тормозит процесс. Кому нужны соответствующие законы - вопрос риторический. Конечно, поставщикам услуг. Но последние почему-то не торопятся вносить свои предложения, - отмечает он. - Наши банки предпочитают сидеть и ждать. В результате очень многие сервисы, которые на Западе давно и успешно работают, у нас не внедрены - просто потому, что их нет в законодательстве".

Например, у нас нет ни одного электронного мега-мола, когда договор с банком заключает не каждый отдельный продавец, а вся площадка, принимающая впоследствии платежи за товары и услуги в пользу третьих лиц. Но понятие "торговая площадка" никак не описано в законодательстве. Сейчас в Беларуси только банки и банковские кредитные организации могут принимать платежи в пользу третьих лиц. Получается, для работы торговой площадки требуется банковская лицензия, основное препятствие для получения которой - необходимость сформировать уставной фонд из собственного капитала в размере 5 млн евро. Естественно, это чересчур для платежного сервиса.

"Мы неоднократно общались на эту тему с Нацбанком - и там четко понимают, что в Беларуси необходимо создавать возможности для появления поставщиков электронных услуг-агрегаторов. Ведь у нас сегодня даже термин "агрегатор" трактуется не так, как везде. В нашей стране это компания, которая дает возможность подключения ресурса к ЕРИП. И все", - отмечает Александр Михайловский.

В то же время во всем мире агрегатором считается компания, которая предоставляет платежные решения и принимает платежи на свой счет, а потом распределяет средства по клиентам. Эта схема описана в законодательствах многих стран, а также в правилах карточных систем. Например, в Латвии есть разделение на маленьких и больших агрегаторов - в зависимости от оборота. Для того чтобы стать маленьким, даже лицензию покупать не надо. Достаточно иметь уставной фонд в 30 тыс. евро", - рассказывает Александр Михайловский.

А вот что касается условий интернет-эквайринга в Беларуси, то, как утверждает собеседник, "у нас сладкие, сказочные условия по сравнению с Европой". "Например, тарифы на проведение одного платежа практически у всех наших банков-эквайеров составляют 2,3%. Это значительно ниже, чем в Европе, где по умолчанию предлагают тариф от 3% и выше", - подчеркивает он.

Также в Беларуси отсутствует практика взимания страхового депозита, широко распространенная в Европе: от 5% до 10% от суммы каждого платежа "замораживается" на полгода. Делается это для того, чтобы покрывать штрафные санкции против торговца или ущерб от деятельности мошенников не из собственных средств банка, а за счет сформированного фонда. В Беларуси риски берет на себя банк.

Наконец, отмечает представитель бренда bePaid, белорусским преимуществом является очень быстрый оборот денег. "У нас выплаты банком идут ежедневно и проводятся в течение 2 рабочих дней. В Европе же стандартной практикой является выплата средств "понедельно", при этом после закрытия недели банк еще 14 дней держит деньги у себя. "То есть если вы, например, начали работать с первого числа, то деньги за период с 1-го по 7-е число вы получите лишь 21-го", - поясняет Александр Михайловский.

Впрочем, в объемах электронной коммерции мы отстаем не только и не столько из-за несовершенства законодательства, сколько из-за психологии держателей карт. "Вспомните, еще совсем недавно, 3-4 года назад, у нас в день зарплат очереди к банкоматам стояли: люди сразу же снимали с карточек "наличку" и уже с ней шли в магазины. Ситуация, конечно, меняется, но не так быстро, как хотелось бы", - подчеркивает эксперт.

"Я не могу сказать, что рынок электронной коммерции у нас в зачаточном состоянии. Сейчас как раз период роста, но нам еще далеко до того, чтобы называться зрелым рынком, и очень далеко до того, чтобы стать перенасыщенным", - считает Александр Михайловский.

У нас есть очень много бизнесменов и предпринимателей, которые хотят выйти в интернет. Крупные (кто хотел) уже вышли. Либо через белорусских эквайеров, либо через иностранных. Мы в Европе обслуживаем компании из Беларуси. Но есть масса мелких предпринимателей, которым это нужно, они это понимают и хотят.

Проблема в том, что, практически никто не занимался повышением финансовой грамотности у продавцов. В результате люди уже готовы платить карточкой на сайте, а продавец по-прежнему принимает деньги наличкой через курьера.

"Предприниматели, которые подтягиваются в электронную коммерцию, попадают в информационный вакуум: они знают, что можно принимать деньги по картам. Но они не знают, как это сделать. И наша задача - терпеливо, подробно об этом рассказать и показать, как это на самом деле работает или должно работать", - признается Александр Михайловский.

Источник: БелТА

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:

Рекомендуем/ arrow

Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.