В Беларуси приняты меры по сокращению ущерба от теневой экономики


В Беларуси приняты меры по существенному сокращению ущерба, наносимого государству теневой экономикой. Такое мнение высказал корреспонденту БЕЛТА заместитель министра по налогам и сборам Беларуси Василий Каменко, комментируя указ №488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств".

"Ожидается, что принятие данного указа позволит существенно сократить ущерб, наносимый государству теневой экономикой, снизится количество фактов недобросовестной конкуренции в предпринимательской среде, минимизируются риски добросовестных организаций, предпринимателей и граждан при совершении сделок", - отметил заместитель министра.

Он подчеркнул, что введение норм этого указа вызвано необходимостью принятия срочных мер, направленных на предупреждение целого ряда экономических правонарушений и уголовных преступлений, совершаемых определенными организованными группами в предпринимательской среде с использованием подставных лиц. Схемы уклонения от уплаты налогов с использованием лжепредпринимательских структур представляют собой наибольшую угрозу для экономической безопасности государства, отметил Василий Каменко.

Практика работы контролирующих и правоохранительных органов показывает, что в последнее время возрастает спрос на услуги фирм-однодневок. Так, если в 2010 году их выявлено 261, в 2011 году - 325, то за девять месяцев 2012 года - уже 499. Только в текущем году общая сумма налогов, неуплаченная лжеструктурами, составила свыше Br185 млрд. Факты взаимодействия с лжеструктурами, оформления фиктивных документов о сделках с ними с целью уклонения от уплаты налогов установлены налоговыми органами в текущем году у 473 плательщиков. Предотвращено причинение ущерба государству от неуплаты ними налогов на сумму Br63,2 млрд. При этом зачастую денежные средства, выделенные из государственного бюджета, являются предметом сокрытия от налогообложения посредством использования данных схем.

Кроме того, в результате деятельности таких субъектов реальному риску мошенничества подвергается не только бизнес-сообщество, но и простые граждане. Ведь передав имущество или заплатив деньги такой компании или предпринимателю, только впоследствии можно узнать о ее существовании лишь на бумаге.

"Безусловно, основной целью указа является обеспечение интересов общества в полном и своевременном поступлении налогов, - сказал замминистра.- Но механизм достижения данной цели в первую очередь предусматривает превентивные, то есть предупредительные меры". Для этого предусматривается создание общедоступного, размещаемого на интернет-портале Министерства по налогам и сборам реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

Указ содержит исчерпывающий и четкий перечень оснований для включения организации или индивидуального предпринимателя в реестр. Так, в реестр будут включаться сведения о юридических лицах или предпринимателях, которые были созданы (зарегистрированы) для совершения различных экономических преступлений. Там будет информация о брошенных фирмах (офисы закрыты, руководители скрываются), организациях, зарегистрированных на подставных лиц.

Василий Каменко сообщил, что представители бизнеса, предпринимательских союзов, банковских кредитных организаций регулярно обращаются в налоговые органы с просьбами предоставить информацию о налоговой репутации контрагентов по бизнесу. Однако представление такой информации ограничивается предусмотренной статьей 79 Налогового кодекса Беларуси и является налоговой тайной.

Но в данном случае для соблюдения определенного гражданским законодательством принципа свободы договора указом не предусматривается какое-либо ограничение правоспособности субъекта предпринимательства, данные о котором внесены в реестр. То есть сделки с ним не запрещаются. Но граждане и юридические лица на стадии принятия решения о заключении сделки смогут получить сведения об определенной репутации контрагента. А это значит, что они могут избежать риска негативных финансовых последствий, которые могут возникнуть в результате злонамеренных действий недобросовестных бизнесменов.

При этом заместитель министра отметил: прежде чем субъект будет внесен в реестр, его предварительно уведомят об этом, рассмотрят возможные возражения. Субъекты, сведения о которых внесены в реестр, вправе обжаловать данный факт. Если сведения были внесены, но субъект устранил свои нарушения, предусмотрен механизм исключения его из реестра.

Если есть доказательства, что хозяйственная операция фактически совершена фиктивно, то такой предъявленный к проверке документ признается не имеющим юридической силы. Соответственно предусматривается отдельный детальный механизм налогообложения по таким фактам. В совокупности это исключает возможность вынесения проверяющими субъективных оценок в части исполнения налоговых обязательств при взаимодействии плательщика с недобросовестными субъектами.

Кроме того, указ содержит требования о принятии субъектом предпринимательства внутренних мер самоконтроля законности и правильности оформления совершаемых финансовых и хозяйственных операций. "Именно в результате злонамеренных действий отдельных работников или должностных лиц предприятия и организуется оформление подложных документов, целью которых может быть не только недоплата налогов, но и дезинформации учредителей и собственников фирм о реальном положении дел и суммах причитающихся им дивидендов", - констатировал Василий Каменко.

Указ вступит в силу с 1 января 2013 года.

 

Источник: БелТА

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup